Научная статья на тему 'Теоретико-методологические проблемы формирования культуры мира и сохранения природы в условиях глобализации'

Теоретико-методологические проблемы формирования культуры мира и сохранения природы в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ENVIRONMENTAL IMPERATIVE / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / КУЛЬТУРА МИРА И СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ / CULTURE OF PEACE AND ENVIRONMENTALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанов С.А.

Статья посвящена теоретическим и методологическим проблемам взаимоотношения человека, природы и общества, глубинным процессам перестройки мира как в биосферном (изменение климата, загрязнение окружающей среды, грозящей глобальным экологическим кризисом), так и в социально-гуманитарном и педагогическом плане (нарушение и изменение традиций и культуры народов, моральных и этических устоев, тенденций и содержания современного образования и науки). Устойчивое развитие России, формирование культуры мира и экологической культуры рассматриваются через призму стратегии национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the theoretical and methodological problems of Man Nature Society relations as well as deep-running transformations of the world both in biosphere (climate change, catastrophe-prone pollution) and in social, humanitarian and academic dimensions (violations and changes of cultures and traditions, moral and ethnic foundations, trends and contents of contemporary science and education). The article approaches the sustainable development of Russia and the culture of peace and environmentalism in the light of the national security strategy.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические проблемы формирования культуры мира и сохранения природы в условиях глобализации»

Наука, культура и образование на грани тысячелетий==========

С.А. Степанов кандидат исторических наук, президент Международного независимого эколого-политологического университета

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МИРА И СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Недавно Президент страны утвердил своим указом Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, одним из важнейших направлений которой является обеспечение устойчивого развития страны в условиях глобализации.

Анализ этого документа показывает, что стратегия - не плод скоропалительного решения в связи с августовскими (2008 г.) событиями на Кавказе и разразившимся мировым экономическим кризисом, а глубоко структурированный и продуманный во взаимосвязи социальных, экономических, экологических и, наконец, оборонных аспектов документ. Это -- результат осознания места и роли новой России в современном мире и тех вызовов и рисков, которым подвергается страна в условиях глобализирующегося мира.

Основными приоритетами Стратегии обозначены: национальная оборона, государственная и общественная безопасность, развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентноспособности национальной экономики, обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации, превращение России в мировую державу, деятельность которой направлена

на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. В документе уделено внимание и направлениям устойчивого развития: повышению качества жизни российских граждан, высоким стандартам жизнеобеспечения, экономическому росту, развитию науки, образования, культуры, технологий, здравоохранения, экологии живых систем и рациональному природопользованию. Поэтому данный документ можно рассматривать и как стратегию устойчивого развития, так как безопасность страны нельзя обеспечить без развития и приоритетов устойчивого развития.

Стратегия напоминает, что Россия с ее необъятными природными ресурсами всегда была и будет предметом вожделения соседей близких и дальних. И задача стратегии заключается в том, чтобы предотвратить нелегитимные попытки таких соседей приблизиться к нашим ресурсам. В событиях на Кавказе под мнимым предлогом "поддержания суверенитета территории Грузии» явно прослеживались геополитические в основе своей экономические интересы США взять под свой контроль газовые и нефтяные источники и транскоммуникации на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Межгосударственные трения по поводу строительства Россией и ее партнерами южного и северного газовых потоков -- все та же проблема "сырьевых войн". Впереди не менее проблемное "разделение" шельфов Северного ледовитого океана между странами, прилегающими к этому району мира.

Необходимо в связи с этим отметить и такой аспект. В итоговом документе совещания ООН в Рио-де-Жанейро "Повестка дня для ХХ1 века" (1992 г.) и в Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию (2002 г.) была выдвинута и подтверждена приверженность мирового сообщества идеям устойчивого развития, основывающимся на "строительстве гуманного, справедливого и заботливого глобального общества, сознающего, что все нуждаются в человеческом достоинстве". Большинство стран, подписавших эти декларации, разработали национальные стратегии устойчивого развития

и работают над их реализацией. Однако Россия, утвердив Указом Президента РФ концепцию по разработке стратегии устойчивого развития страны (1994 г.), до сего времени дальше не пошла. Кроме того, присоединившись в 2005 г. к "Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития", Россия ничего не сделала для ее реализации в национальном масштабе: документ не доведен до системы образования, в программах и разрабатываемых стандартах общего и профессионального образования не закладываются положения и идеи устойчивого развития.

Без осмысления концептуальных идей устойчивого развития всякая стратегия обречена на неудачу. Думается, за оборонной стратегией страны будут разработаны стратегии развития отраслей и регионов, призванных обеспечить выполнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации на основных принципах этой стратегии и концепции устойчивого развития.

Наряду с развитием наук, технологий, образования и здравоохранения в этом важном документе обозначены стратегические цели, обеспечивающие национальную безопасность в сфере культуры.

