Научная статья на тему 'НОВЫЕ ФОРМАТЫ ЦИФРОВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ДИСКУРСА: ЖУРНАЛИСТИКА О ТЕАТРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

НОВЫЕ ФОРМАТЫ ЦИФРОВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ДИСКУРСА: ЖУРНАЛИСТИКА О ТЕАТРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1577
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ФОРМАТЫ / КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / THEATER JOURNALISM / THEATER DISCOURSE / INNOVATION / DIGITAL FORMATS / CULTURAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дорощук Е. С.

Современная театральная журналистика становится фактором, воздействующим, с одной стороны, на развитие современного театра, а с другой - сама подвергается воздействию театра. Цифровизация театрального действия вызывает цифровизацию театрального дискурса, который под влиянием инновационных технологий представляет совокупность новых форматов театральной журналистики, нацеленных на активизацию театральной коммуникации в свете новой эстетики театра. Изучение типологических особенностей новых форматов театральной журналистики позволило определить специфику создания контента о театре в условиях новых реалий развития медийных коммуникаций. Одной из важнейших тенденций развития театральной журналистики становится цифровизация и гибридизация театральных и медийных форматов, среди которых наибольшее распространение получили театральный блоггинг и театральный медиапроект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMATS OF DIGITAL THEATER DISCOURSE: THEATER JOURNALISM AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Modern theater journalism becomes a factor that affects the development of modern theater while, at the same time, it is itself affected by the theater. The digitalization of theater activity causes the digitalization of theatrical discourse, which, under the influence of innovative technologies, represents a set of new formats of theater journalism aimed at activating theatrical communication in the light of the new aesthetics of the theater. The study of typological features of new formats of theater journalism makes it possible to determine the specifics of creating content about the theater in the new realities of media communications development. One of the most important trends in the development of theatrical journalism is the digitalization and hybridization of theatrical and media formats, among which the most widespread are theater blogging and theater media projects.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ФОРМАТЫ ЦИФРОВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ДИСКУРСА: ЖУРНАЛИСТИКА О ТЕАТРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.074

НОВЫЕ ФОРМАТЫ ЦИФРОВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ДИСКУРСА: ЖУРНАЛИСТИКА О ТЕАТРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Научная статья

Дорощук Е.С.*

ORCID: 0000-0001-8380-9304, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

* Корреспондирующий автор (leona31[at]yandex.ru)

Аннотация

Современная театральная журналистика становится фактором, воздействующим, с одной стороны, на развитие современного театра, а с другой - сама подвергается воздействию театра. Цифровизация театрального действия вызывает цифровизацию театрального дискурса, который под влиянием инновационных технологий представляет совокупность новых форматов театральной журналистики, нацеленных на активизацию театральной коммуникации в свете новой эстетики театра. Изучение типологических особенностей новых форматов театральной журналистики позволило определить специфику создания контента о театре в условиях новых реалий развития медийных коммуникаций. Одной из важнейших тенденций развития театральной журналистики становится цифровизация и гибридизация театральных и медийных форматов, среди которых наибольшее распространение получили театральный блоггинг и театральный медиапроект.

Ключевые слова: театральная журналистика, театральный дискурс, инновации, цифровые форматы, культурный феномен.

NEW FORMATS OF DIGITAL THEATER DISCOURSE: THEATER JOURNALISM AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Research article

Doroshchuk E.S.*

ORCID: 0000-0001-8380-9304, Kazan Federal University, Kazan, Russia

* Corresponding author (leona31 [at]yandex.ru)

Abstract

Modern theater journalism becomes a factor that affects the development of modern theater while, at the same time, it is itself affected by the theater. The digitalization of theater activity causes the digitalization of theatrical discourse, which, under the influence of innovative technologies, represents a set of new formats of theater journalism aimed at activating theatrical communication in the light of the new aesthetics of the theater. The study of typological features of new formats of theater journalism makes it possible to determine the specifics of creating content about the theater in the new realities of media communications development. One of the most important trends in the development of theatrical journalism is the digitalization and hybridization of theatrical and media formats, among which the most widespread are theater blogging and theater media projects.

