GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-292-298 NIION: 2018-0076-9/21-195 MOSURED: 77/27-023-2021-09-394
МЫШКО Федор Георгиевич,
доктор юридических наук, доцент, Директор института государственного управления и права Государственного университета управления,
e-mail: [email protected]
ШАГИЕВА Розалина Васильевна,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры частного права Государственного университета управления,
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Сфера бюджетной, некоммерческой деятельности ранее не была предметом риск-ориентированного подхода. Однако происходящие в последние годы процессы в различных сферах деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности, не могут не влиять и на изменение отношения к этим процедурам в сфере образования. В представленной статье на основе анализа Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 997 выделяются три категории риска, обусловленные объектом контроля, учет которых при внедрении новой модели риск-ориентированного подхода позволит, как утверждается в статье, сместить акцент от непосредственных проверок в сторону наблюдения за контролируемыми субъектами. Авторы статьи сделали вывод о том, что при реализации риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) в сфере профессионального образования могут активно использоваться только открытые данные, подлежащие размещению на сайтах образовательных организаций в сети Интернет, и данные, размещенные в различных государственных информационных системах.
Ключевые слова: профессиональное образование, государственный контроль (надзор), риск-ориентированный подход, нарушение прав обучающихся, открытые данные.
Annotation. The sphere of budgetary, non-commercial activities has not previously been the subject of a risk-based approach. However, the processes taking place in recent years in various spheres of activity of executive authorities and local self-government, aimed at improving control and
MYSHKO Fyodor Georgievich,
Doctor of Law, Associate Professor, Director of the Institute of Public Administration and Law of the State University of Management
SHAGIEVA Rosalina Vasilevna,
Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Private Law State University of Management
FEATURES OF THE RISK-BASED APPROACH IN THE ORGANIZATION OF STATE CONTROL (SUPERVISION) IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
supervisory activities, cannot but influence the change in attitude to these procedures in the field of education. In the presented article, based on the analysis of the Regulations on Federal state control (supervision) in the field of education, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated June 25, 2021. No. 997 identifies three categories of risk caused by the object of control, the consideration of which, when introducing a new model of a risk-based approach, will allow, as stated in the article, to shift the focus from direct inspections towards monitoring of controlled entities. The authors of the article concluded that when implementing a risk-based approach to the organization of state control (supervision) in the field of vocational education, only open data to be posted on the websites of educational organizations on the Internet and data posted in various state information systems can be actively used.
Key words: vocational education, state control (supervision), risk-based approach, violation of students' rights, open data.
Реформирование контрольно-надзорной деятельности заключается в активном внедрении риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорной деятельности. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю и профилактике правонарушений обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
В науке озвучено различное понимание риск-ориентированного подхода: в «широком» и «узком» смысле [1]. Так, авторы в «широком» смысле, риск-ориентированный подход видят, как оценку рисков, определение органа и механизма, координирующего оценку этих рисков, распределение ресурсов для этих целей. В «узком» смысле под риск-ориентированным подходом понимается контрольно-надзорная деятельность, основанная на оценке рисков нанесения ущерба охраняемым законом ценностям с учетом потенциальной опасности поднадзорных объектов. В этой связи важно правильно сформулировать в законе критерии оценки хозяйствующих субъектов. Контрольно-надзорная деятельность не должна превращаться в «полицейский механизм» для бизнеса, а должна стать помощником, консультантом [2].
Происходящие в последние годы процессы в различных сферах деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности, не могут не влиять и на изменение отношений к этим процедурам в сфере образования и могут стать хорошим аналогом для разработки и реализации соответствующих моделей с учетом особенностей объектов социальной сферы.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 9971 в развитие положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.
Положение выделяет три категории риска.
Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Критериями отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления государственного контроля (надзора) являются:
- критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований:
а) деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (низкий риск);
- критерии вероятности несоблюдения обязательных требований:
б) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по резуль-
1 Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования»: http://pravo.gov.ru
татам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска (средний риск);
в) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: ст. 5.57, ст. 9.13, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, ст. 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска (средний риск);
г) образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах «б» и «в» (высокий риск).
Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска. В случае поступления от контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган в сфере образования сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Исследователи полагают, что результативности и минимизации затрат на контрольно-надзорную деятельность могут стать постоянно действующие мониторинги основных показателей хозяйствующего субъекта [3]. Постоянно действующие мониторинги выступают как определенные стандарты качества образования. Контроль (надзор) за образовательными процедурами должен строиться на оценке таких стандартов [4].
Корректный учет рисков при внедрении новой модели позволит сместить акцент от непосредственных проверок в сторону наблюдения за контролируемыми субъектами [5].
Для профессиональных образовательных организаций (среднего профессионального образования), помимо общих подходов к оценке и категорированию образовательных организаций, приведенных выше, могут применяться дополнительные критерии, основанные на специфике образовательной деятельности.
Так, в числе критериев для профессионального образования могут быть выделены критерии отнесения деятельности образовательных организаций к категориям риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий, возможного несоблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования.
При оценке тяжести негативных последствий возможного несоблюдения образовательными организациями обязательных требований предлагается учитывать (в порядке значимости):
- тяжесть нарушения прав обучающихся в части недостоверности сведений о полученном образовании обучающимися в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 г. № 825 «О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"»1 (далее - ФИС ФРДО). Для оценки тяжести потенциальных негативных последствий используются данные, размещенные в федеральной информационной системе ФИС ФРДО;
- тяжесть нарушения прав обучающихся в части отказа обучающемуся в праве на зачисле-
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 г № 825 «О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"» (вместе с «Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"»). URL: https://online.consultant.ru/ riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=OgfDAnSU6EDiY2yG&cach eid=21FFECB3DDDB3C313FA65FADF44766EC&mode=s plus&base=LAW&n=391310&rnd=CFAFC4B22075A1B2F 2F0A497B0FE8AAB#6WGOAnS8yXjgfns02
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
ние в образовательную организацию в соответствии с требованиями законодательства, вызванного нарушением образовательными организациями требований по внесению в информационную систему результатов приема в образовательную организацию, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»1 (далее - ФИС ГИА и приема). Для оценки тяжести потенциальных негативных последствий используются данные, размещенные в федеральной информационной системе ФИС ГИА и приема;
- тяжесть нарушения прав обучающихся в части права на выбор образовательной информации, образовательной программы на основании открытой информации, размещаемой образовательной организацией в сети Интернет, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»2. Для
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования». URL: https://online.consultant. ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=OgfDAnSU6EDiY2yG&ca cheid=D7A95BF1460CA00135ED05A94B784854&mode= splus&base=LAW&n=312516&rnd=CFAFC4B22075A1B2 F2F0A497B0FE8AAB#VoPOAnSaGWhKKeB91
2 Постановление Правительства Российской
Федерации от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуни-
кационной сети «Интернет» и обновления информации
об образовательной организации». URL: https://online. consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=OgfDAnSU6E DiY2yG&cacheid=CCD8F1A144AC5EB9708F8C2694368 8E8&mode=splus&base=LAW&n=357261&rnd=CFAFC4B 22075A1B2F2F0A497B0FE8AAB#xtXOAnSo5WOZnefw
оценки тяжести потенциальных негативных последствий используются данные мониторинга системы высшего образования Рособрнадзором (приказ Минобрнауки и Рособрнадзора от 14 июля 2014 г. № 10853).
Декомпозиция критериев для определения категорий риска может быть представлена следующим образом.
Критерии для расчета тяжести нарушения прав обучающихся в части недостоверности сведений о полученном образовании обучающимися: Наличие сведений о документах об образовании, выдаваемых с 1 сентября 2013 г., в информационной системе (да/нет); дата внесения сведений о документах об образовании, выдаваемых с 1 сентября 2013 г., в информационную систему (не позднее 60 дней с даты выдачи указанных документов) (соблюдено/не соблюдено).
