Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ПОДСИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ПОДСИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Будовская О. В.

Данная статья посвящена анализу проблем экологической политики на территории Астраханской области. Региональная экологическая политика - это составная часть социально-экономической политики на данной территории. Она должна быть направлена на улучшение экологических условий жизни, здоровья, увеличение продолжительности жизни людей и сохранение природных ландшафтов путем уменьшения количества факторов, которые неблагоприятно воздействуют на окружающую среду. И только государство в лице органов государственной власти и население в лице общественных институтов гражданского общества могут и должны вместе решать вопросы, способствующие не только улучшению состояния окружающей природной среды, но и экологизации сознания населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Будовская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL POLICY AS A SUBSYSTEM OF THE REGIONAL POLICY AS AN EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION

This article is devoted to the analysis of environmental policy in the Astrakhan region. The regional environmental policy - an integral part of socio-economic policies in the area. It should be aimed at improving the environmental conditions of life, health, longer lives and preserving the natural landscape by reducing the number of factors that adversely affect the environment. Only the state on behalf of public authorities and the population in the face of public institutions of civil society can and must work together to address issues that contribute not only to improving the state of the environment, but also greening of consciousness in the region.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ПОДСИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

2. Гришин Н. В. Избирательная система как институт артикуляции политических интересов общества// Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 2 (35). С. 42-48.

3. Мармилова Е. П. О современных проблемах применения закона об избирательных правах 1965 года в США // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3 (40). С. 56-62.

4. Мармилова Е. П. О современных проблемах применения закона США 1986 г. об избирательных правах военнослужащих и граждан, проживающих за рубежом // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1 (42). С. 135-139.

5. Современные избирательные системы / М. А. Сапронова, И. А. Ракитская, А. Г. Орлов,

H. Б. Крысенкова ; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. Москва : РЦОИТ, 2012. Вып. 7. Египет, Исландия, Колумбия, Пакистан. С. 301.

6. Гришин Н. В. Партии как привилегированный субъект избирательного процесса: результаты институционального эксперимента // Политическая наука. 2015. № 1. С. 12-29.

7. Российская государственность в периоды кризисов, войн и революций: власть, ценности, институты (к 100-летию начала Первой мировой войны) / под ред. Р. В. Евстифеева. Владимир, 2014.

8. Публичные ценности и государственное управление / под ред. Л. В. Сморгунова, А. В. Волковой. Москва, 2014.

9. Fernando Giraldo Garcia. Electoral Reforms and Institutional Adjustments Outstanding in Colombia // Papel Politico. Dec. 2012. Vol. 17, №. 2. C. 497.

References

I. Grishin N. V. Gosudarstvennaya elektoralnaya politika: predmetnaya oblast novogo nauchnogo napravleniya [State Electoral Policy: Subject Domain of New Scientific Field]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2014, no. 3 (40), pp. 71-82.

2. Grishin N. V. Izbiratelnaya sistema kak institut artikulyatsii politicheskikh interesov obshchestva [The electoral system as an articulation institution]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2013, no. 2 (35), pp. 42-48.

3. Marmilova E. P. O sovremennykh problemakh primeneniya zakona ob izbiratelnykh pravakh 1965 goda v SShA [On the contemporary problems of application of the Voting Rights Act, 1965 in the USA]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2014, no. 3 (40), pp. 56-62.

4. Marmilova E. P. O sovremennykh problemakh primeneniya zakona SShA 1986 g. obizbiratelnykh pravakh voyennosluzhashchikh i grazhdan, prozhivayushchikh za rubezhom [On the contemporary problems of application of the law of the United States in 1986, the Voting Rights soldiers and citizens living abroad]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2015, № 1 (42), pp. 135-139.

5. Sapronova M. A., Rakitskaya I. A., Orlov A. G., Krysenkova N. B. Modern electoral systems. Ed. by A. V. Ivanchenko V. I. Lafitsky. Moscow, RTsOIT, 2012. Vol. 7. Egypt, Islandia, Columbia, Etiamquispurus, p. 301.

6. Grishin N. V. Partii kak privilegirovannyy subekt izbiratelnogo protsessa: rezultaty institutsionalnogo eksperimenta [Political Parties as privileged actor of the electoral process: the results of the institutional experiment]. Politicheskaya nauka, 2015, no. 1. pp. 12-29.

