Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА К РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА К РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / риск-ориентированный подход / контрольная деятельность / надзор / образовательные отношения / права человека.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титор С.Е., Шагиева Р.В.

Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере контрольно-надзорной деятельности, на оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Титор С.Е., Шагиева Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА К РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

о©4 управление образованием ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-8-142-148 ТИТОР Светлана Евгеньевна,

NIION: 2018-0076-8/21-102 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -08-301 доцент кафедры частного права

Государственного университета управления,

e-mail: setitor@mail.ru

ШАГИЕВА Розалина Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Российской таможенной академии, e-mail: shagsas@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА К РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере контрольно-надзорной деятельности, на оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.

Ключевые слова: образование, риск-ориентированный подход, контрольная деятельность, надзор, образовательные отношения, права человека.

TITOR Svetlana Evgenievna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of Private Law, State University of Management

SHAGIEVA Rosalina Vasilievna,

Doctor of Law, Professor, Professor, Department of Civil Law, Russian Customs Academy

CONCEPT OF TRANSITION TO A RISK-ORIENTED MODEL OF CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES IN THE FIELD

OF EDUCATION

Annotation. Modern state policy is aimed at liberalizing relations in the field of control and supervisory activities, at optimizing the activities of regulatory bodies. One of the directions of such a policy is the application of a risk-oriented approach in the organization of state control.

Key words: education, risk-oriented approach, control activities, supervision, educationalrela-tions, human rights.

По поручениям Президента РФ в 20142015 гг. начата реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Целями реформирования контрольно-надзорной деятельности стали[1]:

- повышение результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: снижение ущерба

охраняемым законам ценностям (жизни, здоровью, материального ущерба);

- снижение административной нагрузки на бизнес по плановым контрольно-надзорным мероприятиям;

- оптимизация и сокращение трудовых, материальных и финансовых ресурсов на проведение контрольно-надзорных мероприятий.

Законодательное закрепление риск-ориентированный подход организации государствен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ного контроля (надзора) нашел в следующих нормативных-правовых актах:

- в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в который были внесены изменения в июле 2015 г.[2];

- Правительством Российской Федерации были утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, перечень видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке[3].

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федера-ции»[4].

Сфера образования ранее не была предметом риск-ориентированного подхода организации государственного контроля (надзора), применялся традиционный метод.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 997[5] в развитие положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования. Положением определена модель применения риск-ориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности в сфере образования.

В целях обеспечения соблюдения и защиты прав и законных интересов участников образовательных отношений, академических свобод образовательных организаций, выполнения ими уставных обязательств перед государством, обществом и потребителями услуг необходима разработка концепции риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - риск-ориентированный подход) в российском образовании (далее - Концепция), в рамках которой предлагается определить общие принципы, цели, задачи и сферу применения, а также направления развития и совершенствования риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования уполномоченными федеральными орга-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

нами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - субъекты контроля (надзора))[6].

Концепция необходима также в целях развития риск-ориентированного подхода в нормативных и методических документах Рособрнадзора, регламентирующих планирование и осуществление контрольно-надзорной и экспертно-аналити-ческой деятельности субъектов контроля (надзора) и органов муниципального контроля в сфере образования[7].

Основной целью применения риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении Рособрнадзором контрольной (надзорной) деятельности является оценка рисков достижения целей деятельности субъектов образовательной деятельности - объектов контроля (надзора), а также содействие объектам контроля (надзора) в сфере образования в проведении такой оценки в целях минимизации влияния рисков.

Основной целью применения риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении Рособрнадзором контрольной (надзорной) деятельности является оценка рисков достижения целей деятельности субъектов образовательной деятельности - объектов контроля (надзора), а также содействие объектам контроля (надзора) в сфере образования в проведении такой оценки в целях минимизации влияния рисков.

