К 95-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева и 20-летию МНЭП^^^^^
С.А. СТЕПАНОВ доктор педагогических наук, профессор Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ)*
Проблемы глобализации в философии экологии Н.Н. Моисеева и современность
Происходящие сегодня глубинные процессы перестройки мира как в физическом (глобальный экономический кризис, изменение климата, загрязнение окружающей среды, грозящее глобальным экологическим кризисом, всеобщее истощение природных ресурсов, ставящее под сомнение благополучие жизни будущих поколений жителей Земли), так и в социально-гуманитарном плане (нарушения и изменения традиций и культур народов, качества жизни и структуры потребления, моральных и этических устоев, тенденций и содержания современного образования и науки) определили содержание трудов академика РАН Никиты Николаевича Моисеева, в которых указанные процессы рассматриваются во взаимосвязи с российской спецификой, а также с естественнонаучных, гуманитарных, правовых, этических позиций и достижений современной науки. Актуальные философские и социально-экономические воззрения Н.Н. Моисеева в последнее десятилетие прошлого века сформировались в новую отрасль гуманитарных наук - экополитологию и стали востребованы в официальной политике, общественном экологическом движении и науке. Н.Н. Моисеев стал одним из первых экополитологов.
Читая изданную несколько лет назад энциклопедию русской философии и знакомясь с тематическим блоком, раскрывающим вклад русских философов в разработку «конкретных проблем» и разделов философского знания: «философия религии», «теория познания», «онтология», «философия права», «философия истории», «эстетическая мысль», «этическая мысль», «логическая мысль», «философия имени», не встретишь ни терминов, ни имен современных философов и исследователей философских «конкретных» проблем цивилизации, испытывающей сегодня сложнейший процесс глобализации и ее вызовы, главные из которых
л
экологический и природоресурсный кризисы1. Возникает ощущение
* Степанов Станислав Александрович, e-mail: ecosas@rambler.ru
1 См.: Русская философия: Энциклопедия/ Под общ. ред. М.А. Маслина; Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. М., 2007.
изолированности современной русской философии и незначительности для ее внимания происходящих сегодня глубинных процессов перестройки мира и в социально-гуманитарном плане.
Ущербность философской антропологии или невостребованность гуманитарных исследований
человека?
Известно, что в советское время официальным исследованиям философских аспектов человека уделялось недостаточное внимание. Считалось, что человек должен рассматриваться как производное общества, совокупность общественных отношений и элемент производительных сил. «Поворот» к философскому изучению человека, начатый в 60-е гг. ХХ в. и обусловленный ослаблением идеологического пресса, пониманием в обществе необходимости раскрепощения творческих начал личности, так и не получил завершенного осмысления человека как составной части природы (биосферы) в современном антропогенезе. Исследовать человека вне природы, окружающей его среды - то же самое, что изучать высшую математику, не зная основ элементарной.
За небольшим исключением, философские вопросы природы, изменения биосферы под воздействием человека представлены в энциклопедии ограниченным числом статей и биографических справок о русских мыслителях в этих областях преимущественно прошлых веков. Значительная по объему статья В.М. Федорова о В.И. Вернадском - «естествоиспытателе, мыслителе, основателе учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, радиологии, биогеохимии и др. научных направлений» не дает адекватного представления о значении трудов этого ученого как методологической основы решения проблем окружающей среды и не акцентирует внимание на том, что существенную часть исследований наш великий соотечественник посвятил философским и методологическим проблемам, многообразию пространственно-временных состояний материи, структуре и свойству времени, логике опытных и наблюдательных наук, природе научного мировоззрения, философии
естествознания, взаимодействию естествознания и философии, сол
циальным функциям науки, этике научного творчества1.
Действительно, сегодня в связи с необходимостью осмысления происходящих процессов глобализации наблюдается повышенный интерес к научному наследию В.И. Вернадского, ставшему
о
методологической основой теории ноосферы2 (термин введен
См.: Русская философия: Энциклопедия, с. 736.
2 Ноосфера - от греч. пооэ - ум и сфера; сфера разума - гипотетическое будущее состояние общества и его взаимодействие с природой, в котором приоритетное место будет занимать разум. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ноосфера характеризуется
французскими учеными П. Тейяром де Шарденом и Э. Ле Руа в 1927 г.), современной экологии как системы наук о Земле и отношениях человека и природы и глобалистики как междисциплинарной области научных исследований, призванных выявить сущность, тенденции и причины глобализации и путем научных, философских, культурологических и прикладных исследований определить способы утверждения позитивных и преодоления негативных для человечества и окружающей его природы последствий этой глобализации.