Keywords: theater journalism, theater discourse, innovation, digital formats, cultural phenomenon.

Введение

Говорить о театральной журналистике невозможно без размышления о театре как культурном феномене, подвергающемся влиянию современного мира цифры. Современный театр становится вновь востребованным и популяризируется в новых формах цифровых контентов. Свидетельствами этому являются и настойчивый поиск своего зрителя мировыми театральными коллективами, и резкий рост молодежной аудитории театров, и новый этап развития театральной прессы, ознаменованный цифровизацией медиапространства. Последнее обстоятельство определяется как важнейший фактор, влияющий не только на будущее театральной журналистики, но и на будущее театрального искусства. Это связано, в первую очередь, с изменившимися условиями театральной коммуникации, как подчеркивает Дина Годер, когда на основе современного кризиса рациональности возникает новое ощущение непознаваемости мира, страх перед ним и стремление к чудесному, что и приводит во многом к трансформационным процессам в мире театра [1. С. 5]. Театральная коммуникация нового времени связана с эстетикой перформативности, рассмотренной в широко известном труде немецкого исследователя Эрики Фишер-Лихте «Эстетика перформативности» [2] Представляя феномен перформанса, Э. Фишер-Лихте рассматривает его как самостоятельное художественное событие, обладающее ценностными характеристиками и сущностными особенностями [3]. Анализ эпохи развития театра содержится в труде Ханса-Тиса Лемана «Постдраматический театр», который дает возможность не только представить инструменты новой театральной коммуникации, но и использовать эти инструменты при описании театра. Это такие, например, понятия как эстетика риска или центральное определение постдраматического театра, трактуемого Леманом как «глубоко изменившийся способ употребления театральных знаков» [4. С. 29]. Этот способ, по мнению Лемана, позволяет выделить то существенное, что отличает новый театр как постдраматический, уход его от умственной структуры, движение к выражению крайней телесности с присвоением большинства дискурсов [4]. Для автора, пишущего о театре, это, прежде всего, изменение представлений о роли актера в спектакле и о самом спектакле как главной форме театрального искусства. Согласно Фишер-Лихте, спектакль в этом контексте - встреча перформеров и зрителей, в процессе которой создаются границы театрального события [3]. Театральная коммуникация в этом случае оказывается в фокусе двух взаимодействий: актеров, которые

самим присутствием и игрой воздействуют на зрителя, и зрителя, который, реагируя на происходящее, воздействует на игру актера. Этот процесс активного взаимодействия позволяет преодолеть пассивность зрителя, сделав акцент на его активном начале, интерпретации и отборе, а также толковании увиденного.

Театроведы констатируют, что современный зритель «интеллектуально не подготовлен к восприятию сложного языка театра XXI века», называя это также одной из проблем театральной коммуникации [5]. Театральная коммуникация находится под влиянием новых форматов, прежде всего, цифровых, что не может не оказывать влияния на театр в целом и на театральную публицистику и журналистику, вызывая трансформации последней. Переход театральной журналистики в цифровое пространство, виртуализация театральной коммуникации и «блогизация» театроведческой деятельности - вот те предикторы, которые формируют новое пространство театральной журналистики, в котором учитывается как новая театральная эстетика, так и новый театральный дискурс, создаваемый здесь и сейчас как новый театральный формат журналистики о театре. Исследование этого формата журналистики о театре и является основной задачей данной статьи. Целью ее становится выявление типологических особенностей цифровых форматов театральной журналистики и в целом театрального дискурса.

Методы и принципы исследования

Для выявления специфики цифровых форматов театральной журналистики было проведено теоретическое исследование современного театрального дискурса. Типологический анализ более чем 100 выпусков современных российских и зарубежных медиаканалов о театре позволил выявить специфику современного театрального медиапространства. Среди исследованных медиаканалов как сайты ведущих театров России, включая региональные театры, так и ведущие средства массовой информации: журналы «Театр.», «Петербургский театральный журнал» «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», а также порталы и медиапроекты, посвященные российскому театру.