Основой всякой культуры являются история, традиции, нравственные устои, поэтому не случайно в указанном документе сделан важный акцент на исторический аспект культуры как основы культуры мира: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого -вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость».

Известно, что больше всего сегодня идет споров относительно истории Второй мировой войны и роли в ней СССР. В западной историографии

всячески принижалась и принижается роль СССР в достижении победы над фашистским агрессором. Политики и обыватели многих стран продолжают издеваться над так называемым непрофессионализмом советских военачальников, якобы, не считавших потери и оставлявших горы трупов красноармейцев перед наступавшими солдатами вермахта.

Но при этом всегда: чем величественнее победные марши, тем горше на душе людей, ибо забываются в эти минуты миллионы погибших за Победу, непростительные и неоправданные жертвы политического и военного противостояния.

В условиях глобализации важна не только культура восприятия и усвоения отечественной и мировой истории, но и культура взаимоотношений человека, общества и природы, культура сохранения природы. Без анализа сущности человека в меняющемся мире невозможно выработать теоретические основы и критерии современной экологической культуры.

Общеизвестно, что в советское время не проводились широко официальные исследования философских аспектов человека. Считалось, что человек должен рассматриваться как производное общества, совокупность общественных отношений и элемент производительных сил. «Поворот» к философскому изучению человека, начатый в 60-е гг. ХХ в. и обусловленный ослаблением идеологического пресса, пониманием в обществе необходимости раскрепощения творческих начал личности, так и не получил завершенного осмысления человека как составной части природы (биосферы) в современном антропогенезе. Исследовать человека вне природы, окружающей его среды -- то же самое, что изучать высшую математику, не зная основ элементарной.

За небольшим исключением философские вопросы природы, изменения биосферы под воздействием человека представлены в классической русской философии ограниченным числом статей и биографических справок о русских мыслителях в этих областях

преимущественно прошлых веков. Так, значительная по объему статья в последней энциклопедии русской философии 1 о В.В. Вернадском -«естествоиспытателе, мыслителе, основателе учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, радиологии, биогеохимии и других научных направлений» -- не дает адекватного представления о значении трудов этого ученого как методологической основы решения проблем окружающей среды и не акцентирует внимание на том, что существенную часть исследований наш великий соотечественник посвятил философским и методологическим проблемам, многообразию пространственно-временных состояний материи, структуре и свойству времени, логике опытных и наблюдательных наук, природе научного мировоззрения, философии естествознания, взаимодействию естествознания и философии, социальным функциям науки, этике научного творчества.

В настоящее время в связи с необходимостью осмысления происходящих процессов глобализации наблюдается повышенный интерес к научному наследию В.В.Вернадского, ставшему методологической основой теории ноосферы1 (термин введен французскими учеными П.Тейярдом де Шарденом и Э.Ле Руа в 1927 г.), современной экологии как системы наук о Земле и отношениях человека и природы и глобалистики как междисциплинарной области научных исследований, призванных выявить сущность, тенденции, причины глобализации и путем научных, философских, культурологических и прикладных исследований определить пути утверждения позитивных, преодоления негативных для человечества и окружающей его природы последствий этой глобализации.

1 Русская философия. Энциклопедия/ Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2007, с.91.

1 Ноосфера - от греч. поов - ум и сфера; сфера разума - гипотетическое будущее состояние общества и его взаимодействие с природой, в котором приоритетное место будет занимать разум. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ноосфера характеризуется также как общество, где мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой .

В то время как в западной теории глобалистики обозначились два противоположных направления исследования этого явления -«технократическое» (упование на научно-технический прогресс, способный устранить негативные последствия глобализации) и

«технопессимистическое» (научно-технический прогресс, крупный международный капитал и транснациональные корпорации -- виновники и пособники негативных последствий глобализации и ее глобальных вызовов) -- в российской науке и философии исследования проблем глобализации сформировались по трем основным «бесконфликтным» направлениям: философско-методологическое (философские основания, сущность, генезис глобальных процессов, осмысление социально-политических и экономических последствий глобальных проблем), социоприродное направление (исследование негативного влияния на окружающую природную среду, состояние природных ресурсов), культурологическое направление (влияние глобализации в сфере научно-технического прогресса, народонаселения, здравоохранения, культуры, образования).

Известные современные российские ученые А.Л. Яншин, Н.Н. Моисеев, Д.М.Гвишиани, Н.Н. Иноземцев, Н.Ф. Реймерс, А.С.. Панарин, В.С. Степин, А.С. Исаев, Н.С. Касимов, Ю.А. Израэль, В.И.Данилов-Данильян, С.П. Капица, К.С. Лосев, В.Г. Горшков, К.Я.Кондратьев, А.Д. Урсул, Н.М. Мамедов, В.В. Снакин разрабатывали и продолжают исследовать по указанным выше направлениям процессы глобализации, устойчивого развития, взаимоотношения человека, природы, общества.