Критерии для расчета тяжести нарушения прав обучающихся в части отказа обучающемуся в праве на зачисление в образовательную организацию высшего образования:
- дата внесения и полнота сведений о правилах приема, об организации образовательного процесса, а также иных сведений, объявляемых в соответствии с порядком приема;
- дата внесения и полнота сведений об установленных контрольных цифрах приема граждан на обучение, а также о количестве мест для приема граждан на обучение за счет средств федерального бюджета, квотах целевого приема, количестве мест для приема по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; наличие сведений о заявлениях о приеме в образовательную организацию, а также о заявлениях, возвращенных образовательной организацией;
- наличие сведений о результатах вступительных испытаний в образовательную организацию (при наличии), предоставленных льготах и зачислении лиц, успешно прошедших вступительные испытания; наличие сведений о заявлениях лиц, отказавшихся от зачисления;
- соблюдение сроков начала приемной кампании (соответствие фактической даты начала приема и даты, установленной в нормативно-правовых актах (далее - НПА));
- соблюдение сроков проведения приемной кампании (соответствие фактической даты публи-
3 Приказ Рособрнадзора от 14.07.2014 г. № 1085 «Об утверждении показателей и процедуры проведения мониторинга системы высшего образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки». URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi? req=doc&ts=OgfDAnSU6EDiY2yG&cacheid=C7C853D6E 167454754181FEA7A2E6635&mode=splus&base=LAW& n=170350&rnd=CFAFC4B22075A1 B2F2F0A497B0FE8AA B#AZh0AnSwZ3HaqbT02
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
кации приказа о зачислении и даты, установленной в НПА);
- соблюдение сроков окончания приемной кампании (соответствие фактической даты завершения приема оригинала документа установленного образца и даты, установленной в НПА);
- соответствие сведений о количестве баллов ЕГЭ в приказах о зачислении результатам, содержащимся в подсистеме ФИС ЕГЭ и приема;
- наличие в приказе образовательной организации о зачислении на бюджетные места граждан, одновременно зачисленных в другие образовательные организации высшего образования на бюджетные места;
- наличие в приказе образовательной организации о зачислении граждан, зачисленных по вступительным испытаниям, проводимым образовательной организацией, при наличии соответствующих результатов ЕГЭ;
-наличие в приказе образовательной организации о зачислении граждан, зачисленных на второй и последующие курсы;
- наличие в приказе образовательной организации о зачислении граждан, зачисленных как победители или призеры олимпиад школьников без наличия у них результатов ЕГЭ не ниже количества баллов, установленного организацией (не менее 65 баллов), либо с наличием у них результатов ЕГЭ ниже количества баллов, установленного организацией (не менее 65 баллов);
- соответствие сведений, представленных на сайте образовательной организации, и сведений, представленных в федеральной информационной системе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755;
- соответствие сведений об установленных контрольных цифрах приема граждан на обучение, а также о количестве мест для приема граждан на обучение за счет средств федерального бюджета, квотах целевого приема, количестве мест для приема по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, представленных на сайте образовательной организации и в федеральной информационной системе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 августа 2013 г. № 755;
- соответствие сведений о результатах вступительных испытаний в образовательную организацию, предоставленных льготах и зачислении лиц, успешно прошедших вступительные испытания, представленных на сайте образовательной организации и в федеральной информационной системе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 августа 2013 г. № 755.
Критерии для расчета тяжести нарушения прав обучающихся в части права на выбор образовательной информации, образовательной программы на основании открытой информации:
- наличие на сайте общей информации об образовательной организации; наличие на сайте информации о структуре и об органах управления образовательной организацией;
- наличие на сайте информации о реализуемых образовательных программах; наличие на сайте информации о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам по источникам финансирования; наличие на сайте информации о языках, на которых осуществляется образование (обучение);
- наличие на сайте информации о федеральных государственных образовательных стандартах (копии утвержденных ФГОС по специальностям/направлениям подготовки, реализуемым образовательной организацией);
- наличие на сайте информации об администрации образовательной организации; наличие на сайте информации о персональном составе педагогических работников;
- наличие на сайте информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности; наличие на сайте информации о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе;
- наличие на сайте информации о результатах приема, перевода, восстановления и отчисления студентов;
- наличие на сайте информации о предоставлении стипендии и социальной поддержки обучающимся;
- наличие на сайте информации об общежитиях; наличие на сайте информации о количестве вакантных мест для приема (перевода);
- наличие на сайте информации о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании;
- наличие на сайте копии Устава образовательной организации; наличие на сайте копии лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- наличие на сайте копии Свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
- наличие на сайте копии плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
- наличие на сайте копий локальных нормативных актов; наличие на сайте копии отчета о результатах самообследования;
- наличие на сайте копии документа о порядке оказания платных образовательных услуг;
- наличие на сайте копий предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;
- наличие на сайте информации о трудоустройстве выпускников; соответствии установленным нормам обеспеченности основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательных программ высшего образования по всем специальностям и уровням подготовки специалистов, учебных предметов, факультативных и элективных курсов;
- соответствие установленным нормам доли педагогических работников с учеными степенями и (или) званиями;
- соответствие установленным нормам доли педагогических работников - докторов наук и (или) профессоров;
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
- наличие разработанных и утвержденных образовательной организацией образовательных программ;
- наличие учебных планов по реализуемым образовательным программам;
- наличие рабочих программ учебных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальностям, укрупненным группам специальностей;
- наличие программ практик;
- наличие календарных учебных графиков;
- наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам;
- соответствие установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений, задействованных в образовательном процессе;
- наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
- наличие в образовательных организациях высшего образования научных работников.