Основные результаты

Театральная журналистика определяется Т.Д. Орловой как все, что создается журналистами, пишущими о театре [6]. М. Дмитриевская, рассуждая о том, в чем разница между театральной журналистикой и театральной критикой, говорит о предназначенье театральной журналистики, «призванной информировать читателя о неких театральных событиях и дать рейтинговую оценку явлению театра» [7]. К.К. Сагдуллаев определяет театральную журналистику как «вид деятельности, которая аккумулирует в себе критику и журналистику, и условно подразделяется на рекламно-презентационную, базирующуюся на конкретных технологиях, а также на качественную, характеризующуюся аналитическим подходом к материалу» [8. С. 148]. А.Г. Баканурский подчеркивает, что театральная журналистика — это «система газетных и журнальных жанров, в которой публикации освещают текущие проблемы театральной жизни» [9. С. 134]. И далее: «Материалы, касающиеся театральной проблематики, размещаются как в специализированных театральных, так и в искусствоведческих, культурологических и общественных периодических изданиях» [9. С. 134].

Таким образом, основным признаком театральной журналистики современные исследователи указывают предпочтения аудитории, которые становятся главным ориентиром для создания текстов о театре и театральном искусстве. Поэтому массовость таких текстов и является с одной стороны зоной повышенного интереса потребителей, а с другой стороны - зоной повышенной критики со стороны театроведов, театральных критиков, литературоведов и лингвистов.

Однако театральная журналистика, являясь неотъемлемой частью театрального дискурса, продолжает развиваться и изменяться под влиянием технологических открытий, приводящих к появлению новых форматов театральных медиа и образованию театральной виртуальной реальности.

Театральная журналистика определяется экспертами как важнейший фактор развития театра, сама при этом находясь под влиянием театра, развития его новых форм и типов. Новые форматы журналистики о театре развиваются под влиянием цифрового театра - нового вида искусства, который появился в последние годы. Его Александр Иевлев называет гибридной современной формой древнего вида искусства, которая помогает «создавать новый вид искусства при помощи человеческого воображения и новых компьютерных технологий с элементами интерактивности в соприсутствии публики» [10]. А. Хитров определяет цифровой театр как игровую коммуникацию на расстоянии, сравнивая онлайн-спектакль с онлайн-игрой [11].

Основой театрального события - театральной постановки становится цифровая технология с ограниченными уровнями интерактивности, а основой содержания - текст, который составляет рассказ или историю. Среди уже завоевавших популярность у зрителей, такие форматы цифрового театра, как:

- спектакли на основе платформы Zoom (например, спектакль «Выбрать троих», zoom-пьеса «Мастерской Петра Фоменко»);

- видеоспектакли (например, «Двери открываются Вовнутрь», видеоспектакль в постановке Яниса Повилайтиса и Евгения Капустина);

- Instagram-спекгакли (например, «Мой длинноногий деда», Instagram-мюзикл Алексея Франдетти - рассказ истории языком современного пользователя Instagram);

- screenlife-спектакли - онлайн-спектакли, истории в которых рассказывается через общение персонажей в мессенджере в специально созданной для этого социальной сети (например, «Пир во время чумы», screenlife-спектакль Театра Романа Виктюка)

- онлайн-оперы (например, «Подключись», анимационная online-опера МГАДМТ им. Н. Сац);

- VR-спектакли (например, «Три сестры. Финал», VR-спектакль Театра «Практика», созданные без очных репетиций с помощью программ для интернет-конференций с возможностью просмотра в VR-очках;

- сайт-специфические спектакли (подлинное пространство превращается в декорацию, одна из целей - заставить зрителя по-новому смотреть на привычную среду).

