Научная статья на тему 'Специфические особенности организации бизнеса в АПК'

Специфические особенности организации бизнеса в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС В АПК / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасечник Л. Г.

Обобщены особенности организации бизнеса а АПК развитие малого и среднего бизнеса в АПК. Программно-целевой подхода организации малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности организации бизнеса в АПК»

4. Селютина Л.Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения // Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2010. С. 26-29.

5. Бузырев В.В., Селютина Л.Г., Мартынов В.Ф. Формирование системы организации инвестирования инновационных процессов в строительстве // Проблемы современной экономики. 2015. № 3. С. 261-264.

6. Селютина Л.Г. Подходы к реализации программ реконструкции градостроительных комплексов в российской практике // Управление городом и городским хозяйством. Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2014. С. 46-50.

7. Бузырев В.В., Селютина Л.Г., Мартынов В.Ф. Современные методы управления жилищным строительством. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. 240 с.

© Трофимов О Н., Пайгусов А.А., 2016

УДК 338.431

Л.Г.Пасечник, к.э.н., доцент КГСХА им. Т.С. Мальцева г. Курган, Российская Федерация

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В АПК

Аннотация

Обобщены особенности организации бизнеса а АПК развитие малого и среднего бизнеса в АПК. Программно-целевой подхода организации малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова Особенности бизнес в АПК, агропромышленный комплекс.

Особенности малого предпринимательства как формы хозяйствования в наибольшей степени характерны для агропромышленного комплекса. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что только при строгом учете специфики, можно достигнуть положительных результатов в предпринимательской деятельности. Несмотря на значительное внимание федеральных и региональных органов власти и управления к проблемам эффективного развития малого и среднего предпринимательства, их решение происходит медленно и противоречиво. Достаточно отметить, что доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП развитых стран составляет 50%, а в Российской Федерации не превышает 20%. Крайне низкие темпы развития российского предпринимательства, на наш взгляд, связаны с особенностями его составления, федеративным устройством государства и слабостью законодательной базы.

Дальнейшая модернизация агропромышленного комплекса России неотделима от решения актуальнейшей проблемы - повышения его экономической и социальной эффективности. Кроме того, выделяют базовые факторы, способствующие решению проблем становления и развития предпринимательства в АПК: совершенствование нормативно-правовой базы; расширение инвестиционной базы; управление предпринимательством [1].

Следует отметить, что в России малым предприятиям в сфере АПК присущ ряд особенностей: высокая степень диверсификации бизнеса, отсутствие возможности ориентироваться на однопродуктовую модель развития; недостаточно развитые механизмы его кооперации со средним и крупным бизнесом; высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса при низком уровне менеджмента, недостатке знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизации в системе государственного управления и большой криминализации общества; неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса; недостаточно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

сформированная система информационных, консультационных и обучающих услуг.

Для предприятий малого бизнеса агропромышленной сферы к неопределенности рыночной экономики добавляется зависимость отрасли от непостоянных погодно-климатических условий. Существенным ограничителем является неопределенность ситуации в связи с сезонностью производства. Самой большой проблемой для российских малых предприятий в сфере АПК является практически полное отсутствие ценового регулирования аграрного рынка. Кроме того, крайне низким остается уровень жизни сельского населения. В целом в РФ у 56% жителей села располагаемые доходы ниже прожиточного минимума. Уровень сельской бедности в стране превышает пороговое значение, составляющее по международным оценкам 710%, в 5-7 раз. [3] .

Восстановление и обеспечение устойчивого развития предприятий малого бизнеса в сфере АПК в современных условиях является приоритетной общенациональной задачей. Государственная поддержка создает условия для развития очень незначительной группы сельхозпроизводителей. Очевидна необходимость принятия государством безотлагательных мер, направленных на стабилизацию и устойчивый рост сельской экономики, повышение уровня и качества жизни населения, снижение масштабов бедности, социально-психологическое и нравственное оздоровление деревни. Раскрытие изложенных особенностей развития малого и среднего бизнеса позволяют обеспечить системный подход к их преодолению.

