Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕАТРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ Н. А. БЕСТУЖЕВА'

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕАТРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ Н. А. БЕСТУЖЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ТЕАТР / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / IT-ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Некрашевич Виктория Викторовна

Актуальность данной статьи обусловлена сложностями и новыми тенденциями в культурной жизни страны в период пандемии. Целью статьи является изучение проблем функционирования театральных коллективов в ситуации ковидных ограничений на опыте работы одного из театров Республики Бурятия - Государственного русского драматического театра имени Н. А. Бестужева. Автором рассматривается роль театрального искусства в преодолении последствий пандемии COVID-19, которые коренным образом изменили социокультурную реальность в мировом масштабе, когда, учитывая новые условия жизни, театр был вынужден выйти на удаленный режим работы и переместить свою основную деятельность в социальные сети. В статье анализируются положительные и отрицательные стороны использования технологических достижений в культурной сфере. Установлено, что данный процесс развивался поступательно уже достаточно продолжительное время, а пандемия лишь ускорила процесс цифровизации культуры. Автор пришел к выводу, что театр на всем протяжении своего существования так или иначе влияет на общественно-организационные процессы, влияет на личность человека и ее становление самыми разнообразными инструментами. Он, как и во времена своего зарождения, является носителем и создателем общественно-значимых идей. А его коллаборация с различными социокультурными институтами постоянно находится в исторической динамике. Ситуация в данном взаимодействии кардинально меняется как в короткие промежутки времени, в пределах одного десятилетия или даже меньше, так и в более масштабные, эпохальные, что существенным образом влияет на его функции и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE THEATER’S FUNCTIONING UNDER PANDEMIC COVID-19 CONDITIONS: EXPERIENCE OF THE STATE RUSSIAN DRAMA THEATER NAMED AFTER КА. BESTUZHEV

The relevance of this article is due to the difficulties and new trends in the cultural life of the country during the period of self-isolation. The aim is to study the problems of the of theatrical collectives’ functioning in a situation of COVID-19 limitations on the experience of the State Russian Drama Theater named after КА. Bestuzhev. The author examines the role of theatrical art in overcoming the consequences of the COVID-19 pandemic, which radically changed the socio-cultural reality on a global scale, when, given the new living conditions, the theater was forced to operate remotely and move its main activities to social networks. In this article the author analyzes positive and negative aspects of using the technological advances in the cultural sphere, as it is established that this process has been developing progressively for quite a long time, and the pandemic only accelerated the transition to a digital environment and the process of digitalization of culture. The author concluded that the theater, throughout its existence, in one way or another, influences social and organizational processes and the personality and its formation with a variety of tools. As at the time of its inception, it is the bearer and creator of socially significant ideas. And collaboration with various socio-cultural institutions is constantly in historical dynamics. The situation in this interaction changes dramatically in short periods of time, within one decade or even less, and in larger, epoch-making, which significantly affects its functions and development.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕАТРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ Н. А. БЕСТУЖЕВА»

УДК 792.071.1(571.54-25)+616.9

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-188-195

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕАТРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ Н. А. БЕСТУЖЕВА

Некрашевич Виктория Викторовна, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, главный администратор Государственного русского драматического театра имени Н. А. Бестужева (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: vinek17@mail.ru

