МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
промышленность зависит от поставок импортного сырья, поставки которого сократились из-за введенных против РФ санкций.
Список использованной литературы:
1. Офиц.сайт. URL: http://importozamechenie.ru/category/ximicheskaya-promyshlennost
2. Сайт http://utmagazine.ru/posts/10562-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-9-himicheskaya-promyshlennost
© Алексеева Е.А., Нурмухаметов И.М., 2016
УДК 338.12
Н.И. Амосова, доцент КГСХА им. Т.С. Мальцева г. Курган, Российская Федерация Е.Г. Вяльцев, соискатель КПИ ФСБ России г. Курган, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА В АПК КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Обобщены причины, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса в АПК Росси и Курганской области. Предложены перспективные направления функционирования малого и среднего бизнеса, включая механизмы государственной поддержки.
Ключевые слова
Малый и средний бизнес, система государственной поддержки, интеграционный процесс,
инновационная деятельность.
Курганская область изначально создавалась, как аграрный регион, ориентированный на производство и переработку сельскохозяйственной продукции. В настоящее время область характеризуется высоким удельным весом сельского населения, значительным вкладом сельского хозяйства и отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, в валовой региональный продукт, развитой рыночной и образовательной инфраструктурой, обеспечивающей функционирование АПК [4,С.104].
Малый и средний бизнес - важные элементы отечественного аграрного рынка, без которого этот рынок не может гармонично развиваться. Обладая такими преимуществами, как высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда, средний и малый бизнес может принять на себя значительную часть производства товаров и услуг, занимая высвобождающиеся в период кризиса ниши.
В результате исследования нами выделены две группы причин, сдерживающих развитие среднего и малого предпринимательства в Курганской области: в первой группе причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, во второй - частного, преимущественно организационного характера.
Деятельность субъектов среднего и малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие среднего и малого предпринимательства невозможно.
Институциональная среда российского малого бизнеса кардинально отлична от институциональной среды высокоразвитых стран. Главной причиной слабого развития научно-технической инновационной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
деятельности сферы среднего и малого бизнеса в России до последнего времени было отсутствие сколь-нибудь серьезного внутреннего спроса и, как следствие, низкая доходность этой деятельности.
В России плохо дела обстоят с венчурным научно-техническим средним и малым предпринимательством, оно мизерно по масштабам. Нередко основным направлением деятельности руководителей структур поддержки инноваций оказывается «выбивание» у государственных и муниципальных органов власти любых бюджетных средств и имущества под свои организации. Не существует универсальной, единой для всех регионов, модели организаций инфраструктуры поддержки среднего и малого предпринимательства.
По нашему мнению, целесообразно предусмотреть создание в регионах резервных фондов. Необходимо внимательно подойти к предприятиям, которые становятся банкротами, и найти возможность какую-то часть их оборудования, зданий использовать на нужды средних и малых предприятий. Помимо этого, необходимо оперативно решать вопросы по реализации зданий, помещений, то есть создавать нормальный рынок недвижимости, чтобы каждое среднее и малое предприятие имело возможность приобрести ее в собственность. Для привлечения к созданию технополисов и технопарков отечественных и зарубежных инвесторов должна быть разработана правительственная программа поддержки технополисов, законодательно закреплено предоставление льгот для предприятий и организаций, содействующих развитию технополисов и активно в них работающих.
Повышение эффективности государственной поддержки зависит от системы взаимодействия среднего, малого бизнеса и государства. Мы считаем, что на сегодняшний день в этой системе присутствует огромное количество посредников, которые кормятся за счет средств государственной поддержки. Сложность и многоступенчатость организационной структуры государственной поддержки среднего и малого бизнеса делает ее малоэффективной, ограничивает круг предприятий, которым могла бы быть доступна эта помощь[2].
Тормозящее развитие среднего и малого предпринимательства связано с существующей системой налогообложения. У среднего и малого предпринимательства практически отсутствуют налоговые льготы. Очень небольшое число субъектов среднего и малого бизнеса пользуется правом льготной аренды помещений и оборудования.
Отрицательное явление - отсутствие необходимой достоверной информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий среднего и малого бизнеса далека от полной достоверности.
Большинство ныне действующих средних и малых предпринимателей АПК осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий. Кадровое обеспечение поддержки в сфере малого бизнеса должно быть ориентировано на более масштабную подготовку управленческих кадров для среднего и малого предпринимательства и дальнейшее развитие системы подготовки и обучения незанятого населения основам ведения предпринимательской деятельности.
Эффективному развитию средних и малых форм хозяйствования на селе препятствует система взаимосвязанных факторов правового, экономического, организационного и социального характера, которые связаны, прежде всего, с особенностями сельскохозяйственного производства.
В 2014 году в структуре действующих средних предприятий Курганской области в сфере сельского хозяйства занято 25%, малых около 7 % от общего количества зарегистрированных (таблица 1)[3,с.14-15].
Таблица 1
Число средних и малых предприятий Курганской области по видам экономической деятельности
Средние предприятия Малые предприятия
2011г. 2012 г. 2013г. 2014 г. 2011г. 2012 г. 2013г. 2014 г.