К иным целям риск-ориентированного подхода в сфере образования можно отнести содействие объектам контроля (надзора) и заинтересованным сторонам в снижении уровня рисков в областях рисков по обеспечению[8]:

1) обеспечения соблюдения и защиты прав и законных интересов участников образовательных отношений, академических свобод образовательных организаций, выполнения ими уставных обязательств перед государством, обществом и потребителями услуг;

2) достоверности данных мониторинга и иных связанных данных и информации;

3) надлежащего функционирования объектов контроля (надзора), иных органов и организаций при осуществлении своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В качестве задач применения риск-ориентированного подхода в сфере образования предлагается определить:

1) повышение качества деятельности объектов контроля (надзора), изучение областей риска и их изменений за счет заблаговременного выявления рисков, идентификации новых рисков и их оценки;

2) своевременная адаптация деятельности субъектов образовательной деятельности к про-

гнозируемому состоянию социально-экономического положения Российской Федерации;

3) приоритизация мероприятий при планировании контрольной и надзорной деятельности субъектов проверки на основе информации о рисках объектов аудита и (или) в областях риска;

4) оптимизация планирования и использования Рособрнадзором материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов при осуществлении контроля (надзора) за счет их концентрации на объектах контроля (надзора) и областях рисков, в которых выявляются риски, в том числе агрегированные с высоким уровнем рисков;

5) повышение качества предложений (рекомендаций) Рособрнадзором, подготовленных по результатам контрольно-надзорных в части вопросов, касающихся управления рисками;

6) содействие развитию риск-культуры на основе предложений (рекомендаций) Рособрнад-зора, в том числе относительно формирования или совершенствования системы управления рисками.

Применение риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении контроля (надзора) в сфере образования должны основываться на следующих принципах:

1) применение риск-ориентированного подхода не осуществляется обособленно от остальных видов деятельности, а является неотъемлемой частью всех аспектов деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

2) применение риск-ориентированного подхода является частью процесса принятия решений при планировании работы Рособрнадзора и иных органов, осуществляющих функции контроля (надзора) в сфере образования;

3) рациональное использование специальных знаний, опыта, квалификации в разных предметных областях, для чего при необходимости могут привлекаться эксперты, представители заинтересованных сторон;

4) информированность о рисках. Для реализации данного принципа Рособрнадзор, иной орган, осуществляющий государственное управление в сфере образования, стремятся быть информированными о рисках объектов контроля (надзора) и о рисках в областях рисков, способных оказать значимое влияние на достижение стратегических целей и целей деятельности субъектов контроля (надзора), о системах управления рисками объектов аудита и в областях рисков, а также стремятся повышать информированность заинтересованных сторон как об имеющихся, так и о вновь возникающих рисках. Информация, используемая в рамках риск-ориентированного

подхода, включает: внутренние и внешние данные и информацию об объектах контроля (над-зора)и областях рисков, итоги ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, данные мониторинга, обратную связь от заинтересованных сторон, прогнозы и экспертные оценки, иные данные и сведения, связанные с процессом управления рисками. При этом информация должна быть своевременной, достаточной, достоверной, результаты ее использования должны быть целесообразны и обоснованы, а соотношение между полезностью информации и затратами на ее получение приемлемым.

4) содействие Рособрнадзора объектам контроля (надзора) и иным заинтересованным сторонам в части совершенствования управления рисками за счет разработки и направления им соответствующих предложений (рекомендаций) по итогам проведения контрольных и экспертно-а-налитических мероприятий;

5) определение и распространение собственной риск-культуры за счет развития риск-ориентированного мышления у руководства и сотрудников Рособрнадзора, иных органов контроля (надзора) в сфере образования;

6) непрерывному развитию методологии и практики применения риск-ориентированного подхода. Совершенствование риск-ориентированного подхода основано на анализе и применении новых и развивающихся научных, практических подходов, информационных технологий, методов и инструментов в области управления рисками, в том числе с учетом международной практики применения и развития риск-ориентированного подхода.

Применение риск-ориентированного подхода должно реализовываться на следующих этапах:

- планирование деятельности [9] Рособр-надзора и иных органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере образования. При подготовке проекта плана работы Рособрнадзора риск-ориентированный подход применяется посредством:

1) изучения и анализа информации об уровне зрелости систем управления рисками объектов контроля (надзора), накапливаемой и систематизируемой в ходе осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Рособр-надзора;

2) поиска и учета рисков на основе анализа внешней и внутренней среды объектов контроля (надзора);

3) оценки рисков в областях рисков, в деятельности объектов контроля (надзора);

4) рейтингования рисков;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

5) определения объектов контроля (надзора), предмета (тематики) контрольных мероприятий, их целей, планируемых трудозатрат на основании рейтинга риска и оценки рисков.

- при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Риск-ориентированный подход применяется на всех этапах проведения контрольного (надзорного) мероприятия:

1) в ходе подготовительного этапа контрольного (надзорного) мероприятия риск-ориентированный подход применяется для:

определения целей и вопросов мероприятия;

выбора методов осуществления контроля (надзора) и состава процедур на основании оценки рисков в деятельности объекта проверки;

оценки ресурсов, необходимых для проведения мероприятия;

определения размера выборок с учетом оценки существенности и риска контрольно-надзорных мероприятий.