Актуальность данной статьи обусловлена сложностями и новыми тенденциями в культурной жизни страны в период пандемии. Целью статьи является изучение проблем функционирования театральных коллективов в ситуации ковидных ограничений на опыте работы одного из театров Республики Бурятия - Государственного русского драматического театра имени Н. А. Бестужева. Автором рассматривается роль театрального искусства в преодолении последствий пандемии COVID-19, которые коренным образом изменили социокультурную реальность в мировом масштабе, когда, учитывая новые условия жизни, театр был вынужден выйти на удаленный режим работы и переместить свою основную деятельность в социальные сети. В статье анализируются положительные и отрицательные стороны использования технологических достижений в культурной сфере. Установлено, что данный процесс развивался поступательно уже достаточно продолжительное время, а пандемия лишь ускорила процесс цифровизации культуры. Автор пришел к выводу, что театр на всем протяжении своего существования так или иначе влияет на общественно-организационные процессы, влияет на личность человека и ее становление самыми разнообразными инструментами. Он, как и во времена своего зарождения, является носителем и создателем общественно-значимых идей. А его коллаборация с различными социокультурными институтами постоянно находится в исторической динамике. Ситуация в данном взаимодействии кардинально меняется как в короткие промежутки времени, в пределах одного десятилетия или даже меньше, так и в более масштабные, эпохальные, что существенным образом влияет на его функции и развитие.

Ключевые слова: пандемия, театр, виртуальное пространство, IT-технологии, цифровизация.

PROBLEMS OF THE THEATER'S FUNCTIONING UNDER PANDEMIC COVID-19 CONDITIONS: EXPERIENCE OF THE STATE RUSSIAN DRAMA THEATER NAMED

AFTER NA. BESTUZHEV

Nekrashevich Viktoriya Viktorovna, Honorary Worker of Culture of the Republic of Buryatia, Chief Administrator of State Russian Drama Theater Named after КА. Bestuzhev (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: vinek17@mail.ru

The relevance of this article is due to the difficulties and new trends in the cultural life of the country during the period of self-isolation. The aim is to study the problems of the of theatrical collectives' functioning in a situation of COVID-19 limitations on the experience of the State Russian Drama Theater named after

N.A. Bestuzhev. The author examines the role of theatrical art in overcoming the consequences of the COVID-19 pandemic, which radically changed the socio-cultural reality on a global scale, when, given the new living conditions, the theater was forced to operate remotely and move its main activities to social networks. In this article the author analyzes positive and negative aspects of using the technological advances in the cultural sphere, as it is established that this process has been developing progressively for quite a long time, and the pandemic only accelerated the transition to a digital environment and the process of digita-lization of culture. The author concluded that the theater, throughout its existence, in one way or another, influences social and organizational processes and the personality and its formation with a variety of tools. As at the time of its inception, it is the bearer and creator of socially significant ideas. And collaboration with various socio-cultural institutions is constantly in historical dynamics. The situation in this interaction changes dramatically in short periods of time, within one decade or even less, and in larger, epoch-making, which significantly affects its functions and development.

Keywords: pandemic, theater, virtual space, IT technologies, digitalization.

Внутри театрального бытия всегда происходит множество процессов, их задачи и функции модифицируются в соответствии с общественными преобразованиями и социокультурными условиями в современном культурном пространстве. Едва театры России внятно освоили и внедрили в свою деятельность комплексную систему рычагов «искусства выживания» в рыночных условиях, обусловленную переменами в общественной жизни страны в конце ХХ века, как нынешний день актуализировал вопросы переосмысления роли и функционирования театра в условиях пандемии СОУТО-19. Пандемия коронавируса уже сейчас, при всей неясности исхода, кажется неким рубежным событием, сломавшим комфортную для большинства модель социокультурного развития.

В России режим самоизоляции был введен в конце марта 2020 года «в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации» [4], и, согласно Указу Президента РФ от 25 марта 2020 года, учреждения культуры прекратили свою офлайн-деятельность на неопределенный срок. Ситуация с коронавирусом поменяла формат работы учреждений культуры: они перешли на удаленный режим работы и вышли в виртуальное пространство.

Всеобщий карантин открыл новые возможности для театральных коллективов, которые принялись за новое дело концептуально, с большой ответственностью и энтузиазмом. Театры исполь-

зовали все доступные средства для того, чтобы продолжать активно жить, действовать, работать и быть интересными для своего зрителя.

