Научная статья на тему 'Проблемы гендерной политики Казахстана в условиях трансформации социальной сферы'

Проблемы гендерной политики Казахстана в условиях трансформации социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
477
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ / GENDER POLICY / GENDER INEQUALITY / GENDER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Турсынбаева Д.К., Киреева А.А.

В статье выделены основные проблемы реализации гендерной политики Казахстана. Определены социально-экономические и политические последствия гендерного неравенства казахстанского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы гендерной политики Казахстана в условиях трансформации социальной сферы»

Турсынбаева Д.К.1, Киреева А. А.2 ©

1Старший научный сотрудник, центр макроэкономики, финансов и управления; 2старший научный сотрудник, центр территориального развития.

Институт Экономики, Комитет Науки Министерства и образования науки, Республика

Казахстан

проблемы гендерной политики Казахстана в условиях трансформации социальной сферы

Аннотация

В статье выделены основные проблемы реализации гендерной политики Казахстана. Определены социально-экономические и политические последствия гендерного неравенства казахстанского общества.

Ключевые слова: гендерная политика, гендерное неравенство, гендерный анализ.

Keywords: gender policy, gender inequality, gender analysis.

В стратегиях развития ООН проблема гендерного равенства как составляющая социально- экономического развития рассматривается как с точки зрения социальной справедливости, так и как важный ресурс социально-экономического развития.

Равноправное участие женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества и государства является важным условием и гарантией утверждения демократии в Казахстане. Действующие механизмы и инструментарии реализации гендерной политики в Казахстане имеют определенные проблемы. Это не позволяет в значительной степени

противодействовать гендерному неравенству, искоренить существующие стереотипы о роли женщин и мужчин в обществе, а также в полном объеме достичь целей государственной политики по созданию условий для реализации равных прав и возможностей женщин и мужчин. Гендерное неравенство вызывает обострение политических, социальноэкономических, культурных и других проблем в обществе.

В докладах о мировом развитии и других исследованиях, в которых дан анализ ситуации в мире, делается акцент на том, что существенное и стабильное уменьшение бедности зависит от политического желания противостоять системным нарушением прав женщин и девушек, которые составляют половину населения человечества. Бедность, таким образом, рассматривается на глобальном уровне не просто как социальная или экономическая проблема, но проблема национальной безопасности. Заработная плата женщин почти на треть меньше чем у мужчин, безработных женщин значительно больше, чем безработных мужчин. Как следствие - гораздо более низкий уровень пенсий. Помощь по присмотру за детьми, инвалидами, больными намного ниже прожиточного минимума. Женщина работает фактически на 4-6 часов больше чем мужчина, однако работа в домашнем хозяйстве не учитывается как продуктивная.

Поэтому нужно признать, что составляя большую часть населения женщины, больше представлены среди бедных и незащищенных. Гендерная политика должна быть направлена не на создание и формирование новых льгот, а на формирование условий для преодоления незащищенности и искоренения других форм дискриминации. Она должна рассматриваться на современном этапе в контексте уменьшения и преодоления бедности.

Для Казахстана острой проблемой гендерной политики является сфера занятости, политическая сфера, здравоохранение, проблемы гендерного насилия, положения женщин с особыми потребностями и женщин, воспитывающих детей-инвалидов.

© Турсынбаева Д.К., Киреева А.А., 2015 г.

В период индустриально-инновационного развития экономики Казахстана, когда на первый план выходит не физический труд, а уровень знаний, информационные технологии, становится очевидным, что создатели всех изменений, происходящих - мужчины и женщины - не могут не чувствовать, что меняются сами. Все это подтверждает потребность внедрения такой политики, которую можно было бы применять для описания всех преобразований в обществе и государстве, поскольку именно на них как раз влияют личности мужчины и женщины и их отношения. Таковой и является гендерная политика.

Социальные отношения между полами не определяются только их биологическими особенностями. На разных этапах исторического развития и в разных социальных условиях роли женщин и мужчин определялись настолько своеобразно, что объяснить их только физиологическими особенностями невозможно. Другими словами: разрозненность в социальных ролях гораздо шире, чем физиологические различия.

Таким образом, мужские и женские роли в обществе формируются и определяются социально. Поэтому их изменение в сторону более справедливого распределения ресурсов и доходов, прав и обязанностей и т.п. является способом достижения реальной гармонии и обеспечения прав человека. Гендерные отношения пронизывают всю культуру, общественный строй, государственные институты, методы принятия решений и стиль мышления. Они накладывают мощный отпечаток на язык, обычай, искусство, даже на производство. Процесс гармонизации гендерных отношений видится как составная часть общедемократического процесса. Но нельзя рассчитывать на то, что демократизация сама по себе автоматически приведет к решению гендерных проблем - мировая практика показывает, что для этого нужны отдельные усилия.