Эти и другие российские ученые внесли заметный вклад в становление и развитие такой новой комплексной области знаний , как экология -- науки о разных аспектах взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой, в том числе о совместном развитии человека, сообществ людей в целом и окружающей среды, изучающая также биотические механизмы регуляции и стабилизации окружающей среды , механизмы, обеспечивающие

устойчивость жизни. Экология, по образному выражению Н.Ф. Реймерса, «покинула родные стены биологически чистого дома и, оттеснив материнскую науку - биоэкологию, частично старушку - географию со многими ее солидными отраслевыми потомками типа биогеографии и отчасти климатологии, чуть-чуть социологию, гигиену, даже экономику, заняла, взрывообразно внедрившись между естественными и общественными науками, самостоятельное место в системе знаний»1.

Интегративный подход на стыке естественнонаучных и гуманитарных знаний на базе экологии с ее более ста научными дисциплинами позволил исследователям процессов глобализации, современной цивилизации и перманентной модернизации выйти на глубокое философское, социоэкономическое и политологическое осмысление путей снижения негативных последствий этих глобальных явлений на биосферу.

Вне традиционной официальной философии, а именно в среде внеинституциальной философии сформировались ее новые направления: философия природы (исследующая наиболее фундаментальные, предельные основания существования природы); философия экологии (как комплекс философско-методологических дисциплин, изучающих базовые идеи, основные понятия и проблемы общей теории экологии, геоэкологии, биоэкологи, социоэкологии, антропоэкологии); философская глобалистика (исследующая мировоззренческие, культурологические и другие аспекты процессов глобализации и ее последствий); философия устойчивого развития (исследующая и прогнозирующая последствия глобализации и ее вызовов, осмысление возможных путей снижения их негативных последствий); философия техники (исследующая наиболее общие закономерности развития техники, технологий, инженерной и технической деятельности, а также места их в человеческой культуре, отношения человека

1 Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. М., 1993, с. 261.

и техники, техники и природы, эстетические и этических проблемы современной техники и технологии).

Возникновение внеинституционального философского осмысления глобальных изменений в мире обусловлено прежде всего тем, что в философии и общественных науках советского периода (как указывалось выше), и прежде всего в истории, исследованию человека как естественной составляющей биосферы не уделялось должного внимания, в связи с чем общественные науки в целом оказались не в состоянии осмыслить и принять углубляющиеся процессы глобализации и экологического кризиса. Понятно, что наука не может проектировать и моделировать будущее на много лет и десятилетий вперед. Но в результате своих исследований предупреждать, говорить о пределах возможного и разумного - ее долг.

Как это было с политическим решением руководства страны по отводу нефтяной трубы от озера Байкал и переносу с территории природного заповедника в Сочи ряда олимпийских объектов. Голос ученых и общественного экологического движения упал на подготовленную почву и был услышан политиками. Чего нельзя сказать о научной оценке разразившегося недавно мирового экономического кризиса как негативного проявления общего процесса глобализации. У экспертного сообщества не хватило аргументов предупредить о надвигающемся кризисе и неизбежных потерях России уже как составной части глобального экономического рынка. Поспешные заявления ведущих политиков страны о неуязвимости ее системы - показатель слабости научных исследований глобализации и ее составляющих: экономических, ресурсных, политических, экологических и т.д.

Другой пример недостаточного внимания и влияния философии и гуманитарных наук на духовную жизнь общества - участие деятелей науки в теле-шоу «Имя России» в неподготовленном обществе, большая часть людей которого формировалась в прежней системе с менталитетом «измерения

своей жизни этапами истории страны» (А.Гельман), что способно усилить социально-возрастные и идейно-духовные противостояния в российском обществе. В странах с многовековой политической культурой и толерантностью подобные проекты носят культурологический и развлекательный характер. В России такие проекты, пока не сменятся поколения советских людей, не менее опасны для психологического состояния общества, чем противопоставление духовных ценностей той или иной религии.

Наконец, настойчивое «проталкивание» без соответствующей научной экспертизы образовательным ведомством в общеобразовательные школы страны новых учебников и пособий по новейшей истории отечества и обществоведению с оценкой И.В.Сталина как «гениального управленца эпохи» и другими неадекватными утверждениями ставит под сомнение эффективность и востребованность результатов исследований человека, природы и общества, а авторов подобных произведений и их протеже в министерских кабинетах -- во внеправовое поле, поскольку в Конституции Российской Федерации четко указывается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В связи с этим необходимо отметить важные теоретические и методологические подходы Н.Н. Моисеева, в которых глобальные мировые процессы рассматриваются во взаимосвязи с российской спецификой, а также с естественнонаучных, гуманитарных, правовых, этических позиций и достижений современной науки. В последние два десятилетия своей жизни он много внимания уделил историческому и философскому осмыслению биосферы, человека как ее составной части, формированию принципов ограничения антропогенного воздействия на природу. После многолетних эмпирических исследований и философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества им был сформулирован и введен в научный

оборот «экологический императив» - понятие, которое обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах»1. И этот императив как закон, требование, безусловный принцип поведения имеет объективный характер, так как «не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo вар1еш.Но реализация этого отношения зависит от воли человека! Вот почему, утверждал Н.Н. Моисеев, - использование термина, аналогичного кантовскому императиву, совершенно не случайно»1.

