Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО ТЕАТРА В ЭПОХУ COVID'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО ТЕАТРА В ЭПОХУ COVID Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1061
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ТЕАТР / КОРОНАВИРУС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИММЕРСИВНОСТЬ / СПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Парфенова Е.Н.

В статье анализируется эволюция цифрового театра в России и за рубежом. Автор выделяет собственное видение этого неоднозначного феномена, предлагает его дефиницию, обозначает ключевые особенности, приводит классификацию современных типов цифровых театров на основании критерия использования различных видов цифровых технологий (технологии видеосвязи, VR- и AR-технологий и других), аргументирует свою точку зрения примерами из театральной жизни в эпоху коронавируса. В заключении сделан вывод, что цифровой театр имеет большой потенциал стать новым жанром в театральном искусстве и на данный момент он переживает своё новое воплощение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF DIGITAL THEATRE IN THE COVID ERA

The article analyzes the evolution of digital theater in Russia and other countries. The author states the personal opinion of this ambiguous phenomenon, offers its definition, designates key features, gives a classification of digital theater's types based on the criterion of using different types of digital technology (video technology, VR- and AR-technologies, and others), and argues the position through the latest examples of performances from theatrical life in the era of the coronavirus. It is concluded that digital theater has great potential to become a new form in theater and is currently experiencing its new incarnation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО ТЕАТРА В ЭПОХУ COVID»

УДК 130.2 + 73:004

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО ТЕАТРА В ЭПОХУ COVID

Е.Н. Парфенова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

В статье анализируется эволюция цифрового театра в России и за рубежом. Автор выделяет собственное видение этого неоднозначного феномена, предлагает его дефиницию, обозначает ключевые особенности, приводит классификацию современных типов цифровых театров на основании критерия использования различных видов цифровых технологий (технологии видеосвязи, VR- и AR-технологий и других), аргументирует свою точку зрения примерами из театральной жизни в эпоху коронавируса. В заключении сделан вывод, что цифровой театр имеет большой потенциал стать новым жанром в театральном искусстве и на данный момент он переживает своё новое воплощение..

Ключевые слова: цифровой театр, коронавирус, цифровые технологии, иммерсивность, спектакль.

За последнее десятилетие как на русской, так и на зарубежной театральных сценах большой популярностью среди зрителей стали пользоваться иммерсивные постановки. Иммерсивный театр стал новой вехой в развитии театрального дела, сделавшей зрителей активными участниками представления. Однако неожиданно вспыхнувшая пандемия коронавируса и последующий локдаун внесли свои изменения в развитие театрального искусства и ускорил появление таких новых форм зрелищ, как цифровой театр.

В данной работе мы, прежде всего, затронули трансформацию культурной жизни общества. Наше исследование сосредоточено на изучении нового явления - цифрового театра. В данной работе мы провели анализ становления цифрового театра и его развитие в условиях жёстких ограничений общественной и культурной жизни.

© Парфенова Е.Н., 2021 107

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящее время цифровой театр является активно развивающимся, перспективным направлением театрального искусства, вокруг которого ведутся бурные дискуссии о его будущем. На данный момент не существует каких-либо крупных исследований о месте цифрового театра в театральном искусстве, но уже существуют множество примеров цифровых театральных практик, которые требуют изучения.

Цель работы - изучить сущность цифрового театра на современном этапе развития театрального искусства.

В результате анализа современных работ по исследованию цифровизации культуры и цифрового театра как зарубежных, так и отечественных исследователей выявляется недостаток в их структурной содержательности. В связи с этим, в данной статье мы намерены рассмотреть предпосылки развития цифрового театра, дать определение понятию «цифровой театр», выделить отличительные признаки цифрового театра, классифицировать цифровые спектакли, а также дать оценку возможностям развития цифрового театра в России и за рубежом.