7. Rossiyskaya gosudarstvennost v periody krizisov, voyn i revolyutsiy: vlast, tsennosti, instituty [Russian statehood in times of crises, wars and revolutions: the power, values, institutions]. Ed. by R. V. Evstifeev. Vladimir, 2014.

8. Publichnye tsennosti i gosudarstvennoe upravlenie [Public values and governance]. Ed. by L. V. Smorgunov, A. V. Volkova. Moscow, 2014.

9. Fernando Giraldo Garcia. Electoral Reforms and Institutional Adjustments Outstanding in Colombia. Papel Politico, Dec. 2012, vol. 17, no. 2, p. 497.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ПОДСИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Будовская Олеся Владимировна, кандидат политических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: lupenkova75@mail.ru

Данная статья посвящена анализу проблем экологической политики на территории Астраханской области. Региональная экологическая политика - это составная часть социально-экономической политики на данной территории. Она должна быть направлена на улучшение экологических условий жизни, здоровья, увеличение продолжительности жизни людей и сохранение природных ландшафтов путем уменьшения количества факторов, которые

неблагоприятно воздействуют на окружающую среду. И только государство в лице органов государственной власти и население в лице общественных институтов гражданского общества могут и должны вместе решать вопросы, способствующие не только улучшению состояния окружающей природной среды, но и экологизации сознания населения региона.

Ключевые слова: экологическая политика, региональная политика, экологизация сознания, общественное участие, органы государственной власти

ENVIRONMENTAL POLICY AS A SUBSYSTEM OF THE REGIONAL POLICY AS AN EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION

Budovskaja Olesja Vladimirovna, Ph.D. (Policy), Associate Professor

Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrkhan, 414057, Russian Federation

E-mail: lupenkova75@mail.ru

This article is devoted to the analysis of environmental policy in the Astrakhan region. The regional environmental policy - an integral part of socio-economic policies in the area. It should be aimed at improving the environmental conditions of life, health, longer lives and preserving the natural landscape by reducing the number of factors that adversely affect the environment. Only the state on behalf of public authorities and the population in the face of public institutions of civil society can and must work together to address issues that contribute not only to improving the state of the environment, but also greening of consciousness in the region.

Keywords: environmental policy, regional policy, the greening of consciousness, public participation, public authorities

В настоящее время в Российской Федерации существует целый ряд задач, которые требуют скорейшего решения. Помимо таких традиционных проблем, как политические и экономические, в последнее время все чаще встает вопрос экологии.

Данный вопрос является очень актуальным на сегодняшний день, так как неконтролируемое воздействие человека на окружающую природную среду может привести к необратимым последствиям, а именно к ее разрушению. В структуре российской экономики не снижается роль добывающих отраслей. Более того, она по-прежнему, имеет экспортную направленность. Даже несмотря на продолжающийся в стране экономический кризис и, как следствие, спад производства, уровень загрязнения природной среды остается довольно высоким. Это обусловлено тем, что за долгие годы накопилось большое количество экологических проблем, которые к тому же усугубляются нынешними проблемами. Государство недостаточно регулирует использование как возобновляемых, так и невозобновляемых природных ресурсов, что ведет к уничтожению целых природных комплексов. Кроме того, важную роль в формировании экологической ситуации играет техногенный фактор. Отсталая технология и устаревшие основные фонды, чрезмерная заводская и территориальная концентрация производства усиливают загрязнение окружающей среды. Однако состояние окружающей среды по разным причинам в каждом регионе неодинаково, а, следовательно, и подход к решению данной проблемы должен быть индивидуальным. В современных условиях повысилась роль территориальных органов власти, которые вырабатывают и реализуют собственную экологическую политику.

Региональная экологическая политика - это составная часть социально-экономической политики на данной территории [1]. Она должна быть направлена на улучшение экологических условий жизни, здоровья, увеличение продолжительности жизни людей и сохранение природных ландшафтов путем уменьшения количества факторов, которые неблагоприятно воздействуют на окружающую природную среду. При этом учитываются индивидуальные природные, экономические, социальные особенности каждого региона и муниципального образования. Предлагается оценить региональную экологическую политику на примере Астраханской области по следующим критериям:

1. Значение показателей состояния окружающей среды. Эффективность применяемой на сегодняшний день экологической политики нужно в первую очередь оце-

нивать с точки зрения улучшения или ухудшения данных показателей, так как если проводимая политика эффективна, это будет способствовать улучшению состояния природной среды.