Журналисты и театральные критики становятся непосредственными участниками такого рода действий, формируя вокруг театрального события дискурс, отражающий новые направления театральной журналистики, стимулирующие виртуальные контакты театра и медиаканала с аудиторией. Это театральные онлайн-фестивали, как, например, фестиваль «Цифровой театр», учрежденный журналом «Театрал» (организатор главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков), с трансляциями спектаклей фестиваля на YouTube-канале фестиваля [12].

Современный цифровой театр отличают высокая степень интерактивности (что характерно для театра вообще, так как именно зритель в театральной коммуникации является активной стороной переживания театрального действия); высокая степень интегративности (что позволяет объединять разные средовые зоны для претворения идеи спектакля); высокая степень мобильности (что позволяет проникать в сферу высокой подвижности зрителя и зрительского интереса, обеспечивая его внимание - «театр в телефоне»); высокая степень мультимедийное™ и видеоарта (что позволяет использовать монтажные приемы, анимацию и дополненную реальность, усложнять визуальную структуру спектаклей). Цифровой театр конкурентен тогда, когда зритель в высокой степени интерактивен. Нужна, как подчеркивает Т. Власова, вовлеченность, «непосредственное зрительское участие, возможность влиять на то, что совершается в виртуальном пространстве в режиме прямого эфира» [13]. Это как раз то качество цифрового театра, которое помогает приблизиться к переживанию «здесь и сейчас» - важному качеству театра вообще. Именно с этими характеристиками цифрового театра связаны основные трансформации театральной журналистики в цифровом пространстве коммуникаций. На основании анализа контента театральных изданий выявлены новые форматы трансляции театральных событий. Они тесным образом перекликаются с новыми форматами самих театральных событий, а именно:

- онлайн-трансляциями спектаклей (ставший уже традиционным формат, используемый многими порталами, преимущественно, театральными, специализированными, например, фестиваля «Золотая Маска» и Theatre HD, по мнению Д. Андреевой, театр в этом случае не теряет связь с аудиторией, «становится более доступным и открытым для массового зрителя, расширяет горизонты, учит и воспитывает, приобщает к мировому театральному процессу и становится частью общего процесса глобализации» [14]. Однако та же Д. Андреева подчеркивает, что возникают и проблемы со съемками, рассеивается зрительское внимание, что выражается в появившемся фоновом просмотре спектакля, отсутствие живой эмоции, «энергообмена между актерами и зрителями, ощущения сопричастности и соучастия» [14];

- театральными виртуальными проектами - например, театр «Практика» запустил проект «Практика карантина», содержание которого составляют ежедневные публикации артистов, режиссеров, композиторов с советами о том, что почитать, послушать и посмотреть, а также онлайн-чтения и онлайн-дискуссии по спектаклям, которые тоже выкладывают в сеть; проект БДТ Digital; проект БрON AIR Константина Богомолова, содержание которого состоит из онлайн-лекций театроведов и круглых столов об актуальных проблемах театра [15];

- театральными сериалами (как, например, Театр Наций представляет сериал на YouTube «Театральная перестройка» о реформах Евгения Миронова - это история одного из самых на сегодняшний день успешных театров в стране, которую рассказывают сами участники; или комедийный сериал Александра Молочникова «Беезумие» о том, как тяжело актерам сидеть взаперти. Вот как представляет его портал «Кинопоиск»: «Пока все сидят по домам, московский режиссер и несколько известных артистов вынуждены репетировать новый спектакль удаленно. Правда, не всё идет по плану, потому что отношения, секс и родители теперь тоже онлайн. Да и сам спектакль добавляет безумия, ведь в главной роли — настоящая овца» [16].

Эти новые форматы стали предпосылками для появления новых форматов театральной журналистики: совместных театральных и журналистских проектов в онлайн режиме, совместных театральных сериалов и т.д.