В этих целях изучаются:

факторы, явления и недостатки процессов, оказывающие влияние на области рисков;

ранее выявленные риски объекта проверки, нарушения и недостатки в его деятельности, в том числе носящие системный и систематический характер, и их причины.

2) в ходе основного этапа контрольного (надзорного) мероприятия риск-ориентированный подход применяется для:

1) уточнения характеристик текущих рисков объекта контроля (надзора) (или) идентификации и анализа новых рисков объекта проверки;

2) управления риском, в том числе путем корректировки объема запланированных программой и рабочим планом проведения мероприятия действий (процедур), применяемых методов и предусмотренных для проведения мероприятия ресурсов;

3) определения соответствия деятельности объекта контроля (надзора)законодательным (в рамках выявления потенциальных рисков нарушения законодательства и анализа, реализовавшихся в виде нарушений законодательства рисков) и нормативным требованиям;

4) оценки возможности достижения целей деятельности объекта аудита (ожидаемое отклонение от целей) в рассматриваемый период времени с учетом имеющихся рисков и их характера;

5) оценки полноты и адекватности ключевых индикаторов рисков, систем их мониторинга, применяемых объектом контроля (надзора);

6) мониторинга значений ключевых индикаторов рисков в целях своевременного выявления вероятности и последствий реализации рисков в объектах контроля (надзора)а и областях рисков.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

3) в ходе заключительного этапа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия риск-ориентированный подход применяется для:

1) определения содержания отчета (состава выводов и предложений (рекомендаций) по итогам контрольного (надзорного) мероприятия с учетом результатов оценки рисков;

2) подготовки предложений (рекомендаций) объекту проверки, заинтересованным сторонам, влияющим или способным повлиять на области рисков, включая предложения (рекомендации) по управлению рисками и повышению уровня зрелости системы управления рисками.

В рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности применяются соответствующие элементы риск-ориентированного подхода:

- оценка рисков. Ключевым элементом риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля (надзора) является оценка рисков достижения стратегических целей, целей деятельности объекта проверки, которая включает:

1) идентификацию рисков объекта контроля (надзора) и областей рисков, способных оказать негативное воздействие на достижение целей деятельности объекта проверки. Идентификация рисков предусматривает поиск, определение, описание (документирование) рисков, способных повлиять на достижение поставленных целей. В ходе идентификации рисков формируется и используется генеральная совокупность рисков объекта контроля (надзора) и (или) области рисков, из которой выделяются актуальные риски объекта проверки, способные с учетом динамики изменения условий внешней и внутренней среды оказать влияние на достижение целей. Генеральная совокупность рисков используется при планировании и проведении мероприятий по контролю (надзору).

2) анализ выявленных рисков, их причин, источников и последствий. Анализ рисков объекта проверки и областей рисков нацелен на понимание характера риска и его особенностей. Анализ рисков включает подробное рассмотрение причин и последствий риска, средств контроля, мер по управлению рисками и результатов таких мер. Анализ рисков может проводиться с различной степенью детализации и сложности в зависимости от доступности и достоверности информации и располагаемых ресурсов.

3) качественное и количественное оценивание отдельных (индивидуальных) рисков.

4) оценивание агрегированных рисков и определение рейтинга риска. Оценивание отдельных рисков и агрегированных рисков нацелено на содействие принятию дальнейших решений в части управления рисками. Для оценивания рисков в зависимости от их сложности и значимо-

сти последствий применяются качественные и количественные методы оценки. При определении уровней рисков учитываются целевые ориентиры управления рисками, определяющиеся при помощи показателей ожидаемого риска и критериев риска.

5) сравнение полученных значений рисков с потенциальным риском системы. Сравнение результатов анализа риска позволяет установить критерии риска и потенциальные риски для определения последующих действий для воздействия на риск.

- воздействие на риск. Рособрнадзор может формировать предложения (рекомендации) по управлению рисками объектов проверок или в областях рисков. Рособрнадзор проводит мониторинг реализации предложений (рекомендаций) по управлению рисками объектами контроля (надзора) заинтересованными сторонами в соответствии требованиями менеджмента рисков).