В то время как в западной теории глобалистики обозначились два противоположных направления исследования этого явления: «технократическое» (упование на научно-технический прогресс, способный устранить негативные последствия глобализации) и «технопессимистическое» (научно-технический прогресс, крупный международный капитал и транснациональные корпорации - виновники и пособники негативных последствий глобализации и ее глобальных вызовов), в российской науке и философии исследования проблем глобализации сформировались по трем основным «бесконфликтным» направлениям: философско-методологическому (философские основания, сущность, генезис глобальных процессов, осмысление социально-политических и экономических последствий глобальных проблем), социоприродному (исследование негативного влияния на окружающую природную среду, состояние природных ресурсов), культурологическому (влияние глобализации в сфере научно-технического прогресса, народонаселения, здравоохранения, культуры, образования)1.
Известные современные российские ученые А.Л. Яншин, Н.Н. Моисеев, Д.М. Гвишиани, В.Л. Иноземцев, Н.Ф. Реймерс, А.С. Панарин, В.С. Степин, А.С. Исаев, Н.С. Касимов, Ю.А. Израэль, В.И. Данилов-Данильян, С.П. Капица, К.С. Лосев, В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, А.Д. Урсул, Н.М. Мамедов, В.В. Снакин, И.А. Сосунова и другие разрабатывали и продолжают разрабатывать и исследовать по указанным выше направлениям проблемы глобализации, устойчивого развития, взаимоотношений человека, природы, общества.
Эти и другие российские ученые внесли заметный вклад в становление и развитие новой комплексной области знаний -экологии как системы наук о разных аспектах взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой, в том числе о совместном развитии человека, сообществ людей в целом и окружающей среды, изучающей также биотические механизмы регуляции и стабилизации окружающей среды, механизмы, обеспе-
также как общество, где мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой (см.: Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.-СПб.- Нью-Йорк, 2006, с. 631).
1 См.: Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь, с. 191.
чивающие устойчивость жизни. Экология, по образному выражению Н.Ф. Реймерса, «покинула родные стены биологически чистого дома и, оттеснив материнскую науку - биоэкологию, частично старушку -географию со многими ее солидными отраслевыми потомками типа биогеографии и отчасти климатологии, чуть-чуть социологию, гигиену, даже экономику, заняла, взрывообразно внедрившись между
естественными и общественными науками, самостоятельное место в
- 1
системе знаний»1.
Интегративный подход на стыке естественнонаучных и гуманитарных знаний на базе экологии с ее более чем ста научными дисциплинами позволил исследователям процессов глобализации, современной цивилизации, перманентной модернизации выйти на глубокое философское, социально-экономическое и политологическое осмысление путей снижения негативных последствий этих глобальных явлений.
Вне традиционной официальной философии, а именно в среде внеинституциональной философии сформировались ее новые направления: философия природы (исследующая наиболее фундаментальные, предельные основания существования природы); философия экологии (как комплекс философско-методологических дисциплин, изучающих базовые идеи, основные понятия и проблемы общей теории экологии, геоэкологии, биоэкологии, социоэкологии, антропоэкологии); философская глобалистика (исследующая мировоззренческие, культурологические и другие аспекты процессов глобализации и ее последствий); философия устойчивого развития (исследующая и прогнозирующая последствия глобализации и ее вызовов, осмысление возможных путей снижения их негативных последствий); философия техники (исследующая наиболее общие закономерности развития техники, технологий, инженерной и технической деятельности, а также места их в человеческой культуре, отношения человека и техники, техники и природы, эстетические и этические проблемы современной техники и технологии)2.
Возникновение внеинституционального философского осмысления глобальных изменений в мире обусловлено прежде всего тем, что в философии и общественных науках и прежде всего в истории исследованию человека как естественной составляющей биосферы не уделялось должного внимания, в связи с чем, по мнению академика Н.Н. Моисеева, общественные науки в целом оказались не в состоянии осмыслить и принять углубляющиеся процессы глобализации и экологического кризиса.
Понятно, что наука не может проектировать и моделировать будущее на много лет и десятилетий вперед. Но в результате своих
1 Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. Учеб. пособие. М.,1993,с. 5-6.
2 См.: Глобалистика: Международный междисциплинарный..., с. 951-957.
исследований предупреждать, говорить о пределах возможного и разумного - ее долг. Как это было с политическим решением руководства страны по отводу нефтяной трубы от озера Байкал и по переносу с территории природного заповедника в Сочи ряда олимпийских объектов. Голос ученых и общественного экологического движения упал на подготовленную почву и был услышан политиками. Чего нельзя сказать о научной оценке разразившегося недавно общемирового финансового кризиса как негативного проявления общего процесса глобализации. У экспертного сообщества не хватило аргументов, чтобы предупредить о надвигавшемся кризисе и неизбежных потерях России уже как составной части глобального экономического рынка. Поспешные заявления ведущих политиков страны о неуязвимости ее системы - показатель слабости научных исследований глобализации и ее составляющих: экономических, ресурсных, политических, экологических и т.д.