Обсуждение

Анализ медиапрактики позволил выделить несколько самых распространенных современных форматов освещения театральной проблематики в медиапространстве. К ним относятся:

1. Театральный блоггинг. Блоги сейчас - неотъемлемая часть контента любого медиа, особенно это важно для театральных медиа, так как блог позволяет включать в содержание различные точки зрения на то или иное театральное событие, что называется «из первых уст». Раздел «Блог» представлен широко как в профессиональных журналах, например, электронной версии журнала «Театр», так и в самостоятельных форматах театральной журналистики - театральных сообществах, каким является сообщество в ВКонтакте «Современный театр». Блоги активны при продвижении театра, освещая события вокруг конкретного театрального коллектива. Независимым характером отличаются авторские блоги, например, дневники российских театральных критиков Павла Руднева (https://pavelrudnev.livejoumal.com, https://teatr-live.ru/author/pavelrudnev/), и Дины Годер (https://dinadina.livejoumal.com/), Льва Семеркина (https://lev-semerkin.livejournal.com/), филолога и журналиста Александра Курмачева (https://alexat.livejournal.com/) и др.

2. Театральные медиапроекты, позволяющие формировать медиаконтент о театре с учетом потребностей аудитории, представляющие гибридные форматы медиа и театральной деятельности. Таким, например, является проект «БДТ Digital», который в апреле 2020 года учредили Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова и журнал «Театр.» [17]. В рамках проекта и широкая трансляционная деятельность в духе театрального стриминга, и мастер-классы в формате образовательной театральной работы, и имиджевые онлайн-эфиры с театральными деятелями. Показательны рубрики проекта: стрим; радиотеатр; чтение; мастер-класс; фотовыставка; социальное пение; интервью; дети; архив.

В качестве театрального медиапроекта может быть представлен и проект «Лучшие спектакли: смотрим вместе» журнала «Театр.», который направлен на популяризацию спектаклей прошлых лет, активизацию театрального архива.

3. Образовательные театральные медиапроекты, такие как, например, ведет "The Village", создавший для пропаганды эффективного самообразования целую серию подобных форматов [18]. Задача журналистов в этом

контексте - приблизить понимание современного театра и его проблем к зрителю и всем, кто хочет знать больше. Главной площадкой самообразовательной активности становится Интернет. Это и портал ТеатрЛЬЬ (главный редактор Алексей Крижевский) с его советами постижения театрального искусства, сайт фестиваля «Золотая маска», представленность театральных площадок, у которых есть vibe - потенциал возмущения информационной среды. Это и журнал «Театр.» для продвинутых театралов, его проекты представлены авторскими опусами, как, например, колонка театроведа и главного редактора журнала Марины Давыдовой (http://oteatre.info/author/davydova/).

4. Театральные сайты и сайты театров: Театр наций (Theatreofnations.ru); Гоголь-центр (Gogolcenter.com/) и его театральная медиатека; МХТ им. А.П. Чехова (Mxat.ru); ТеатрЛос (Teatrdoc.ru); Центр имени Мейерхольда (Meyerhold.ru); портал ТеатрЛЬЬ (Teatrall.ru). Проект "TheatreHD", суть которого в организации в кинотеатрах России трансляции спектаклей из знаменитых театров мира (инициатор - арт-объединение CoolConnections).

5. Формат VR, который, как подчеркивают Н.Я. Макарова и Д.О. Махнева, направлен на усиление взаимодействия между СМИ и аудиторией, когда создается такая связь между медиа и человеком, а «человек становится субъектом в системе массовых коммуникаций, а не объектом, потребляющим информацию» [19. С. 66]. Меняется роль зрителя: он погружается в смоделированную реальность, возникает ощущение участия в действии и влияния на его ход. Наиболее известным в этом случае жанром является VR-репортаж, представленный впервые корреспондентом «Newsweek» Нонни Де ла Пенья. Она определяет его как новый формат журналистики, в котором главной целью журналиста или творческой журналистской группы становится достижение у потребителя такого эффекта присутствия, возникающего исключительно при использовании технических средств (VR-очки, компьютерные шлемы и т.д.). Так моделируется виртуальная реальность, призванная отразить действительность [20].

