КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2016 г. № 1 (46)
Политические институты, процессы и технологии
http://30.rospotrebnadzor.rU/s/30/files/directions/rubric/132943.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Об экологической ситуации в Астраханской области в 2014 году : Государственный доклад. Режим доступа: http://nat.astrobl.ru/service/doklady, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Чуйкова Л. Ю. Экологическое состояние Астраханской области и пути выхода из предкризисного состояния // Астраханский вестник экологического образования. 2008. № 1-2. С. 14.
6. Усова Е. В., Рябцева Е. Е. Участие общественности в решении экологических проблем (российский опыт). Астрахань : Астраханский ун-т, 2014. С. 114.
7. Пашкова Е. Е. Особенности функционирования общественных экологических объединений (на примере Астраханского региона) // Новые технологии. 2011. № 2. С. 35.
8. Карабущенко П. Л. Региональные элиты и общие теории элит: к анализу современных научных публикаций по практической элитологии // Правоведение. 1999. № 1 (224). С. 250-251.
9. 15 апреля День экологических знаний: в Астраханской области прошла декада экологического просвещения. Режим доступа: http://nat.astrobl.ru/press-release/15-aprelya-den-ekologicheskih-znaniy-v-astrahanskoy-oblasti-proshla-dekada, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
References
1. Kudryavtseva T. A., Khilchenko N. V. Prioritety regionalnoy ekologicheskoy politiki: voprosy diagnostiki. Ekonomika regiona, 2010, no. 1, p. 96.
2. Tolmacheva L. V. Osnovnye pokazateli i motivy formirovaniya ekologicheskoy kultury v pedagogicheskom proektirovanii kultury bezopasnosti zhiznedeyatelnosti. Izvestiya Yuzhnogo federalnogo universiteta, 2008, no. 6, p. 58.
3. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya Astrakhanskoy oblasti v 2014 godu: Gosudarstvennyy doklad. Available at: http://30.rospotrebnadzor.ru/s/30/files/directions/rubric/132943.pdf.
4. Ob ekologicheskoy situatsii v Astrakhanskoy oblasti v 2014 godu: Gosudarstvennyy doklad. Available at: http://nat.astrobl.ru/service/doklady.
5. Chuykova L. Yu. Ekologicheskoe sostoyanie Astrakhanskoy oblasti i puti vykhoda iz predkrizisnogo sostoyaniya. Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2008, no. 1-2, pp. 14.
6. Usova Ye. V., Ryabtseva Ye. Ye. Uchastie obshchestvennosti v reshenii ekologicheskikh problem (rossiyskiy opyt). Astrakhan, Astrakhan State University, 2014, p. 114.
7. Pashkova Ye. Ye. Osobennosti funktsionirovaniya obshchestvennykh ekologicheskikh obedineniy (na primere Astrakhanskogo regiona). Novye tekhnologii, 2011, no. 2, p. 35.
8. Karabushchenko P. L. Regionalnye elity i obshchie teorii elit: k analizu sovremennykh nauchnykh publikatsiy po prakticheskoy elitologii. Pravovedenie, 1999, no. 1 (224), pp. 250-251.
9. 15 aprelya Den ekologicheskikh znaniy: v Astrakhanskoy oblasti proshla dekada ekologicheskogo prosveshcheniya. Available at: http://nat.astrobl.ru/press-release/15-aprelya-den-ekologicheskih-znaniy-v-astrahanskoy-oblasti-proshla-dekada.
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Гаврилина Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент Каспийский институт морского и речного флота - филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»
Российская Федерация, 414024, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, 3 E-mail: GavrilinaN.E@mail.ru
Шакмаева Аделя Рафиковна, кандидат психологических наук, магистр Астраханский государственный технический университет Российская Федерация, 414025, г. Астрахань, ул. Татищева, 16 E-mail: shakmaeva75@mail.ru
В статье рассматриваются важнейшие вопросы функционирования Союзного государства в условиях современного геополитического кризиса. Приводятся точки зрения ученых, экономистов и политологов, на проблемы современных российско-белорусских отношений, необходимости создания новых блоков и интеграции со странами Востока.
THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture
2016. No. 1 (46) Political Institutes, Process and Technologies
Рассматриваются глобальные проблемы внешней политики России в условиях кризиса мировых отношений. Статья затрагивает ключевые вопросы функционирования белорусских политических элит в совокупности положительных и отрицательных моментов, которые объясняются различиями в социально-экономическом устройстве России и Республики Беларусь.
Ключевые слова: интеграция, экономический рост, стагнация экономики, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, частно-государственное партнерство, внешняя торговля, экспорт товаров, национальные хозяйства
PROBLEMS OF TRANSFORMATION ELITE IN MODERN RUSSIAN-BELARUSIAN RELATIONS.
