11. Квантовый компьютер [Электронный ресурс]. URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Кванто-вый_компьютер (дата обращения: 21.01.2020).
12. Перспективы квантовых технологий [Электронный ресурс]. URL: https://nanometer. ru/2013/07/27 (дата обращения: 21.01.2020).
13. Промышленный интернет вещей [Электронный ресурс]. URL: http://taskdata.ru/ technology/promyshlennyy-internet-veshchey (дата обращения: 21.01.2020).
14. Робототехника [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Робототехника (дата обращения: 21.01.2020).
15. 5G [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/5G (дата обращения: 21.01.2020).
16. В чем разница между 4G и 5G? [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/ post/439136 (дата обращения: 21.01.2020).
17. Скрынникова А. Все, что нужно знать про VR/AR-технологии // RUSBASE [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/vsyo-o-vr-ar (дата обращения: 21.01.2020).
Н. М. Кожуханов
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье анализируются особенности функционирования в современных условиях таможенных органов Российской Федерации как органа исполнительной ветви власти, осуществляющего таможенный контроль. Автором выявляются правовые, организационные и финансовые проблемы, возникающие при внедрении в работу таможенных органов новых информационных технологий.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование; информационные технологии; исполнительная ветвь власти; организация; таможенная деятельность; таможенные органы.
N. M. Kozhukhanov
PROBLEMS OF FUNCTIONING OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF INTRODUCING NEW DIGITAL TECHNOLOGIES
Features of functioning of the customs authorities of the Russian Federation as an executive branch of the government exercising customs control in modern conditions are analyzed in the article. The author identifies legal, organizational and financial problems that arise when new information technologies are introduced into the work of customs authorities.
Keywords: administrative and legal regulation; information technologies; executive authorities; organization; customs activity; customs authorities.
Таможенные органы Российской Федерация (таможенные органы) являются функциональной системой. Их деятельность строго регламентирована и направлена на решение конкретных задач, стоящих перед ними. В последнее время в работу таможенных органов активно внедряются информационные технологии,
кардинальным образом преображающие парадигму реализации функций, которыми они наделены. Из-за этого возникают различные правовые, организационные и финансовые проблемы в деятельности таможенных органов. Они носят как объективный, так и субъективный характер и могут быть как прогнозируемыми, так и сложно предсказуемыми.
Согласно законодательству Российской Федерации (РФ), а именно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ФЗ об информации) «информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [1]. В практике правореализации наряду с термином «информационные технологии» используется термин «цифровые технологии». В отдельных случаях они по сути отождествляются, в других - могут иметь и некоторые различия в своем смысловом наполнении. Причина этого, на наш взгляд, очевидна, она кроется в отсутствии легальной интерпретации последнего, что позволяет давать различные определения термина «цифровые технологии».
Существует множество законов и подзаконных актов, в которых используется термин «цифровые технологии». В качестве примеров можно привести следующие актуальные для решения задач, стоящих перед таможенными органами, нормативные правовые акты: постановление Правительства РФ от 05.12.2019 № 1598 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования», в котором вырабатываются правила, устанавливающие «цели, условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]; Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года», которое «является среднесрочным документом, определяющим цели, принципы, задачи, направления и механизмы сотрудничества государств - членов ЕАЭС по вопросам реализации цифровой повестки Союза до 2025 года, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» [3].
Исходя из содержания приведенных выше нормативных правовых актов и анализа других, которые также регулируют внедрение и применение цифровых технологий, считаем возможным для целей нашего исследования рассматривать (использовать) данные термины в качестве синонимов.
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ об информации «государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации); развитие информационных систем различного назначения для
обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем; создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей» [1] и т. п. Законодатель, говоря об информационных технологиях, включает в сферу их применения и аспект информатизации1, и работу информационных систем2, и функционирование информационно-телекоммуникационных сетей3. Тем самым информационные технологии становятся ядром, отправной точкой, с одной стороны, порождающей, а с другой - постоянно видоизменяющей систему информационного взаимодействия. Еще столетие тому назад преимущественным видом связи выступала почтовая, теперь же доминируют различные виды электрической связи, где информация передается посредством информационно-телекоммуникационных сетей.