Стоит отметить, что социокультурные институты уже давно находятся в поиске новых способов и возможностей для привлечения аудитории, особенно молодежной, которая «ориентирована на интерактивный и персонализированный подход. Учреждения культуры стараются идти в ногу со временем. В связи с этим во многих учреждениях стараются внедрять современные технологии» [7, с. 228]. Еще в 2018 году нами отмечалось, что «технический прогресс, развитие информационной среды, возникновение новых жанров и видов виртуальной культуры предоставляют широкие возможности для развития самых разнообразных театральных форм, таких как, например, визуальный, невербальный, постдра-магический, перформативный театр. Театр, конечно, не может не отзываться на происходящие перемены...» [1, с. 14].

Безусловно, театр как творческий и общественный институт на протяжении всей своей истории не существовал вне взаимодействия его основных компонентов - творца и зрителя, для которого, собственно, творец и созидает свое искусство. Казалось бы, ковидные ограничения стали обстоятельством непреодолимой силы и сделали невозможным полноценный контакт художника и зрителя. Но к этому времени большинство российских театров уже имели в своем арсенале

хорошо организованные информационные потоки. Именно это и стало решающим фактором в быстрой адаптации к условиям пандемической реальности.

В театральном деле формирование насыщенного информационного поля всегда имело особую значимость. Еще в Древней Греции в театральных труппах служили особые глашатаи, которые сообщали разного рода информацию об указах царя, о знаковых событиях, о проведении массовых мероприятий, в том числе театральных постановок. Театры XXI века максимально используют огромные возможности коммуникационного массива, представленного печатными СМИ, телевидением, радио, 1Т-технологиями и другими каналами. Театроведами отмечается, что в современном театральном процессе имеет место «смена предпочтений в принципе коммуникации... являющиеся (или кажущиеся) своего рода вызовами, брошенными посттеатром прежней театральной практике» [6, с. 16].

Действительно, сегодня мы становимся свидетелями применения новых технологий, проведения абсолютно новых творческих экспериментов, постановки мультимедийных спектаклей, создания виртуального сценического пространства и многого другого. Это обусловлено и спросом со стороны зрительской аудитории, и развитием цифровой среды, так как «одной из приоритетных задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий является использование цифровых коммуникационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям, независимо от места проживания» [3, с. 7].

Компьютерные сети, используемые в деятельности театров, по сути, выполняют три основные функции:

- предоставляют объемную информацию о театральном предложении (на уровне индивидуального театра) и театральном рынке (на уровне региона или страны);

- являются местом неформального и самого широкого общения театральных работников со зрителями;

- выступают платформой обмена опытом профессионалов и помогают каждому сопоставить себя с равными, а также определить наиболее эффективные пути развития собственной деятельности.

Уже достаточно давно в некоторых случаях Интернет выступает в качестве рабочего кабинета, координационного центра, оргштаба, где оперативно решаются многие рабочие вопросы и проблемы: информационные, организационно-творческие, технические, кадровые и т. д. Главной отличительной особенностью интернет-сети как универсального информационного канала во время самоизоляции стало то, что он выполнял еще и функции репетиционного зала и сценической площадки.

Тенденции по цифровизации в Государственном русском драматическом театре имени Н. А. Бестужева (ГРДТ), старейшем профессиональном театре Республики Бурятия, начали развиваться еще в 2017 году, поскольку театр всегда ищет новые формы функционирования организации. Онлайн-проекты создавались и раньше, но театр не считал нужным глубоко уходить в виртуальную среду. Пандемия коронавируса существенно подтолкнула развитие этого направления.