Дальнейшее эффективное развитие предпринимательских структур в аграрной сфере, направленное на повышение благосостояния населения страны невозможно без консолидации усилий науки, практики и власти. Создание инновационно-интеграционных бизнес-центров можно рассматривать как необходимый элемент доведения информации по приоритетным и инновационным направлениям развития отрасли в целях более рационального использования ресурсного потенциала.

С целью определения дальнейших ориентиров развития и поиска наиболее эффективных форм и механизмов социального управления малым бизнесом в современной России нужен анализ зарубежного опыта социального управления малым бизнесом. Очевидно, что без кардинального изменения отношения к малому предпринимательству органов власти невозможно добиться усиления его роли в социально-экономическом развитии страны [4].

Результаты социологического исследования и экспертного опроса наряду с данными статистического анализа свидетельствуют о значимости изучения опыта социального управления малым бизнесом в развитых зарубежных странах и необходимости его адаптации и применения в отечественной практике.

Для России актуальны следующие группы мер социального управления малым бизнесом, реализуемые в развитых зарубежных странах: наличие развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; систематическая государственная политика поддержки малого бизнеса; наличие эффективных мер борьбы с административными барьерами; развитая консультационно-информационная поддержка малого бизнеса; развитая система источников финансирования малого бизнеса.

С целью реализации системы эффективного социального управления малым бизнесом административным, законодательным, контролирующим органом, ассоциациям и общественным организациям следует разработать и реализовать комплексную систему поддержки и развития малого бизнеса, включающую в себя систему следующие группы механизмов: социально-административные; социально-правовые; социальные; социально-экономические. Для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятий сельского хозяйства необходимо создать оптимальную систему агромаркетинга. Одним из важнейших направлений совершенствования системы агромаркетинга является рационализация агромаркетингового организационного механизма [2].

Применение программно-целевого подхода позволит рационально использовать всю совокупность имеющихся инвестиционных ресурсов для развития сферы малого предпринимательства в АПК, решить проблему превращения данного сектора в конкурентоспособный сектор аграрной экономики.

Список использованной литературы: 1. Кусакина О.Н., Скиперская Е.В. Социально-экономическая эффективность функционирования

интегрированных структур в АПК: содержание и оценка //Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. №4, URL: http://www.uecers.ru.

2. Пасечник, Л.Г., Андрюкова Н.А. Агромаркетинг как фактор, повышающий эффективность сельскохозяйственного предприятия / Л.Г. Пасечник, Н.А. Андрюкова // Вестник Курганской ГСХА. - 2013. -№3. - С. 16-19.

3. Радюкова Я.Ю. Проблемы и направления государственного регулирования деятельности образований в современной России/Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - №2.

4. Тэпман Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. М.: Юнити-Дана, 2011.- С. 267- 271.

©Пасечник Л.Г.2016

УДК 33

Е.С. Петренко

Магистрант 1 курса Экономический факультет Томский Политехнический университет Г. Томск, Российская Федерация

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМА ИХ ОГРАНИЧЕННОСТИ

Аннотация

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны.

Вопрос ограниченности ресурсов в современном мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.

Ключевые слова

Ограниченность ресурсов, потребности, ресурсы, экономический выбор, трудовые ресурсы, ресурсное обеспечение.

Человечество живет в мире ограниченных возможностей. Ограниченность - это самое жестокое условие, с которым приходится сталкиваться, когда стоит вопрос личного и общественного благосостояния. Возникает проблема оптимального распределения имеющихся ресурсов. Из ограниченности ресурсов вытекает конкуренция за способы использования этих ресурсов, то есть конкуренция между альтернативными целями использования. Эта проблема решается в рамках конкуренции альтернативной стоимости. Таким образом, за каждое решение связанное с выбором приходится платить, поэтому ее называют концепцией затрат на выбор. Она утверждает, что за реальную оценку любого блага можно дать только путем сравнения с теми альтернативными возможностями, которые мы отвергли.

Во всех, без исключения случаев противоречие «потребности - ресурсы» ставит перед обществом 3 фундаментальных вопроса:

1)Что производить? То есть выпуску, какого товара или услуги отдать предпочтение и в каком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.