Экологический императив как базовая категория философии экологии Н.Н. Моисеева
В связи с этим необходимо отметить, что труды Н.Н. Моисеева, в которых глобальные мировые процессы рассматриваются во взаимосвязи с российской спецификой, а также с естественнонаучных, гуманитарных, правовых, этических позиций и достижений современной науки, значительно выделяют этого ученого среди отечественных и зарубежных исследователей. В последние два десятилетия своей жизни он много внимания уделял историческому и философскому осмыслению развития биосферы, человека как ее составной части, формированию принципов ограничения антропогенного воздействия на природу. Актуальные философские и социально-экономические воззрения Н.Н. Моисеева в последнее десятилетие прошлого века сформировались в новую отрасль гуманитарных наук - экополитологию и стали востребованы в официальной политике, общественном экологическом движении и науке. Н.Н. Моисеев стал одним из наиболее цитируемых российских ученых.
Столь пристальное внимание ученых и общественности к личности Н.Н. Моисеева, его научному наследию объясняется тем, что он был и остается одним из немногих видных российских ученых и общественных деятелей, удачно сочетавших активную публичную деятельность и глубокое естественнонаучное, философское и социально-экономическое осмысление «проблемы взаимодействия человека, природы и общества, т.е. экологии в ее современном понимании, как системы наук о собственном доме - биосфере и правилах жизни человека в этом доме».
Как академик А.Д. Сахаров, эволюционировавший от выдающегося советского ученого-ядерщика к не менее выдающемуся общественному деятелю и правозащитнику, для которого права человека и свободы стали высшей ценностью и его гражданской позицией, так и академик Н.Н. Моисеев постепенно перешел от теоретических разработок военной ракетной техники в советскую эпоху к естественнонаучным (математическим) и гуманитарным исследованиям состояния и прогноза развития биосферы и общества в условиях усиления антропогенного воздействия на них и надвигающейся угрозы глобального экологического кризиса.
После многолетних эмпирических исследований, проведенных в Вычислительном центре АН СССР с использованием математических расчетов антропогенного воздействия на биосферу и философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества, Н.Н. Моисеев сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив», которое обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». И этот императив как закон, требование, безусловный принцип поведения имеет объективный характер, так как «не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo sapiens1. Но реализация этого отношения зависит от воли человека! Вот почему, утверждал Н.Н. Моисеев, использование термина, аналогичного кантовскому императиву, совершенно не случайно2.
Таким образом, экологический императив является базовой категорией и фундаментом нового историко-философского направления - философии экологии.
Но экологическая философия Н.Н. Моисеева как представителя внеинституциональной философии так и не признана официальным философским сообществом России. Отсюда можно сделать неутешительный вывод, что в начинающемся XXI в. продолжается историческая модель противостояния институциональных (государственных) университетских философских кафедр и «вольных» философов, не обремененных официальными академическими должностями.
Тем не менее с помощью развивающейся экологии и философии экологии естественнонаучные и гуманитарные аспекты биосферы начинают проникать в науки о человеке и современном обществе. В этих исследованиях заметно выделяется концепция универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева, в рамках которой рассматриваются взаимоотношения человека, природы и общества с позиций интенсивно
1 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.,1988, с. 78.
2 См.: Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. М., 1994, с. 8.
развивающейся в последние годы в российской науке теории самоорганизации (или синергетики). Здесь Н.Н. Моисееву удалось синтезировать подходы с позиций и философии и естественных наук.
Естественнонаучные и социально-гуманитарные обобщения Н.Н. Моисеева придали философии экологии и прогностические функции, которые в сочетании с педагогическими воззрениями и новыми подходами в формировании задач перестройки национального и общеевропейского образования в условиях информационного общества делают философию экологии Н.Н. Моисеева теоретической основой экологической культуры как новой парадигмы общечеловеческой культуры и нравственности.
Именно занятия философскими проблемами и вопросами экологического образования, в которых академик «видел ключ к цивилизации наступающего столетия», подвигли Н.Н. Моисеева после отставки с поста заместителя директора Вычислительного центра АН СССР в 1986 г. полностью окунуться в безбрежные вопросы глобализации, энвайронментальные (от англ. environmental - охрана окружающей среды как действие, технологии), политологические и социально-экономические проблемы современности.