Очевидно, что расцвет цифрового театра пришелся на период локдауна, однако зачатки этого явления существовали в российских и зарубежных театральных практиках еще в начале 2010-х гг. Среди зарубежного опыта ключевым для исследования является творчество немецко-швейцарской группы «Rimini Protokoll», чья деятельность началась еще в 2000 г. Группа провела необычный эксперимент, создав несколько проектов в жанре цифрового сайт-специфического спектакля в 2013 г.: «100 % City» и «Remote X» [1], где зрители становились действующими героями, а их окружение - театральными декорациями.

В России одним из первых, кто начинает популяризировать данное явление, становится театральный режиссер Андрей Могучий, соединивший театральное зрелище и передовые информационные технологии в 2012 г. на IV фестивале-лаборатории современного искусства «Театральное пространство Андрея Могучего (ТПАМ)». На этом фестивале был с нуля показан процесс создания мультимедийного проекта-спектакля по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, за которым зрители наблюдали через интернет. В это же время к цифровым

технологиям прибегают Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский в своей постановке «Shoot/Get Treasure/Repeat» для театра Post, в которой платформа Facebook становится местом представления финала: любой зритель мог присоединиться к ведущейся между персонажами спектакля переписке.

К концу 2010-х гг. в реалиях российской театральной практики заметно не только увеличение количества постановок, базирующихся на цифровых технологиях, но и их вариативность. Режиссеры прибегают к различным цифровым новшествам, таким как использование интернет-платформ, бинауральных и VR-технологий. Например, спектакль «Лесосибирск Лойс» 2017 г. в лесосибирском театре «Поиск» режиссера Радиона Бу-каева [2], в котором сюжет раскрывается зрителям посредством общения в социальной сети ВКонтакте, тюменский режиссер Данил Чащин и его спектакль «В поисках автора» с использованием VR-технологией [3], интерактивное онлайн-шоу «Asmode-us», созданное в 2018 г. Максимом Диденко, где зрители получали право влиять на сюжет [4], а также аудио променад-спектакли Мобильного художественного театра (МХТ), появившегося в 2019 году благодаря режиссеру Михаилу Зыгарю

[5].

На современном этапе развития театра, особенно в эпоху COVID, возникла необходимость в теоретическом осмыслении такого развивающегося явления как цифровой театр. Существуют разные точки зрения насчёт того, как именно стоит воспринимать цифровой театр и существует ли он вообще.

Режиссёр Михаил Рахлин, автор VR-спектакля «Три сестры», убеждён, что цифровой театр - «это некий новый синтетический жанр, критерии которого определить очень сложно, потому что каждый отдельный проект, согласно своей задумке, существует по своим законам» [6]. Развивая эту мысль, режиссер утверждает, что цифровая форма спектакля в некоторых случаях предоставляет новые средства выражения, позволяющие ярче раскрыть истинный замысел автора.

Евгений Борисович Каменькович, художественный руководитель театра-мастерской им. Петра Фоменко, находит в цифровом театре удачное решение важной для всех театров занятости артистов, однако не считает возможным для цифрового театра 109

стать полноценным культурным явлением: «Онлайн-спектакли -вынужденная и временная мера» [7].

Иван Демикин и Денис Протопопов, кураторы онлайн-курса «Кружок цифрового театра», созданного на базе центра имени Вс. Мейерхольда, разграничивают понятия «цифровой театр» и «онлайн-театр», определяя онлайн-театр как трансляции репертуарных спектаклей театров в соцсетях, а цифровой театр как «действия, исполняемые с помощью тех инструментов, или на тех платформах, которые в основе своей цифровые, то есть дискретные, состоящие из 0 и 1» [8].

