Научная статья на тему 'Научное наследие В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева для понимания современной картины мира'

Научное наследие В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева для понимания современной картины мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1500
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / NOOSPHERE / UNIVERSAL EVOLUTION / ENVIRONMENTAL AND MORAL IMPERATIVE / MODERN EDUCATION / WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанов Станислав Александрович

Научное наследие В.И. Вернадского нашло продолжение и развитие в трудах Н.Н. Моисеева и его главной теории универсального эволюционизма. В статье показана роль памяти, коллективного интеллекта нравственных начал для реализации экологического и нравственных императивов в обеспечении коэволюции развития человека и природы и ноосферного состояния общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC HERITAGE OF V.I. VER-NADSKIY AND N.N. MOISEEV FOR COMPREHENSION OF MODERN WORLD VIEW

The scientific heritage of V.I. Vernadskiy has a continuation and development in works of N.N. Moiseev and his main theory of universal evolutionism. The article shows a role of memory, collective intellect, moral for realization of ecological and moral imperatives in supply of co-evolution of development of human and nature, noosphere condition of society.

Текст научной работы на тему «Научное наследие В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева для понимания современной картины мира»

УДК 001.5+30+001.8:502+5-05

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И Н.Н. МОИСЕЕВА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

© С.А. Степанов

Ключевые слова: ноосфера; универсальный эволюционизм; экологический и нравственные императивы; коллективный интеллект.

Научное наследие В.И. Вернадского нашло продолжение и развитие в трудах Н.Н. Моисеева и его главной теории универсального эволюционизма. В статье показана роль памяти, коллективного интеллекта нравственных начал для реализации экологического и нравственных императивов в обеспечении коэволюции развития человека и природы и ноосферного состояния общества.

Календарное совпадение 150-летия со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945 гг.) и 95-летия со дня рождения Никиты Николаевича Моисеева (1917-2000 гг.) лишний раз подчеркивает значение их научного наследия для осмысления происходящих в мире процессов глобализации и понимания современной картины мира.

О В.И. Вернадском - как о естествоиспытателе, мыслителе, основателе учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, радиологии, биогеохимии и других научных направлений, нужно говорить так же, как и о философе с его работами по методологическим проблемам, многообразию пространственно-временных состояний материи, структуре и свойству времени, логике опытных и наблюдательных наук, природе научного мировоззрения, философии естествознания, взаимодействию естествознания и философии, социальным функциям науки, этике научного творчества.

Для осмысления происходящих процессов глобализации в науках о Земле и человеке наблюдается востребованность научного наследия В.И. Вернадского с его теорией ноосферы, современным пониманием экологии как системы наук о Земле, отношений человека и природы, а также глобалистикой как междисциплинарной областью научных исследований. Все это призвано выявить сущность, тенденции и причины изучаемых явлений и путем научных, философских, культурологических и прикладных исследований определить пути утверждения позитивных и преодоления негативных для человечества и окружающей его природы последствий этого процесса.

В связи с этим необходимо отметить и труды академика Н.Н. Моисеева, в которых глобальные мировые процессы рассматриваются во взаимосвязи с российской спецификой, а также с естественнонаучных, гуманитарных, правовых, этических позиций и достижений современной науки, значительно выделяя этого ученого среди отечественных и зарубежных исследователей. В последние два десятилетия своей жизни он много внимания уделил историческому и философскому осмыслению биосферы человека как ее составной части, формированию принципов ограничения антропогенно-

го воздействия на природу, получивших название экологический императив. Актуальные философские и социально-экономические воззрения Н. Н. Моисеева в последнее десятилетие ХХ в. сформировались в новую отрасль гуманитарных наук - экополитологию и стали востребованы в официальной политике, общественном экологическом движении и науке. Такое внимание к научным трудам, к личности Н.Н. Моисеева в XXI в., его научному наследию объясняется тем, что он был в последние десятилетия ХХ в. (и остается) одним из немногих видных российских ученых и общественных деятелей, удачно сочетавших активную публичную деятельность и глубокое естественнонаучное, философское и социально-экономическое осмысление проблемы взаимодействия человека, природы и общества, т. е. экологии в ее современном понимании как науки о собственном доме - биосфере и правилах жизни человека в этом доме.

Как и академик А.Д. Сахаров, эволюционизиро-вавший от выдающегося советского ученого-ядерщика к не менее выдающемуся общественному деятелю и правозащитнику, для которого права человека и свободы стали высшей ценностью и его гражданской позицией, так и академик Н.Н. Моисеев постепенно перешел от теоретических разработок военной ракетной техники в советскую эпоху к естественнонаучным (математическим) и гуманитарным исследованиям и философским проблемам состояния и прогноза развития биосферы в условиях усиления антропогенного воздействия на нее и надвигающейся угрозы глобального экологического кризиса.

