DOI 10.47643/1815-1329_2022_4_71 УДК 349.41
ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДА КРАСНОДАР В 2010-2022 гг.: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ PRACTICE OF IMPLEMENTING MUNICIPAL LAND CONTROL
IN THE MUNICIPALITY OF KRASNODAR IN 2010-2021: LEGAL REGULATION, ANALYSIS, WAYS OF IMPROVEMENT
ЗВЯГИНЦЕВА Дарья Владимировна,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры земельного, трудового и экологического права,
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».
350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина,13.
E-mail: kuddv@mail.ru;
ZVYAGINTS EVA Daria Vladimirovna,
candidate of legal sciences,
associate professor of the department of land, labor and environmental law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia. E-mail: kuddv@mail.ru
Краткая аннотация: В статье анализируется практика осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании г. Краснодар с 2010 г. по настоящее время, рассматривается правовое регулирование муниципального земельного контроля до и после принятия федерального закона № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предлагаются дальнейшие направления совершенствования правового регулирования муниципального земельного контроля.
Abstract: The article analyzes the practice of implementing municipal land control in the municipality of Krasnodar from 2010 to the present, discusses the legal regulation of municipal land control before and after the adoption of federal law No. 248-FZ "On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation", further directions for improving the legal regulation of municipal land control are proposed.
Ключевые слова: контрольная деятельность, муниципальный контроль, земельный контроль, муниципальный земельный контроль, реформа контрольно-надзорной деятельности, муниципальные органы власти.
Keywords: control activity, municipal control, land control, municipal land control, reform of control and supervisory activities, municipal government.
Для цитирования: Звягинцева Д.В. Практика осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании города Краснодар в 2010-2022 гг.: правовое регулирование, анализ, направления совершенствования // Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 71-74. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_71.
For citation: Zvyagintseva D.V. Practice of municipal land control in the municipality of Krasnodar in 20102022: legal regulation, analysis, ways of improvement // Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 71-74. http://doi. org/10.47643/1815-1329_2022_4_71.
Статья поступила в редакцию: 10.02.2022
На современном этапе муниципальному земельному контролю отводится важная роль в политике государства, так как земельный муниципальный контроль ответственен за контроль за охраной земель, их рациональное использование, благоустройство территорий, и в конечно итоге - на уровень жизни населения.
На протяжении исследуемого периода и ранее, федеральные нормы о муниципальном земельном контроле достаточно часто менялись ввиду совершенствования данного вида контроля. Соответственно, изменя-
лись и муниципальные правовые акты. В разные годы в исследуемый период на муниципальном уровне муниципальный земельный контроль регулировался такими актами, как Положение о муниципальном земельном контроле в г. Краснодар, Положение об управлении муниципального контроля администрации г. Краснодар, постановление об утверждении порядка осуществления осмотра земельных участков на территории г. Краснодар и другими актами.
В настоящий момент согласно положению о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Краснодар (далее - МО г. Краснодар), муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) [1], Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) [2], Уставом МО г. Краснодар и положением «О муниципальном земельном контроле на территории МО г. Краснодар» от 16 июля 2009 г. в редакции от 16 декабря 2021 г. (далее - Положение о муниципальном земельном контроле).
Для того, чтобы проанализировать практику осуществления земельного муниципального контроля, необходимо дать определение данному понятию, а именно - исследовать, что понимает законодатель под муниципальным земельным контролем.
Земельный кодекс РФ, принятый в октябре 2001 года, содержал статьи о муниципальном земельном контроле. Ст. 72 Земельного кодекса РФ указывала, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Данная формулировка позволяла сделать вывод, что муниципальный земельный контроль осуществляется только за использованием земель, а также что в осуществлении муниципального земельного контроля задействован не один орган местного самоуправления [3].
На тот момент в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществлялся в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [4].
В 2012 г. законодателем в данную статью были внесены изменения, текст ст. 72 Земельного кодекса РФ был сокращен. Так, п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ определил, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
Позже в эту статью были внесены очередные изменения и с 1 января 2015 г. статья содержала определение понятия земельного муниципального контроля. Согласно п. 1 данной статьи под муниципальным земельным контролем понималась деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Нечеткость определения муниципального земельного контроля на федеральном уровне привела к проблемам его осуществления органами местного самоуправления. Позже данная статья была изменена.
Действующий Земельный кодекс РФ содержит новую редакцию статьи 72,
вступившую в силу с 1 июля 2021 г., которая определяет, что муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
В настоящий момент согласно положению о муниципальном земельном контроле на территории МО г. Краснодар муниципальный земельный контроль - муниципальный контроль, осуществляемый на территории МО г. Краснодар.
Согласно статистическим данным за 2010 г. Управлением муниципального контроля администрации МО г. Краснодар проведено 2111 проверок соблюдения земельного, градостроительного и имущественного законодательства, из них 1674 - по соблюдению земельного законодательства.
В результате проведенных проверок было выявлено 839 нарушений земельного, градостроительного законодательства и требований органов местного самоуправления по использованию муниципального имущества. Из них по 103 объектам материалы проверки были направлены в территориальное управление Роснедвижимо-сти по Краснодарскому краю.
