Научная статья на тему 'Проблемы функционирования пенсионной системы России'

Проблемы функционирования пенсионной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3140
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенсионная система РФ / дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ / повышение пенсионного возраста / индексация пенсионных выплат / падение заработной платы / реформирование. / pension system of the Russian Federation / budget deficit of the Pension Fund of the Russian Federation / increase of retirement age / indexation of pension payments / fall of wag- es / reforming.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. О. Стрельникова, А. В. Гарибян, И. А. Неводова

В данной статье авторы проводят анализ проблем, которые возникают в ходе функционирования Пенсионной системы России на современном этапе. Несмотря на проводимые реформы в сфере пенсионного обеспечения, дефицит Фонда РФ преодолеть не удается, а уровень пенсионных выплат всё также далек от показателей, установленных развитыми странами. Реализация планов Правительства по повышению возраста выхода на пенсию ознаменовала возникновение новых трудностей, которые тормозят процесс выхода России в число сильных в экономическом плане государств. В результате исследования были выявлены наиболее перспективные пути решения сложившихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE FUNCTIONING RUSSIA'S PENSION SYSTEM

In this article, the authors analyze the problems that arise in the course of the functioning of the Pension system of Russia at the present day. Despite the ongoing reforms in the field of pensions, the deficit of the Fund of the Russian Federation cannot be overcome, and the level of pension payments is still far from the indicators, established by developed countries. The implementation of the Government's plans to rise the retirement age has marked the creation of new difficulties that hamper the process of Russia's entry into the number of economically strong states. The study identified the most promising ways to solve the appeared problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования пенсионной системы России»

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Т.О. Стрельникова, студент

А.В. Гарибян, студент

И.А. Неводова, старший преподаватель

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10724

Аннотация. В данной статье авторы проводят анализ проблем, которые возникают в ходе функционирования Пенсионной системы России на современном этапе. Несмотря на проводимые реформы в сфере пенсионного обеспечения, дефицит Фонда РФ преодолеть не удается, а уровень пенсионных выплат всё также далек от показателей, установленных развитыми странами. Реализация планов Правительства по повышению возраста выхода на пенсию ознаменовала возникновение новых трудностей, которые тормозят процесс выхода России в число сильных в экономическом плане государств. В результате исследования были выявлены наиболее перспективные пути решения сложившихся проблем.

Ключевые слова: пенсионная система РФ, дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, повышение пенсионного возраста, индексация пенсионных выплат, падение заработной платы, реформирование.

Пенсионная система в Российской Федерации реформируется последние два десятка лет. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России, низкий уровень пенсий заставляет органы власти и управления искать новые пути решения сложившихся проблем с пенсионным обеспечением.

В процессе своей деятельности пенсионная система РФ подверглась целому ряду преобразований и изменений. Реформирование пенсионной системы России началось с принятых 15 декабря 2001 года Федеральных законов о государственном пенсионном обеспечении и об обязательном пенсионном страховании. Реформирование продолжилось: наиболее значимой реформой, затронувшей основные принципы работы пенсионной системы, стало Распоряжение Правительства РФ от 25 де-

кабря 2012 г. «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», которое определило разделение пенсионных накоплений на страховую и накопительную части [1]. Подобное изменение обеспечило своевременный и регулярный контроль за источниками финансирования, что в свою очередь гарантирует устойчивость пенсионной системы страны в целом. Однако обострение геополитической ситуации, приведшей к введению реторсий со стороны Соединенных Штатов, а также ряда стран Евросоюза по отношению к России, замедлило темпы реформирования пенсионной системы.

Рассмотрим основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 и 2019 гг. (таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели бюджета П Пенсионного фонда России [2]

Показатель, млрд. руб. 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

Общий объем доходов 8269,6 8612,7 8995,5 9294,3

Общий объем расходов 8428,7 8635,9 9017,4 9328,1

Объем дефицита бюджета 159,1 23,2 21,9 33,8

Исходя из таблицы 1, можно сделать ствующей на стабильность функциониро-вывод, что ключевой проблемой, воздей- вания Пенсионного фонда РФ, является

дефицит его бюджета. Так, согласно проекту ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год», дефицит бюджета Фонда составил 159,1 млрд. руб. Следует отметить, что в соответствии с ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год» от 11 октября 2018, дефицит составил лишь 59,4 млрд. руб. [3] Но уже в 2019 году планируется сократить данный показатель до 23,2 млрд. руб., что изложено в ФЗ от 28.11.2018 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

3 октября 2018 года Президент РФ подписал закон, предусматривающий постепенное повышение возраста выхода на пенсию, который вступил в силу с 1 января 2019 года. Согласно содержанию данного документа, пенсионный возраст женщин увеличен с 55 до 60 лет, мужчин -с 60 до 65. В качестве причины введения подобной системы была определена необходимость увеличения размера пенсий по старости приблизительно на 1000 рублей, что по истечении года составило бы прибавку в размере 12000 рублей.