Необходимо отметить, что философия экологии Н.Н. Моисеева выступает ответом на вызовы и проблемы современного рационализма, выносит на обсуждение научного сообщества проблемы, идеи универсального эволюционизма, перерабатывает их в философские категории. Оперируя ими, философия экологии способна открывать новые смыслы и понятия, выходящие за рамки собственно философии и наполнять новым содержанием социально-экономические, эколого-политологические, психолого-педагогические и правовые науки. По мере их дальнейшей разработки и интеграции в культуру с ее теоретическими и прикладными аспектами эти категории, смыслы и понятия могут стать порождающим ядром мировоззренческих универсалий новой культуры и нового типа общества. К этим понятиям и смыслам относятся: «Коэволюция природы и общества», «Энвайронментальная этика», «Модернизация и экология», «Экологическая ниша человечества», «(Экология и нравственный императив», «Экологическое мировоззрение и культура», «(Глобализм и современное образование», «Экологический кризис и современные науки», «(Экополитология», «(Системный анализ в экополитологии», «(Механизмы подчинения ограничениям», «(Цивилизационный кризис как переход биосферы в состояние бифуркации», «(Мир ТНК и глобализация», «(Универсальный эволюционизм и коллективный интеллект», «(Современный антропогенез и цивилизационные разломы», «(Противостояния цивилизаций», «(Стратегия переходного периода (устойчивого развития)», «(Система «(Учитель» и др.
«Система «Учитель» как историко-философская парадигма и обоснование философии экологии в последних трудах Н.Н. Моисеева выступает и как психолого-педагогическая концепция реформирования современного образования. Обоснования этой концепции на базе философского осмысления процессов глобализации и проблем экологического кризиса позволили ему выработать важные методологические подходы к перестройке отечественного образования с эколого-политологической доминантой, стать признанным авторитетом в современном образовании.
Для понимания логики мышления и аргументации Н.Н. Моисеева в его экологической философии важно знать предысторию его «погружения» в конце 60-х гг. прошлого века в философию отношений человека и природы. Не без влияния Н.В. Тимофеева-Ресовского академик начал заниматься изучением биосферы как единой целостной системы. Эффект «ядерной ночи» и как следствие «ядерной зимы» - результат математических расчетов по методологии, разработанной в ВЦ АН СССР, предостерег политиков США и СССР от гонки ядерных вооружений вследствие невозможности применения ядерного оружия с учетом последствий этого применения. После этого проблемы антропогенного воздействия на биосферу и его последствия для жизни человека стали профессиональным, научным интересом Н.Н. Моисеева. Постоянные размышления в этом направлении выделили его среди основных отечественных теоретиков социальной экологии и философии экологии. К его экспертным заключениям и мнениям стали прислушиваться в российских правительственных и зарубежных научных кругах. В 1986 г. Н.Н. Моисеев возглавил научный совет АН СССР по подготовке предложений по снижению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; в 1992 г. - возглавил экспертный совет при Правительстве Российской Федерации по оценке кризисных ситуаций; вошел в состав Совета при Президенте страны. Вместе с американскими учеными консультировал главу Правительства России накануне российско-американских переговоров по урегулированию возникших вопросов по предотвращению распространения ядерных вооружений (ОСНВ-2). Удостоен главной научной российской премии им. П. Капицы и международного признания - стал лауреатом премии ООН «Глобал-500». Осознание того, что «регулятивные механизмы биоты перестали срабатывать» и человечеству слишком мало осталось времени, чтобы перестроить свои отношения с биосферой и не войти в процесс необратимого движения к «экологическому коллапсу», побудило Н.Н. Моисеева заняться также организационной деятельностью в общественном экологическом движении страны: он стал президентом российского отделения Международного Зеленого Креста, президентом российского комитета содействия ЮНЕП ООН (ЮНЕПком России), президентом Международного независимого
эколого-политологического университета; возглавил редакции журналов - «Экология и жизнь», «Экологическое образование в России», аналитического ежегодника «Россия в окружающем мире».
Н.Н. Моисеев и его детище - МНЭПУ
Участие академика Никиты Николаевича Моисеева в создании, становлении и нынешней судьбе МНЭПУ неоценимо. Перед его учредителями и сотрудниками с самого начала им была поставлена высокая планка требований к новому научно-образовательному учреждению. На всех этапах становления нового вуза имеется отпечаток авторитета и интеллектуальных усилий ученого. В статье «Международный независимый эколого-политологический университет» Н.Н. Моисеев так определил миссию МНЭПУ как представителя маленьких неправительственных университетов -«быть впередсмотрящим(и), ставить образовательные эксперименты, искать новые стандарты, разрабатывать новые концепции образования»1.