На современном этапе модернизации социальной сферы в Казахстане, реализуются различные программы, что определенным образом способствуют решению проблем безработицы, как мужчин, так и женщин. Уделение недостаточного внимания гендерному анализу означает, что вклад женщин и их интересы слишком часто игнорируются в экономических структурах [1].

Хотя многие женщины достигли определенного успеха в рамках экономических структур, большинству женщин, особенно тех, которые сталкиваются с дополнительными трудностями, сохраняющиеся препятствия мешают добиться экономической самостоятельности и обеспечить устойчивые источники средств к существованию для себя и своих иждивенцев.

Женщины активно заняты в самых различных видах экономической деятельности, которую они часто совмещают с семейными обязанностями. Однако участие в экономическом развитии по-прежнему сдерживается правовыми и основывающимися на обычаях препятствиями в отношении доступа к земле и владения землей, природными ресурсами, капиталом, кредитами, технологиями и другими средствами производства, а также разницей в заработной плате. Женщины вносят вклад в развитие не только за счет оплачиваемого труда, но и за счет проведения большого объема работы, за которую они не получают вознаграждения.

С другой стороны, женщины выполняют функции, связанные с работой по дому, т.е. уход за детьми и пожилыми людьми, приготовление пищи для семьи, охрана окружающей среды и добровольное оказание помощи частным лицам и группам людей, находящимся в уязвимом и неблагоприятном положении. Эта работа часто не получает количественной оценки и не учитывается в национальных счетах.

В странах, где происходят кардинальные политические, экономические и социальные преобразования, женщины, если их практический опыт использовать более эффективно, могли бы внести крупный вклад в экономическую жизнь своих соответствующих стран. Необходимо по-прежнему расширять и стимулировать их вклад и продолжать реализацию их потенциальных возможностей.

В тех случаях, когда женщины получают доступ к средствам, кредитам и другим ресурсам, технологии и обучению, а также контроль над ними, они в состоянии расширить

производство, сбыт и увеличить доходы для обеспечения устойчивого развития. Для обеспечения полного равенства между мужчинами и женщинами в плане их вклада в экономику необходимы активные усилия с целью добиться равного признания значения и понимания ценности того влияния, какое имеют в обществе труд, опыт, знания и ценности как мужчин, так и женщин.

Согласно Конституции Республики Казахстан женщины и мужчины имеют равные права во всех сферах жизнедеятельности. Тем не менее, остаются актуальными стереотипные представления о роли женщин в обществе и патриархатный подход к гендерному равенству. Недостаточный уровень гендерного образования и гендерных знаний среди населения часто является основной причиной, препятствующей реализации прав женщин и мужчин. В результате слабого уровня информированности о правах казахстанские граждане не обращаются в суды в случае гендерной дискриминации.

На рынке труда наблюдается две параллельные тенденции это феминизация и рост теневой экономики. Концепция неформальной занятости и теневого сектора экономики являются относительно новыми. В 2003 году международная конференция статистики труда (МКСТ) определила «неформальный сектор» как определенные виды неформального труда, осуществляемые за пределами формальных предприятий [2].

В Казахстане значительное число женщин занято в сфере теневой экономики, работают без оформления трудовых договоров, не вносят пенсионные отчисления, не производят социальные выплаты, соответственно нарушаются права на безопасные условия труда. Работая в крупных городах, они нередко не имеют постоянной регистрации по месту жительства, что ведет к невозможности получения социальных пособий.

Вместе с тем, трудности испытывают женщины из социально уязвимых категорий населения, поскольку сталкиваются с проблемой поиска стабильной занятости [3]. Ведь безработица и связанное с ней снижение уровня жизни населения увеличивают опасность роста различных форм насилия в отношении женщин. Недостаточная экономическая свобода вынуждает многих женщин оставаться в обстановке насилия. Уклонение мужчин от своих семейных обязанностей также может считаться формой насилия и принуждения. Эти формы насилия ставят женщин в положение, угрожающее их здоровью, и наносят ущерб их способности участвовать в семейной и общественной жизни на равноправной основе.

Наиболее социально уязвимые группы женщин нуждаются в постоянном мониторинге соблюдения их человеческих прав. К этой группе женщин относятся инвалиды, матери детей-инвалидов, малообеспеченные одинокие, разведенные и многодетные матери, безработные одинокие женщины, сельские женщины, находящиеся в городах в поисках работы. Необходимо выделить, имеющее место нарушение трудовых прав женщин в Казахстане, что в настоящее время распространены: неравные критерии отбора при найме на работу, неравенство при продвижении по должностной лестнице, дискриминация по возрасту, неравное вознаграждение за труд равной с мужчинами ценности, принуждение выполнять постороннюю неоплачиваемую работу.