Необходимо отметить, что философия экологии Н. Н. Моисеева выступает ответом на вызовы и проблемы современного рационализма, формирует понимание современной картины мира, выносит на обсуждение научного сообщества проблемы, идеи универсального эволюционизма, перерабатывает их в философские категории. Оперируя ими, философия экологии Н. Н. Моисеева способна открывать новые смыслы и понятия, выходящие за рамки собственно философии, и наполнять новым содержанием социальноэкономические, эколого-политологические, психолого-

педагогические и правовые науки. По мере их дальнейшей разработки и интеграции в культуру с ее теоретическими и прикладными аспектами эти категории, смыслы и понятия могут стать порождающим ядром мировоззренческих универсалий новой культуры и нового типа общества. К этим понятиям и смыслам можно отнести: «Коэволюция природы и общества», «Энвайронментальная этика», «Модернизация и экология», «Экологическая ниша человечества», «Экология и нравственный императив», «Экологическое мировоззрение и культура», «Глобализм и современное образование», «Экологический кризис и современные науки», «Системный анализ в экополитологии», «Механизмы подчинения ограниченииям», «Цивилизационный кризис как переход биосферы в состояние бифуркации», «Мир ТНК и глобализация», «Универсальный эволюционизм и коллективный интеллект», «Современный антропогенез и цивилизационные разломы», «Противостояния цивилизаций», «Стратегия переходного периода», «Система «Учитель» и др.

Не без влияния Н.В. Тимофеева-Ресовского, Н.Н. Моисеев начал заниматься изучением биосферы как единой целостной системы. Эффект «ядерной ночи» («ядерной зимы») - результат математических расчетов по методологии, разработанной под руководством академика в ВЦ АН СССР, предостерег политиков США и СССР от гонки ядерных вооружений вследствие невозможности применения ядерного оружия с учетом всевозможных последствий. После этого к его экспертным заключениям и мнениям стали прислушиваться в российских правительственных и зарубежных научных кругах.

В своей работе «О необходимых чертах цивилизации будущего» Н. Н. Моисеев так описал свое научное родство с ноосферными идеями В.И. Вернадского: «Когда я начал заниматься проблемами биосферы и изучать ее свойства как целостной системы с помощью компьютерной имитации и читать труды Вернадского, то у меня родилось свое представление о ноосфере. Я однажды представил себе человечество той рощей лиственниц... которая растет и тянется вверх под защитой великана, имя которому Природа. И она, эта маленькая роща, удерживает склоны снежной громады, удерживает оползни, а значит, удерживает его от разрушения. Вот тогда я написал о том, что эпохой ноосферы следует называть тот этап антропогенеза, когда человечество окажется способным реализовать режим коэволюции человека и биосферы. Когда развитие общества и деятельность человека будут содействовать развитию Природы, обеспечивать ее стабильность» [1].

В результате многолетних эмпирических исследований, проведенных в ИВЦ АН СССР с использованием математических расчетов антропогенного воздействия на биосферу и философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества, Н.Н. Моисеев сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив», который обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах» [2]. Но система ограничений человеческой деятельности, система запретов, выполнение которых необходимо для продолжения процесса развития общества, считал Н.Н. Моисеев, неизбежно повлечет за собой

нравственный императив. «Это означает, что реализация экологического императива неизбежно потребует изменения структуры ценностей человека, а следовательно, и переориентации основы эволюционного развития человечества, то есть самого процесса антропогенеза» [1].

В основу универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева - главного его теоретического труда - легли дарвиновская эволюция жизни, развитие ее форм, механизмы, порождающие это развитие (изменчивость, наследственность, отбор), и концепция биосферы В. И. Вернадского, включающая представления и закономерности глубокой взаимосвязи всех процессов, протекающих на Земле (геологических, химических, биологических), а также учение о ноосфере, т. е. о сфере разума. Универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева позволяет интерпретировать процесс «развития планетарного вещества, который нас подводит непосредственно к возникновению общественной организации Человека - к появлению феноменов цивилизации и культуры», т. е. к началу истории. «Этот взгляд на развитие биосферы можно было бы назвать информационным... Информационное общество - планетарное общество, Коллективный разум которого способен играть такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум» [3].

В центральной проблеме понимания «Картины мира» - описании механизмов самоорганизации, в т. ч. в проблемах изменчивости, наследственности и «отбора» -по утверждению Н.Н. Моисеева, решающую роль играет РЫНОК. «Никакой другой схемы, кроме РЫНКА, природа не придумала! И люди, создавая систему рыночных отношений, пошли по проторенной тропе, другой просто не было. Иное дело - форма рынка, способы создания продукта, точнее, хаоса создающихся структур (продуктов), возможности кооперации и критерии отбора. Здесь уже необъятное поле для анализа. Но логика самоорганизации общая!» [4].

Таким образом, универсальный эволюционизм

H. Н. Моисеева как концепция самоорганизации Универсума представляет собой целостную интерпретацию эволюции биосферы Земли и современной картины мира. Универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева с его основополагающими идеями Коллективного разума, экологического и нравственного императивов подтверждает и развивает ноосферную гипотезу В.И. Вернадского, утверждая, что такой этап развития биосферы возможен в условиях достижения режима коэволюции.

ЛИТЕРАТУРА

I. Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего // Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. С. 233-251.

2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1988. 288 с.

3. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с. (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира»).

4. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: ИздАТ, 1993. 192 с.

Поступила в редакцию 27 сентября 2012 г.

Stepanov S.A. SCIENTIFIC HERITAGE OF V.I. VER-NADSKIY AND N.N. MOISEEV FOR COMPREHENSION OF MODERN WORLD VIEW

The scientific heritage of V.I. Vernadskiy has a continuation and development in works of N.N. Moiseev and his main theory of universal evolutionism. The article shows a role of memory, col-

lective intellect, moral for realization of ecological and moral imperatives in supply of co-evolution of development of human and nature, noosphere condition of society.

Key words: noosphere; universal evolution; environmental and moral imperative; modern education; world view.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.