Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН-ТЕАТР В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

РОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН-ТЕАТР В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
494
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР / ПАНДЕМИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ОНЛАЙН-ТЕАТР / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Якимова Виталия Викторовна

Данная статья представляет собой обобщение и анализ онлайн-стратегий российских театров, которые в период изоляционных мер, вызванных коронавирусной инфекцией, оказались вынуждены продолжать работу исключительно в онлайн-формате. Актуальность исследования заключается в осмыслении неординарной для российского театра ситуации, когда социально-политические аспекты жизни общества послужили причиной для нового технологического витка развития театрального искусства. Цель исследования заключается в изучении российского онлайн-театра как актуального феномена современности, представляющего собой совокупность различных технологических, художественноэстетических, медийных форм театрального искусства, отвечающих требованиям научно-технического прогресса, тенденциям современного искусства и условиям развития медиатехнологий. В статье проанализированы стратегии онлайн-коммуникации, условия становления театров как новых медиа, инновационные способы самопрезентации театрального искусства в Интернете, а также введенные в активное пользование форматы театральных онлайн-проектов, не предполагающих физическое присутствие зрителя в сценическом пространстве, но работающих в сфере новых технологий с информацией, межличностным взаимодействием, вербальным и визуальным общением, иммерсивностью, сайт-специфик театром, виртуальной реальностью. Современный российский театр расширил поле своей междисциплинарности, освоив возможности мобильных приложений, программ для видеоконференций, стриминговых сервисов, интернет-магазинов, компьютерных игр. Этот процесс способен привести к переосмыслению свойств, возможностей и задач всего российского театрального искусства, а также выявить пути дальнейшего развития художественных практик отечественного театра. Вынужденный отказ от привычного функционирования сценических пространств дал российским театральным авторам возможность заново переосмыслить ресурсы театра как синтетического, многообразного и полифункционального искусства, способного аккумулировать в себе как неконвенциональные художественные стратегии, так и достижения смежных интеллектуальных сфер для создания культурного продукта, отвечающего требованиям настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ONLINE THEATER IN THE PERIOD OF THE PANDEMIA OF CORONAVIRUS INFECTION

This article consists of summation and analysis of the strategies of Russian theaters, which could continue only online work during the period of the coronavirus. The research is relevant as it deals with comprehension of situation unusual for theater, when the sociopolitical aspects of society’s life led to the technological development of the theater. The purpose of the study is to explore Russian online theater as a relevant phenomenon of our time. This phenomenon is a combination of technological, artistic and aesthetic, and media forms of theatrical art. All of this forms meet the requirements of progress, tendencies of contemporary art and the conditions of the development of media technologies. In the article, there are analyzed the strategies of online communication, the conditions for the development of theater as new media, the ways of theater self-presentation on the Internet, as well as the formats of theater projects that do not require a physical presence of the audience. The article analyzes theatrical projects working with personal interaction, verbal and visual communication, immersiveness, site-specific theater, virtual reality. The modern Russian theater has become interdisciplinary, having mastered the capabilities of mobile applications, programs for video conferences, online stores, computer games. This process can lead to the rethinking of the possibilities and tasks of Russian theater art and identify ways of further development of Russian theater practices. Impossibility for theaters to function as usual gave Russian directors the opportunity to rethink the theater’s resources as a synthetic and diverse art, which is capable of accumulating both unusual artistic strategies and the achievement of related spheres to create a cultural product that meets the requirements of the time.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН-ТЕАТР В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

УДК 792.09

РОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН-ТЕАТР В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Якимова Виталия Викторовна, аспирант, кафедра продюсерства и менеджмента исполнительских искусств, Российский институт театрального искусства - ГИТИС (г. Москва, РФ). E-mail: vitali-yaaa94@mail.ru