Итак, с 1 января 2019 года Пенсионный фонд РФ провел индексацию страховых

Итак, рассмотрим основные последствия повышения пенсионного возраста, которые затронут не только пенсионеров, но и всех граждан.

Наиболее значительным следствием введения новой модели пенсионного обеспечения станет рост теневой экономики и серой занятости, связанный с увеличением трудоспособного населения РФ примерно на 12 млн. человек. Новые обстоятельства вынудят граждан искать не просто подработку, а полноценную работу, чтобы удовлетворять наиболее существенные потребности [6]. В то же время большинство

пенсий с коэффициентом в 7,5 % [4]. В предыдущем году данный показатель составил 3,7 %. Однако эта индексация коснулась лишь неработающих: величина пенсии работающего пенсионера осталась на прежнем уровне.

Наряду с индексацией страховых пенсий, власти установили коэффициенты индексации и для социальных выплат, которые производит ПФ России (ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), пособие на погребение и т.д.) в размере 3,1 %, а также для государственных и социальных пенсий - 0,4 %.

Следует понимать, что в относительном выражении прибавка в 1000 руб. будет ежегодно сокращаться, что также приведет к меньшей ее покупательной способности. В целом, планируемый рост пенсионных платежей наглядно представлен в таблице 2.

Исходя из аналитических данных, отраженных в таблице 2, можно сделать вывод, что в действительности рост пенсионных платежей опережает плановый уровень инфляции на 2,3-2,75%. Однако неизвестно, какой будет реальная инфляция, и сколько «будет стоить» 1000 руб. через 6 лет к моменту окончания пенсионной реформы.

фирм и предприятий, платежи которых в государственный бюджет в виде налогов ежегодно растут, посчитают нецелесообразным дополнительные выплаты в Пенсионный фонд РФ или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно последним исследованиям Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), так называемую заработную плату «в конверте» на сегодняшний день получает более 32 млн. российских граждан, что в процентном выражении составляет 44,7 % от суммарной величины занятого населе-

Таблица 2. План проведения индексации пенсионных выплат [5]

Год 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Уровень инфляции, % 3,1 4,3 3,8 4,G

Индексация, % 3,7 7,G5 6,6 6,3

Средний размер пенсий, руб. 14 414 15 43G 16 448 17 484

Рост выплат, руб. 533 1 G16 1 G18 1 G36

Реальный рост, % G,6 2,75 2,8 2,3

ния страны. Одновременно с этим удельный вес граждан, желающих официально трудоустроиться, постепенно снижается, что в свою очередь также является одной из ключевых проблем функционирования пенсионной системы России. Однако можно отметить и положительные моменты. Так, тариф взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), который в 2019 году планировалось увеличить на 4 % (т.е. до 26 %), оставили без изменения.

Следующим последствием увеличения пенсионного возраста станет падение заработных плат. Работающие пенсионеры и граждане предпенсионного возраста в сложившейся ситуации будут всячески пытаться сохранить за собой рабочее место, чтобы гарантировать себе источник финансирования потребностей до выхода на пенсию. Однако это рынок труда, а, как известно, на любом конкурентном рынке действуют законы спроса на товар и его предложения. Иначе говоря, рост предложения рабочей силы приведет к падению цены на данный товар - заработную плату.

Третье следствие пенсионной реформы представлено в форме падения спроса и продаж. Правительство РФ, вводя новые условия выхода на пенсию, определило экономию государственных средств в размере 2,3 трлн. руб. в год. Однако эти деньги ранее были предназначены для оплаты всех необходимых покупок и услуг пенсионеров. Тем самым эта сумма денег гарантировала бы большой потребительский спрос на рынке и обеспечивала высокую доходность производителей и продавцов. Именно по этой причине система высоких пенсионных выплат применяется большинством стран Западной Европы. Во-первых, она обеспечивает достойный уровень жизни населения, а во-вторых, поддерживает постоянство спроса на товары, ведь пожилые люди составляют достаточно большую часть потребителей.

Еще одним из возможных последствий может стать рост спроса на банковские кредиты. Согласно данным, опубликованным Объединенным кредитным бюро, число российских заемщиков уже превышает 49 млн. человек. Увеличение пенсионного возраста приведет к еще большему

спросу на кредиты, выдаваемые коммерческими банками.