Gavrilina Nataliya Ye., Ph.D. (Economics), Associate Professor Caspian Institute of Sea & River Transport - Branch of the Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education "Volga State University of Water Transport" 3 B. Khmelnitskogo Str., Astrakhan, 414024, Russian Federation E-mail: GavrilinaN.E@mail.ru
Shakmaeva Adelya R., Ph.D. (Psychology), magister Astrakhan State Technical University 16 Tatischeva Str., Astrakhan, 414025, Russian Federation E-mail: shakmaeva75@mail.ru
The article examines the crucial issues of the functioning of federal state in terms of contemporary geopolitical crisis. Are the point of view of scientists, economists and policy analysts, the problem of the external threat, creating the need for new units and integration with the countries of the East. Examines global problems Russia's foreign policy in the context of the crisis of world affairs. Distinctions in levels of social and economic progress of Russia and Byelorussia are considered. Article mentions key issues of functioning of Uniform Economic Space in aggregate positive and negative instants which speak distinctions in a social and economic arrangement of Russia and republic Belarus.
Keywords: Integration, economic growth, stagnation of economy, the Customs union, Uniform economic space, foreign trade, export of goods, national facilities
Союз с Республикой Беларусь представляется союзом с важнейшим экономическим и политическим партнером. В условиях успешного функционирования союза Белоруссии и России встает вопрос о дальнейшем укреплении отношений с партнерами по Евразийскому Союзу. Отношения России и Республики Беларусь являются важнейшими, определяющими весь вектор развития Евразийского Союза и позволяющие создать мощный полюс силы на постсоветском пространстве. Создание данного Союза - не самоцель, а движение к возвращению оптимальных взаимоотношений, складывающихся веками на пространствах Евразии. При этом особая роль отводится российским и белорусским элитам как важнейшему двигателю интеграции
Это глобальный проект восстановления общего пространства, общего дома для многих народов в эпоху разъединения, культурного, экономического, нравственного на европейском пространстве. Данный союз должен стать достойной альтернативой западной системе ценностей и призван решить задачи создания нового устройства с новой системой ценностей, для оптимального развития наций и политических элит внутри Евроазиатского Союза [1].
При этом следует отметить, что функционирование Союзного государства и правящих элит России и Беларуси происходит в крайне противоречивую эпоху глобальных вызовов. Геополитический кризис, политическое противостояние России и Запада не всегда находят должный отклик в элитах. Что касается России, то здесь «кризис обнажил бездонную пропасть между властвующей элитой и народом. Она проявляется не только в колоссальном имущественном разрыве между горсткой сверхбогатых и морем бедных, но и в характере проводимой экономической политики. Упорное нежелание денежных властей вводить ограничения на трансграничное движение капитала и их последовательная линия на обеспечение благоприятных ус-
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2016 г. № 1 (46)
Политические институты, процессы и технологии
ловий для валютно-финансовых спекуляций в ущерб производственной деятельности влечет дальнейшее усиление позиций компрадорской олигархии за счет ухудшения положения производительного капитала и населения. Антикризисные меры как 2008-2009-х, так и 2014-2015 гг. были направлены на поддержку погрязших в спекуляциях против национальной валюты крупных финансовых структур, обогатившихся за счет обесценивания доходов и сбережений производственных предприятий и граждан. Объем перераспределения национального дохода в пользу финансовых спекулянтов и крупных банков только за счет мер государственной поддержки составил в эти кризисные периоды в общей сложности 3-5 трлн руб., не менее половины которых были конвертированы и вывезены за рубеж. Если бы не твердая линия В.В. Путина на защиту социальных гарантий, денежные власти пожертвовали бы и ими, как это сделали в западных странах в соответствии с рекомендациями вашингтонских финансовых организаций. Следование последним привело к финансовому кризису в Греции, что является наглядным уроком для всех думающих экономистов и политиков» [2].
В данной ситуации проявляется резкое различие взглядов. российской и белорусской элиты на геополитические проблемы. В России нарастает противоречие между эффективным курсом Президента страны и провластными элитами.
В настоящее время усугубляется пропасть между патриотической политикой Президента и действиями властных элит. «Сегодня противоречия между интересами народа и властвующей элиты потенциально антагонистические. Их приглушение за счет перераспределения природной ренты более не работает в силу как сокращения последней, так и действующей налоговой системы. Ее основная тяжесть приходится на труд (создаваемую им стоимость), в то время как сверхприбыли от спекуляций, эксплуатации природных ресурсов, статусной ренты практически уводятся из-под налогообложения. Главной тягловой силой российского государства остается трудящееся население, степень эксплуатации которого в 2-3 раза превышает существующий в странах Запада уровень (рассчитываемый как объем производимой продукции на единицу заработной платы) и на него же приходится основная тяжесть налогообложения.