Руководство театра очень выборочно подошло к онлайн-показам спектаклей. Как пояснил художественный руководитель театра С. А. Левицкий, «по ряду причин мы не можем опубликовать записи наших спектаклей. Это связано с авторскими правами и нашей позицией, что театр - это живая коммуникация. Но мы решили порадовать своих зрителей и покажем спектакль "DEJAVU", над текстом которого работали наши артисты, они собирали материал: письма, воспоминания, архивные документы, встречались с репрессированными и их потомками, записывали вербатимы» [5]. Запись постановки «DEJAVU» была включена в Long List 2017 Российского национального театрального фестиваля «Золотая маска». Российские и зарубежные зрители смогли посмотреть ее 15 апреля 2020 года на YouTube-канале ГРДТ имени Н. А. Бестужева.

9 мая к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на телеканале «АТВ» вниманию зрительской аудитории была представлена дра-

ма А. Батуриной «Фронтовичка» в постановке С. Левицкого. Третьим спектаклем, который демонстрировался в онлайн-режиме, стала постановка С. Левицкого «Наводнение», созданная по одноименному рассказу Е. Замятина. Этот спектакль принял участие в онлайн-программе XVII Псковского Пушкинского фестиваля и был отмечен арт-дирекцией фестиваля как «один из самых сильных в программе» [5]. «Помимо Русского драмтеатра в программу фестиваля вошли: Театр "Приют комедианта" со спектаклем "Шинель. Dress Code", режиссер Т. Кулябин; Шведский театр "Вирус" со спектаклем "Мастер и Маргарита", режиссер Э. Палльсон; Театр-фестиваль "Балтийский дом" со спектаклем "Тарас Бульба", режиссер А. Жолдак; Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина со спектаклем "Река Потудань", режиссер С. Чехов; Театр "Гешер" со спектаклем "Отцы и дети», режиссер Й. Лазаров; Театр "R.A.A.A.M." со спектаклем "Алексей Каренин", режиссер А. Песегов и другие» [5].

Ограничившись онлайн-показом трех спектаклей, театр сосредоточился на создании новых проектов и программ для виртуального пространства. Здесь особую роль сыграло направление «Актерская инициатива», введенное в работу театра в 2017 году руководителем литературно-драматургической части ГРДТ имени Н. А. Бестужева, заслуженным работником культуры Бурятии Л. Н. Маркиной, которое стало фундаментом он-лайн-деятельности «бестужевцев». А производством и размещением видеоконтента занимались заведующая рекламным отделом Я. Перевалова и фотограф театра А. Данилова. Так, в течение апреля 2020 года в аккаунте ГРДТ имени Н. А. Бестужева в социальной сети Инстаграм прошли прямые эфиры с артистами театра (заслуженными артистами Бурятии А. Байбородиной, А. Кузнецовым, артистами Е. Ербаковой, В. Барташевичем и другими). PR-менеджеру театра Ю. Федосовой, выступившей в качестве модератора бесед, удалось провести их актуально, увлекательно, что вызвало неподдельный интерес зрительской аудитории. Так, вчерашняя выпускница ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», артистка Е. Ербакова, рассказала

о своем участии в съемках исторического фильма «Сердце Пармы», где она сыграла одну из центральных ролей - ведьму-ламию Тичерть, способную принимать облик рыси, которую полюбил русский князь Михаил. Также она поделилась впечатлениями о совместной работе с такими мастерами, как Е. Панова, Ф. Бондарчук, Е. Миронов, С. Пускпалис.