На основании рассмотренных взглядов отечественных деятелей искусства, учитывая глубокую бесформенность данного понятия, мы всё же попытаемся дать определение этому явлению. На наш взгляд, цифровой театр - это гибридная форма искусства, основанная на синтезе традиционных театральных практик и современных цифровых решений. Для того, чтобы понять ключевые отличия от привычного «офлайн-театра» мы можем выделить такие признаки цифрового театра, как:

1. Основа спектакля - применение цифровых технологий;

2. Жанровое разнообразие. Многообразные подходы постановщиков к применению цифровых технологий для исполнения своих творческих замыслов каждый раз порождают неповторимый продукт и проблематику определения сущности цифрового театра;

3. Высокая иммерсивность. Этот признак роднит цифровой театр с сайт-специфическими и иммерсивными театрами и является одним из ключевых характеристик рассматриваемого явления. Под этим признаком подразумевается полное погружение и вовлечённость зрителя в театральное действие, а также его возможность влиять на развитие сюжета;

4. «Надгеографичность». Отсутствие необходимости в постоянном помещении и потенциальная возможность вовлечения большего числа зрителей, не опираясь на географическое положение;

5. Междисциплинарность. Цифровой театр комбинирует в себе различные видеоигровые, кинематографические, театральные и медиа-арт приёмы;

6. Доступность. Цифровой спектакли требуют меньших финансовых вложений, что делает их создание и посещение более доступными.

Суммируя обозначенное нами понятие цифрового театра и выделенные отличительные особенности, приведем классификацию спектаклей, основанную на критерии использования определенных цифровых технологий:

1. Спектакли на основе платформ Zoom и Skype (например, «Американки» и «Крах всего святого», поставленные на платформе Zoom Центром Вознесенского; «И кто если (не) я», спектакль в Skype режиссера Анастасии Бабаевой);

2. Instagram-спектакли (например, Instaram-мюзикл Алексея Франдетти «Мой длинноногий деда»; серия Instagram-видеоперформансов «CoVibe19», созданная Марией Сапижак и Марго Румянцевой);

3. Спектакли на основе социальных сетей Facebook и Вконтакте (спектакль «Согласие на обработку персональных данных» Ильи Голицына, Евгения Зайцева и Олега Циплакова);

4. Screenlife-спектакли - онлайн-спектакли, повествование сюжета которых происходит через общение геров в мессендже-ре специально созданной для этого социальной сети (например, «Пир во время чумы», screenlife-спектакль Театра Романа Вик-тюка)

5. VR-спектакли (например, «Три сестры. Финал» Михаила Рахлина, театр «Практика»; мультимедийная постановка «Я убил царя» в Театре Наций от режиссера Михаила Патласова.);

6. Сайт-специфические спектакли с использованием цифровых технологий - вид театра, где на смену стандартного театрального помещения приходит любое пространство (аудио-променад спектакль «Другой город» режиссера Семена Александровского и творчество Мобильного художественного театра).

Рассмотрев теоретические основы нового театрального явления, мы не можем обойти стороной практическую сторону данного вопроса. Как мы говорили в начале, свою форму и пик развития цифровой театр нашел в эпоху COVID, масштабных ограничений, которые бросили вызов традиционным театральным практикам. 111

Больших результатов добились японские театральные деятели. Одним из первых примеров цифрового театра в Японии можно считать опыт компании «Chocolate», которая запустила труппу «Gekidan Telework» на платформе Zoom, где зрители смогли влиять на театральное действие. Проект Zoom Kabuki под управлением производственной компанией Shochiku стал новым этапом развития цифрового театра в Японии. Онлайн-проект представил спектакль «Yaji Kita» на Amazon Prime в декабре 2020 г. В 2021 г. запланировано выпустить еще одиннадцать спектаклей. В этом году японская компания Tokyu Corp., под управлением которой находятся площадки Tokyu Bunkamura и Theater Orb, приступила к созданию новой высокотехнологичной цифровой театральной платформы, которая получила название «Immersive 4K Live-streaming Theater».

Одной из получивших развитие в японском театре в период пандемии практик стало использование VR-технологий. В 2020 г. драматург и режиссер Куро Танино создал две VR-работы: «Dark Master VR», где зрители погружаются в атмосферу небольшого ресторана, наблюдая за одиноким шеф-поваром, исполняющим приказы невидимого хозяина, и «Marzo VR» -одновременно ужасающее и захватывающее действо, в котором зрители становятся свидетелями хирургических операций над собственными животами [9].