Под руководством Н.Н. Моисеева в МНЭПУ проводились научные семинары и конференции с участием студентов, ведущих ученых МНЭПУ и другие вузов столицы. Материалы научного семинара по работе Н.Н. Моисеева «Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора» (1996) были изданы отдельным сборником «Проблемы судьбы России в современной планетарной обстановке» (1997).
В 1996 г. на базе Политехнического музея стал регулярно проводиться городской методологический семинар под руководством Н.Н. Моисеева под общим названием «Универсальный эволюционизм и цивилизационные разломы».
После кончины академика Н.Н. Моисеева (2000 г.) проведены два научных семинара по его научному наследию (2001, 2005 гг.), а в 2007 г. в Центральном доме ученых РАН состоялся международный научный форум «О необходимых чертах цивилизации будущего», посвященный 90-летию со дня рождения ученого.
В 2008 г. возобновил работу методологический моисеевский семинар, рассматривающий различные аспекты научного наследия академика. В 2010 г. в Институте философии РАН состоялся научно-методологический семинар «Универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева и цивилизационные разломы»; в 2011 г. в Российской академии госслужбы состоялся моисеевский семинар по теме «Российская цивилизация в эпоху глобализации». В марте 2012 г. в Российской государственной библиотеке (бывшей им. В.И.Ленина)
1Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. М., 1997, с. 254.
состоялся очередной моисеевский семинар на тему «Цивилизационные ценности и перспективы модернизации России».
В годы президентства в МНЭПУ академика Н.Н. Моисеева под его научным руководством стали издаваться: аналитический ежегодник «Россия в окружающем мире. Устойчивое развитие, экономика, политика, экология» (американский аналог «State of the World»), «Вестник экологического образования в России». Издательством МНЭПУ изданы работы Н.Н. Моисеева: «Грядущие десятилетия. Трудности и перспективы» (1992), «Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ» (1994), «Система «УЧИТЕЛЬ» и современная экологическая обстановка» (1994), «Историческое развитие и экологическое образование»(1995), трехтомник избранных произведений и воспоминаний «Время определять национальные цели», «Как далеко до завтрашнего дня...Свободные размышления. 1917-1993», «Мировое сообщество и судьба России» (1997), «Судьба цивилизации. Путь разума» (1998), «В раздумьях о будущем» (1998), «Размышления о современной политологии. Политические науки: новые проблемы» (1999), «Россия в системе государств XXI века» (1999).
В изданиях МНЭПУ последних лет имеются специальные разделы, посвященные теоретическому и методологическому наследию Н.Н. Моисеева (Вестник экологического образования в России: Спецвыпуск, 2010, №1; монографии С.А. Степанова: «Глобализация. Устойчивое развитие. Образование. Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития» (2009), «Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении» (2010), «Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н.Н. Моисеева (Попытка систематизации и структуризации)» (2011).
В последние годы в деятельности МНЭПУ по изучению и развитию научного наследия академика Н.Н. Моисеева активное участие принимает его ученик и соавтор по теории «ядерной зимы» профессор Александр Михайлович Тарко, что придает определенную перспективность и преемственность в научном и гносеологическом планах.
На основе важнейших философских, политологических и методологических положений Н.Н. Моисеева учеными МНЭПУ, Институтом глобализации и устойчивого развития МНЭПУ разработана функциональная схема устойчивого развития, критическому рассмотрению концепции которого Н.Н. Моисеев посвятил ряд своих работ. Данная схема позволяет последовательно структурировать постановку задач устойчивого развития, устанавливать оценку сложности и определять решение вопросов устойчивого
развития с учетом международных индикаторов и реальности решения проблем на местном и региональном уровнях.
Представленная ниже функциональная схема устойчивого развития, сложившиеся в России формы экологического образования для формирования экологической культуры и мировоззрения, обобщение в этой области теоретико-методологических работ Н.Н. Моисеева и других ученых позволили ученым МНЭПУ разработать также принципиальную модель (стратегическую формулу) экологического образования в интересах устойчивого развития1.
Функциональная схема устойчивого развития
В ней выделены основные принципиальные положения и пошаговые действия, определяющие «развитую личность, способную решать проблемы устойчивого развития» (см. рис.1).
1
См.: Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении, с. 18; Он же. Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н.Н. Моисеева (Попытка систематизации и структуризации), с. 15.
Рис. 1. Стратегическая формула экологического образования в интересах устойчивого развития
В 2006 г. по инициативе и при активном участии ученых и сотрудников МНЭПУ в Государственной Думе ФС РФ были проведены парламентские слушания «О реализации Российской Федерацией Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития». Также исследователи МНЭПУ совместно с учеными МГУ имени М.В. Ломоносова и других московских вузов инициировали разработку предложений в рабочей группе и на парламентских слушаниях «О проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнения данного документа положениями системного характера по развитию экологического образования и акцентированию формирования экологической культуры как неотъемлемой части реализации концепции устойчивого развития в условиях России.
