Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY / CUSTOMS AUTHORITIES / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарев Андрей Вячеславович

В статье представлен анализ влияния цифровой экономики на административную юрисдикцию таможенных органов. Раскрыта природа административной юрисдикции таможенных органов и цифровых технологий. Выявлены особенности административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в условиях внедрения цифровых технологий в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN ADMINISTRATIVE JURISDICTION OF RUSSIAN CUSTOMS AUTHORITIES

The analysis of the impact of digital economy on the administrative jurisdiction of customs authorities is presented in the article. The nature of administrative jurisdiction of customs authorities and digital technologies is revealed. The features of administrative and jurisdictional activities of customs authorities in the context of implementing digital technologies in Russia are determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ»

8. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. 19 апреля.

10. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.03.2010 № 7-97/10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2020).

11. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.04.2013 № Ф09-1930/13 по делу № А71-8592/2012; постановление Алтайского краевого суда от 02.03.2015 по делу № 4а-123/2015 и др. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2020).

А. В. Бондарев

цифровые технологии в административной юрисдикции таможенных органов россии

В статье представлен анализ влияния цифровой экономики на административную юрисдикцию таможенных органов. Раскрыта природа административной юрисдикции таможенных органов и цифровых технологий. Выявлены особенности административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в условиях внедрения цифровых технологий в России.

Ключевые слова: административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов; цифровые технологии; цифровая экономика; таможенные органы; административно-правовое регулирование.

A. V. Bondarev

DIGITAL Technologies IN ADMINisTRATivE Jurisdiction of Russian customs authorities

The analysis of the impact of digital economy on the administrative jurisdiction of customs authorities is presented in the article. The nature of administrative jurisdiction of customs authorities and digital technologies is revealed. The features of administrative and jurisdictional activities of customs authorities in the context of implementing digital technologies in Russia are determined.

Keywords: administrative and jurisdictional activities of customs authorities; digital technologies; digital economy; customs authorities; administrative and legal regulation.

Административная юрисдикция осуществляется органами исполнительной власти, в том числе таможенными органами, и является их прямой обязанностью.

По мнению О. В. Гречкиной, административная юрисдикция таможенных органов - «это сфера государственной деятельности уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляемая во внесудебном порядке на основе административно-процессуальных норм с целью разрешения административно-

го

правовых конфликтов и применения административно-правовых мер» [1, с. 41]. Данное определение представляется наиболее емким и точным для понимания природы административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, поэтому примем его за основу.

Исходя из приведенного определения и анализа природы административной юрисдикции таможенных органов, можно выделить следующие ее особенности:

- это деятельность таможенных органов и их должностных лиц;

- осуществляется во внесудебном порядке;

- основана на административно-процессуальных нормах;

- имеет целью разрешение административно-правовых конфликтов и применение административно-правовых мер.

В настоящее время в деятельность таможенных органов интенсивно внедряются новейшие цифровые технологии.

Цифровые технологии - это специальные технические средства нового поколения, природу которых можно понять только через призму изучения явления цифровой экономики.

Цифровая экономика - научный, политический и правовой «тренд» современного мира. На данном этапе стратегический приоритет экономического развития Российской Федерации (РФ) связан с цифровой экономикой.

Для понимания научной и юридической природы цифровой экономики рассмотрим различные определения цифровой экономики.

В соответствии с п. р) ст. 3 Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [2].

Л. Д. Капранова полагает, что цифровая экономика - это определенная система экономических, социальных и культурных отношений, реализуемых на основе использования цифровых информационно-коммуникационных технологий. При этом она не только ориентирована на создание необходимых условий для появления новых прорывных и перспективных цифровых технологий, но и на применение передовых инновационных моделей организации бизнеса, торговли, логистики, производства [3, с. 59].

Согласно одному из докладов Всемирного банка «цифровая экономика (в широком смысле слова) - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [3, с. 59].

По мнению А. Н. Ильченко и К. А. Ильченко, цифровая экономика - это взаимодействие (отношения) всех участников экономических процессов, основанное на использовании современных каналов электронного документооборота [4, с. 63].

А. В. Бабкин, Д. Д. Буркальцева, Д. Г. Костень и Ю. Н. Воробьев утверждают, что цифровая экономика - это тип экономики, характеризующийся активным внедрением и практическим использованием цифровых технологий сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации во всех сферах человеческой

деятельности; и (или) система социально-экономических и организационно-технических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-телекоммуникационных технологий; и (или) сложная организационно-техническая система в виде совокупности различных элементов (технических, инфраструктурных, организационных, программных, нормативных, законодательных и др.) с распределенным взаимодействием и взаимным использованием экономическими агентами для обмена знаниями в условиях перманентного развития [5, с. 12].