На летние каникулы ГРДТ имени Н. А. Бестужева разработал детский онлайн-проект «Театральные каникулы». При его подготовке артистами театра было освоено новое направление в Интернете - подкасты. Подкастами называют аудиопрограммы, которые можно прослушать онлайн или скачать на компьютер, телефон, планшет или плеер. Бестужевцы создали подкаст по детской книге «Вафельное сердце» писательницы из Норвегии М. Парр, которую «критики дружно называют. новой Астрид Линдгрен, а "Вафельное сердце" уже вышло в Швеции, Франции, Польше, Германии и Нидерландах, где получило премию "Серебряный грифель"» [5]. Для детей дошкольного возраста театром были записаны подкасты знакомых с детства сказок «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Муха-цокотуха» и любимые детские песни и колыбельные в помощь молодым родителям. В рамках этого же проекта гримеры театра подготовили для детей и подростков три мастер-класса по гриму. Они обучили детей рисовать грим клоуна, героя одной из сказок театра -часового Шуршика (это домовой, который живет в часах), - и мексиканской невесты на Хэллоуин. Народный артист Бурятии О. Петелин показал основы пантомимы: его мастер-класс был посвящен таким понятиям, как «мертвая точка», «импульс», «марионетка» и т. д. Заведующая театральным музеем Л. Золотухина создала цикл дистанционных экскурсий по музею, зданию и закулисью театра. Данный формат пользуется спросом у театральной публики и имеет очень значительные перспективы для развития. Кроме того, несмотря на некоторые экономические затруднения в этот период, театру удалось реализовать значительную часть программы по текущему ремонту и обновлению театрального интерьера.

В 2020 году с разрешения регионального оперативного штаба по контролю и мониторингу си-

туации с COVID-19 театры Бурятии возобновили работу с 20 декабря, но со значительными ограничительными мерами Роспотребнадзора по республике. Театральные деятели непосредственно убедились в том, насколько высока потребность зрителей в офлайн-сфере, что было ожидаемо. Еще в начале самоизоляции стало понятно (и испытано каждым человеком на себе), что виртуальные формы общения и трансляции материала не в состоянии полностью заменить эффект реального присутствия и живую, эмоциональную отдачу от него, и все с нетерпением ждали ослабления ограничительных мер. Уже в мае 2020 года главный редактор журнала «Театрал» В. В. Яков, анализируя сложившуюся ситуацию, предположил, что «после пандемии коронавируса театры в очередной раз переживут эпоху возрождения, переосмыслив и оценив с особой остротой свои взаимоотношения со зрителем. Пожалуй, впервые за последнее столетие театр так остро истосковался по своей аудитории, от которой был отлучен. И встреча будет восторженной» [2].

Как показывает время, проблемы, вызванные пандемией короновируса, еще не решены окончательно. Так, на фоне ухудшения эпидемиологической обстановки в Бурятии власти республики объявили о закрытии учреждений социокультурной сферы с 12 июня 2021 года и о введении локдауна с 27 июня по 11 июля 2021 года. Была запрещена деятельность всех предприятий, кроме жизнеобеспечивающих служб, продуктовых магазинов, общественного транспорта и СМИ. С 12 июня 2021 года решением Республиканского оперативного штаба театры республики приостановили работу с участием зрителей, которая возобновилась с 26 июля 2021 года при условии строгого соблюдения санитарно-противоэпиде-мических мер.

ГРДТ имени Н. А. Бестужева сразу же начал активную деятельность. С 12 по 21 августа была проведена ежегодная творческая лаборатория для детей и подростков «Территория РОСТа. Год шестой», которая проходит при поддержке Правительства и Министерства культуры Бурятии. «Традиционно лаборатория проходит в два этапа: первый - образовательный, прокачка навыков и получение специализированных знаний, по-

лезных в театральном деле; второй - постановка эскизов спектаклей для детей и подростков. К участию в лаборатории приглашаются признанные эксперты, режиссеры и художники» [5]. В этом году в лаборатории приняла участие Е. Г. Ковальская, театральный критик, директор Театрального центра имени В. Мейерхольда, соруководитель магистерской программы «Социальный театр» в Российской академии театрального искусства, автор многочисленных успешных театральных проектов «Театр - больше, чем театр», «Городская среда», которые внедряются в театрах России.

При поддержке Правительства и Министерства культуры Бурятии в театре прошла масштабная подготовка к приему Московского художественного театра имени А. П. Чехова с 28 августа по 2 сентября 2021 года в рамках федеральной программы «Большие гастроли», организованной ФГБУК «Росконцерт» в соответствии с Всероссийским гастрольно-концертным планом Министерства культуры РФ. В гастрольной афише театра спектакли: «Сережа» по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в постановке режиссера Д. Крымова, «Телефон доверия» М. Чертанова и «Пролетный гусь» В. Астафьева. Жители республики имели уникальную возможность насладиться творчеством легендарного коллектива в «живом» формате.