Среди наиболее ярких зарубежных работ в русле цифрового театра, которые родились в эпоху коронавируса, можно выделить документальный спектакль из Израиля "I Dont Want to See This", чем-то схожий с Rimini Protokoll, который адаптировала в России компания "Импресарио". Стоить отметить, что этот спектакль имел первоначально офлайн-форму, однако COVID подарил ему вторую жизнь. Онлайн-действо основано на событиях 2017 года, когда в Facebook произошла утечка внутренних данных. Цель спектакля - столкнуть зрителей лицом к лицу с вопросами свободы слова, информации и морали в онлайне. Каждый зритель становился участником процесса цензуры контента в соцсети и решал, что можно публиковать, а что нельзя.

На российском поле двумя главными событиями, связанными с цифровым прорывом в театральной среде, стали фестиваль «Точка доступа 2020» [10], цель которого исследовать непри-

вычные для театра пространства, каким в 2020 г. стал интернет, и онлайн-фестиваль «Цифровой театр», организатором которого стал журнал «Театрал» [11].

Фестиваль «Точка доступа 2020» выступил площадкой, объединившей опыт постановок цифровых спектаклей не только российских режиссеров, но и их зарубежных коллег. В основной программе были представлены разнообразные цифровые спектакли: zoom-спектакли «Черновик» Владислава Насташева и «Брак» Семёна Александровского, аудиоспектакль «Спектакль в коробочке», проект V-A-C Foundation и творческой лаборатории «Вокруг да около», спектакль-игра «Делегация» британского режиссера Тассоса Стивенса, спектакль «Bat's Watch» Михаила Патласова, созданный по законам компьютерных игр и другие [12].

Онлайн-фестиваль «Цифровой театр» стал первой платформой, созданной непосредственно для ознакомления театральной аудитории с новыми для нее цифровыми форматами, появившимся в период карантина. На фестивале были представлены постановки с использованием различных цифровых технологий и платформ: zoom-спектакль «Выбрать троих» по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, поставленный театром «Мастерская Петра Фоменко», Instagram-мюзикл «Мой длинноногий деда» Алексея Франдетти, screenlife-спектакль «Пир во время чумы» театра Романа Виктюка, VR-спектакль «Три сестры. Финал» театра «Практика» и другие постановки с использованием технологических новшеств.

Еще одним доказательством актуальности и значимости цифрового театра стал список номинантов 2021 г. на российскую национальную театральную премию «Театральная маска». В этом году в конкурсе «Эксперимент» половина представленных проектов представляют собой синтез театральных приемов и высоких технологий, которые гармонично вписываются в понятие цифрового театра. Из еще не упомянутых работ нужно отметить спектакль «Алло» режиссера Бориса Павловича, являющий собой телефонный разговор зрителя с актеров и трагедия о невозможности любви на земле «Расстаемся», аудиоспектакль Мобильного художественного театра [13].

Некоторые творческие люди, исследователи, могут сказать, что цифровой театр явление несамостоятельное, промежуточное, не имеющее в дальнейшем перспектив к развитию, однако мы считаем, что цифровой театр обладает большим потенциалом, как это было показано по ходу исследования.

Появление цифрового театра связано не только с обрушившимися на общество обстоятельствами, вызванными пандемией COVID-19, но и с закономерным технологическим прогрессом. Все виды искусства, в особенности театр, с самого раннего своего периода развития неразрывно связаны с человеком и их существование без него не представляется возможным. С эволюцией общества театр также видоизменялся, чутко реагируя на все происходящие социальные изменения. На данный момент цифровизация является лидирующим и стремительно развивающимся направлением во всех сферах жизни, которое не могло обойти и театр.

Цифровой театр может стать новым жанром в современном театральном искусстве, который предоставит художнику недостающие раннее способы выражения, заметно расширив существующий инструментарий, так как возможности цифрового театра, как и возможности современных технологий, поражают своим масштабом и разнообразием. Стоит отметить, что одним из значительных преимуществ цифрового театра является его доступность и близость к молодому поколению, для которого цифровая среда стала комфортной территорией существования. Этот фактор может существенно повлиять на увеличение театральной аудитории.

