УДК: 364.6
Малеев В.А., Зубринская В.Р., Неводова И.А. Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10436 ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Maleev V.A., Zubrinskaya V.R., Nevodova I.A.
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация
В данной статье рассматривается пенсионная реформа Российской Федерации, изменение цены пенсионного балла, соотношение пенсионеров и рабочей силы в стране, а также продолжительность жизни населения.
Abstract
This article discusses the pension reform of the Russian Federation, the change in the price ofpension points, the ratio ofpensioners and the labor force in the country, as well as the life expectancy of the population.
Ключевые слова: пенсионная реформа, страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсионный балл, пенсионный возраст.
Key words: pension reform, insurance pension, funded pension, pension score, retirement age.
Важным социальным трансфертом, обеспечивающим реализацию конституционных прав граждан в Российской Федерации, является пенсия. Пенсия - это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность или потеряли кормильца.
Для соответствия мировым тенденциям в 2002 году в России была проведена реформа, в ходе которой было принято решении о переходе с распределительной модели пенсионного обеспечения на комбинированную. Комбинированная система состоит из трёх уровней:
1 уровень - обязательное пенсионное страхование, предоставляемое государством. Ведущим элементом системы является трудовой (страховой) стаж. Финансируется за счет поступлений в Пенсионный фонд, обязательных страховых взносов и инвестиционного дохода от их размещения;
2 уровень - обязательное пенсионное обеспечение, основанное на накоплениях. Предназначено для обеспечения нормального уровня жизни при выходе на пенсию. Может быть государственным или частным и формируется исходя из прежней заработной платы;
3 уровень - добровольное пенсионное обеспечение, связанное с формированием накоплений за счет добровольных взносов работодателей и граждан. Может быть частным и предназначено для получения дополнительного дохода после прекращения трудовой деятельности.
Обязательными условиями для назначения страховой пенсии по старости являются:
- достижение пенсионного возраста;
- накопление определенного количества пенсионных баллов;
- наличие минимального страхового стажа.
В расчет такой пенсии включается фиксированный размер выплаты, который в 2019 составляет 5334,19 рубля.
Существует несколько вариаций пенсии:
1) только страховая пенсия;
2) страховая + накопительная пенсии.
Страховая пенсия представляет собой ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. Подразумевается, что все 22% перечисляемые работодателем в ПФР идут на обеспечение страхового счета.
Право на получение страховой пенсии по старости получают в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
1) достижение пенсионного возраста;
2) минимальный страховой стаж (в 2019 году составляет 10 лет);
3) минимальная сумма пенсионных баллов (в 2019 году составляет 16,2 балла).
Страховая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования. Стоимость одного пенсионного балла рассчитывается как отношение суммы страховых взносов на обеспечение страховых пенсий и трансфертов из федерального бюджета к общей сумме пенсионных баллов всех получателей страховых пенсий [2, с. 5].
Количество заработанных пенсионных баллов зависит от заработной платы. Чем больше страховой стаж, тем больше пенсионных коэффициентов. Максимальное возможное количество пенсионных баллов, которые можно получить в текущем году -8,7 балла. Если их больше максимального значения, то они не учитываются. В стаж также включаются нетрудовые периоды, то есть за каждый год ухода за нетрудоспособными пожилыми гражданами, инвалидами 1 группы, ребенком инвалидом, уход за детьми до 1,5 лет и за каждый год военной службы по призыву начисляются дополнительные баллы.
80
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш^ШМУМ~^(ШУГМа1>>#1Щ1Ш,2(
Для перевода пенсионных коэффициентов в деньги, их количество необходимо умножить на стоимость одного балла. С 1 января 2019 года стоимость одного пенсионного балла составляет 87,24
рублей. К получившейся сумме прибавляю фиксированную выплату, которая с 1 января 2019 года составляет 5334,19 рублей.
Таким образом, стоимость пенсионного балла зависит не только от работника, но и от возможностей Пенсионного фонда.
Таблица 1
Изменение цены пенсионного балла
Год Стоимость пенсионного балла Коэффициент корректировки балла
2014 64,10 -
2015 71,41 1,116
2016 74,27 1,040
2017 72,58 0,977
2018 81,49 1,123
2019 87,24 1,074
2020 93,00 1,066
2021 98,86 1,063
Возможен вариант формирования пенсии, при котором формируется как страховая, так и накопительная пенсии. Так, 16 % идут на формирование страховой пенсии, а оставшиеся 6 % формируют накопительную часть пенсии. Эти деньги хранятся на индивидуальном счете гражданина и организация, которой поручено хранение, имеет право инвестировать эти средства с целью их увеличения.