Подводя итог, отметим, что уже более года театры страны живут в новых реалиях, которые поставили ряд вопросов и обозначили круг реальных проблем. Первая из них формулируется как изменение сущностных характеристик театрального искусства. Безусловно, театры в новой реальности «после» - сами станут новыми (процесс еще идет). Но уже сейчас можно предположить, что именно театр станет местом эмоционального выздоровления и психологического «обнуления» людей, столкнувшихся с тяжелыми испытаниями. Так было всегда на протяжении развития театра, поскольку его искусство предполагает «живое» общение. Как отмечает М. Е. Швыдкой, «приобщение к культуре - не просто креативная миссия, это еще и важная социальная миссия в этот непростой период. Людям некомфортно жить в изоляции, но возможность общения с культурой создает очень важный психотерапевтический эффект» [10].

Театр впервые столкнулся с «законным» опустением зрительского зала, но это далеко не первая пандемия и в его истории, и в истории человечества, «со времен Древнего Рима и Древней Греции театры проходили вместе со своей публикой самые суровые испытания. Эпидемии чумы, холеры, оспы и прочих страшных болезней выкашивали миллионы людей, и каждый раз казалось, что после таких трагедий будет не до зрелищ и развлечений. Но выжившим нужны были положительные эмоции, душевные силы, энергия мысли и сопереживания - и люди возвращались в театр. А театр расцветал с новой силой, становясь источником позитивной энергетики» [2]. И все же мы согласны с профессором Д. В. Трубочкиным, который, анализируя пандемическую онлайн-реальность в истории театра XXI века, ставит вопрос более глубоко и считает, что «это... важнейшие вопросы современной эстетики, которые невозможно решить, не обратившись заново к элементарным основам театра и театральности: что в цифровой среде заслуживает названия "театр"? Не потеряется ли суть театра, если общаться друг с другом посредством машин? Казалось бы, мы знали о театре все. Цифровая глобализация отняла у нас эту уверенность. Пора продумывать философию театра заново, начав с элементарных основ» [8].

Вторая проблема имеет экономический характер и заключается в том, что театры (и, конечно, многие другие учреждения культуры) понесли и продолжают нести серьезные финансовые убытки. Даже возобновление офлайн-деятельности не решает эти вопросы. Как следствие, театральные учреждения не имеют свободных средств на постановку новых спектаклей, а это существенно затрудняет адекватное воспроизводство текущего репертуара. Это обусловлено тем, что, во-первых, 100-процентное заполнение зала так и не разрешено, поскольку в условиях пандемии появилась необходимость контролировать потоки людей в зрительном зале. Такая мера позволяет равномерно распределить людей по пространству зала и дает возможность соблюдать социальную дистанцию, рекомендованную Роспотребнадзо-ром РФ. Во-вторых, театр не может поднять цены на театральные билеты, так как значительная

часть театральной публики представлена людьми, которые и до пандемии имели доходы на грани финансовой устойчивости. В-третьих, онлайн-формат решает вопрос коммуникации с аудиторией, но порождает другую проблему для учреждений культуры - монетизацию онлайн-контентов. Помимо технических сложностей, открытым остается вопрос, имеют ли право государственные учреждения культуры нивелировать один из основных принципов их деятельности - экономическую доступность, которая предполагает ориентацию на платежеспособный спрос при низком уровне доходов населения и обусловливает умеренный размер цен на билеты и услуги театров России, особенно региональных.