Формат VR в театральной журналистике отражает иммерсивные основы театрального дискурса - погружение в театральное действие для активного взаимодействия с ним и возможности пережить само событие или факты, стать участником этого события. Это позволяет породить эмоциональную связь с историей и местом. Как, например, в проекте «New York Times» и Google, созданном в 2015 году - NYT VR. Аудитория этого проекта получила копию сайта и специальные устройства для просмотра документальных картин и репортажей, спроектированных в виртуальных реальностях [21].

6. Театральный стриминг используется для популяризации театральных постановок. Наиболее популярной в этом направлении является российская платформа «Культурный стриминг» (https://www.culture.ru/s/kulturnyj-striming/#1).

Заключение

Новая театральная журналистика - это цифровая журналистика, гибридная по сути и интерактивная по форме. Интерактивность позволяет включать в процесс театрального действия зрителя не только как воспринимающего театральные образы, но и как участвующего в театральном событии, влияющего на его ход. Это находит отражение в появлении и развитии новых форматов театральной журналистики, среди которых наибольшее распространение получили театральный блоггинг и театральный стриминг. Однозначно лидирующей формой гибридной театральной журналистики, объединяющей разные платформы для взаимодействия с аудиторией, становится форма театрального медиапроекта, включающего две составляющих: театрально-специальную и медийную, одинаково важные, располагающиеся в проекте как органичные, взаимодополняющие, решающие общие задачи.

Следует отметить, что развитие новых технологических форматов театральной журналистики становится ведущей тенденцией в цифровом медийном пространстве.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Годер Д.Н. Художники, визионеры, циркачи: Очерки визуального театра / Д.Н. Годер. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 237 с.

2. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Э. Фишер-Лихте. - М.: Международное театральное агентство "Play&Play", Канон +, 2015. - 376 с.

3. Fischer-Lichte E. The Transformative Power of Performance: Л New Aesthetics / E.Fischer-Lichte . 1st ed. 2008. Routledge. 240 p.

4. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман. - М.: «ABCdesign», 2013. - 312 с.

5. Заславский Г.А. Обзор публикаций в отечественных изданиях о тенденциях развития театра и театре будущего / Г.А. Заславский, О.В. Иванов, П.Н, Костылев, А.Г. Чернов. - М.: Российский институт театрального искусства - ГИТИС, 2019. - 268 с.

6. Орлова Т.Д. Театральная журналистика: становление, развитие и особенности функционирования в современных СМИ / Т.Д. Орлова: автореф. дисс. ... д. филол. наук. Минск, 2002. - 42 с.

7. Дмитриевская М. О природе театральной критики / М. Дмитриевская // Петербургский театральный журнал. 2012. - № 1 (67). - [Электронный ресурс] : URL: http://ptj.spb.ru/archive/67/memory-of-profession-67/o-prirode-teatralnoj-kritiki/ (дата обращения: 12.10.2020).

8. Сагдуллаев К.К. Театральная журналистика сегодня: вопросы идентичности / К.К. Сагдуллаев // Theoretical & applied science. - 2015. - № 7 (27). - С. 147-150.

9. Баканурский А.Г. Современный театрально-драматический словарь / А.Г. Баканурский, А.П. Овчинникова. - Одесса: Студия «Негоциант», 2007. - 334 с.

10. Иевлев А. В последние несколько лет в мире появился новый вид искусства - цифровой театр / А. Иевлев. - [Электронный ресурс] : URL: https://infuture.ru/article/13927 (дата обращения: 12.10.2020).

11. Хитров А. Спектакли в зуме и вотсапе. Как на карантине зарождается цифровой театр — и чем он лучше трансляций обычных постановок / А. Хитров // Медуза. 10 мая 2020 года. - [Электронный ресурс] : URL: https://meduza.io/feature/2020/05/10/spektakli-v-zume-i-votsape (дата обращения: 12.10.2020).

12. Он-лайн фестиваль «Цифровой театр». - [Электронный ресурс] : URL: https://clck.ru/RuF9f (дата обращения: 12.10.2020).