Таким образом, экологический императив является базовой категорией и фундаментом нового историко-философского направления - философии экологии.

С позиций новой науки экологии и философии экологии естественнонаучные и гуманитарные аспекты биосферы начинают проникать в науки о человеке и современном обществе. В этих исследованиях заметно выделяется концепция универсального эволюционизма, в рамках которой рассматриваются взаимоотношения человека природы и общества с позиций интенсивно развивающейся в последние годы в российской науке теории самоорганизации (или синергетики).

Естественнонаучные и социально-гуманитарные обобщения придали философии экологии прогностические функции, которые в сочетании с педагогическими воззрениями и новыми подходами в формировании задач перестройки национального и общеевропейского образования в условиях информационного общества делают философию экологии теоретической основой экологической культуры как новой парадигмы общечеловеческой культуры и нравственности.

1 Моисеев Н.Н. Судьба Цивилизации. Путь разума. М.,1998, с.78.

1 Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого- политологический анализ. М., 1994, с. 8.

Таким образом, философия экологии сегодня является ответом на вызовы и проблемы современного рационализма, выносит на обсуждение научного сообщества проблемы, идеи универсального эволюционизма, перерабатывает их в философские категории. Оперируя ими, философия экологии способна открывать новые смыслы и понятия, выходящие за рамки собственно философии и наполнять новым содержанием социально-экономические, эколого-политологические, психолого-педагогические и правовые науки. По мере их дальнейшей разработки и интеграции в культуру с ее теоретическими и прикладными аспектами эти категории, смыслы и понятия могут стать порождающим ядром мировоззренческих универсалий новой культуры и нового типа общества. К этим понятиям и смыслам можно отнести: «Коэволюция природы и общества», «Энвайроментальная1 этика», «Модернизация и экология», «Экологическая ниша человечества», «Экология и нравственный императив», «Экологическое мировоззрение и культура», «Глобализм и современное образование», «Экологический кризис и современные науки», «Экополитология», «Системный анализ в экополитологии», «Механизмы подчинения ограниченииям», «Цивилизационный кризис как переход биосферы в состояние бифуркации», «Мир ТНК и глобализация», «Универсальный эволюционизм и коллективный интел-лект», «Современный антропогенез и цивилизационные разломы», «Противостояния цивилизаций», «Стратегия переходного периода (устойчивогоразвития)», «Система «Учитель» (по Н.Н. Моисееву) и др.

Особо о «Системе «Учитель» как историко-философской парадигме и обосновании философии экологии. Концепция данной системы может рассматриваться как важный методологический подход к перестройке отечественного образования с эколого-политологической доминантой. И это в полной мере соответствует основным положениям Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития.

1 От англ. environmental - охрана окружающей среды, как действие, технологии.

Степанов С.А. Теоретико-методологические проблемы формирования культуры мира и сохранения природы в условиях глобализации. Статья посвящена теоретическим и методологическим проблемам взаимоотношения человека, природы и общества, глубинным процессам перестройки мира как в биосферном (изменение климата, загрязнение окружающей среды, грозящей глобальным экологическим кризисом), так и в социально-гуманитарном и педагогическом плане (нарушение и изменение традиций и культуры народов, моральных и этических устоев, тенденций и содержания современного образования и науки). Устойчивое развитие России, формирование культуры мира и экологической культуры рассматриваются через призму стратегии национальной безопасности страны.

Ключевые слова: глобализация, устойчивое развитие, экологический императив, национальная безопасность, стратегия образования для устойчивого развития, экологическое образование, культура мира и сохранения природы.

Stepanov S.A. Theoretical and methodological problems of molding the culture of peace and environmentalism under globalization. The article highlights the theoretical and methodological problems of Man - Nature - Society relations as well as deep-running transformations of the world both in biosphere (climate change, catastrophe-prone pollution) and in social, humanitarian and academic dimensions (violations and changes of cultures and traditions, moral and ethnic foundations, trends and contents of contemporary science and education). The article approaches the sustainable development of Russia and the culture of peace and environmentalism in the light of the national security strategy.

Key words: globalization, sustainable development, environmental imperative, Education for Sustainable Development strategy, environmental education, culture of peace and environmentalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.