Данная статья представляет собой обобщение и анализ онлайн-стратегий российских театров, которые в период изоляционных мер, вызванных коронавирусной инфекцией, оказались вынуждены продолжать работу исключительно в онлайн-формате. Актуальность исследования заключается в осмыслении неординарной для российского театра ситуации, когда социально-политические аспекты жизни общества послужили причиной для нового технологического витка развития театрального искусства. Цель исследования заключается в изучении российского онлайн-театра как актуального феномена современности, представляющего собой совокупность различных технологических, художественно-эстетических, медийных форм театрального искусства, отвечающих требованиям научно-технического прогресса, тенденциям современного искусства и условиям развития медиатехнологий. В статье проанализированы стратегии онлайн-коммуникации, условия становления театров как новых медиа, инновационные способы самопрезентации театрального искусства в Интернете, а также введенные в активное пользование форматы театральных онлайн-проектов, не предполагающих физическое присутствие зрителя в сценическом пространстве, но работающих в сфере новых технологий с информацией, межличностным взаимодействием, вербальным и визуальным общением, иммерсивностью, сайт-специфик театром, виртуальной реальностью. Современный российский театр расширил поле своей междисциплинарности, освоив возможности мобильных приложений, программ для видеоконференций, стриминговых сервисов, интернет-магазинов, компьютерных игр. Этот процесс способен привести к переосмыслению свойств, возможностей и задач всего российского театрального искусства, а также выявить пути дальнейшего развития художественных практик отечественного театра. Вынужденный отказ от привычного функционирования сценических пространств дал российским театральным авторам возможность заново переосмыслить ресурсы театра как синтетического, многообразного и полифункционального искусства, способного аккумулировать в себе как неконвенциональные художественные стратегии, так и достижения смежных интеллектуальных сфер для создания культурного продукта, отвечающего требованиям настоящего времени.

Ключевые слова: современный театр, пандемия, междисциплинарность, онлайн-театр, коммуникация, технологии.

RUSSIAN ONLINE THEATER IN THE PERIOD OF THE PANDEMIA OF CORONAVIRUS INFECTION

Yakimova Vitaliya Viktorovna, Postgraduate, Department of Performing Arts Management and Production, The Russian Institute of Theatre Arts - GITIS (Moscow, Russian Federation). E-mail: vitaliyaaa94@ mail.ru

This article consists of summation and analysis of the strategies of Russian theaters, which could continue only online work during the period of the coronavirus.

The research is relevant as it deals with comprehension of situation unusual for theater, when the sociopolitical aspects of society's life led to the technological development of the theater.

The purpose of the study is to explore Russian online theater as a relevant phenomenon of our time. This phenomenon is a combination of technological, artistic and aesthetic, and media forms of theatrical art.

All of this forms meet the requirements of progress, tendencies of contemporary art and the conditions of the development of media technologies.

In the article, there are analyzed the strategies of online communication, the conditions for the development of theater as new media, the ways of theater self-presentation on the Internet, as well as the formats of theater projects that do not require a physical presence of the audience.

The article analyzes theatrical projects working with personal interaction, verbal and visual communication, immersiveness, site-specific theater, virtual reality.

The modern Russian theater has become interdisciplinary, having mastered the capabilities of mobile applications, programs for video conferences, online stores, computer games. This process can lead to the rethinking of the possibilities and tasks of Russian theater art and identify ways of further development of Russian theater practices.

Impossibility for theaters to function as usual gave Russian directors the opportunity to rethink the theater's resources as a synthetic and diverse art, which is capable of accumulating both unusual artistic strategies and the achievement of related spheres to create a cultural product that meets the requirements of the time.

Keywords: contemporary theater, pandemic, interdisciplinarity, online theater, communication, technology.

Doi: 10.31773/2078-1768-2020-53-24-29

В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVШ-19 современный театральный процесс в России был вынужден стремительно трансформироваться. Театры разработали новые и модернизировали прежние онлайн-форматы взаимодействия с аудиторией, чтобы избежать вынужденной паузы в работе: распоряжением мэра Москвы театры были закрыты с 17 марта по 9 июня 2020 года, однако к полноценному функционированию в привычном режиме театральные институции вернулись лишь к началу нового театрального сезона - осенью 2020 года. В данной статье автор считает необходимым описать и проанализировать, как современный российский театр реализовал себя в онлайн-пространстве, какие ведущие стратегии самопрезентации были избраны театральными организациями и каким образом изменились привычные свойства и функции театра в условиях вынужденного отказа от работы в офлайн-режиме.

Оказавшись перед необходимостью функционирования исключительно в онлайн-про-странстве, театры воспользовались несколькими основными стратегиями работы и коммуникации со зрителем. Подавляющее большинство крупных театров с активной зрительской аудиторией и труппой медийных артистов прибегли к формату онлайн-трансляций спектаклей (постановок текущего репертуара и работ прошлых лет) в социальных сетях ^асеЬоок, Instagram, «ВКонтак-

те»), на видеохостинговых платформах (YoutTube, Vimeo) и на официальных сайтах театров или смежных культурных проектов (Большие гастроли, Mariinsky.TV, Online Театр, Яндекс.Эфир, Okko.tv и др.). Например, Гоголь-центр показывал трансляцию спектакля текущего репертуара по Михаилу Кузмину «Форель разбивает лед» в постановке Владислава Наставшева на своем сайте, а также на платформах YoutTube, Instagram и Facebook; Театр имени Пушкина транслировал резонансный спектакль 2010 года в постановке Константина Богомолова «Турандот»; театр «Мастерская» воспользовался возможностями сайта «Большие гастроли» для трансляции спектакля «Живи и помни» по повести Валентина Распутина в постановке Григория Козлова.