МНЭПУ, созданный под научным руководством Н.Н. Моисеева в 1992 г. рядом общественных экологических организаций как негосударственное образовательное учреждение, является не только первым в России научно-образовательным учреждением социально-экологического профиля, получившим поддержку Правительства России (специальные постановления 1993, 1995, 1996 гг.), но и международным научно-теоретическим центром в области экологического образования для устойчивого развития.
Новые реалии глобального мира и быстроизменяющиеся условия проживания людей на Земле, необходимость смены парадигмы безоглядного потребительства (и ориентированного на нее экономического роста) на всеобщий экономический принцип «зеленой» экономики требуют дальнейшей теоретической разработки. В МНЭПУ постоянно изучается и развивается теоретико-методологическое наследие Н.Н. Моисеева. К 95-летию со дня его рождения издан СЭ-сборник «Современный мир и Н.Н. Моисеев», в который вошли его работы: «Как далеко до завтрашнего дня...Свободные размышления. 1917-1993»; статьи и отдельные главы его работ по философии, глобалистике, экологии, политологии, педагогике.
«Думая о будущем, или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить»
Сложность исследования комплексных проблем глобализации выдвинула перед Н.Н. Моисеевым задачу формирования научной школы и научной трибуны по исследованию, обсуждению и привлечению к этим проблемам ученых смежных наук. Так, в 1995 г. в стенах Политехнического музея возник и стал активно работать московский городской научно-методологический семинар «Универсальный эволюционизм и современность».
Крупные работы последнего десятилетия прошлого века и жизни самого Н.Н. Моисеева - «Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора» (1996), «Цивилизация на переломе» (1996), «Время определять национальные цели» (1997), «Мировое сообщество и судьба России» (1997), «Судьба цивилизации. Путь разума» (1998), «Размышления о современной поли-тологии»(1999), «Универсум. Информация. Общество» (2001) - это суть его научного наследия и основа философии экологии, наполнившей глубоким социально-экологическим, по-своему новым гуманистическим содержанием отечественную философию, экологию, историю, политологию и другие науки об обществе и человеке.
Обращаясь в последние месяцы своей жизни к новым поколениям исследователей и молодежи, Н.Н. Моисеев писал: «Я убежден, что современное миропонимание необходимо должно обрести новые точки зрения.Сегодня мы еще не готовы к тому, чтобы говорить о Стратегии переходного периода как о некотором целостном замысле. Однако уже просматривается несколько направлений человеческой деятельности, которые могут сыграть роль обоснования будущей Стратегии и, может быть, ее первых шагов. Вот некоторые из них:
- изучение структуры коэволюции как некоторого равновесного состояния Природы и общества;
- разработка возможных вариантов технико-технологического преобразования производительных сил и выработка соответствующих рекомендаций правительствам и корпорациям;
- изучение особенностей новой модернизационной волны и попытка спрогнозировать возможные реакции на нее различных цивилизаций;
- политологический анализ возможных противостояний и выявление наиболее опасных цивилизационных рубежей и отдельных точек, их серьезное обсуждение на общепланетарном уровне;
- самое главное - проинформировать общество о реальном состоянии дел, начать его экологическое и политологическое
просвещение с ориентацией на то общее, что должны содержать все цивилизации XXI века.
Утверждение образования, в основе которого лежит ясное понимание места человека в Природе, есть в действительности
главное, что предстоит сделать человечеству уже в ближайшее
1
десятилетие»1.
Высшая школа должна учить тому, как человек должен учиться новому
Общепризнано, что сегодня Россия находится на труднейшем этапе своего исторического развития. Но, как ни странно, осуществление стратегии устойчивого развития мира в условиях глобальных процессов и катаклизмов многие аналитики-прогнозисты ведущих зарубежных исследовательских центров видят в возрастающей роли России. И речь идет не о ее огромных запасах природных ресурсов. Вот некоторые тезисы из предисловия к русскому изданию последнего доклада Римскому клубу «Фактор четыре»:
- «единая мировая экономика XXI века будет в относительно меньшей степени, чем раньше, зависеть от физических ресурсов;
- Россия, как никогда раньше, может использовать свой уникальный ресурс, который во все большей мере будет определять ее особую и значительную роль в глобальном развитии. Этот ресурс -внутренняя сила и одаренность россиян;
- преимущество России в формирующейся мировой информационной экономике, строящейся, в основном, на людских ресурсах, - в ее людях. Их природная одаренность, обогащенная историей и одной из наиболее продуманных и эффективных систем всеобщего образования, представляет собой уникальный вклад. Этот вклад может послужить основой новой российской экономики -стабильной, всеобъемлющей и глубокой, потому что она будет опираться не на нефть., не на сталь., не на осетров., а на самый драгоценный капитал, более необходимый и более уважаемый в мире - капитал, который представляют собой уверенные, хорошо образованные, одаренные люди с их вековой культурой»2.