2. Актуальность нормативно-правовой базы. Данный критерий также является достаточно важным, так как каждый год происходят различные явления, которые тем или иным образом влияют на состояние окружающей среды. Для того чтобы обеспечить эффективность проводимой экологической политики и, как следствие, улучшение состояния экологии, регионам необходимо иметь современную законодательную базу [8].

3. Открытость для общественного контроля и взаимодействия. Улучшение экологической ситуации возможно только путем объединения усилий государственных органов власти, общественных организаций, научного сообщества и граждан страны. В связи с чем, граждане также должны принимать участие не только в реализации, но и в принятии решений, связанных с формированием экологической политики.

4. Уровень экологической просвещенности населения. Данный показатель является одним из важных, так как именно высокий уровень экологической просвещенности граждан способствует развитию экологической культуры. Это, в свою очередь, подразумевает, что человек станет ответственнее и бережнее относится к окружающей его природе [2].

На территории Астраханской области проводится постоянный мониторинг состояния окружающей среды органами Роспотребнадзора, в том числе проводятся проверки состояния атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы. Рассмотрим динамику данных показателей на примере Астраханской области. В таблице 1 представлен удельный вес проб атмосферного воздуха, не отвечающих нормативам [3].

Таблица 1

Удельный вес проб атмосферного воздуха по городским и сельским поселениям, _не отвечающих гигиеническим нормативам_

Год Кол-во проб Кол-во проб с превышением норм % проб с превышением норм

2012 1680 23 1,37

2013 1680 9 0,54

2014 1680 3 0,18

Загрязнение атмосферного воздуха оказывает негативное влияние на работу органов дыхания, сердечнососудистой системы, центральной нервной системы. Из таблицы 1 мы видим уменьшение количества загрязнений, что можно расценивать как положительный момент.

В таблице 2 представлено сравнение результатов лабораторных исследований питьевой воды.

Таблица 2

Сравнение показателей результатов лабораторных исследований _питьевой воды за 2013 и 2014 гг._

Территории Кол-во проб Кол-во неудачных проб % неудачных проб

2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.

Володарский р-н 12 12 2 4 16,67 33,3

Хараблинскй р-н 12 12 2 4 16,67 33,3

Икрянинский р-н 12 12 2 4 16,67 33,3

Красноярский р-н 12 12 2 2 16,67 25

Черноярский р-н 12 12 2 2 16,67 16,67

Наримановский р-н 12 12 2 1 16,67 8,33

г. Астрахань 24 24 1 1 4,1 4,1

Из таблицы 2 видно, что, несмотря на улучшение качества питьевой воды в Наримановском районе более чем в 3 раза, в большинстве районов области все-таки наблюдается ухудшение ее состояния. В наибольшей степени негативная динамика связана с высокой степенью износа водопроводных сетей и отсутствием их регулярной промывки и дезинфекции.

Таблица 3

Характеристика состояния почвы по санитарно-химическим показателям_

Территория Доля проб почвы, не отвечающих санитарно-химическим нормативам, %

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Астраханская область 0 0 0

Как мы видим из таблицы 3, органами Роспотребнадзора не было зафиксировано превышения предельно допустимых показателей качества почвы по санитарно-химическим показателям.

Таким образом, большинство показателей свидетельствует об улучшении состояния окружающей среды в Астраханской области.

Так как эффективность экологической политики во многом связана с актуальностью законодательства в этой сфере, рассмотрим нормативно-правовую базу Астраханской области, связанную с охраной окружающей среды. В 2014 г. службой природопользования и охраны окружающей среды был принят приказ № 451 от 12.11.2014 г. «Об утверждении ведомственной целевой программы «Охрана территорий и обеспечение экологической безопасности Астраханской области» на 20152017 г.». Данная программа направлена на повышение эффективности работы службы природопользования и охраны окружающей среды, восстановление уникальных природных комплексов и обеспечение надежной охраны лесов Астраханской области. Сохранение природных комплексов будет также способствовать сохранению редких видов диких животных, а высокий уровень охраны лесов от пожара позволит сократить размер ущерба, причиненного лесному фонду.

