Научная статья на тему 'Проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций'

Проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
47
Поделиться
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С.

Предмет. В статье исследованы современные проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций. Цели. Целью исследования является выявление нерешенных вопросов гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций и определение возможных направлений их решения. Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий. Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей учета и отчетности некоммерческих организаций; обосновано влияние данных особенностей на процесс гармонизации на международном уровне; выявлены проблемные аспекты процесса гармонизации учета и отчетности на современном уровне, сформулированы предложения в части трактовки теоретических аспектов гармонизации учета и отчетности, обоснованы особенности и направления процесса гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций на современном этапе. Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений. Выводы. Установлено, что особенности статуса некоммерческих организаций обусловливают специфику их учета и отчетности, влияющую на процесс гармонизации на международном уровне. Предложена трактовка экономического содержания понятий «гармонизация», «стандартизация» и «унификация» учета и отчетности и классификация видов гармонизации учета и отчетности. Обосновано существенное влияние на процесс гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций принятия МСФО ОС и разработки проекта стандарта «Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности Российской Федерации в секторе государственного управления».

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций»

ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)

Проблемы учета

ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Татьяна Юрьевна ДРУЖИЛОВСКАЯ^, Эмилия Сергеевна ДРУЖИЛОВСКАЯ"

а доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 18.05.2016 Одобрена 06.06.2016

Ключевые слова:

некоммерческие организации, гармонизация учета и отчетности

Аннотация

Предмет. В статье исследованы современные проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций.

Цели. Целью исследования является выявление нерешенных вопросов гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций и определение возможных направлений их решения. Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.

Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей учета и отчетности некоммерческих организаций; обосновано влияние данных особенностей на процесс гармонизации на международном уровне; выявлены проблемные аспекты процесса гармонизации учета и отчетности на современном уровне, сформулированы предложения в части трактовки теоретических аспектов гармонизации учета и отчетности, обоснованы особенности и направления процесса гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций на современном этапе.

Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Выводы. Установлено, что особенности статуса некоммерческих организаций обусловливают специфику их учета и отчетности, влияющую на процесс гармонизации на международном уровне. Предложена трактовка экономического содержания понятий «гармонизация», «стандартизация» и «унификация» учета и отчетности и классификация видов гармонизации учета и отчетности. Обосновано существенное влияние на процесс гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций принятия МСФО ОС и разработки проекта стандарта «Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности Российской Федерации в секторе государственного управления».

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В настоящее время в научных источниках много говорится о необходимости и проблемах гармонизации учета и отчетности организаций на международном уровне [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. При этом возникает вопрос, имеет ли в отношении данных проблем какую-либо специфику учет и отчетность некоммерческих организаций, деятельность которых в последнее время также стала объектом пристального внимания в научном мире [9, 10, 11, 12, 13]. Исследуем данный вопрос.

Рассмотрим прежде всего особенности некоммерческих организаций и специфику требований к их учету и отчетности.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих

организациях» к некоммерческим организациям относятся организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Формами некоммерческих организаций могут быть: общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, государственные корпорации,

государственные компании, некоммерческие партнерства, частные учреждения, государственные, муниципальные учреждения (автономные, бюджетные и казенные), ассоциации (союзы) и другие предусмотренные федеральными законами формы. Особенности некоммерческих организаций различных форм представлены в табл. 1.

Несмотря на многообразие форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, всех их объединяет отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной задачи своей деятельности (хотя в ряде ситуаций такие организации вправе осуществлять предпринимательскую

деятельность, соответствующую целям их создания). Также, как и коммерческие организации, некоммерческие должны формировать бухгалтерскую отчетность. О необходимости такой отчетности для ряда некоммерческих организаций напрямую говорится в упомянутом Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (см. табл. 1).

Кроме этого, в отношении отчетности некоммерческих организаций имеется Информация Минфина России «Об особенностях Формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)». Согласно данной информации при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации должны руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, а именно:

— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций имеют место особенности применения указанных законодательных и иных нормативных правовых актов, которые обусловлены тем, что некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве цели деятельности, не распределяют полученную прибыль между участниками и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Особенности составления отчетности некоммерческими организациями состоят в следующем.

Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными правовыми актами; пояснительной записки. При этом общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность, представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе, включающем только бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о целевом использовании полученных средств.

Некоммерческие организации не обязаны раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала. Кроме этого, им разрешается не представлять отчет о движении денежных средств.

Существуют и особенности формирования показателей отчетности некоммерческих организаций, рассмотрим их подробнее.

Основные средства отражаются в балансе некоммерческих организаций по первоначальной стоимости, поскольку информация об их износе (начисляемом только линейным способом) учитывается на забалансовых счетах и раскрывается в пояснениях к отчетности. В показатель запасов некоммерческая организация может не включать статью «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» при отсутствии значительных остатков и наличии эффективной системы оперативного контроля за расходованием таких ценностей. А статья «Затраты в незавершенном производстве» в группе статей «Запасы» может включаться в показатель запасов только при наличии существенных затрат по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности.

Третий раздел бухгалтерского баланса некоммерческая организация называет «Целевое финансирование». При этом вместо показателей «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (характерных для характеристики третьего раздела баланса коммерческих организаций) в раздел «Целевое финансирование» включаются показатели:

- «Паевой фонд»;

— «Целевой капитал»;

— «Целевые средства»;

— «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»;

— «Резервный и иные целевые фонды» (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования ее имущества).

Некоммерческие организации формируют в отчетности и информацию о доходах и расходах, возникающих в процессе их деятельности. При этом в отличие от коммерческих организаций некоммерческие организации списывают сумму чистой прибыли отчетного года в кредит счета 86 «Целевое финансирование» и отражают ее в бухгалтерском балансе в разделе III «Целевое финансирование» по группе статей «Целевые средства», а также в отчете о целевом использовании полученных средств по статье «Прибыль от предпринимательской деятельности организации». Сумму чистого убытка отчетного года некоммерческая организация списывает в дебет счета 86 «Целевое финансирование», отражая ее в бухгалтерском балансе в разделе III «Целевое финансирование» по группе статей «Целевые средства», а в отчете о целевом использовании полученных средств в составе использованных средств - по статье «Прочие» с выделением в случае существенности обособленной статьи «Убытки от предпринимательской деятельности организации».

Такова специфика современного учета и отчетности российских некоммерческих организаций. Возникает вопрос: должны ли регламентации по учету и отчетности таких организаций участвовать в общем процессе гармонизации на международном уровне? А если должны, то есть ли какая-либо специфика самого процесса гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций по сравнению с коммерческими? Исследуем данные вопросы.

Проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций неразрывно связаны с современным состоянием процесса гармонизации учета и отчетности организаций в целом. Если говорить о теоретической стороне данного вопроса, то необходимо признать, что несмотря на достаточно продолжительное время исследований в области вопросов гармонизации отчетности организаций и определенных действий для ее обеспечения, до сих пор не сложилось даже единого терминологического пространства в этой

сфере и единых подходов к решению существующих проблем.

Так, исследование научной и специальной литературы приводит к выводу о том, что термин «гармонизация» по разному используется и трактуется различными авторами. При этом во многих случаях наряду с термином «гармонизация» используются и понятия: «стандартизация» и «унификация». Например,

B.Г. Гетьман отмечает, что «в последние годы заметно ускорились процессы гармонизации учета и финансовой отчетности на международном уровне» [14]. То есть ученый применяет к указанным процессам именно термин «гармонизация». Этим же понятием оперирует Я.В. Соколов, говоря о том, что «страны путем гармонизации достигнут единства» [15]. А вот

C.А. Николаева применяет понятия «стандартизация» и «унификация», когда утверждает, что «глобализация экономических отношений объективно вызывает к жизни потребность в унификации норм и правил бухгалтерского учета, в его стандартизации» [2].

Некоторые авторы рассматривают понятия «гармонизация», «стандартизация» и

«унификация» в качестве синонимов, другие разделяют их.