- мониторинг управления рисками. Рособр-надзор осуществляет мониторинг управления рисками объектов проверки и областей рисков, в том числе по итогам проведения контроля (надзора). Задачами мониторинга управления рисками объекта проверки являются:

1) проверка выполнения предложений (рекомендаций) Рособрнадзора по итогам проведенных мероприятий;

2) анализ причин реализовавшихся рисков, идентификация новых рисков и последующая переоценка рисков;

3) разработка предложений (рекомендаций) по совершенствованию системы управления рисками в сфере образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- документирование и информирование о рисках. Результаты контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода фиксируются в документах, подготавливаемых в ходе и по результатам мероприятия.

- содействие снижению уровня рисков. Результаты проведенных мероприятий, предложения (рекомендации), в том числе относящиеся к совершенствованию управления рисками, доводятся до объектов проверки и заинтересованных сторон, обобщаются для последующего использования субъектами образовательной деятельности.

Внедрение и совершенствование риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности должно сопровождаться совершенствованием собственной риск-культуры.

Собственную риск-культуру Рособрнадзор должен основывать на:

1) распространении информации о принципах и важности риск-ориентированного подхода;

2) повышении качества процессов, процедур и инструментов риск-ориентированного подхода;

3) внедрении практики непрерывного обучения и профессионального развития сотрудников Рособрнадзор в области риск-ориентированного подхода;

4) создании, развитии и поддержке актуальной методологической и методической базы по риск-ориентированному подходу;

5) создании, развитии и поддержании систем внутренних коммуникаций, обмена информацией и лучшими практиками по вопросам применения риск-ориентированного подхода;

6) стимулировании вовлечения представителей образовательного сообщества в разработку, внедрение и применение риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля);

7) применении иных мер по созданию, развитию и поддержанию риск-культуры;

8) изучении российского (регионального) и международного опыта применения риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий по контролю (надзору).

Развитие риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) включает в себя следующие основные этапы:

1) подготовка и утверждение целевой модели применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий;

2) разработка методологического и методического обеспечения, включающего:

методический документ по применению риск-ориентированного подхода, содержащий детальное описание элементов, методов и инструментов риск-ориентированного подхода, а также регламентацию действий участников мероприятий;

отдельные инструменты риск-ориентированного подхода (с описанием процедуры их применения);

модели оценки зрелости систем управления рисками различных объектов проверки и областей рисков;

методики расчета риска контрольно-надзорных мероприятий;

методический документ, определяющий методологию оценки применения риск-ориентированного подхода в Рособрнадзоре, иных органах исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере образования;

методический документ по оценке рисков объектов проверки и областей рисков;

иные документы Рособрнадзора, методические указания и рекомендации, устанавливающие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

особенности применения риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-надзорных мероприятий;

3) приведение внутренних нормативных документов Рособрнадзора, иных органов исполнительной власти в соответствие с основной Концепцией;

4) поэтапное внедрение риск-ориентированного подхода, включая обязательный этап апробации разработанного методологического и методического обеспечения, а также иных документов, регламентирующих применение риск-ориентированного подхода, по итогам апробации.

Эффективность применения риск-ориентированного подхода должна обеспечиваться, в том числе за счет[10]:

1) цифровизации и автоматизации деятельности с применением риск-ориентированного подхода, включающих:

разработку и реализацию алгоритмов непрерывного мониторинга и машинного обучения;

внедрение автоматизированных и дистанционных методов и моделей контроля (надзора);

автоматизацию процессов применения риск-ориентированного подхода при документировании и подготовке отчетов по итогам мероприятий;

применение иных методов цифровизации мероприятий контроля (надзора).

Ожидаемыми результатами применения риск-ориентированного подхода в сфере образования следует считать:

1) оптимизация использования ресурсов контрольно-надзорных органов в образовании за счет их концентрации на объектах контроля (надзора) и областях рисков с высокими уровнями рисков;

2) увеличение доли охвата контрольными мероприятиями объектов контроля (надзора) и областей рисков, характеризующихся высокими уровнями рисков;

3) повышение гибкости и скорости реагирования на новые вызовы, изменения внешней среды, изменения в деятельности объектов проверки и областей рисков за счет мониторинга и переоценки рисков;

4) положительные оценки деятельности Рособрнадзора и региональных органов со стороны общества, иных заинтересованных сторон.

Ожидаемыми результатами применения риск-ориентированного подхода для субъектов образовательной деятельности и областей рисков могут стать:

1) снижение нагрузки на объекты контроля (надзора) и области риска с высоким уровнем зрелости системы управления рисками;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

2) содействие снижению уровня рисков достижения целей деятельности объектов проверки;

3) совершенствование систем управления рисками объектов проверок и в областях рисков;

4) повышение ценности и востребованности предложений (рекомендаций) Рособрнадзора.