За период с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. специалистами управления муниципального контроля администрации МО г. Краснодар были проведены 894 проверок соблюдения требований земельного законодательства, было выявлено 1248 нарушения, привлечено к административной ответственности 853 нарушителя.
За 2012 г. специалистами управления муниципального контроля администрации МО г. Краснодар были проведены 672 проверки соблюдения требований земельного законодательства, выявлено 884 нарушения, привлечено к административной ответственности 672 нарушителя.
В 2015 г. проведена 571 проверка. В административные комиссии внутригородских округов в 2015 г. было направлено 548 протоколов об административных правонарушениях.
По истечении второго квартала 2018 года было проведено 154 внеплановых проверки соблюдения земельного законодательства. В административные комиссии внутригородских округов за этот период направлено 142 протокола об административных правонарушениях.
За отчетный период 2019 г. было проведено 126 проверок соблюдения земельного законодательства. В результате проведенных проверок выявлено 117 нарушений требований по соблюдению земельного законодательства. Составлено 374 акта визуальной фиксации.
В качестве профилактики правонарушений управление проводило разъяснительную работу среди землепользователей путем размещения агитационных материалов на рекламных щитах города, на местном телевидении.
За истекший 2021 г. проведено 255 проверок соблюдения земельного законодательства, и составлено 611 актов визуальной фиксации использования земельных участков. В результате проведенных мероприятий выявлено 493 нарушения требований по соблюдению земельного законодательства. За период проведения указанной работы в Управление Росреестра по Краснодарскому краю направлено 182 материала для привлечения правообладателей земельных участков к административной ответственности.
Вместе с тем, следует отметить, что в ряде случаев в ходе проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю на территории МО г. Краснодар при выявлении фактов использования земельных участков не по целевому назначению, также были установлены признаки самовольных построек в отношении объектов, расположенных на данных земельных участках. За 2021 г. проведено три заседания комиссии по пресечению самовольного строительства на территории МО г. Краснодар при администрации МО г. Краснодар, по результатам проведения которых принято решение о сносе 21 объекта капитального строительства. На основании протоколов комиссии издано два постановления администрации МО г. Краснодар.
Анализ практики показывает, что за исследуемый период 2010-2022 гг. количество проверок, как плановых,
так и внеплановых постепенно снижается, это объясняется тем, что в 2014 г. в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин говорил о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. «Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений» [5].
Практика осуществления муниципального земельного контроля на территории сельских поселений МО г. Краснодар показывает, что наиболее часто встречающимися нарушениями земельного законодательства и муниципальных нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права, являются:
1. Самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [6]. Как показывает анализ, это наиболее часто выявляемое нарушение земельного законодательства.
2. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исследование показало, что за последнее время скопилось достаточно много проблем в сфере муниципального земельного контроля. Это такие проблемы, как несоответствие нормативно-правовых актов современным реалиям, ограниченность финансирования органов местного самоуправления, проблемы при взаимодействии органами муниципального земельного контроля и органами государственной власти, нестыковки в законодательстве о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательстве об административных правонарушениях. Все эти проблемы в целом влияют на снижение эффективности системы муниципального земельного контроля. Вся система земельного муниципального контроля в настоящее время пересматривается и обновляется. В ее основе - профилактика земельных нарушений, риск-ориентированный подход, введение новый цифровых технологий в работу органов земельного муниципального контроля. Внесенные изменения Федеральным законом № 248-ФЗ дали основу для дальнейшей большой работы по осуществлению новых правовых норм на практике, разработке необходимых нормативно-правовых актов и адаптации органов местного самоуправления к новому законодательству.
Библиография:
1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
2. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ//СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
3. Поставная Н.П. Муниципальный земельный контроль и интересы населения // Журнал российского права. 2009. №8 (152). URL: https://cyberleninka.rU/arHcle/n/munitsipalnyy-zemelnyy-kontrol-i-interesy-naseleniya (дата обращения: 08.02.2022).
4. Аверьянова Н.Н. Полномочия местных органов власти в сфере управления земельными отношениями // Ленинградский юридический журнал. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/polnomochiya-mestnyh-organov-vlasti-v-sfere-upravleniya-zemelnymi-otnosheniyami (дата обращения: 08.02.2022).
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Российская газета. 2014. № 278.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. №195-ФЗ// СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
References:
1. The Land Code of the Russian Federation: Federal Law No. 136-FZ of 25.10.2001// SZ RF. 2001. No. 44. St. 4147.
2. On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation: Federal Law No. 248-FZ of 31.07.2020//Federal Law of the Russian Federation. 2020. No. 31 (Part I). St. 5007.
3. Postavnaya N.P. Municipal land control and interests of the population // Journal of Russian Law. 2009. №8 (152). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalnyy-zemelnyy-kontrol-i-interesy-naseleniya (accessed: 08.02.2022).
4. Averyanova N.N. The powers of local authorities in the field of land relations management // Leningrad Law Journal. 2012. No.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-mestnyh-organov-vlasti-v-sfere-upravleniya-zemelnymi-otnosheniyami (date of address: 08.02.2022).
5. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 04.12.2014 // Rossiyskaya Gazeta. 2014. No. 278.
6. Code of the Russian Federation on Administrative Offences: Federal Law No. 195-FZ of 30.12.2001// SZ RF. 2002. No.1 (P.1).
Article 1.