Так, например, В.А. Терехова считает, что гармонизация и стандартизация являются двумя разными подходами к решению проблемы «унификации бухгалтерского учета», поскольку «идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества», а «идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» [3].

В.Ф. Палий понятия «гармонизация», «стандартизация» и «унификация» использует в очень близком смысле. Так, например, он пишет, что «КМСФО является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности»; «Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского Союза»; «принципы...помогают составителям и пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности... правильно интерпретировать

отдельные положения МСФО и отражение операций, еще не охваченных стандартизацией» [1].

Систематизируя результаты проведенного исследования, можно выделить следующие варианты использования терминов «унификация», «стандартизация», «гармонизация» в научной литературе (табл. 2).

Если говорить о зарубежных научных источниках, то в них также обнаруживается неодинаковое использование рассматриваемых терминов. На это указывают М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера, утверждая, что «термин «гармонизация» не все понимают одинаково» [19]. При этом по мнению данных ученых «унификация - это исключение альтернативных методов учета хозяйственных операций, событий и обстоятельств; стандартизация - ограниченный набор альтернативных методов для поддержания гибкости бухгалтерского учета; гармонизация -увязка различных систем бухгалтерского учета и отчетности путем введения их в рамки общей классификации, т.е. стандартизация формы с сохранением существенных различий» [19]. Аналогичная точка зрения на различия понятий «гармонизация» и «стандартизация» высказывается в работе Д. Блейка и О. Амата [20].

Обобщая приведенные точки зрения, можно сформулировать различие в трактовке понятий «унификация», «стандартизация», «гармонизация» в случаях их разграничения или отождествления (табл. 3).

Подводя итог сказанному, считаем целесообразным разграничить смысл применения терминов «гармонизация», «стандартизация» и «унификация» в отношении финансовой отчетности. Полагаем, что под гармонизацией финансовой отчетности следует понимать обеспечение общей сопоставимости содержащейся в ней финансовой информации; под стандартизацией - формирование финансовой отчетности по единым учетным стандартам, предполагающим ограниченный набор способов учета; под унификацией - построение финансовой отчетности по методике, исключающей альтернативные варианты учета.

Полагаем, что целью гармонизации является получение в финансовой отчетности такой информации, которая бы обеспечивала возможность сопоставления деятельности различных организаций. Если говорить о коммерческих организациях, то необходимость в

такой сопоставимости продиктована целым рядом причин, а именно:

— потребность пользователей отчетной информации (инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей, работников, государственных и общественных организаций) в сопоставлении на основании показателей финансовой отчетности деятельности различных организаций (как на национальном, так и на международном уровне) для принятия решений в отношении них;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— необходимость сопоставимой информации при формировании сводной (консолидированной) отчетности организаций, действующих совместно;

— целесообразность выработки единого бухгалтерского языка для совместного использования бухгалтерских знаний.

Возвращаясь к проблеме гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций, обратим внимание на то, что многие из перечисленных причин необходимости гармонизации справедливы и для них. Так, например возможность сопоставления отчетной информации о деятельности некоммерческих организаций также может повлиять на решение пользователей этой информации, несмотря на то, что это решение не будет преследовать извлечение прибыли. Единый бухгалтерский язык и в сфере деятельности некоммерческих организаций обусловит возможность совместного использования бухгалтерских знаний.

Полагаем, что также, как для коммерческих организаций, для некоммерческих можно классифицировать виды гармонизации учета и отчетности (табл. 4).

Говоря о гармонизации учета и отчетности нельзя не признать, что в наибольшей степени ее обеспечение опирается на использование Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). При этом следует обратить внимание на трактовку цели создания системы МСФО самими ее разработчиками. Стоит отметить, что в мае 2000 г. был принят новый Устав Совета по МСФО (СМСФО), который существенно изменил трактовку данной цели (табл. 5).

Сопоставление приведенных формулировок приводит к выводу о принципиальном изменении современных целей деятельности СМСФО.