Т. А. Гасанов и Г. А. Гасанов полагают, что цифровая экономика - это трансформация институциональной экономики, которая в процессе своего функционирования всесторонне и системно использует цифровые технологии в инновационном развитии страны с целью увеличения общественного богатства, повышения качества жизни людей и укрепления экономической безопасности страны [6, с. 8].

Согласно мнению А. В. Бабкина и О. В. Чистяковой цифровая экономика - это глобальная сеть экономических и социальных взаимодействий, реализуемых через информационно-компьютерные технологии, которые позволяют установить прямые связи между компаниями, банками, правительством и населением, убирая длинные цепочки посредников и ускоряя проведение разнообразных сделок и операций [7, с. 4091].

В соответствии с абз. 5 разд. I распоряжения Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы „Цифровая экономика Российской Федерации"» (утратило силу) цифровая экономика - это комплекс рынков и отраслей экономики, где осуществляется взаимодействие субъектов, платформ и технологий, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики, а также среды, формирующей условия для развития технологий и платформ и эффективного взаимодействия субъектов отраслей экономики и рынков и охватывающей нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, информационную безопасность и кадры [8].

Анализ данных определений позволяет сделать следующие выводы: цифровая экономика - весьма многогранное явление; цифровая экономика уже стала как объектом административно-правового регулирования, так и объектом научных исследований.

Автор считает, что цифровая экономика в России - это правовая категория, являющая собой систему отношений между хозяйствующими субъектами (в самом широком смысле) и органами государственной власти, основанную на использовании наиболее эффективных информационно-телекоммуникационных (цифровых) технологий, включающую в себя электронный документооборот, электронные процедуры, электронное ведение хозяйственной деятельности и управление с использованием специальных цифровых средств.

Институт цифровой экономики получил отражение в нормативных правовых актах. Однако неоднозначность интерпретации цифровой экономики свидетельствует о том, что российский законодатель не в полной мере оценивает масштаб влияния данной правовой категории. В случае закрепления в федеральном законодательстве дефиниции термина «цифровая экономика» многие спорные вопросы административно-правового регулирования цифровой экономики были бы устранены. На сегодняшний день идет активная работа над формированием

нормативно-правовой основы регулирования общественных отношений, связанных с цифровой экономикой.

В декабре 2016 г. Президентом РФ было дано поручение Федеральному Собранию РФ о подготовке программы «Цифровая экономика», которая была запущена в июле 2017 г. В настоящее время идет реализация новой национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (Программа), утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.03.2019 № 234. Согласно Паспорту Программы (утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 20.12.2018) одним из направлений Программы является нормативное регулирование цифровой среды. Поставлено множество важных задач. В разделе Программы под названием «Нормативное регулирование цифровой среды» отражена основная задача - создание системы правового регулирования цифровой экономики, базирующегося на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.

В рамках Программы был принят ряд решений. Решением Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 07.06.2019 был определен центр компетенции, перед которым поставлены задачи по:

- разработке, согласованию и поддержке единой технологической архитектуры федеральных органов исполнительной власти;

- созданию, развитию и эксплуатации федеральных компонентов инфраструктуры электронного правительства;

- разработке единых принципов формирования архитектуры информационных систем в субъектах РФ и органах местного самоуправления;

- разработке и поддержанию среды прикладного программного обеспечения информационных систем с возможностью ее использования в органах исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ.

Вопросы правового регулирования цифровой экономики часто подменяются вопросами правового регулирования цифровизации тех или иных процессов. Когда говорят о цифровизации, то имеют в виду перевод определенных процессов в цифровое поле, т. е. в поле, где используются передовые электронные технологии. Если речь идет о цифровой экономике, то подразумевается широкий спектр общественных отношений, отдельные элементы которых цифровизируются.

Цифровые технологии в юрисдикционной деятельности таможенных органов тоже целесообразно рассматривать в контексте Программы, поскольку на сегодняшний день это основной документ, закрепляющий и регулирующий использование цифровых технологий в России.

Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов включает три вида производств, осуществляемых таможенными органами:

- по делам об административных правонарушениях;

- по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

- дисциплинарное [2, с. 65].

Основной цифровой технологией в деятельности таможенных органов является Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (ЕАИС ТО), которая создана с целью автоматизации таможенных органов РФ и представляет собой комплекс функциональных автоматизированных систем. ЕАИС ТО призвана:

- автоматизировать деятельность должностных лиц и сотрудников таможенных органов;

- формировать, вести, резервировать и хранить информационные ресурсы таможенных органов;

- формировать и получать информацию, содержащуюся в информационных ресурсах таможенных органов [9].