Период пандемии и необходимость транслировать театральный продукт в режиме онлайн изменили отношение администрации театров к предоставлению широкой аудитории бесплатного доступа к театральным постановкам. В оф-лайн-режиме функционирования театров идея о свободном доступе к видеоверсиям спектаклей оценивалась создателями художественных работ преимущественно негативно, потому как свободный доступ к продукту театра в Интернете мог снизить интерес публики к непосредственному посещению театра и оказать неблагоприятное влияние на финансовый успех институции. Однако в период, предшествовавший изоляции, в

России существовали проекты, направленные на широкое распространение театрального искусства онлайн, создатели которых полагали, что театр должен преследовать образовательные цели, а интерес публики к офлайн-посещению театра только усиливается возможностью увидеть видеоверсии спектаклей. Так, в 2016 году театральный блогер, Л^художник и режиссер Виктор Вилисов в социальной сети «ВКонтакте» основал группу «вилисов постдраматический», где занимался собранием и каталогизацией спектаклей ведущих европейских и российских режиссеров в целях просвещения публики, децентрализации театрального искусства и пропагандирования актуальных форм театра. Проект, однако, не учитывал закона об авторском праве, не устанавливал финансовых отношений ни с создателями публикуемых спектаклей, ни с аудиторией, а также не получал авторского разрешения на публикацию видеозаписей.

Период карантина запустил процесс легальной демонстрации видеозаписей спектаклей не по инициативе активных зрителей, но по собственной инициативе администрации театров, которая считала необходимым подогревать интерес аудитории к продукту институции. Необходимо выделить два ведущих способа отношений театров с публичной реализацией видеоверсий спектаклей. В первом случае театры публиковали записи спектаклей, не ограничивая зрителей временным периодом, когда запись остается доступной (например, на сайте МХТ имени А. П. Чехова в разделе «Видеогалерея» доступны видеозаписи знаковых спектаклей прошлых лет); во втором случае театр заранее обозначал время, когда аудитория получала возможность увидеть запись постановки, доступ к которой впоследствии закрывался (Театр Ленсовета показал «Кабаре Брехт» по текстам Бертольта Брехта и Курта Вайля в постановке Юрия Бутусова на странице «ВКонтакте», ограничив срок доступа к видео сутками с момента загрузки; Театр имени Е. Б. Вахтангова выкладывал видеозаписи спектаклей на свой сайт и ограничивал возможность доступа к ним 96 часами с момента публикации). Меры по временному ограничению доступа к записям спектаклей отчасти воссоздают в интернет-пространстве эффект неповторимости, невоспроизводимости реального спектакля.

Другой важной тенденцией, сопряженной с полноценным выходом театров в онлайн, стало преобразование функций театральных аккаунтов в социальных сетях. В период, предшествовавший пандемии коронавируса, театры использовали ресурсы социальных сетей для промоутирова-ния своих мероприятий: спектаклей, творческих встреч, поэтических чтений, музыкальных концертов, дискуссий, презентаций и пр. - и в меньшей степени стремились привлечь внимание публики, разрабатывая медиаформаты интервью с артистами, прямых эфиров, конкурсов и викторин. В условиях исключительного онлайн-функ-ционирования театры, стремящиеся сохранить интерес аудитории, значительно развили свои возможности в качестве медиаплатформ, которые объединяют различные развлекательные журналистские стратегии, блогинг, возможности стри-мингового сервиса и пр. Используя ресурсы социальных сетей, театры предлагали своей аудитории интервью, образовательные программы и лекции, спортивные тренировки, комплексы физических упражнений, актерские речевые тренинги, поэтические и прозаические чтения, дискуссии об актуальных вопросах современности, интервью с медийными лицами театра, новостные сводки. Таким образом, театры изменили способы самопрезентации в Интернете, частично отказавшись от возможностей онлайн-площадок как приложений для рекламы и продажи билетов и сформировав новый онлайн-образ современного российского театра, который заинтересован в интенсивной коммуникации со зрителем не только для обмена информацией о непосредственном продукте театральной институции, но и для распространения гуманитарного знания, внедрения интеллектуальных развлекательных механизмов, создания некоммерческого журналистского продукта на культурную и социально-политическую тематику.