Практикуются также незаконные удержания из заработной платы, отказ в приеме на работу при наличии у женщин малолетних детей, отказ оплаты работодателем выплат пособий по временной нетрудоспособности, выходных дней и времени отпуска. Встречаются факты сексуальных домогательств на работе. Частичная занятость женщин, кроме прочего, не способствует их служебному росту, это длительные периоды пребывания дома отрицательно влияют карьере работающей женщины.

Имеются случаи, когда в иностранных компаниях, руководители включают в трудовые договора условия, значительно расширяющие основания для расторжения таких договоров по инициативе администрации, или сокращающие сроки предварительного предупреждения в установленных законом случаях. Не все и не всегда иностранные инвесторы придерживаются законодательства РК в трудовых отношениях, допуская нарушения порядка заключения и расторжения трудовых контрактов, предельной продолжительности рабочего времени, размеров оплаты работы за сверхурочное время,

периода обеспечения по социальному страхованию. Работающие женщины-матери имеют право на особую защиту [4]. Их социальная незащищенность возрастает вследствие отсутствия или недостаточности на рабочих местах элементарных условий, учитывающих семейные аспекты жизни человека, в числе которых негибкие графики работы. В стране еще существует проблема нехватки дошкольных и внешкольных учреждений.

Кроме всего, рост стоимости различных бытовых услуг приводит к увеличению домашней работы, что всячески препятствует творческому и карьерному росту. Чем выше образование и квалификация женщин, занятых в домашнем хозяйстве, чем выше уровень их занятости на рынке, чем больше их заработная плата, тем дороже их домашний труд (выше альтернативные издержки). Поэтому рост занятости женщин вне дома становится стимулом для развития времясберегающих «технологий» домашнего труда.

Главная проблема для женщин с ограниченными возможностями (инвалидов) - это доступ к приносящей доход трудовой деятельности, особенно в сельской местности, где много тяжелого ручного труда [5]. Для обеспечения занятости таких женщин государство должно содействовать экономической, юридической и социальной защите их семей путем выплаты семейных пособий и налоговых льгот. Нуждаются в социальной защите и родители детей-инвалидов. Большинство из них - это одинокие или разведенные матери.

Одну из проблем гендерного характера создает увеличивающийся с каждым годом поток трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, что сопровождается увеличением случаев использования различных форм принудительного труда женщин (например, организация нелегальной миграции с целью торговли женщинами). Особые трудности в получении квалифицированной работы и выбора свободного места жительства испытывают женщины-мигранты или члены семьи мигранта. В целом экономическое положение женщин в условиях социальной модернизации должна быть связана в первую очередь с деятельностью государства как решающего субъекта социально-экономической политики в этот период по регулированию вопросов труда [6]. Право на свободу труда, закрепленное в Конституции РК, включает в себя и право на труд.

В Казахстане используются различные инструменты для защиты трудовых прав женщин. Этому способствует последовательное выполнение международных обязательств, а также их имплементация в национальное законодательство, грамотная налоговая, финансовая и бюджетная политика, создание государственных и частных служб занятости.

Таким образом, в рамках нового политического курса - 2050 необходимо продолжать работу по совершенствованию казахстанского законодательства и практики его применения в отношении женщин. Нужно отметить, что в стране установлена уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о труде,

предусматривается более строгая ответственность за нарушение прав беременной женщины, а также признается право на защиту от безработицы. Государству следует лоббировать создание новых рабочих мест для женщин в высокооплачиваемых производственных сферах (нефтегазовая, металлургическая, зерновая). Необходимо изменить методы оценки труда казахстанских женщин, которые должны включать в себя также домашний труд и другие неоплачиваемые виды работ, включая уход за ребенком-инвалидом, престарелым членом семьи и т. п. Эти виды работ должны учитываться при назначении пенсий и пособий.

Литература

1. Доклад ВЭФ о гендерном равенстве «Global Gender Gap Report 2013» - электронный ресурс http://www3 .weforum.org/docs/WEF_GenderGap_Report _2013 .pdf

2. Школьников И. А. Скандинавская модель гендерного равенства // Женские миры-99: Гендерные исследования в России и западный опыт. Иваново: ИЦГИ. - 2000. - C. 57 - 58.

3. Stetson D.M., Mazur A. (eds) Comparative State Feminism. - London: 1995. - P. 2-3.

4. Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты 2 октября 1997 г. -электронный ресурс http://www.eurotreaties.com/amsterdamtreaty.pdf

5. Рекомендация № R(98)14 Комитета министров государствам-членам о применении

комплексного подхода к проблеме равенства между женщинами и мужчинами от 7 октября 1998 г.//http://www.gendermainstreaming-anungstool.at/

6. Recommendation Rec (2003) 3 Оп balanced participation of women and men in political and public decision-making from 12 March 2003.- Council of Europe, 2003. - 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.