ЕАИС ТО - это иерархическая многоуровневая система, соответствующая организационно-штатной структуре Федеральной таможенной службы (ФТС России) и создана в соответствии с приказом ФТС России от 17.06.2010 № 1154 «Об утверждении Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов» (приказ ФТС России № 1154). Это хорошая цифровая основа для осуществления административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. При этом нормативное регулирование несколько отстает от реалий. Так, последнее изменение в приказ ФТС России № 1154 вносилось приказом ФТС России от 18.09.2012 № 1883 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 17 июня 2010 г. № 1154» (приказ ФТС России № 1883). Так, подп. 1 п. 1 приказа ФТС России № 1883 предлагается внести в п. 1.3 «Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов», утвержденного приказом ФТС России № 1154, слова «Таможенный кодекс Таможенного союза» [10]. Однако Таможенный кодекс Таможенного союза утратил силу с даты вступления в силу Договора о таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 - с 01.01.2018. Это значит, что нормативное регулирование ЕАИС ТО, как минимум, нуждается в доработке. Такую доработку вполне могла бы обеспечить Программа.

Программа способствовала появлению некоторых новаций в части производства по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а именно возможности подавать электронные жалобы.

В соответствии со ст. 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц происходит в порядке и сроки, установленные законодательством государства - члена ЕАЭС. Следовательно, обратимся к законодательству РФ.

Так, ст. 300 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 289) определено, что в рамках обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц жалобу можно подать в таможенный орган в виде электронного документа [11]. При этом такую жалобу необходимо завизировать неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявитель является физическим лицом, либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявитель является юридическим лицом. В виде электронного документа к жалобе также

прилагаются необходимые документы, которые также визируются усиленной квалифицированной электронной подписью либо неквалифицированной электронной подписью соответственно физическими и юридическими лицами. Такие возможности по подаче электронных жалоб начнут действовать с 01.01.2022. При этом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, устанавливается порядок подачи электронных жалоб, порядок действий должностных лиц при рассмотрении таких жалоб, а также формат, структура и порядок заполнения электронных документов следующих видов:

1) жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа;

2) решение по жалобе на решение, действия (бездействие) таможенного органа;

3) решения об отказе в рассмотрении жалобы, об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа, уведомления о продлении срока рассмотрения жалобы (ч. 5 ст. 300 ФЗ № 289) [11]. В целях обеспечения электронного взаимодействия в рамках Программы был принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"», который значительно расширяет возможности по использованию электронной подписи, квалифицированной электронной подписи и электронному взаимодействию.

Относительно производства по нарушениям таможенных правил и дисциплинарного производства решительных действий со стороны законодателя на данный момент не предпринято. При этом Программа имеет перспективу такого регулирования, и выводы можно делать только общие. Внедрение цифровых технологий будет наращиваться. Об этом свидетельствуют положения подраздела «Технологическое развитие и внедрение цифровых технологий» документа Министерства финансов РФ под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [12], в котором определены намерения ускорить внедрение цифровых технологий в экономической и социальной сферах России посредством создания правового регулирования цифровой экономики, разработки соответствующих технологий, подготовки кадров, перехода к облачной цифровой платформе предоставления услуг, создания «песочниц» и финансового стимулирования вовлеченных организаций. Все это будет реализовано в рамках Программы.

Таким образом, в административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов начинают внедряться цифровые технологии нового поколения в рамках Программы, которая стала концептуальной основой правового регулирования цифровых технологий. При этом законодатель несколько опаздывает с нормативным регулированием отдельно взятых цифровых средств. Для дальнейшего планомерного развития необходимо обратить пристальное внимание на нормативное правовое и иное регулирование цифровых технологий в таможенных органах. Также следует переработать существующую правовую базу, обеспечивающую дисциплинарное производство и производство по делам о нарушениях таможенных правил.

Использованные источники

1. Гречкина О. В. Административная юрисдикция в сфере таможенного регулирования: проблемы теории и практики: монография. М.: Юрлитформ, 2010.

2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2020).

3. Капранова Л. Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2.

4. Ильченко А. Н., Ильченко К. А. Цифровая экономика как высшая ступень развития инфо-коммуникационных технологий // Современные наукоемкие технологии: региональное приложение. 2018. № 3.

5. Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., Костень Д. Г., Воробьев Ю. Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 3.

6. Гасанов Т. А., Гасанов Г. А. Цифровая экономика как новое направление экономической теории // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 6.

7. Бабкин А. В., Чистякова О. В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 24.

8. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы „Цифровая экономика Российской Федерации"» (утратило силу) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2020).

9. Приказ ФТС России от 17.06.2010 № 1154 «Об утверждении Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/storage/document/document_ Ше/2018-12/18/Приказ%20от%2017%2006%202010%20№%201154%20(с%20Положени-ем).pdf (дата обращения: 07.04.2020).

10. Приказ ФТС России от 18.09.2012 № 1883 «Об утверждении Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/storage/document/document_ file/2018-12/18/1883.pdf (дата обращения: 07.04.2020).

11. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2020).

12. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфина России. URL: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2019/10/main/0NBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения: 08.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.