В настоящее время такой целью становится разработка «глобальных» международных стандартов, имеющих «обязательную силу». Заметим, что ранее акцент на обязательность выполнения международных стандартов и на их глобальность не делался. Если в прежней формулировке целей СМСФО содержалась установка на продвижение повсеместного принятия и соблюдения стандартов, то в настоящее время целью ставится обеспечение более сильного требования - распространения и строгого соблюдения данных стандартов. В формулировке целей СМСФО на сегодняшний день более отчетливо провозглашена и направленность МСФО на обеспечение сопоставимой информации. Можно сделать выводы и о том, что для достижения поставленных целей СМСФО меняет тактику своей деятельности: с провозглашенной до 2000 г. работы по совершенствованию и гармонизации стандартов учета на обеспечение максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности. При этом под конвергенцией понимается взаимное стремление СМСФО и организаций, занимающихся разработкой национальных бухгалтерских систем, к сближению национальных и международных стандартов.

Полагаем, что для обеспечения движения к провозглашенным целям уже достаточно много сделано Советом по МСФО. Существенно расширена и продолжает наращиваться система МСФО для коммерческих организаций, создана система МСФО для малых и средних организаций, разработана система МСФО для общественного сектора (МСФО ОС).

Как указано в самом издании данных стандартов [21], МСФО ОС представляют собой официальные требования, установленные Советом по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (СМСФО ОС). При этом под организациями общественного сектора согласно МСФО ОС понимаются национальные правительства, региональные правительства (к примеру, на уровне штата, провинции, территории), местные органы власти (к примеру, города, района) и их подразделения (департаменты, службы, комитеты, комиссии), если не указано иное. Обратим внимание, что помимо разработки самих стандартов СМСФО ОС публикует еще и неофициальные документы,

например, исследования, отчеты об исследованиях и специальные документы, рассматривающие конкретные вопросы финансовой отчетности общественного сектора.

Говоря о цели создания МСФО ОС, следует отметить, что она обозначена в формулировке цели деятельности СМСФО ОС. Согласно предисловию к МСФО ОС цели СМСФО ОС заключаются в служении общественным интересам путем разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности общественного сектора и содействия сближению международных и национальных стандартов для повышения качества и единообразия финансовой отчетности во всем мире. В предисловии указываются и средства, используемые СМСФО ОС для достижения этих целей. К ним относятся издания Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), рекомендации их внедрения, а также сближения стандартов во всем мире с данными стандартами и публикации других документов, представляющих собой руководство по вопросам представления финансовой отчетности общественного сектора и опыт в этой сфере.

Рассматривая проблемы гармонизации учета и отчетности российских некоммерческих организаций, нельзя не отметить значимость изданных на русском языке МСФО ОС. При этом отметим, что в предисловии к русскому изданию МСФО ОС указывается на то, что их официальный перевод на русский язык осуществлен по заказу Министерства финансов Российской Федерации в рамках совместного проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация Казначейской системы в Российской Федерации». В предисловии также указывается цель перевода: он должен способствовать созданию условий для успешного и своевременного осуществления бюджетной реформы в части совершенствования системы бюджетного учета и отчетности, повышению квалификации сотрудников финансовых служб организаций государственного сектора по вопросам бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в соответствии с международными стандартами. Таким образом, полагаем, что указанный совместный проект Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация Казначейской системы в Российской Федерации» является существенным шагом вперед в

направлении решения проблем гармонизации учета и отчетности российских некоммерческих организаций.

Следует вместе с тем признать, что понятия «общественный сектор» в системе МСФО и в российском законодательстве не совсем тождественны. На это указывается и в самом предисловии к официальному переводу. Так, в нем говорится, что с точки зрения российского законодательства организациями общественного сектора являются организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления

государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, за исключением коммерческих организаций с государственным участием (КОГУ). Поэтому наиболее близким по смыслу вариантом перевода названия МСФО ОС на русский язык мог бы являться перевод: Международные стандарты финансовой отчетности государственного сектора. Однако, поскольку во многих других странах сфера применения МСФО ОС шире и в нее входят и некоммерческие общественные организации, то официальный перевод МСФО ОС на русский язык был сделан как «Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора».