При оценке вероятности несоблюдения образовательными организациями обязательных требований анализируется информация о результатах ранее проведенных проверок и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.
Таким образом, при реализации риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) в сфере профессионального образования могут активно использоваться открытые данные, подлежащие размещению на сайтах образовательных организаций в сети Интернет, и данные, размещенные в различных государственных информационных системах. Системный мониторинг открытых данных позволит более точечно осуществлять выбор необходимости проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении той или иной профессиональной образовательной организации.
Список литературы:
[1] Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 3. -С. 6-13; Соловьев А.И. Риск-ориентированный подход в системе государственного контроля и надзора в налоговой сфере. Экономика. Налоги. Право. - 2017. - Т. 10. - № 6. - С. 139 - 146.
[2] Ивлева Е.И., Адамская Л.В. Риск-ориентированный подход при организации государственного контроля // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016.
- № 2 (9). - С. 15 - 17.
[3] Дубровская Т.А., Адамская Л.В. Современные экономические условия и возможные финансовые механизмы повышения качества жизни граждан при реализации стратегии инновационного развития страны // Социальная политика и социология. - 2010. - № 7 (61). - С. 135-141.; Ивлева Е.И., Адамская Л.В. Риск-ориентированный подход при организации государственного контроля. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016.
- № 2 (9). - С. 15 - 17.
[4] Ehren M.C.M., & Honingh M.E. Risk-based school inspections in the Netherlands: A critical reflection on intended effects and causal mechanisms. Studies in Educational Evaluation. 37(4). 239 - 248. (2011).
[5] Глушко Е.К. Риск-ориентированный государственный контроль (надзор) // Публичное право сегодня. - 2018. - № 3. - С. 10 - 18.
Spisok literatury:
[1] Avdijskij V.I., Bezdenezhnyh V.M. Ekonomicheskaya bezopasnost' sovremennoj Rossii: risk-orientirovannyj podhod k ee obespecheniyu // Ekonomika. Nalogi. Pravo. - 2016. - № 3. - S. 6-13; Solov'ev A.I. Risk-orientirovannyj podhod v sisteme gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v nalogovoj sfere. Ekonomika. Nalogi. Pravo. - 2017. - T. 10. - № 6. - S. 139 - 146.
[2] Ivleva E.I., Adamskaya L.V. Risk-orienti-rovannyj podhod pri organizacii gosudarstvennogo kontrolya // Rossijskaya nauka i obrazovanie segod-nya: problemy i perspektivy. - 2016. - № 2 (9). - S. 15 - 17.
[3] Dubrovskaya T.A., Adamskaya L.V. Sovre-mennye ekonomicheskie usloviya i vozmozhnye
finansovye mekhanizmy povysheniya kachestva zhizni grazhdan pri realizacii strategii innovacionnogo razvitiya strany // Social'naya politika i sociologiya. -2010. - № 7 (61). - S. 135-141.; Ivleva E.I., Adamskaya L.V. Risk-orientirovannyj podhod pri organizacii gosudarstvennogo kontrolya. Rossijskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy. -2016. - № 2 (9). - S. 15 - 17.
[4] Ehren M.C.M., & Honingh M.E. Risk-based school inspections in the Netherlands: A critical reflection on intended effects and causal mechanisms. Studies in Educational Evaluation. 37(4). 239 - 248. (2011).
[5] Glushko E.K. Risk-orientirovannyj gosu-darstvennyj kontrol' (nadzor) // Publichnoe pravo segodnya. - 2018. - № 3. - S. 10 - 18.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021