Всего 78 65 54 63 6053 7223 7429 7315
в т.ч.: сельское хоз-во, охота и лесное хозяйство 29 25 18 16 544 621 588 508
рыболовство - - - - 19 24 24 20
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
По сравнению с другими отраслями экономики в сельском хозяйстве достаточно низкий уровень заработной платы, который не обеспечивает воспроизводство населения и рабочей силы. В ходе исследования нами выявлен низкий уровень заработной платы в Курганской области по сравнению с РФ и Уральским федеральным округом, в том числе и у работников сельского хозяйства (таблица 2) [1,с.50; 2,с, 20].
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, р.
Показатель 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013 г. 2014 г.
РФ 17290 18638 20952 23369 26629 29960 32611
Уральский федеральный округ 21826 22269 25034 28055 31598 34901 37409
Курганская область 11319 11942 13090 14894 17180 19409 21172
в т.ч. сельское хоз-во, охота и лесное хоз-во 6151 7147 8189 10434 10981 13054 14028
По нашему мнению, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве связан со многими трудностями, а именно: узкая специализация; низкая техническая оснащенность; недостаток денежных средств на оплату труда.
Отток активной части населения, в частности молодых и квалифицированных кадров, ведет к дальнейшему сокращению сельскохозяйственного производства и росту сельской безработицы.
Кроме того, не налажена эффективная система сбыта произведенной продукции, не созданы условия для развития материально-технического и производственного обслуживания средних и малых форм хозяйствования.
Существенной проблемой в развитии средних и малых форм хозяйствования на селе является низкая обеспеченность техникой и оборудованием, необходимыми для осуществления сельскохозяйственной деятельности, т.к. повышенный риск инновационных проектов, неразвитость системы страхования и гарантирования в реализации подобных проектов в условиях диспаритета цен тормозят развитие малых предпринимательских производств. Недостаток финансовых средств для инвестиций при острой потребности в обновлении оборудования, приобретении современных технологий препятствуют техническому переоснащению средних и малых предприятий.
В целях дальнейшего развития малых форм хозяйствования в сельской местности по нашему мнению, необходимо:
- сохранить объёмы финансирования по основным направлениям государственной поддержки, в т.ч. субсидирование части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам, поддержку животноводства, компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства, на проведение мероприятий, направленных на повышение плодородия почв и др.;
- продолжить работу по техническому, технологическому перевооружению и модернизации сельскохозяйственного производства;
- способствовать передаче средним и малым формам хозяйствования в собственность или долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, а также неиспользуемых помещений и технологического оборудования;
- содействовать интеграционным процессам по развитию производственных связей между производителями сельскохозяйственной продукции и организациями, осуществляющими ее промышленную переработку;
- активизировать информационно-консультационную работу, а также работу по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и др.
Этот комплекс мер тактического и стратегического характера, на наш взгляд, будет способствовать техническому и технологическому перевооружению, сглаживанию диспаритета цен и межотраслевых диспропорций, улучшению финансового состояния средних и малых форм хозяйствования, повышению уровня жизни сельских жителей.
Список использованной литературы: 1 Амосова Н.И. Мотивация и материальное стимулирование работников в современных условиях // Вестник
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Курганской ГСХА. - Курган: Изд-во КГСХА, 2015. - №2 - С.48-51.
2 Амосова Н.И., Карпова М.В. Организация нормирования и материального стимулирования работников // Международный научный журнал Инновационная наука, 2016.-№2.-С.18-21.
3 Малый и средний бизнес Курганской области в 2014году: статистический сборник №1301. - Курган: Курганстат, 2015. - С.14-15 .
4 Субботина Л.В. Предпосылки формирования сельскохозяйственного кластера в Курганской области // Международный научный журнал Инновационная наука, 2016.-№2.-С.103-105.
©Амосова Н.И., Вяльцев Е.Г., 2016
УДК 339.13
М.В. Всяких
доцент каф. бухгалтерского учета и аудита Института экономики НИУ «БелГУ» А.С. Антонова
студентка 4 курса Института экономики НИУ «БелГУ» г. Белгород, Российская Федерация
АНАЛИЗ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Среди характеристик деятельности предприятия особой категорией является конкурентоспособность. Конкурентоспособность есть тот показатель, где наиболее явно представляется результативность деятельности предприятия. Поскольку в комплексе он характеризует эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Ключевые слова
Конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, рост, продукция.
Само понятие кредитоспособности означает возможность предприятия вовремя и в полном объеме произвести расчет по своим обязательствам. [1, 104 с.] Конкурентоспособность есть тот показатель, где наиболее явно представляется результативность деятельности предприятия. Как показывает практика, решение задачи роста конкурентоспособности приводит за собой существенные трудности, а в результате отсутствия у организации ясной стратегии в современной экономической ситуации для многих предприятий оно стало проблемой.
Отсутствие осмысления целей, трудность ориентации в нынешней обстановке приводят к тому, что вопрос о решении роста конкурентоспособности отступает на задний план, уступая место для решения очередных преград.
Многие исследователи сошлись в том, что за короткие сроки нельзя добиться увеличения конкурентоспособности предприятия.
Повышение результативности производства, которое является основой увеличения рентабельности предприятия в условиях конкурентной борьбы, должно стать главной целью внутрикорпоративного управления. В долгосрочном плане основным фактором продуктивности являются изменения в инновационных технологиях и производственные организации, влекущие к уменьшению ее издержек.
Каждая отдельная компания должна уметь различать потенциальную и действительную эффективность производства. Если величина потенциальной эффективности зависит от внешних факторов хозяйственной деятельности и от общей величины инновационного формирования экономической системы, то действительная производительность в главную очередь в компании обусловливаться величиной