С 2015 года эти накопления на индивидуальных счетах были заморожены по причине экономического кризиса в стране. В период с 2015 по 2019 год все отчисления в размере 22 % поступали только на формирование страховой пенсии, а ранее накопленные средства остались на индивидуальных счетах и продолжают инвестироваться НПФ.
Срок заморозки накопительной части пенсии продлится до 2021 года.
Негосударственные пенсии, сформированы за счет добровольных взносов работников, организаций и от их размещения инвестиционного дохода. При вступлении в НПФ заключается договор, согласно которому работнику необходимо вносить ежемесячные взносы, а при достижении пенсионного возраста получать установленные договором выплаты. Негосударственные пенсионные фонды весьма непопулярны среди россиян из-за высоких рисков, которые связаны с инвестиционной деятельностью, необходимой для увеличения средств НПФ.
Таблица 2
Получатели негосударственной пенсии
Год Численность получателей негосударственной пенсии, тыс. человек В процентном соотношении к общей численности пенсионеров
2014 1581,7 3,8
2015 1556,7 3,6
2016 1530,8 3,5
2017 1484,4 3,4
2018 1526,1 3,5
Начало 2019 года ознаменовалось принятием федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Необходимостью в проведении пенсионной реформы, правительство приводит следующие причины:
- повышение продолжительности жизни населения;
- риск потери финансовой устойчивости пенсионной системы;
- дефицит Пенсионного фонда России;
- сокращение числа трудоспособного населения.
Помимо прочего приводится аргумент о том, что в России, на данный момент, возраст выхода на пенсию ниже, чем в других странах мира. Однако следует принять во внимание тот факт, что в России продолжительность жизни на пенсии является одной из самых низких.
Сторонники реформы утверждают, что данные изменения необходимы, поскольку число пенсионеров превышает работающее население и из-за этого возник дефицит Пенсионного фонда России и если не принять меры, то государство не сможет выполнять социальные обязательства. Проверить достоверность этих слов можно, обратившись к официальным данным, приведенным в таблице 3.
Таблица 3
Количество пенсионеров и рабочей силы_
Год Пенсионеры, млн чел Официально -трудо -устроенные, млн чел Безработные, млн чел Количество официально-трудоустроенных на одного пенсионера
2011 41,8 70,9 4,9 1,70
2012 42,4 71,5 4,1 1,69
2013 42,8 71,5 4,1 1,67
2014 43,3 71,5 3,9 1,65
2015 43,8 72,4 4,3 1,65
2016 45,2 72,4 4,2 1,60
2017 45,7 71,8 4,0 1,57
2018 46,1 72,6 3,7 1,57
количество трудоустроенного населения не изменялось, а в 2016 году увеличилось на 0,9 млн человек и в следующем году снизилось на 0,6 млн, однако в 2018 году вновь увеличилось и составило 72,6 млн человек.
Безработное население в период с 2011 по 2018 год сократилось на 3,7 млн человек, что на 1,2 млн меньше, чем в 2011 году. В 2015 и 2016 года показатель вырос на 0,5 млн человек по причине возникшего валютного кризиса.
Основная причина негативного отношения населения России к пенсионной реформе заключается в повышении пенсионного возраста на 5 лет. То есть для выхода на пенсию, женщине должно исполниться 60 лет, а мужчине 65. Если обратиться к официальным данным Федеральной службы государственной статистики, приведенной в таблице 4, причины недовольства становятся весьма понятными и обоснованными [3].
Таблица 4
Продолжительность жизни населения_
Год Воз раст
Мужчины Женщины
2014 65,3 76,5
2015 65,9 76,7
2016 66,5 77,1
2017 66,8 77,2
2018 67,6 77,8
Исходя из данных таблицы 3, можно сделать следующие выводы: количество пенсионеров за весь рассматриваемый период увеличилось, так в 2018 году он составил 46,1 млн человек, что на 4,3 млн больше, чем в 2011 году. В показателе «Пенсионеры» наблюдается тенденция ежегодного увеличения пенсионеров на 0,3-0,6 млн человек, однако в 2016 году наблюдается резкое увеличение количество пенсионеров на 1,4 млн человек.
Показатель «Официально-трудоустроенные» в 2018 году также вырос и составил 72,6 млн человек, что на 1,7 млн больше, чем в 2011 году. Этот показатель на протяжении 2011-2018 годов как рос, так и снижался. Рост числа официально работающего населения является положительным явлением для экономики страны, поскольку пополняет бюджет за счет налогов. Так в 2012 году показатель вырос на 0,6 млн человек. В период с 2012 по 2014 год
На основе приведенной таблицы наблюдается рост продолжительности жизни среди обоих полов. Так, в 2018 году продолжительность жизни женщин в России увеличился на 1,3 года, а мужчин на 2,3 года по сравнению с 2014 годом.