В связи с этим высказыванием примечательно утверждение Н.Н. Моисеева: «Я не настолько ценю мудрость соседних цивилизаций, чтобы поверить в то, что они способны понять, сколь важно для всей планеты иметь сильную Россию, интеллект и ресурсы которой могут
1 Моисеев Н.Н. Думая о будущем, или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить // Моисеев Н.Н. Заслон средневековью. Сборник. М., 2003, с. 306.
2 Вайцзеккер Э. Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная. Новый доклад Римскому клубу / Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс; Пер. А.П. Заварницына и В.Д. Новикова; Под ред. акад. Г.А. Месяца. М., 2000, с. 11-12.
сыграть выдающуюся роль в утверждении нового равновесия
1
человечества и природы» .
Но для раскрытия этого интеллекта в целях устойчивого развития России имеется существенное препятствие - отсутствие взаимосвязи политики устойчивого развития и политики образования и науки. Патерналистская и протекционистская политика руководства страны в отношении государственного сектора образования, попытка притормозить массовое развитие высшего образования и включить старые госплановские механизмы регулирования численности выпускников вузов той или иной специальности (направления), наконец, грубое объединение и укрупнение учреждений образования не могут скрыть истинного намерения государства снизить давление системы образования на бюджет страны.
Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» представляет собой очередной набор малосвязанных, «пожарных», концептуально не обоснованных мер (выделены математика, общественная аккредитация профессиональных программ по экономике, юриспруденции, управлению, социологии). И ни слова не сказано о совершенствовании образования и опережающей подготовке кадров для решения стратегических задач России - инновационной модернизации экономики, повышения ее энергоэффективности, перехода от преимущественно сырьевой экономики к высокоиндустриальной, повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, наконец, повышения конкурентоспособности образовательной системы России на мировом рынке образовательных услуг. Несмотря на то, что Российская Федерация присоединилась к Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, образовательное ведомство страны не принимает практических мер к реализации этого документа, как и не выполняет ФЗ «Об охране окружающей среды» в части реализации задачи по формированию у молодежи и всех граждан страны экологической культуры.
Образование сегодня необходимо ориентировать на ознакомление всех обучающихся, специалистов и руководящих работников с материалами и разработками по устойчивому развитию, показателями экологичности отечественной экономики. В высшей профессиональной школе следует систематически знакомить студентов вузов и слушателей курсов последипломного образования с международными документами по проблемам устойчивого развития и «зеленой» экономики, рамочными индикаторами устойчивого развития, комплексными международными индексами, кодексами
1 Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ, с. 44.
поведения в деловом сообществе, сравнительными международными и отечественными статистическими данными индикаторов устойчивого развития. Важно вырабатывать у студентов критическое мышление, непредвзятое осмысление действительности как искусство разбирать, сравнивать, исследовать и проверять научную достоверность или подлинность замыслов, явлений. И здесь как нельзя кстати девиз экологов: «Думай глобально, действуй локально!».
Например, проводимая в настоящее время достаточно агрессивная реклама на телевидении отечественной компании-монополиста «Газпрома» - ведущей в мире газодобывающей компании, вызывает критическую и негативную реакцию у 40% населения страны, не имеющего доступа к отечественному газу. В 2011 г. «Газпром» увеличил поставки газа в страны дальнего зарубежья и в страны СНГ на 5,7 и 16,4% соответственно, в то время как на
А
внутреннем рынке - только на 1,2 процента1. Нетрудно подсчитать, сколько еще десятилетий будут ждать российские граждане полного обеспечения газом в самой великой газодобывающей стране мира. Показатели отчета Росавтодора о строительстве в стране в 2011 г. рекордного количества дорог федерального значения - 233 км (при наличии 5 тыс. км и потребности в 10 тыс. км дорог этого профиля) вызывают горечь и недоумение у 10 млн. жителей десятков тысяч деревень, сел и малых городов страны, которые в период весенней и осенней распутицы оказываются оторванными от всей страны только
о
из-за отсутствия дорог с твердым покрытием2. И, наконец, самого критического осмысления достойно решение о расширении столицы и отвлечении колоссальных бюджетных средств и внимания руководства страны на строительство офисных комплексов для размещения огромного количества чиновников при наличии в стране проблемы ветхого жилья, в котором проживают миллионы людей, при отсутствии современной автодорожной инфраструктуры, сдерживающей и развитие регионов, и поступление отечественных и зарубежных инвестиций для этого развития, при низком качестве жизни российских граждан.