Информационные технологии внедряются в деятельность таможенных органов. Рассмотрим систему органов исполнительной власти, регулирующих таможенную деятельность. Органы исполнительной власти РФ образуют единую систему, каждый из элементов которой имеет свое функциональное назначение [4, с. 113]. Таможенные органы являются частью органов исполнительной ветви власти РФ. Они выступают ключевым элементом, подсистемой системы органов исполнительной власти, регулирующих таможенную деятельность.
Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти, регулирующей таможенную деятельность. Согласно положениям ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» к его полномочиям отнесено «осуществление общего руководства таможенным делом» [5].
Следующим элементом в иерархической системе органов исполнительной власти, регулирующих таможенную деятельность, является Министерство финансов РФ, которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ... таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела...» [6]. Данный нормативный правовой акт «закрепляет руководящую роль4 Министерства финансов РФ над Федеральной таможенной службой (ФТС России) [4, с. 113].
1 Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
2 Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
3 Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
4 Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы, Федерального казначейства и др.
Таможенные органы являются ключевым элементом системы органов исполнительной власти, регулирующих таможенную деятельность. Таможенные органы образуют хотя и подчиненную вышестоящим органам, но все же достаточно самостоятельную подсистему. Согласно ст. 253 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ о таможенном регулировании) «таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, к которой отнесены:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты» [7].
Федеральная таможенная служба по постановлению Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосани-тарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений» [8].
В соответствии со ст. 301 ФЗ о таможенном регулировании «информационные системы и информационные технологии используются таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач, в том числе для обмена информацией в электронном виде с федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями, для предоставления государственных услуг населению и участникам внешнеэкономической деятельности, иным заинтересованным лицам» [7]. Таможенные органы в настоящий момент прилагают усилия для повсеместного внедрения новых информационных технологий.
Согласно сведениям, представленным в ежегодном сборнике «Таможенная служба Российской Федерации» [9], ФТС России всесторонне развивает систему «единого окна», т. е. систему электронного межведомственного взаимодействия. Так, по состоянию на начало 2019 г. таможенные органы разработали и согласовали с различными федеральными и региональными органами исполнительной власти 93 технологические карты межведомственного взаимодействия. Внедряемые в деятельность таможенных органов информационные технологии ориентированы на российского производителя. Закупаются комплекты маршрутизаторов, коммутаторы и телефонные станции и т. п., телекоммуникационная инфраструктура таможенных органов полностью работает на произведенных в России компонентах. Вместе с тем все еще приобретается программное обеспечение
и компьютерная техника, которые произведены за рубежом. Широкое распространение получают центры электронного декларирования (ЦЭД), продолжают использоваться и модернизируются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), в том числе и мобильные, Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (ЕАИС). К услугам участников внешнеэкономической деятельности предоставлена система одного окна. В целях выявления правонарушений массово применяется автоматизированная система управления рисками (СУР).
Однако следует отметить, что внедрение современных информационных технологий в деятельность таможенных органов вместе с перспективами развития несет в себе и ряд проблем.
Согласно толковому словарю Л. П. Крысина «проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» [10, с. 571]. Вместе с тем проблема внедрения новых информационных таможенных технологий не ограничивается только решением линейных задач, она связна и с различными нелинейными вопросами, которые возникают при организации, финансировании, правовом регламентировании внедрения и последующей эксплуатации новых информационных технологий в деятельности таможенных органов. Проблемы внедрения новых информационных таможенных технологий шире, нежели реализация простой технологической карты, состоящей из выполнения последовательных инженерно-технических действий.
Выдвинем гипотезу, что по своей природе правовые, организационные и финансовые проблемы выступают, с одной стороны, как проблемы, а с другой - в качестве угроз, препятствующих внедрению новых информационных таможенных технологий. «Угроза», по толковому словарю В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной, есть «запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло; или возможная опасность; или выполнение работ под угрозой» [11, с. 826]. Поэтому, рассматривая проблемы внедрения новых информационных таможенных технологий, считаем возможным говорить о них, как о проблемах-угрозах.
«Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в сфере таможенного дела, играет ведущую роль в процессе создания атмосферы стабильности и предсказуемости «экономического климата» в государстве, обеспечения режима законности» [12, с. 13]. В связи с этим проблемы, возникающие при внедрении новых информационных таможенных технологий, могут оказывать негативное влияние и на экономику РФ.
Проблемы внедрения новых информационных таможенных технологий взаимосвязаны. В совокупности они образуют комплекс угроз, которые оказывают или потенциально способны оказывать негативное воздействие на обеспечение экономической безопасности РФ и в целом безопасности государства.
Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» под экономической безопасностью понимается «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [13]. Из данного определения видно, что законодатель классифицирует угрозы экономической безопасности, выделяя два блока - внешние и внутренние. Однако для нашего исследования, предметной областью которого является
не столько собственно экономическая безопасность и ее обеспечение, сколько информационные таможенные технологии, данная классификации проблем-угроз, которые возникают при внедрении новых информационных технологий в таможенную деятельность, не всегда соответствует существующим реалиям. Так, чтобы информационная таможенная технология заработала, следует разработать правовой регламент ее функционирования, организовать управленческую иерархическую цепь лиц, отвечающих за ее работу, обеспечить финансирование, чтобы осуществить государственную закупку исходных объектов информатизации и необходимых для ее дальнейшей эксплуатации программных и технических средств.
Поэтому, несмотря на схожесть проблем-угроз обеспечения экономической безопасности и внедрения информационных таможенных технологий, они имеют несколько отличающиеся целевые установки. «Обеспечение экономической безопасности - это реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере» [13]. Внедрение же информационных таможенных технологий имеет целью оптимизировать работу таможенных органов для более эффективного решения задач, стоящих перед ними, которые связаны с обеспечением экономической безопасности РФ. Это приводит нас к промежуточному выводу о том, что нелогично, классифицируя проблемы-угрозы обеспечения экономической безопасности и внедрения информационных таможенных технологий, применять единый подход. Из сказанного следует, что для классификации проблем-угроз, возникающих при внедрении новых информационных технологий в деятельность таможенных органов, целесообразно применить функциональный критерий и выделить правовые, организационные и финансовые проблемы.
Проблемы функционирования таможенных органов в условиях внедрения новых информационных технологий разнообразны. Они систематизированы нами, исходя из функционального критерия, и приведены в таблице, где производится декомпозиция таких правовых, организационных и финансовых проблем.
Как показывает практика внедрения информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности общества, появление новых технологий значительно опережает регулирующее их законодательство. Например, Интернет функционирует и активно используется широкими массами населения уже более 30 лет, однако регулирование общественных отношений в виртуальном пространстве по ряду проблемных вопросов запаздывает. Применительно к деятельности таможенных органов с технической точки зрения таможенное декларирование в электронном виде (форме) также было возможным уже несколько десятков лет назад, но активно использовать его начали только в 2014-2015 гг. Проблема была решена только с момента появления нормативных правовых актов, которые предписывали необходимость обязательного таможенного декларирования в электронной форме.
Отставание законодательного регулирования вопросов внедрения информационных таможенных технологий порождает проблему организационного плана, связанную с невозможностью формирования штатов должностных лиц,
задействованных в реализации данной технологии. Если же штаты сформированы, то возникает проблема нечеткости распределения функциональных обязанностей между должностными лицами и их реализации. Пока же не сформированы штаты и нет правового регулирования, нет и возможности выделения финансирования на реализацию проектов, связанных с внедрением новых информационных технологий в деятельность таможенных органов, или возникает серьезная проблема осваивания выделенных средств.
Таблица
Проблемы-угрозы функционированию таможенных органов в условиях внедрения новых информационных технологий
№ п/п Группы проблем-угроз
правовые организационные финансовые
1 Отставание законодательства (пробелы в праве и законе) Формирование штатов должностных лиц Невозможность выделения финансирования, проблемы освоения выделенных средств
2 Коллизии в праве Неэффективность принимаемых управленческих решений Излишние финансовые издержки., нецелевое использование финансовых средств
3 Невозможность всеобъемлющего использования новых информационных таможенных технологий, так как их применение противоречит нормам вышестоящих нормативных правовых актов Недостаток квалификации в смежных отраслях знаний Непредвиденные финансовые расходы
4 Излишняя зарегламентированность (длительные процедуры правореали-зации) Отсутствие оперативности в работе Несвоевременная реализация выделенного финансирования (появление неизрасходованных средств)
5 Формальный подход в регламентации Недостаточный контроль в работе Коррупционные схемы расходования выделенных финансовых средств
6 Наличие большого количества бланкетных и ссылочных норм в актах Ошибки исполнителя Непредвиденные расходы, связанные со штрафными санкциями
Коллизии в праве - это противоречия между правовыми нормами, находящимися чаще всего в одноуровневых по иерархии законодательных актах. Правоприменитель при этом сталкивается с дилеммой разночтения. Неоднозначные формулировки в нормативных правовых актах позволяют по-разному трактовать содержание диспозиций статей. Данная правовая проблема влечет за собой неэффективность принимаемых управленческих решений, так как они будут алогичными. Это порождает, в свою очередь, финансовую проблему, связанную с излишними финансовыми издержками или нецелевым использованием финансовых средств.