Третьей существенной проблемой становится кадровый дефицит, вызванный внедрением цифровых технологий в театральный процесс. Сегодня театрам требуются такие специалисты, как интернет-маркетологи, операторы, видеомонтажеры и другие. Здесь актуализируется необходимость формирования соответствующих компетенций и навыков дистанционной работы у сотрудников учреждений культуры. Поэтому необходима профессиональная подготовка таких специалистов, организация и проведение различных курсов повышения квалификации и др. При этом цифровизация культуры привлекла внимание к проблеме так называемого «цифрового барьера», когда различные социальные группы испытывают ограничения в возможностях доступа к виртуальному пространству. Так, у жителей сельских районов зачастую либо отсутствует Интернет, либо он нестабилен, пожилые не имеют опыта работы в Интернете, им сложно подключиться к интересующей их трансляции. В целом социокультурные учреждения в полной мере осознали, что такой формат становится практически единственной возможностью приобщения к объектам мирового культурного наследия, просмотра театральных постановок. Это, конечно, требует дополнительную техническую и консультационную работу как со стороны государства, так и со стороны социокультурных учреждений.

В целом можно констатировать, что если многие из предприятий различных сфер вынуж-

денно приостановили свою деятельность, то он-лайн-технологии переживают настоящий «бум», а учреждения культуры в период пандемии существенно пополнили интернет-пространство культурным продуктом высочайшего уровня и качества. Д. В. Трубочкин замечает по этому поводу: «когда говорят, что Интернет - большая бездуховная помойка, то я отвечаю, что он не такой, но он таким будет, если не останется тех людей, кто публикует там примеры высокой культуры» [9, с. 18]. В период 2020 и первой половины 2021 года не только ведущие российские музеи и театры, но и региональные и муниципальные культурно-досуговые учреждения провели множество различных мероприятий в онлайн-форма-те, которые посетило огромное количество людей.

Сегодня мы все стали свидетелями того, как пандемия меняет привычную жизнь человечества, в которой цифровизация культуры в целом и театральной деятельности в частности выявляет ряд положительных и отрицательных последствий. С одной стороны, попытки перевести культурную

жизнь в онлайн открыли для ценителей культуры новые возможности. Но возникли сомнения: не станут ли зрители воспринимать театральный онлайн-спектакль как суррогат? Как цифровой слепок заменит оригинал с эмоциональной точки зрения? С другой - в период пандемии культурная сфера понесла колоссальные убытки, но это, опять же, послужило толчком в расширении программ грантовой поддержки деятельности учреждений культуры, а решения госструктур обрели более системный и долгосрочный характер, поскольку они направлены на восстановление экономической активности творческих организаций сферы искусства. Рыночный подход, внедренный в начале нулевых годов XXI столетия в политику управления театральным учреждением, привнес то, чего ей, как казалось, так не хватало: трезвый расчет, поставленный на «холодные» экономические рельсы. Но пандемический кризис помог понять, что мир состоит не только из экономических индикаторов и маркетинговых инструментов. Прежде всего - это мир людей.

Литература

1. Амгаланова М. В., Некрашевич В. В. Театр и зритель: диалектика взаимоотношений в современном культурном пространстве // Культура и цивилизация. - 2018. - Т. 8, № 6А. - С. 12-19.

2. Будущее индустрий: каким будет театр после пандемии [Электронный ресурс] // The City. - 2020. - 12 мая. -URL: https://thecity.m24.ru/articles/2258 (дата обращения: 17.07.2021).

3. Магомедов М. Н., Носкова Н. А. Перспективы развития сферы культуры в условиях цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. - 2019. - № 4. - С. 6-13.

4. Официальное интернет-представительство Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://www. kremlin.ru (дата обращения: 15.07.2021).

5. Официальный сайт ГРДТ имени Н. А. Бестужева [Электронный ресурс]. - URL: https://grdt.ru (дата обращения: 12.08.2021).

6. Прокопова Н. Л. Столкновение тенденции монологии и принципа диалогизма как пример адаптации концепции постдраматизма в отечественной театральной школе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 53. - С. 14-24.