Кроме того, в 2014 г. природоохранной службой принят 31 нормативный правовой акт в форме постановления. Все нормативные правовые акты проходят антикоррупционную технико-юридическую экспертизу в службе по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Астраханской области [4]. Анализ данных нормативных правовых актов показывает, что нормативная правовая база сферы регионального государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды продолжает совершенствоваться. Однако эффективность законов зависит не только от их актуальности и своевременности. Разработка законов является важной частью системы управления, однако для начала необходимо выявить проблемы и определить очередность их решения. Кроме того, очень важно доверить принятие таких решений людям, которые являются специалистами в данной области и способны принимать правильные управленческие решения [5].

Одним из важных направлений в области охраны окружающей среды является участие общественности. Качество природной среды непосредственно влияет на самочувствие и общее здоровье человека, следовательно, именно люди заинтересованы в сохранении и поддержании наилучшего качества окружающего мира. Так, в Астраханской области в сентябре 2010 г. был проведен социально-экологический опрос населения, целью которого было выяснение степени информированности жителей о возможности их участия в процессе принятия экологически значимых решений. Данный опрос показал, что большинство жителей не знакомы с правовыми механизмами участия общественности в принятии таких решений, а также не чувствуют заинтересованности власти в их участии [6].

Из чего следует, что экологическая политика Астраханской области работает недостаточно эффективно, так как большинство опрошенных знают лишь о том, что Конституция РФ защищает их права на благоприятную окружающую среду. В то время как общественность должна играть более важную роль в принятии экологически значимых решений. Однако на территории Астраханской области действуют общественные экологические объединения. Под общественным экологическим объединением в данном случае понимается тип социальной организации индивидов, объединившихся на добровольной основе для достижения социально-значимых целей, связанных с защитой окружающей среды [7]. Всего на территории Астраханской об-

ласти действуют 8 некоммерческих организаций с экологической направленностью, среди которых Астраханский областной Общественный экологический фонд имени А. Гужвина, Астраханская региональная общественная организация по защите окружающей среды «Молодежный экологический фронт», Астраханская региональная общественная организация «Природоохранный экологический контроль» и др. При поддержке данных организаций на территории Астраханской области проводятся субботники и различные фестивали, например фестиваль «Мосты добра», на котором можно было ознакомиться с книгами о природе и культуре Астраханской области, написанными самими участниками.

В связи с этим одним из приоритетных направлений экологической политики региона является экологическое просвещение и образование населения. Так, с 5 по 15 апреля 2015 г. в Астраханской области прошла декада экологических знаний: учащиеся образовательных учреждений могли встретиться с государственными инспекторами региональной службы природопользования и охраны окружающей среды, а также специалистами-экологами, и обсудить насущные экологические проблемы [9]. С 21 по 24 апреля 2015 г. прошли Дни экологического просвещения в Нижнем Поволжье. В рамках данного мероприятия состоялась научно-практическая конференция «Экологическое образование и просвещение - решающий фактор обеспечения экологической безопасности и формирования условий для устойчивого развития Астраханского региона». Кроме того, для студентов и преподавателей в Астраханском государственном университете состоялись лекции и мастер-классы профессоров Московского государственного университета и Российского университета дружбы народов. Для учащихся старших классов на базе Астраханского государственного технического университета была организована олимпиада «Экоэрудит». По итогам данного мероприятия была составлена резолюция, в которой прописаны пути решения социально - экологических проблем. Также в 2014 г. был проведен очередной этап областной экологической акции «Чистые берега - чистые реки - чистые моря» в рамках всероссийской экологической акции «Чистым рекам - чистые берега». На очистку берегов вышло более 5000 человек. Участниками акции собрано более 350 т мусора. К Международному дню защиты от экологической опасности и Дню защиты детей 1 июня была приурочена масштабная акция по выпуску в Волгу осетров, выращенных на рыбоводной ферме компании «Белуга».