Рост продолжительности жизни населения, конечно же, является положительным фактором, но
увеличение пенсионного возраста обрекает мужскую часть населения на беззаботную старость.
Сравнив показатели продолжительности жизни и пенсионного возраста с другими развитыми странами, видно, что положение у них гораздо лучше, чем в России.
Таблица 5
Страна Пенсионный возраст Продолжительность жизни
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Великобритания 65 65 79,8 83,5
Венгрия 62 62 72,4 79,7
Германия 65,5 65,5 78,7 83,6
Израиль 67 62 80,1 84,1
Канада 65 65 80,2 84,1
Молдавия 62 57 68,1 76,2
США 67 67 76,4 81,2
Япония 65 65 80,8 87,1
82
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш^ШМУМ~^©УГМа1>#Я1Ш,2©]]9
Исходя из данный таблицы 5, можно сделать вывод о том, что средняя продолжительность жизни на пенсии из приведенных выше стран среди мужчин составляет 12,2 года, а среди женщин 19,0 года. Тогда как в России этот показатель составляет 2,6 года среди мужчин и 17,8 года среди женщин.
Таким образом, реформа пенсионной системы Российской Федерации в целом направлена на снижение государственных обязательств перед пенсионерами, заключающаяся в увеличении пенсионного возраста, отмене индексации работающим пенсионерам, заморозке пенсионных накоплений. Сторонники реформы утверждают, что такие меры уже давно практикуются в западных странах. Однако не стоит забывать о том, что там совершенно другой уровень пенсионного обеспечения. Помимо всего прочего продолжительность жизни на пенсии, как среди мужчин, так и среди женщин гораздо выше.
Очевидно, что сокращение пенсионных обязательств не решит проблему пенсионной системы.
Для стабилизации пенсионной системы государству стоит увеличить уровень заработной платы, создать новые рабочие места, снизить безработицу, уменьшить уровень страховых отчислений, увеличить рождаемость, улучшить медицину для снижения смертности среди населения. Также необходимо решить давно назревшие проблемы в политической сфере, экономике, демографической политике и социальной сфере, что позволило бы создать комфортные условия для получения пенсии достойного уровня.
Список литературы
1. Назаров В. С. Актуальные проблемы пенсионной реформы // Издательский дом "Дело" РАНХиГС. 2010. С. 7.
2. Буданова М. А., Иванов С. Ю. Пенсионная реформа в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие // Московский педагогический государственный университет. 2018. С. 5.
3. Жуков Е. В. Повышение пенсионного возраста - что нас ждет // Деловой онлайн-журнал «Папа помог». 2018.
УДК 338.984
Гайдук В.И., Кондрашова А.В., Ляшенко Р.А. Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
РР!: 10.24411/2520-6990-2019-10437 ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Gayduk V. I., Kondrashova A. V., Lyashenko R. A.,
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
INSTRUMENTS OF INTRAFIRM AND STRATEGIC PLANNING
Аннотация
Разработаны теоретические положения и практические предложения по эффективному использованию инструментов и выбору направлений внутрифирменного и стратегического планирования на фирме. Раскрыты содержательные элементы механизма и инструментов внутрифирменного и стратегического планирования на фирме. Выявлены и обоснованы наиболее значимые факторы, детерминирующие эффективность использования инструментов внутрифирменного и стратегического планирования. Выполнен анализ тенденций развития фирм в Краснодарском крае, проанализирована эффективность финансово-хозяйственной деятельности информационно-консалтинговой компании ООО «Фактор Плюс» и оценены процессы планирования в ней. Проанализирована эффективность инвестиционного проекта проведения вебинаров в рамках совершенствования инвестиционной политики.
Abstract
Theoretical positions and practical suggestions for effective use of tools and choice directions of intrafirm and strategic planning for the firm are developed. Substantial elements of the mechanism and tools of intrafirm and strategic planning in the firm are disclosed. The most significant factors determining efficiency use of tools intrafirm and strategic planning are identified and substantiated. The development trends of firms in Krasnodar Region are analyzed, the effectiveness of financial and economic activities of information and consulting company Ltd "Factor Plus "is analyzed and the planning processes in it are evaluated. The effectiveness of the investment project of conducting webinars within improvement of investment policy is analyzed.
Ключевые слова: внутрифирменное и стратегическое планирование, эффективность, инвестиции, SWOT-анализ, риск-менеджмент.
Keywords: intrafirm and strategic planning efficiency, investment, SWOT analysis, risk management.
На фирме внутрифирменное и стратегическое планирование предполагает четкую постановку задач, установление приоритетов [1, 2, 3]. В этой связи совершенствование механизма и инструмен-
тов внутрифирменного и стратегического планирования представляет особую актуальность. Инструменты внутрифирменного планирования в рамках экономической политики организации представлены на рисунке 1.