Помимо активной работы с социальными сетями и видеохостинговыми платформами, российские театры под влиянием запретов, связанных с режимом изоляции, начали активно использовать приложения онлайн-коммуникации в видеоформате для создания онлайн-спектаклей (спектакль «Выбрать троих» по пьесе Дмитрия Данилова в постановке Евгения Каменьковича в программе Zoom; спектакль «I don't want to see this» российской частной театральной компании

«Импресарио», также созданный в формате zoom-конференции; спектакль Анастасии Бабаевой «И кто если (не) я» в форме перформативного онлайн-шопинга; спектакль Екатерины Авгу-стеняк и Юрия Сорокина VOBLAGO в формате онлайн-казино и др.). Лишившись реального сценического пространства, театр нашел пути для реализации спектаклей в Интернете, избегая при этом формата онлайн-трансляции постановки, которая разыгрывается в привычном пространстве сцены-коробки, но, напротив, создавая новый театральный продукт, учитывающий специфику современной онлайн-коммуникации и актуальных медиапроцессов.

Кроме того, в период пандемии были созданы театральные проекты, цель которых заключалась в организации полноценной многофункциональной онлайн-площадки, не опирающейся на социальные сети или сторонние стриминговые платформы. Площадка такого рода адаптируют текущие творческие процессы театра к особенностям онлайн-существования. Наиболее заметным проектом такого типа стал БДТdigital на базе БДТ имени Г. А. Товстоногова, причины создания которого художественный руководитель театра Андрей Могучий описывает так: «Сегодня, когда мы все разобщены вирусом, как никогда возросла ценность человеческого контакта. Профессия артиста предполагает коллективное творчество, предполагает обмен энергией со зрителем. И отсутствие такого контакта, такого обмена гибельно не только в человеческом, но и в профессиональном (в нашем случае) смысле слова. Именно поэтому, и прежде всего поэтому, возник проект БДТdigital. Я очень надеюсь, что этот проект позволит артистам нашего театра не прекращать свою профессиональную деятельность, позволит нам не потерять друг друга, не потерять своего зрителя. Для меня БДТdigital, в первую очередь, социальный проект»1. Сайт проекта представляет собой полноценное культурное медиа, информационные продукты которого объединены темами актуального театрального искусства, коммуникации масштабной культурной институции с аудиторией, онлайн-взаимодействия театральной публики внутри своего сообщества, образовательной роли культурного проекта, архивации визуального наследия театра. Кроме того,

1 См. https://www.bdtdigital.ru

на платформе БДТdigital осуществляется внедрение междисциплинарных театральных форматов онлайн-функционирования (аудиомультсери-ал «Приключения Пиноккио»; видеосериал «Происшествия»; коллекция музыкальных клипов, созданных артистами театра во время изоляции; радиомоноспектакль «Повесть о Петре и Февро-нии Муромских» и др.)

Отдельно необходимо отметить спектакль БДТdigital «Вишневый сад», представляющий собой первую в России постановку одноименной пьесы А. П. Чехова в компьютерной игре Minecraft. Запись спектакля размещена во «ВКонтакте» и на YoutTube. Представляя собой воссозданное во вселенной компьютерной игры пространство БДТ, эта работа нацелена на привлечение школьной аудитории в театр, так как работает с произведением школьной программы, адаптируя и его текст, и его форму к требованиям молодежной аудитории. «Вишневый сад» нельзя назвать художественным прорывом театра, однако этот проект заявляет о выходе российского театра в совершенно новые для него интернет-сферы, возможности которых могут быть восприняты актуальным театром и использованы в качестве новаторских средств художественной выразительности.

Кроме того, современные российские режиссеры стали использовать технологии виртуальной реальности для совмещения возможностей реального и виртуального пространств с целью создания мультимедийного театрального произведения (VR-спектакль «Я убил царя» Михаила Патласова в Новом Пространстве Театра Наций, «Забытый поцелуй» Олега Николаенко и театра TheaterVR в галерее Red October, «Гадкие лебеди» Ольги Шайдуллиной и Антона Калипанова в пространстве Музея истории ГУЛАГа).