Говоря о проблемах гармонизации учета и отчетности российских некоммерческих организаций, нельзя не упомянуть о размещенном на сайте Минфина России проекте стандарта «Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов учета и

отчетности Российской Федерации в секторе государственного управления» [22].

Данный проект определяет будущую систему российских бухгалтерских стандартов на основе выбранных параметров системы учета и отчетности субъектов сектора государственного управления (ССГУ).

При этом проект включает два раздела:

1) стратегию развития и параметры системы учета и отчетности ССГУ;

2) практические рекомендации по разработке и внедрению стандартов учета и отчетности субъектов сектора государственного управления.

Согласно стратегии развития бухгалтерского учета ССГУ в качестве альтернатив рассматриваются три возможных подхода к составу комплекта отчетности:

1) пакет отчетности, полностью соответствующий МСФО ОС;

2) пакет отчетности, частично соответствующий МСФО ОС;

3) пакет отчетности, соответствующий МСФО ОС, дополненный уже существующими формами отчетности.

Таким образом, очевидно, что будущие российские стандарты учета и отчетности некоммерческих организаций в значительной степени ориентированы на использование МСФО ОС. Нельзя не признать, что это является ощутимым вкладом в процесс гармонизации учета и отчетности российских некоммерческих организации.

Таблица 1

Особенности некоммерческих организаций различных форм

Форма Правовая и экономическая сущность

Общественные и религиозные организации (объединения) Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации Формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых созданы

Казачьи общества Создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых созданы

Фонды Не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели; вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям, и создавать хозяйственные общества или участвовать в них; обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества

Государственные корпорации Не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные РФ на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основании федерального закона; обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества; годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту; инвестирование временно свободных средств осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности; Правительство РФ вправе установить перечень разрешенных объектов инвестирования, механизмы контроля за инвестированием этих средств, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств и порядок предоставления и раскрытия этих отчетов

Государственные компании Некоммерческие организации, не имеющие членства и созданные РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления; создаются на основании федерального закона; обязаны публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом; годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту; инвестирование временно свободных средств осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности; Правительство РФ вправе установить перечень разрешенных объектов инвестирования, условия инвестирования, механизмы контроля за инвестированием этих средств, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств, порядок их предоставления и раскрытия

Некоммерческие партнерства Основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных целей; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим целям, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации

Частные учреждения Некоммерческие организации, созданные собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

Государственные, муниципальные учреждения Учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

Ассоциации (союзы) Юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве

Источник: составлено авторами

Таблица 2

Использование терминов «унификация», «стандартизация», «гармонизация» в отечественной литературе

Источник Использование терминов «унификация», «стандартизация», «гармонизация»

[15, 16] Использование автором одного из понятий (либо «унификация», либо «стандартизация», либо «гармонизация») в значении сближения правил учета и отчетных показателей

[1, 2, 17] Применение в одном и том же источнике одновременно нескольких терминов (например, «стандартизация» и «унификация»; «стандартизация» и «гармонизация»; или всех трех понятий) в качестве синонимов

[3, 18] Разграничение понятий «унификация», «стандартизация» и «гармонизация» и использование их в одном и том же источнике в разных смыслах

Источник: составлено авторами

Таблица 3

Значения понятий «унификация», «стандартизация», «гармонизация» в случаях их разграничения или отождествления в специальной литературе

Термин Значение при разграничении понятий «унификация», «стандартизация», «гармонизация» Значение при отождествлении понятий «унификация», «стандартизация», «гармонизация»

«Унификация» Построение финансовой отчетности по методике, исключающей альтернативные варианты учета Построение финансовой отчетности по единым (достаточно близким) правилам

«Стандартизация» Построение финансовой отчетности по единым учетным стандартам, предполагающим ограниченный набор способов учета Построение финансовой отчетности по единым (достаточно близким) правилам

«Гармонизация» Построение финансовой отчетности по правилам, обеспечивающим сопоставимость ее показателей Построение финансовой отчетности по единым (достаточно близким) правилам