13. Власова Т. Digital-переворот. Итоги первого онлайн-фестиваля «Цифровой театр» / Т. Власова // Театрал. 17 августа 2020 года. - [Электронный ресурс] : URL: https://teatral- сonline.ru/news/27757/ (дата обращения: 12.10.2020).

14. Андреева Д. Театр на карантине. Новая digital-эпоха или перезагрузка / Д. Андреева // Сноб. 30 апреля 2020 года. -[Электронный ресурс]: URL: https://snob.ru/entry/192315/ (дата обращения: 13.09.2020).

15. БрОЫ AIR. - [Электронный ресурс]: URL: https://clck.ru/RuFBh (дата обращения: 13.09.2020).

16. Беезумие (Сериал 2020). - [Электронный ресурс]: URL: https://www.kinopoisk.ru/series/1369259/ (дата обращения: 13.09.2020).

17. Портал «БДТ Digital». - [Электронный ресурс] : URL: https://www.bdtdigital.ru/_(дата обращения: 13.09.2020).

18. The Village. - [Электронный ресурс] : URL: https://www.the-village.ru/weekend/the-village-university/226899-pro-teatr (дата обращения: 13.09.2020).

19. Макарова Н.Я. Журналистика виртуальной реальности: изменение телевизионного репортажа и профессиональных компетенций журналиста / Н.Я. Макарова, Д.О. Махнева // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2018. - № 1. - С 65-74.

20. De la Pena N. Immersive journalism: immersive virtual reality for the first-person experience of news // Massachusetts Institute of Technology. - [Electronic resource] : URL: http://www.mitpressjournals.org/doi/pdf/10.1162/PRES_a_00005 (accessed: 28.06.2020).

21. Times Users Immerse Themselves in NYT VR // The New York Times. 2015. - [Electronic resource] : URL: https://www.nytco.com/press/times-users-immerse-themselves-in-nyt-vr/ (accessed: 23.09. 2020).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Goder D.N. Hudozhniki, vizionery, cirkachi: Ocherki vizual'nogo teatra [Artists, visionaries, circus performers: essays on visual theater] / D.N. Goder. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2012. - 237 p. [in Russian]

2. Fisher-Lihte E. Estetika performativnosti [The aesthetics of performativity] / E. Fisher-Lihte. - M.: Mezhdunarodnoe teatral'noe agentstvo "Play&Play", Kanon +, 2015. - 376 p. [in Russian]

3. Fischer-Lichte E. The Transformative Power of Performance: A New Aesthetics / E. Fisher-Lihte. 1st ed. 2008. Routledge. 240 p.

4. Leman H.-T. Postdramaticheskij teatr [Post-drama theater] / H.-T. Leman. - M.: «ABCdesign», 2013. - 312 p. [in Russian]

5. Zaslavskij G.A. Obzor publikacij v otechestvennyh izdaniyah o tendenciyah razvitiya teatra i teatre budushchego [Review of publications in Russian publications about trends in the development of the theater and the theater of the future] / G.A. Zaslavskij, O.V. Ivanov, P.N, Kostylev, A.G. CHernov. - M.: Rossijskij institut teatral'nogo iskusstva - GITIS, 2019. - 268 p. [in Russian]

6. Orlova T.D. Teatral'naya zhurnalistika: stanovlenie, razvitie i osobennosti funkcionirovaniya v sovremennyh SMI [Theater journalism: formation, development and features of functioning in modern media] / T.D. Orlova: avtoref. diss. ... D. filol. sciens. Minsk, 2002. - 42 p. [in Russian]

7. Dmitrievskaya M. O. prirode teatral'noj kritiki [On the nature of theater criticism] / M. Dmitrievskaya // Peterburgskij teatral'nyj zhurnal [St. Petersburg theater magazine]. 2012. - № 1 (67). - [Electronic resource] URL: http://ptj.spb.ru/archive/67/memory-of-profession-67/o-prirode-teatralnoj-kritiki/ (accessed: 12.10.2020). [in Russian]