Список литературы:

[1] Терелянский П.В., Титор С.Е., Косарин С.П. Концепция цифрового надзора за соблюдением трудового законодательства. «Socio-Economic Systems: Paradigms for the Future» серии книг: «Studies in Systems, Decision and Control» (Scopus и/или Web of Science), издательства Springer / В кн.: Попкова Е.Г., Серги Б.С. (ред.) «умные технологии» для общества, государства и экономики. ISC 2020. Конспекты лекций по сетям и системам, том 155. Спрингер, Чам. https://doi. org/10.1007/978-3-030-59126-7_2. С. 11-18.

[2] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[3] Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

[5] Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования».

[6] Сидорова Е.З. Риск-ориентированный подход в образовательной среде как приоритетное направление развития образования / В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы XXIV Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 49-52.

[7] Gärtner H., & Pant H.A. How valid are school inspections? Problems and strategies for validating processes and results. Studies in Educational Evaluation. 3011. № 37. С. 85-93..

[8] Гладкина Е.М. Риск - ориентированный подход к аудиту в современных бизнес-процессах / В сборнике: Актуальные направления развития бухгалтерского учета, налогообложения и статистики в инновационно-ориентированной экономике. Материалы IV международной научно-прак-

тической конференции. Усенко Л.Н. (ответственный редактор). 2015. С. 316-319.

[9] Лебедева М.Э. Риск-ориентированный подход к составлению плана внутреннего аудита // Актуальные проблемы экономики современной России. 2014. № 1. С. 272-274.

[10] Левитский Д.Н., Пиканов К.А. Риск-ориентированный подход как основа принятия управленческих решений // Наука и техника в газовой промышленности. 2016. № 1 (65). С. 23-28.

Spisok literatury:

[1] Terelyanskij P.V., Titor S.E., Kosarin S.P. Koncepciya cifrovogo nadzora za soblyudeniem tru-dovogo zakonodatel'stva. «Socio-Economic Systems: Paradigms for the Future» serii knig: «Studies in Systems, Decision and Control» (Scopus i/ili Web of Science), izdatel'stva Springer / V kn.: Popkova E. G., Sergi B. S. (red.) "umnye tekhnologii" dlya obsh-chestva, gosudarstva i ekonomiki. ISC 2020. Kons-pekty lekcij po setyam i sistemam, tom 155. Springer, CHam. https://doi.org/10.1007/978-3-030-59126-7_2. S. 11-18.

[2] Federal'nyj zakon ot 26 dekabrya 2008 g. № 294-FZ «O zashchite prav yuridicheskih lic i indi-vidual'nyh predprinimatelej pri provedenii gosudarst-vennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kon-trolya».

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.08.2016 g. № 806 «O primenenii risk-orientirovannogo pod-hoda pri organizacii otdel'nyh vidov gosudarstven-nogo kontrolya (nadzora) i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii».

[4] Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 248-FZ «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii».

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 iyunya 2021 g. № 997 «Ob utverzhdenii Polozheniya o fed-eral'nom gosudarstvennom kontrole (nadzore) v sfere obrazovaniya».

[6] Sidorova E.Z. Risk-orientirovannyj podhod v obrazovatel'noj srede kak prioritetnoe napravlenie razvitiya obrazovaniya / V knige: Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Materialy XXIV Vser-ossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2019. S. 49-52.

[7] Gärtner, H., & Pant, H. A. How valid are school inspections? Problems and strategies for validating processes and results. Studies in Educational Evaluation. 3011. № 37. S. 85-93.

[8] Gladkina E.M. Risk - orientirovannyj podhod k auditu v sovremennyh biznes-processah / V sbornike: Aktual'nye napravleniya razvitiya buhgalter-skogo ucheta, nalogooblozheniya i statistiki v innova-cionno-orientirovannoj ekonomike. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Usenko L.N. (otvetstvennyj redaktor). 2015. S. 316319.

[9] Lebedeva M.E. Risk-orientirovannyj podhod k sostavleniyu plana vnutrennego audita // Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoj Rossii. 2014. № 1. S. 272-274.

[10] Levitskij D.N., Pikanov K.A. Risk-orienti-rovannyj podhod kak osnova prinyatiya uprav-lencheskih reshenij // Nauka i tekhnika v gazovoj promyshlennosti. 2016. № 1 (65). S. 23-28.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.