Невозможность всеобъемлющего использования новых информационных таможенных технологий, так как их применение противоречит нормам вышестоящих нормативных правовых актов, - еще одна правовая проблема. Современные информационные технологии позволяют обеспечить тотальный контроль за всеми лицами, субъектами таможенных правоотношений. Однако согласно ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый имеет
право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» [14]. При использовании новых информационных технологий в деятельности таможенных органов остро встает проблема, связанная с недостатком должностных лиц, квалифицированных в смежных отраслях знаний. Это влечет необходимость обучения данных сотрудников, а следовательно, возникает проблема, обусловленная непредвиденными финансовыми расходами.
Следующая правовая проблема заключается в излишней зарегламентирован-ности (длительные процедуры правореализации). Правореализация является процессом, который растянут во времени. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных Федеральным законом контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [15]. Вместе с тем, как показывает практика, чтобы решить вопрос закупок нужного оборудования, необходимо заблаговременно запланировать данное мероприятие, что оказывает негативное воздействие на оперативные закупки, потребность которых ограничена временными рамками. Такие закупки могут оказаться уместны при выходе из строя неких технических или программных средств. Проблема, обусловленная отсутствием оперативности в работе, способствует возникновению проблемы, связанной с несвоевременной реализацией выделенного финансирования, с появлением неизрасходованных средств.
Формальный подход к регламентации не менее губителен, чем избыточный контроль. Проблема формального подхода к регламентации влечет за собой недостаточный контроль в работе должностных лиц и, как следствие, способствует возникновению коррупционных схем расходования выделенных финансовых средств.
На практике встречается такая правовая проблема, как наличие большого количества бланкетных и ссылочных норм в актах. Например, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза изобилует подобными нормами. Это влечет за собой ошибки исполнителя (правоприменителя), и вследствие этого появляются непредвиденные расходы, связанные со штрафными санкциями.
Таким образом, проведенный в работе анализ позволил выявить ряд объективных проблем, которые возникают при внедрении современных информационных технологий в практическую деятельность таможенных органов РФ. Автор выделяет функциональный классификационный критерий, позволяющий
систематизировать проблемы-угрозы, связанные с внедрением информационных таможенных технологий. На основе этого критерия нами определены три группы проблем-угроз: правовые, организационные, финансовые. Данные проблемы образуют взаимосвязанные, взаимообусловленные цепи, в которых правовые проблемы порождают организационные, а организационные влекут за собой финансовые.
Деятельность таможенных органов РФ строго регламентирована и направлена на решение конкретных задач, стоящих перед ними. При внедрении в работу новых информационных технологий они сталкиваются с различными правовыми, организационными и финансовыми проблемами, способными дестабилизировать их деятельность. Поэтому при внедрении новых таможенных технологий принципиально важно решать правовые, организационные, финансовые проблемы в упреждающем режиме, что позволит избежать дестабилизации деятельности таможенных органов РФ при совершении качественного технологического перехода.
Использованные источники
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // Российская газета. 2006. 29 июля; [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 05.12.2019 № 1598 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 50. Ст. 7387.
3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.
4. Кожуханов Н. М. Должностное лицо функциональной системы органов исполнительной власти, регулирующей таможенную деятельность, как субъект коррупционного противоправного посягательства // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 112-119.
5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 23 декабря; [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 18.10.2019) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля; [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru.
7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.
8. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2019) «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 38. Ст. 4823; [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.
9. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/mdex.php?option=com_ content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 21.07.2019).
10. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л. П. Крысин. М.: Эксмо, 2010. 864 с.: ил.
11. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2009. 928 с.: ил.
12. Воронов А. М, Кожуханов Н. М. От философии таможенного дела к методологии таможенного права // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 13-17.
13. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
14. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
15. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) // Российская газета. 2013. 12 апреля; [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.