7. Ростова О. А., Сударева И. Н. Возможности цифровых технологий в сфере культуры // Гуманитарная миссия обществознания на пороге нового индустриального общества: сб. науч. ст. - Уфа: Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, 2020. - С. 228-232.

8. Трубочкин Д. В. Театр в сетях цивилизации. Изменят ли цифровые технологии природу театрального искусства [Электронный ресурс] // Театрал, 09.01.2021. - URL: https://teatral-online.ru/news/28672 (дата обращения: 17.08.2021).

9. Трубочкин Д. В. Театр в киберпространстве // Театральная жизнь. - 2006. - № 2. - С. 14-18.

10. Швыдкой Е.М. Культура в условиях пандемии оказывает психологическую помощь гражданам [Электронный ресурс] // Культура - ТАСС. - URL: https://tass.ru/kultura/8215409 (дата обращения: 17.07.2021).

References

1. Amgalanova M.V., Nekrashevich V.V. Teatr i zritel': dialektika vzaimootnosheniy v sovremennom kul'turnom prostranstve [Theater and Spectator: Dialectics of Relationships in Contemporary Cultural Space]. Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization], 2018, vol. 8, no. 6A, pp. 12-19. (In Russ.).

2. Budushchee industriy: kakim budet teatr posle pandemii [The future of industries: what the theater will be like after the pandemic]. The City, 12.05.2020. (In Russ.). Available at: https://thecity.m24.ru/articles/2258 (accessed 17.07.2021).

3. Magomedov M.N., Noskova N.A. Perspektivy razvitiya sfery kul'tury v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Prospects for the development of the sphere of culture in the digital economy]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal [Petersburg Economic Journal], 2019, no. 4, pp. 6-13. (In Russ.).

4. Ofitsial'noe internet-predstavitelstvo Prezidenta Rossii [Official website of the President of Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru (accessed 15.07.2021).

5. Ofitsial'nyy sayt GRDT im. N.A. Bestuzheva [The official site of the GRDT named after N.A. Bestuzhev]. (In Russ.). Available at: https://grdt.ru (accessed 12.08.2021).

6. Prokopova N.L. Stolknovenie tendentsii monologii i printsipa dialogizma kak primer adaptatsii kontseptsii postdramatizma v otechestvennoy teatral'noy shkole [The collision of the tendency of monology and the principle of dialogism as an example of adaptation of the concept of post-drama in the national theater school]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 53, pp. 14-24. (In Russ.).

7. Rostov O.A., Sudareva I.N. Vozmozhnosti tsifrovykh tekhnologiy v sfere kul'tury [Opportunities of digital technologies in the sphere of culture]. Gumanitarnaya missiya obshchestvoznaniya naporoge novogo industrial'nogo obshchestva: sb. nauch. st. [Humanitarian mission of social science on the threshold of a new industrial society. Collection of scientific articles]. Ufa, Institute of Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan Publ., 2020, pp. 228-232. (In Russ.).

8. Trubochkin D.V. Teatr v setyakh tsivilizatsii. Izmenyat li tsifrovye tekhnologii prirodu teatral'nogo iskusstva [Theater in the nets of civilization. Will digital technologies change the nature of theatrical art]. Teatral [Theatral], 09.01.2021. (In Russ.). Available at: https://teatral-online.ru/news/28672 (accessed 17.08.2021).

9. Trubochkin D.V. Teatr v kiberprostranstve [Theater in cyberspace]. Teatral'naya zhizn'[TheaterLife], 2006, no. 2, pp. 14-18. (In Russ.).

10. Shvydkoy E.M. Kul'tura v usloviyakh pandemii okazyvaet psikhologicheskuyu pomoshch' grazhdanam [Culture in a pandemic provides psychological assistance to citizens]. Kul'tura - TASS [Culture - TASS]. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/kultura/8215409 (accessed 17.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.