Кроме того, на территории области действует ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр». Данная организация проводит большое количество мероприятий, в том числе детская экологическая конференция «Зеленая планета», научно-практическая конференция «Молодые исследователи природы» и др. На базе центра с целью воспитания у подрастающего поколения новой культуры отношения к природе, людям, собственному здоровью работают детские комплексные, ориентацион-ные, модульные школы: раннего развития, природоведения, природолюбия, юных туристов и краеведов. Через образовательную и досуговую деятельность в этих школах раскрывается творческий потенциал каждого ребенка, формируется его эмоциональный мир, воспитываются основы экологического сознания и культуры, используется учебная база центра: фермерское подворье, оранжерея, учебно-опытный участок, музей поделок из природного материала и зоологическая база живого уголка. В 2014 г. в Биолого-экологическом научном обществе учащихся (БЭНОУ) «Натуралист» профессиональному самоопределению школьников в немалой степени способствовала работа 9 секций. Ведущими направлениями деятельности БЭНОУ является развитие системы учебно-исследовательской деятельности на всех ступенях образования, внедрение исследовательского метода в педагогическую практику образовательных учреждений, выявление и поддержка интеллектуально одаренной молодежи, привлечение ее к активной научной деятельности в области современного естествознания, формирования устойчивого интереса к научной работе.

Эколого-просветительская деятельность также осуществляется в Астраханском государственном заповеднике силами специализированного отдела экологического

просвещения при содействии сотрудников других подразделений. Основные целевые группы - учащаяся молодежь и посетители заповедной территории. В работе с молодежью приоритетными являются мероприятия, нацеленные на использование творческого потенциала молодежи для осуществления пропаганды бережного отношения к природе и организация активной природоохранной деятельности, направленной на сбережение природных ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий. Большое внимание уделяется также долгосрочным эколого-образовательным проектам, направленным на профессиональную подготовку молодежи в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга и экологической журналистики. В работе с посетителями - информирование о природе дельты Волги и демонстрация основных объектов показа: лотосные поля и орнитофауна заповедника.

Таким образом, в 2014 г. на территории г. Астрахани и Астраханской области наблюдается улучшение некоторых показателей состояния окружающей среды. Однако меры по ее охране требуют существенной доработки. В связи с чем предлагаем следующие направления совершенствования действующей экологической политики:

• привлечение общественности в принятии экологически значимых решений;

• создание эффективного правового механизма обеспечения сохранности природной среды и экологической безопасности;

• усиление экологизации сознания населения путем проведение большего количества фестивалей и акций, посвященных охране окружающей среды;

• проведение лекций и мастер-классов для школьников и студентов ведущими специалистами в сфере охраны природной среды.

В последние годы в Астраханской области проводились мероприятия, способствующие не только улучшению состояния окружающей природной среды, но и экологизации сознания населения региона. Участие общественности в решении экологических проблем проявляется в различных формах. В основном активность граждан выражается в виде участия в проводимых экологических и природоохранных акциях. Однако экологическая проблематика как ценность все еще не воспринимается населением области, однако представляется одной из значимых для развития общества. Можем предположить, что потенциал социальной и политической мобилизации вокруг экологической проблематики возможен. Это объясняется позицией молодежи, проявляющей готовность принимать активное участие в экологических акциях, и ее реальными действиями. Из чего следует, что важную роль в принятии экологически значимых решений должна играть общественность.

Общественное участие в принятии таких решений предполагает влияние на органы власти при выборе одной из альтернатив или одного из возможных политических действий, но пока на практике отсутствует четкий механизм политического участия общественности в принятии экологически значимых решений.

Сегодня пришло понимание, что ключевые государственные проблемы, особенно экологические простым законодательным регулированием или с помощью ресурса только институтов государственной и муниципальной власти решить невозможно. Только повышая общественное участие в государственном управлении, развивая некоммерческий сектор, институты гражданского общества, можно рассчитывать на более эффективное решение наших проблем социально-экономического и политического и экологического характера.

Список литературы

1. Кудрявцева Т. А., Хильченко Н. В. Приоритеты региональной экологической политики: вопросы диагностики // Экономика региона. 2010. № 1. С. 96.

2. Толмачева Л. В. Основные показатели и мотивы формирования экологической культуры в педагогическом проектировании культуры безопасности жизнедеятельности // Известия Южного федерального университета. 2008. № 6. С. 58.

3. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Астраханской области в 2014 году : Государственный доклад. Режим доступа:

http://30.rospotrebnadzor.rU/s/30/files/directions/rubric/132943.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

4. Об экологической ситуации в Астраханской области в 2014 году : Государственный доклад. Режим доступа: http://nat.astrobl.ru/service/doklady, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

5. Чуйкова Л. Ю. Экологическое состояние Астраханской области и пути выхода из предкризисного состояния // Астраханский вестник экологического образования. 2008. № 1-2. С. 14.

6. Усова Е. В., Рябцева Е. Е. Участие общественности в решении экологических проблем (российский опыт). Астрахань : Астраханский ун-т, 2014. С. 114.

7. Пашкова Е. Е. Особенности функционирования общественных экологических объединений (на примере Астраханского региона) // Новые технологии. 2011. № 2. С. 35.

8. Карабущенко П. Л. Региональные элиты и общие теории элит: к анализу современных научных публикаций по практической элитологии // Правоведение. 1999. № 1 (224). С. 250-251.

9. 15 апреля День экологических знаний: в Астраханской области прошла декада экологического просвещения. Режим доступа: http://nat.astrobl.ru/press-release/15-aprelya-den-ekologicheskih-znaniy-v-astrahanskoy-oblasti-proshla-dekada, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

References

1. Kudryavtseva T. A., Khilchenko N. V. Prioritety regionalnoy ekologicheskoy politiki: voprosy diagnostiki. Ekonomika regiona, 2010, no. 1, p. 96.

2. Tolmacheva L. V. Osnovnye pokazateli i motivy formirovaniya ekologicheskoy kultury v pedagogicheskom proektirovanii kultury bezopasnosti zhiznedeyatelnosti. Izvestiya Yuzhnogo federalnogo universiteta, 2008, no. 6, p. 58.

3. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya Astrakhanskoy oblasti v 2014 godu: Gosudarstvennyy doklad. Available at: http://30.rospotrebnadzor.ru/s/30/files/directions/rubric/132943.pdf.

4. Ob ekologicheskoy situatsii v Astrakhanskoy oblasti v 2014 godu: Gosudarstvennyy doklad. Available at: http://nat.astrobl.ru/service/doklady.

5. Chuykova L. Yu. Ekologicheskoe sostoyanie Astrakhanskoy oblasti i puti vykhoda iz predkrizisnogo sostoyaniya. Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2008, no. 1-2, pp. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Usova Ye. V., Ryabtseva Ye. Ye. Uchastie obshchestvennosti v reshenii ekologicheskikh problem (rossiyskiy opyt). Astrakhan, Astrakhan State University, 2014, p. 114.

7. Pashkova Ye. Ye. Osobennosti funktsionirovaniya obshchestvennykh ekologicheskikh obedineniy (na primere Astrakhanskogo regiona). Novye tekhnologii, 2011, no. 2, p. 35.

8. Karabushchenko P. L. Regionalnye elity i obshchie teorii elit: k analizu sovremennykh nauchnykh publikatsiy po prakticheskoy elitologii. Pravovedenie, 1999, no. 1 (224), pp. 250-251.

9. 15 aprelya Den ekologicheskikh znaniy: v Astrakhanskoy oblasti proshla dekada ekologicheskogo prosveshcheniya. Available at: http://nat.astrobl.ru/press-release/15-aprelya-den-ekologicheskih-znaniy-v-astrahanskoy-oblasti-proshla-dekada.

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Гаврилина Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент Каспийский институт морского и речного флота - филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Российская Федерация, 414024, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, 3 E-mail: GavrilinaN.E@mail.ru

Шакмаева Аделя Рафиковна, кандидат психологических наук, магистр Астраханский государственный технический университет Российская Федерация, 414025, г. Астрахань, ул. Татищева, 16 E-mail: shakmaeva75@mail.ru

В статье рассматриваются важнейшие вопросы функционирования Союзного государства в условиях современного геополитического кризиса. Приводятся точки зрения ученых, экономистов и политологов, на проблемы современных российско-белорусских отношений, необходимости создания новых блоков и интеграции со странами Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.