Все эти вопросы модернизации страны, «зеленой» экономики национальная система образования должна чутко улавливать, постоянно дополнять содержание образовательных программ, государственные стандарты и требования, обеспечивая тем самым опережающую подготовку специалистов разного профиля. Экологическое образование для устойчивого развития должно ориентироваться на показатели и инструментарий реализации концепции «зеленой» экономики как составной части концепции устойчивого развития.
1 См.: Куликов С. Экспорт «Газпрома» растет за чужой счет // Независимая газета, 2 ноября 2011 г.; Электр. ресурс: http:www. Lenta.ru, 21.06.2012.
2 Cм.: Парламентская газета, 20 апреля 2012 г., с. 18.
Основные показатели «зеленой» экономики (такие, как энергосберегающие технологии, энергоэффективность, производство и использование возобновляемых источников энергии, использование наилучших доступных технологий, вторичное использование ресурсов, снижение природоемкости производимых продуктов и услуг, уменьшение накопленного экологического ущерба, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и др.) должны войти в программный материал всех дисциплин естественнонаучного, социально-гуманитарного, общепрофессионального и
профессионального блоков учебных планов среднего специального и высшего профессионального образования.
Заявленная и сформулированная академиком Н.Н. Моисеевым экологическая ниша в философии, гуманитарных, естественнонаучных отраслях науки воспринята и положительно оценена в научном мировом сообществе. Конечно, не все идеи и научные положения философии экологии Н.Н. Моисеева разработаны в равной степени. В частности, в области фундаментальных наук следовало бы разработать такие проблемы:
- развитие философских взглядов Н.Н. Моисеева на планетарную обстановку и место России в цивилизации будущего;
- эволюция взглядов Н.Н. Моисеева на экологическую обстановку и дальнейшее развитие теории универсального эволюционизма;
- философия экологии, экологический и нравственный императивы для формирования мировоззрения и нравственности XXI века;
- цивилизационные разломы по Н.Н. Моисееву и преодоление дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве;
- осуществление Россией политики срединной державы между Западом и Востоком и миссии учредителя компромиссов;
- глобализация, рынок и проблемы информатизации во взаимодействии природы, человека и общества;
- универсальный эволюционизм и проблема поиска компромисса во взаимоотношениях человека природы и общества в режиме коэволюции и Стратегии переходного периода;
- Стратегия переходного периода как основа модернизации России в глобализирующемся мире;
- изучение структуры коэволюции как некоторого равновесного состояния Природы и общества.
Проблематика прикладных исследований могла бы включать в себя следующие вопросы:
- педагогическое наследие Н.Н. Моисеева как основа естетственнонаучной и социально-гуманитарной подготовки педагогических кадров;
- «система «УЧИТЕЛЬ» и формирование методических школ для педагогики XXI века;
- инфраструктурные приоритеты для модернизации России и повышения качества жизни ее населения;
- философские и геополитические обоснования Северного морского пути как оптимальной транспортной инфраструктуры Запад-Восток;
- «зеленая» экономика - модернизации России;
- цивилизация XXI века и роль университетов;
- мир XXI века и христианская традиция;
- энвайронментальная этика в религиозных конфессиях для стабилизации и укрепления мира;
- экологический образ гуманитарного знания;
- политология и ее роль в предвидении проблем будущего;
- информационное и гражданское общество: проблемы идентификации и интеграции;
- разработка возможных вариантов технико-технологического преобразования производительных сил и выработка соответствующих рекомендаций правительствам и корпорациям;
- политологический анализ возможных противостояний и выявление наиболее опасных цивилизационных рубежей, их обсуждение на общепланетарном уровне.
Степанов С.А. Проблемы глобализации в философии экологии Н.Н. Моисеева и современность. Проблема устойчивости глобальной экономики, обострившаяся в ходе мирового финансового кризиса, глобальный экологический кризис рассматриваются с теоретико-методологических позиций философии экологии Н.Н. Моисеева. Показан вклад МНЭПУ во главе с академиком Н.Н. Моисеевым в теорию и методологию экологического образования для устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, глобализация экономики, модернизация, «зеленая» экономика, экологическое образование для устойчивого развития, экологический и нравственный императивы.
Stepanov S.A. The problems of globalization at ecology philosophy of N.N. Moiseev and modern time. The problems of sustainable development and global economy crisis in the ecology philosophy and methodology at scientific heritage of academician N. Moiseev are considered. The part of MNEPU and N. Moiseev in methodology and theory of ecological education for sustainable development is shown.
Key words: sustainable development, global economy, modernization, «green» economy, ecological education for sustainable development, and moral imperatives.