Подводя итоги исследования следует сказать, что цифровой театр на данном этапе переживает своё новое воплощение, отголоски которого ранее мы могли увидеть на мировой и российской сценах в виде иммерсивных и перформативных проектов. Мы увидели, что цифровой театр - это гибридная форма искусства, которая обладает своими отличительными признаками, среди которых можно отметить два наиболее важных - основа театрального действия происходит вокруг какой-либо цифровой технологии и наличие высокой погружённости зрителя в театральный процесс с помощью этой самой технологии.

Библиографический список

1. Projects / Rimini Protokoll. URL: https://www.rimini-protokoll.de/website/en/projects?sort=date#projects-2015 (accessed: 25.03.2021).

2. «Лесосибирск Лойс»: спектакль / Театр «Поиск»

(г. Лесосибирск). URL: https://theatre-poisk.ru/lois/ (дата обращения: 26.03.2021).

3. Тюменцы были в восторге от первого VR--спектакля "В поисках автора" // Тюменская линия. 2017. 8 окт. URL: https://t-l.ru/234027.html (дата обращения: 26.03.2021).

4. «Asmodeus»: онлайн-спектакль / MaximDidenko. URL: http://maximdidenko.org/asmodeus/ (дата обращения: 26.03.2021).

5. Мобильный художественный театр (МХТ). URL: https://mobiletheater.io/ (дата обращения: 26.03.2021).

6. Михаил Рахлин: «Онлайн и офлайн спектакли - не конкуренты» // Театрал. 2020. 7 авг. URL: https://teatral-online.ru/news/27688/ (дата обращения: 27.03.2021).

7. Евгений Каменькович: «Опыт работы в онлайн может быть подспорьем» // Театрал. 2020. 1 авг. URL: https://teatral-online.ru/news/27641/ (дата обращения: 29.03.2021).

8. Ульянкина Е. Театр из нулей и единиц: что такое цифровой театр и зачем он нам // Сигма. 2021. 26 фев. URL: https://syg.ma/@eugenia-ouliankina/tieatr-iz-nuliei-i-iedinits-chto-takoie-tsifrovoi-tieatr-i-zachiem-on-nam (дата обращения: 29.03.2021).

9. Tanaka N. Expect revivals and VR from the stage as theater continues to deal with the coronavirus // The Japan Times. 2021. Jan. 27. URL: https://www.japantimes.co.jp/culture/2021/01/27/stage/revivals-and-virtual-reality-stage/ (accessed: 05.04.2021).

10. Фестиваль искусств «Точка доступа» 2020 // Kuda Spb. URL: https://kuda-spb.ru/event/festival-iskusstv-tochka-dostupa-2020/ (дата обращения: 08.03.2021).

11. Яков В. Журнал «Театрал» запускает онлайн-фестиваль «Цифровой театр» // Театрал. 2020. 27 июл. URL: https://teatral-online.ru/news/27606/ (дата обращения: 09.04.2021).

12. Основная программа - 6 Точка доступа / Точка доступа. URL: https://special.tochkadostupa.spb.ru/programm/main (дата обращения: 09.04.2021).

13. Номинанты премии «Золотая маска 2021» // Золотая маска. URL: https://www.goldenmask.ru/fest_27_207.html (дата обращения: 09.04.2021).

EVOLUTION OF DIGITAL THEATRE IN THE COVID ERA

E.N. Parfenova

Lomonosov Moscow State University

The article analyzes the evolution of digital theater in Russia and other countries. The author states the personal opinion of this ambiguous phenomenon, offers its definition, designates key features, gives a classification of digital theater's types based on the criterion of using different types of digital technology (video technology, VR- and AR-technologies, and others), and argues the position through the latest examples of performances from theatrical life in the era of the coronavirus. It is concluded that digital theater has great potential to become a new form in theater and is currently experiencing its new incarnation.

Keywords: digital theatre, coronavirus, digital technology, immersive-ness, performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.