Заметным явлением в российском театральном процессе стал «Мобильный художественный театр» журналиста, писателя и медиаменеджера Михаила Зыгаря и журналиста и продюсера Ка-рена Шаиняна [10]. Это онлайн-проект, представляющий собой мобильное приложение с аудио-спектаклем и определенной картой местности, доступ к которой зритель получает, купив билет. Каждый спектакль предполагает физическое присутствие зрителя в локации, предусмотренной сюжетом, однако не настаивает на нем, поэтому время и место спектакля, способ его восприятия и стратегия зрительского поведения внутри поста-

новки остаются выбором пользователя, который с помощью мобильного приложения может регулировать спектакль через способы его реализации. Принимая во внимание современные способы коммуникации человека с миром с помощью мобильных технологий, театр адаптирует свой продукт к новым условиям взаимодействия человека с культурой и стремится составить конкуренцию другим медиапродуктам, которыми располагает современный пользователь смартфона.

В результате ограничений, введенных в связи с глобальной коронавирусной пандемией, российский театр укрепил свои позиции в он-лайн-пространстве, существенно расширив свой функционал. Работа с социальными сетями, ви-деохостинговыми и стриминговыми сервисами, а также сайтами театров трансформировалась из способа обслуживания офлайн-театра в полноценную художественную стратегию онлайн-по-ведения культурной институции, которая включила в себя как демонстрацию конвенциональных спектаклей в видеоформате, так и создание новых, предназначенных только для онлайн-сферы спектаклей, а также активную и разнообразную коммуникацию со зрителем, освоение новых он-лайн-пространств (компьютерная игра, сервисы для видеоконференций, чат-боты, программы

виртуальной реальности). Российский театр расширил свои возможности взаимодействия с технологиями, четко разделив творческий процесс офлайн и его информационное сопровождение онлайн, а также стал активно работать с онлайн-контентом и способами его существования в Интернете. Еще более значительным стало расширение привычных художественных границ театрального искусства, восприятие им новаций в сферах журналистики, SMM-менеджмента, подкастинга, медиааналитики, программирования, компьютерных и мобильных технологий. Будучи синтетическим искусством, театр вобрал в себя достижения других творческих и научных областей, продолжив создание театрального продукта в условиях изменившейся реальности средствами, которые в большей мере отвечают требованиям современности. Театр отреагировал на изменения содержательного и визуального кодов реальности и воспользовался достижениями технического прогресса для поиска новых форм разговора со зрителем и разработки актуальных тем для исследования способов самопрезентации человека в обществе, коммуникации людей друг с другом, развития информации, виртуальной фиксации самоощущения человека в высокотехнологичном мире.

Литература

1. Амблер Т. Практический маркетинг. - СПб.: Питер, 2001. - 395 с.

2. Арватов Б. И. Театр как производство // О театре. - Тверь, 1922. - 116 с.

3. Геббельс Х. Эстетика отсутствия. Тексты о музыке и театре. - М.: Театр и его дневник, 2015. - 400 с.

4. Дадамян Г., Рубинштейн А. Социально-культурные цели театра и хозяйственный механизм их реализации // Социологические исследования театральной жизни. - М.: ВТО, 1978. - 220 с.

5. Дмитриевский В. Н. Основы социологии театра. История, теория, практика. - М.: Планета музыки, 2015. -224 с.

6. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильяме, 2002. - 432 с.

7. Кривоус И. С. Специфика маркетинга в организациях исполнительских искусств. Рукопись (диплом). - М., 2006. - 67 с.

8. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. - М.: ABCdesign, 2013. - 312 с.

9. Лефевр А. Производство пространства. - М.: StrelkaPress, 2015. - 274 с.

10. Хитров А. Г. «Мобильный художественный театр» Михаила Зыгаря - это точно театр? Разве может быть спектакль в телефоне? [Электронный ресурс]. - URL: https://meduza.io/feature/2019/07/11/mobilnyy-hudozhestven nyy-teatr-mihaila-zygarya-eto-tochno-teatr-razve-mozhet-byt-spektakl-v-smartfone (дата обращения: 01.05.2020).

References

1. Ambler T. Prakticheskiy marketing [Practical marketing]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 395 p. (In Russ.).

2. Arvatov B.I. Teatr kak proizvodstvo [The theatre as a production]. O teatre [About the theater]. Tver', 1922. 116 p. (In Russ.).

3. Gebbels Kh. Estetika otsutstviya. Teksty o muzyke i teatre [Aesthetics of Absence. Text on Music and Theatre]. Moscow, Teatr i ego dnevnik Publ., 2015. 400 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.