В соответствие с данными финансово-экономического журнала Forbes, проводимая в России реформа пенсионного обеспечения со временем позволит снизить арендные ставки и обеспечит рост предложения на рынке жилой недвижимости. Недополучение дохода в виде пенсионного платежа побудит пожилых людей сдавать свою недвижимость или же продавать ее. Авторы статьи в Forbes также подсчитали, что «если за год предпенсионеры недополучат 2,5 трлн. рублей, то, чтобы компенсировать эту сумму, им придется продать 67,2 млн. кв. м жилья» [7].

Также вероятным результатом реформирования пенсионной системы РФ может стать падение рождаемости в стране. На первый взгляд, конкретной корреляционной связи между этими двумя явлениями не прослеживается. Однако стоит отметить, что значительная часть российских семей живет «традиционно»: дети и их родители связаны друг с другом в финансовом плане. Причем здесь речь идет именно о бабушках и дедушках, которые различными способами пытаются помогать молодым семьям с детьми. В случае увеличения пенсионного возраста возникает два варианта: либо несостоявшиеся пенсионеры сами выходят на работу, оставляя своих внуков, либо их дети работают еще больше, чтобы содержать своих родителей. Именно поэтому молодые семьи тщательно рассматривают положительные и отрицательные стороны пополнения в ближайшем будущем.

Непростая экономическая ситуация в стране существенным образом изменила выдвинутые Правительством цели плавного перехода к новой модели пенсионного страхования, одной из основных задач которой было стимулирование наемных рабочих и самозанятого населения к личному участию в формировании пенсионных накоплений. Проведение реформы по повышению пенсионного возраста сформировали негативное настроение и недоверие со стороны российских граждан. Государству на данный момент удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиле-

ние государственного регулирования и не- российского населения. А также государ-посредственного участия государства в ственным органам власти и управления гарантировании финансовой обеспеченно- необходимо разработать стратегический сти выплаты всех видов пенсий. план мероприятий, направленный на по-

Таким образом, можно сделать вывод, вышение объема предоставления государ-что для дальнейшей реализации обозна- ственных и муниципальных услуг, финан-ченных целей властям необходимо повы- сируемых из централизованных фондов, сить доверие граждан к системе пенсион- гражданам предпенсионного возраста, ко-ного обеспечения, а также обеспечить вы- торые включают сферу здравоохранения и сокий уровень финансовой грамотности выплаты социальных пособий.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 28.11.2018 N 432-ФЗ (последняя редакция).

3. Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год» от 11.10.2018 N 356-ФЗ (последняя редакция).

4. Неводова И. А.,Чижма В. В. Проблемы получения страховой пенсии в России и пути их решения/Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №6- С.117-120

5. Индексация страховых пенсий с 1 января 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/orel/news~2018/10/29/ 169287, свободный. - (дата обращения: 29.04.2019).

6. Утвержден график индексации пенсий до 2021 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://militariorg.ucoz.ru/publ/pensioneri_i_ih_gizn_ na_pensii/utverzhden_grafik_indeksacii_pensij_do_2021_goda/2-1-0-86999, свободный. - (дата обращения: 29.04.2019).

7. Блохина И. М. Финансы: учеб. пособие / И. М. Блохина. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 105 с.

8. Слишком просторно живут. Как отсрочка выхода на пенсию повлияет на рынок жилья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/363319-slishkom-prostorno-zhivut-kak-otsrochka-vyhoda-na-pensiyu-povliyaet-na-rynok-zhilya, свободный. - (дата обращения: 29.04.2019).

PROBLEMS IN THE FUNCTIONING RUSSIA'S PENSION SYSTEM

T.O. Strelnikova, student

A.V. Garibyan, student

I.A. Nevodova, senior lecturer

Trubilin Kuban state agrarian university

(Krasnodar, Russia)

Abstract. In this article, the authors analyze the problems that arise in the course of the functioning of the Pension system of Russia at the present day. Despite the ongoing reforms in the field of pensions, the deficit of the Fund of the Russian Federation cannot be overcome, and the level ofpension payments is still far from the indicators, established by developed countries. The implementation of the Government's plans to rise the retirement age has marked the creation of new difficulties that hamper the process of Russia's entry into the number of economically strong states. The study identified the most promising ways to solve the appeared problems.

Keywords: pension system of the Russian Federation, budget deficit of the Pension Fund of the Russian Federation, increase of retirement age, indexation ofpension payments, fall of wages, reforming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.