8. Sagdullaev K.K. Teatral'naya zhurnalistika segodnya: voprosy identichnosti [Theater journalism today: issues of identity] / K.K. Sagdullaev // Theoretical & applied science. - 2015. - № 7 (27). - P. 147-150. [in Russian]

9. Bakanurskij A.G. Sovremennyj teatral'no-dramaticheskij slovar' [Modern theater and drama dictionary] / A.G. Bakanurskij, A.P. Ovchinnikova. - Odessa: Studiya «Negociant», 2007. - 334 p. [in Russian]

10. Ievlev A. V poslednie neskol'ko let v mire poyavilsya novyj vid iskusstva - cifrovoj teatr [In the last few years, a new art form has emerged in the world - digital theater] / A. Ievlev. - [Electronic resource] URL: https://infuture.ru/article/13927 (accessed: 12.10.2020). [in Russian]

11. Hitrov A. Spektakli v zume i votsape. Kak na karantine zarozhdaetsya cifrovoj teatr — i chem on luchshe translyacij obychnyh postanovok [Performances in Zuma and votsap. How digital theater is born in quarantine - and how it is better than broadcasts of ordinary productions] / A. Hitrov // Meduza. 10.05.2020. - [Electronic resource] URL: https://meduza.io/feature/2020/05/10/spektakli-v-zume-i-votsape (accessed: 12.10.2020). [in Russian]

12. On-lajn festival' «Cifrovoj teatr» [Online festival "Digital theater"] [Electronic resource]. - URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLX1dPB8ouBhGkJmwZ0qtAM1GahPVB0RvV (accessed: 12.10.2020). [in Russian]

13. Vlasova T. Digital-perevorot. Itogi pervogo onlajn-festivalya «Cifrovoj teatr» [Digital revolution. Results of the first online festival "Digital theater"] / T. Vlasova // Teatral [Theatergoer]. 17.08.2020. - [Electronic resource] URL: https://teatral- sonline.ru/news/27757/ (accessed: 12.10.2020). [in Russian]

14. Andreeva D. Teatr na karantine. Novaya digital-epoha ili perezagruzka [The theater is under quarantine. New digital age or reboot] / D. Andreeva // Snob. 30.04.2020. - [Electronic resource] URL: https://snob.ru/entry/192315/ (accessed: 13.09.2020). [in Russian]

15. BrON AIR [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/RuFBh (accessed: 13.09.2020). [in Russian]

16. Beezumie (Serial 2020) [Electronic resource]. - URL: https://www.kinopoisk.ru/series/1369259/ (accessed: 13.09.2020). [in Russian]

17. Portal «BDT Digital» [Electronic resource]. - URL: https://www.bdtdigital.ru/ (accessed: 13.09.2020). [in Russian]

18. The Village. - URL: https://www.the-village.ru/weekend/the-village-university/226899-pro-teatr (accessed: 13.09.2020). [in Russian]

19. Makarova N.YA. ZHurnalistika virtual'noj real'nosti: izmenenie televizionnogo reportazha i professional'nyh kompetencij zhurnalista [Virtual reality journalism: changing TV reporting and professional competencies of a journalist] / N.YA. Makarova, D.O. Mahneva // Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. YAzykoznanie. Kul'turologiya [Bulletin of RSUH. Literary Studies Series.Linguistics. Culturology]. - 2018. - № 1. - P. 65-74. [in Russian]

20. De la Pena N. Immersive journalism: immersive virtual reality for the first-person experience of news // Massachusetts Institute of Technology. - [Electronic resource] URL: http://www.mitpressjournals.org/doi/pdf/10.1162/PRES_a_00005 (accessed: 28.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Times Users Immerse Themselves in NYT VR // The New York Times. 2015. - [Electronic resource] URL: https://www.nytco.com/press/times-users-immerse-themselves-in-nyt-vr/ (accessed: 23.09. 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.