Источник: составлено авторами

Таблица 4

Классификация видов гармонизации учета и отчетности

Классификационный признак Виды гармонизации учета и отчетности

Масштабы охвата хозяйствующих субъектов процессом гармонизации Гармонизация учета и отчетности хозяйствующих субъектов на различных уровнях: — национальном; — региональном (для групп стран); — международном

Аспекты хозяйственной деятельности Гармонизация информации учета и отчетности по отдельным объектам, хозяйственным операциям, сферам деятельности хозяйствующих субъектов

Степень осознанности деятельности по гармонизации Гармонизация учета и отчетности в процессе: — стихийного распространения общих правил учетной деятельности; — целенаправленной деятельности мирового сообщества по выработке единых правил формирования отчетности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами

Таблица 5

Сопоставление целей деятельности СМСФО до и после 2000 г.

Формулировка целей деятельности СМСФО до 2000 г. Формулировка целей деятельности СМСФО после 2000 г.

Разработка и публикация, исходя из общественных интересов, международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при формировании финансовых отчетов Разработка, в интересах общественности, единой системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения

Продвижение повсеместного принятия и соблюдения данных стандартов Распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов

Работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета, процедур, связанных с представлением финансовой отчетности Обеспечение максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности

Источник: составлено авторами

Список литературы

1. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник. 2-е изд., доп. и испр. М.: ИНФРА-М, 2013. 473 с.

2. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования / под ред. С.А. Николаевой. М.: Аналитика-Пресс, 2010. 672 с.

3. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб.: Питер, 2011. 272 с.

4. Дружиловская Т.Ю. Новые требования к составу бухгалтерской отчетности и составлению бухгалтерского баланса в российских стандартах бухгалтерского учета и в международных стандартах финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 4. С. 2-13.

5. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Совершенствование бухгалтерского учета обязательств по налогу на прибыль в России и сближение его с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 28. С. 2-11.

6. Дружиловская Э.С. Системы российских и международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 45. С. 38-56.

7. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках // Аудиторские ведомости. 2005. № 6. С. 25-34.

8. Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 31. С. 2-11.

9. Дружиловская Э.С. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и в МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 2-9.

10. Маслова Т.С. Учет на забалансовых счетах государственных учреждений // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2013. № 7. С. 24-45.

11. Мизиковский Е.А., Мизиковский И.Е. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. М.: Магистр, ИНФРА М, 2014.

12. Дружиловская Э.С. Современный взгляд на историю оценки как элемента метода бухгалтерского учета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 5-1. С. 270-276.

13. Мизиковский Е.А., Дружиловская Э.С. Аудит бухгалтерской оценки отчетных показателей // Аудиторские ведомости. 2010. № 6. С. 25-32.

14. Финансовый учет: учебник / под ред. проф. В.Г. Гетьмана. М.: Финансы и статистика, 2011. 816 с.

15. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: учебник. М.: Магистр, 2011. 287 с.

16. КутерМ.И. Теория бухгалтерского учета: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2012. 640 с.

17. КондраковН.П. Бухгалтерский учет: учебн. пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М., 2013. 717 с.

18. Поленова С.Н. Международные стандарты финансовой отчетности: создание и конструктивные характеристики // Международный бухгалтерский учет. 2005. № 10. С. 42-50.

19. Мэтьюс М.Р. Теория бухгалтерского учета: учебник: пер. с англ. / М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера; под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. 663 с.

20. Блейк Д. Европейский бухгалтерский учет: справочник: пер. с англ. / Д. Блейк, О. Амат. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. 400 с.

21. МСФО для общественного сектора. Английский оригинал. URL: http://www.ifac.org/public-sector.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Проекты федеральных стандартов для субъектов сектора государственного управления. URL: http: //www.minfin. ru/ru/budget/sfo/fsfo.

23. Фисенко А.И., Кулешова Е.А. Состояние и проблемы развития морских портов и формирования их грузовой базы в южной зоне Дальнего Востока России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 427-434.