Проводимая государством политика вступает в противоречие не только с интересами трудящегося населения, но и с интересами отечественных товаропроизводителей. Для последних убийственны как чрезмерная дороговизна и недоступность кредитов, так и резкие колебания курса рубля, не говоря уже о волюнтаризме правоохранительных и налоговых органов.
Ориентация денежных властей на обслуживание интересов валютно-финансовых спекулянтов и офшорную олигархию ежедневно усиливают противоречия между властвующей элитой и народом, доводя их до состояния антагонистических. Это подрывает доверие населения к институтам государственной власти, ослабляя две ее опоры - бюрократию и правоохранительные органы» [2].
Что касается нашего близкого союзника и друга - Республики Беларусь, то белорусские элиты в основе своей совершенно не родственны элитам российским. «Больше всего правящий класс Беларуси вдохновил китайский опыт общественной модернизации: белорусская элита ведет себя крайне осторожно - перспективу демократического обустройства не отвергают, но предпочитают держаться принципа: поспешай не торопясь. Белорусские политологи отмечают, что необходима смена ряда поколений, чтобы сформировалась региональная управленческая структура, которая будет работать на функциональное обеспечение демократии» [4].
Исследуя роль и качество элит России и Республики Беларусь, можно прийти к интересным выводам. При всей противоречивости социально-политического строя Беларуси элиты становятся противниками основной массы населения, возможно, это объясняется главенствующей ролью их лидера,умением сдерживать интересы белорусских элит. «Белорусская политическая элита уже привыкла жить в условиях изоляции и под давлением западных санкций, но при крайне низком (по официальным
THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture
2016. No. 1 (46) Political Institutes, Process and Technologies
данным) уровне коррупции и относительной политической стабильности (отсутствии острой конфликтности). Этот бесценный опыт выживания, который поможет Республике Беларусь адекватно ответить на вызов своего времени. Для Запада Белоруссия -это заповедник социалистического авторитаризма, для России - страна, не допустившая олигархического сценария развития социально-экономической сферы и при этом успешно наладившая самобытную систему хозяйственно-административного руководства. Как самое лучшее элиты олицетворяют собой высшие достижения в профессии. Достижения белорусской элиты весьма скромны. Но на фоне тотального обрушения качества, доверия и престижа мировых элит, они выглядят как вполне конкурентоспособная политическая корпорация, рационально использующая ресурсы своей страны [4].
Таким образом, следует отметить тот факт, что элиты России и Республики Беларусь функционируют в непростой геополитической ситуации. Их прямое взаимодействие, отказ от прозападного курса, принятие антикоррупционных законов, совместное продвижение эффективных интеграционных проектов призваны усилить позиции Союзного государства и обеспечить новый уровень российско-белорусским отношениям.
Список литературы
1. Глазьев С., Батчиков С., Кобяков А. Встать в полный рост : доклад Изборскому клубу, посвященный экономическим аспектам начинающейся «новой холодной войны». 23.11.2014. Режим доступа: http://dynacon.ru/content/articles/4273/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
2. Глазьев С. К стратегии справедливости и развития : доклад Изборскому клубу // Еразийский деловой совет. 03.08.2015. Режим доступа: http://dynacon.ru/content/articles/6451/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Карабущенко П. Л. Политико-административная элита Белоруссии 1990-2000-е гг. // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 64-74.
5. Карабущенко П. Л. Заговор элит (элиты по ту сторону политического зазеркалья) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2 (31). С. 253-262.
6. Карабущенко П. Л. Проблема эффективности власти современной российской политико-административной элиты // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (38). С. 170-183.
7. Гаврилина Н. Е. Проблемы и перспективы союзных отношений России и Республики Беларусь в рамках ЕАЭС // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3(44).
References
1. Glazev S., Batchikov S., Kobyakov A. Vstat v polnyy rost: doklad Izborskomu klubu, posvyashchennyy ekonomicheskim aspektam nachinayushcheysya "novoy kholodnoy voyny". 23.11.2014. Available at: http://dynacon.ru/content/articles/4273/.
2. Glazev S. K strategii spravedlivosti i razvitiya : doklad Izborskomu klubu // Yeraziyskiy delovoy sovet. 03.08.2015. Available at: http://dynacon.ru/content/articles/6451/.
4. Karabushchenko P. L. Politiko-administrativnaya elita Belorussii 1990-2000-e gg. Sovremennaya nauchnaya mysl, 2015, no. 1, pp. 64-74.
5. Karabushchenko P. L. Zagovor elit (elity po tu storonu politicheskogo zazerkalya). Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2012, no. 2 (31), pp. 253-262.
6. Karabushchenko P. L. Problema effektivnosti vlasti sovremennoy rossiyskoy politiko-administrativnoy elity. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2014, no. 1 (38), pp. 170-183.
7. Gavrilina N. Ye. Problemy i perspektivy soyuznykh otnosheniy Rossii i Respubliki Belarus v ramkakh YeAES. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2014, no. 3(44).