Марус Ю.В. Проблемы формирования условий повышения сельской занятости в Омской области // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/366-00116. - ISSN 2413-4066
УДК 331.5.024.54
Марус Юлия Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск [email protected]
Проблемы формирования условий повышения сельской занятости в Омской области
Аннотация. В статье рассматриваются показатели функционирования рынка аграрного труда, приводятся и анализируются статистические данные демографической ситуации сельских районов Омской области, прослеживаются условия формирования рынка аграрного труда Омской области и влияние уровня оплаты труда в аграрном секторе на численность занятых, принятых и уволенных работников. Сделаны выводы и предложения по улучшению ситуации сельской занятости в Омской области.
Ключевые слова: рынок труда, сельское хозяйство, занятость, труд, демографические проблемы, сельское население.
По официальным данным, господдержка на техническое перевооружение АПК Омской области увеличиться в три раза в 2016 году, предприятия получат частичную компенсацию за покупку новой техники, сообщает пресс-служба правительства региона.
В 2016 году ожидается трехкратное увеличение объема господдержки на техническое перевооружение АПК по сравнению с уровнем 2015 года. Участники соответствующей госпрограммы получат компенсацию в 30-40% при покупке новой техники. Основное внимание будет уделено оснащению зернотоков, модернизации в сферах животноводства и кормопроизводства.
В 2015 году предприятия АПК приобрели 920 единиц техники и оборудования на сумму 2,4 миллиарда рублей. В структуре регионального парка сельхозмашин более половины тракторов и 85% зерноуборочных комбайнов - отечественного производства. Такие подвижки в сфере импортозамещения достигнуты, в том числе, и за счет деятельности омских предприятий сельхозмашиностроения, дилерских центров и баз снабжения.
В регионе производством сельскохозяйственной техники занимаются 25 организаций и предприятий. За последний год ими реализовано 6,7 тысяч единиц сельхозтехники и оборудования на сумму около 1,3 миллиарда рублей, что в 2,8 раза больше уровня прошлого года.
Как сообщает министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Максим Чекусов, в отраслевом министерстве приступили к разработке программы технического перевооружения агропромышленного комплекса Омской области.
Однако, несмотря на это, на фоне существующей экономической ситуации и слишком медленного выхода из аграрного кризиса, в последние годы все чаще стали проявляться симптомы ухода государства от вопросов социального развития сельских территорий. Решение этих вопросов все чаще переадресуется регионам или формирующимся органам
местного самоуправления. Между тем груз нерешенных социальных проблем настолько велик, что уход центра от них - это серьезный шаг назад в социально-экономическом развитии села.
В социально-трудовой сфере села можно выделить в качестве приоритетных пять крупных проблем, решение которых требует активного участия федеральных органов власти. Это:
- демографическая ситуация
- вопросы формирования рынка труда и занятости
- сельской молодежи
- бедности
- развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий Демографическая ситуация на селе с каждым годом ухудшается. Неуклонно
снижается численность сельского населения как за счет миграции, так и из-за снижения рождаемости в сельской местности Омской области. В период с 2009 г. по 2016 г. сельское население сокращалось в среднем на 3,5 тысячи человек в год, в итоге за этот период сократилось на 26,5 тыс. человек.
Таблица 1.
Численность населения Омской области (на начало года; тысяч человек)
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Численность населения - всего, тыс. человек 987,7 984,0 1976,6 1974,8 1974,0 1973,9 1978,2 1978,5
в том числе:
городское 414,5 413,3 1413,0 1414,4 1416,6 1420,1 1427,7 1431,8
из него г. Омск 142,9 142,8 1154,1 1156,6 1160,7 1166,1 1173,9 1178,1
сельское 73,2 70,7 563,6 560,4 557,4 553,8 550,5 546,7
С позиций ухудшения трудоресурсных функций села, угрожающая ситуация складывается в связи с непрерывным снижением не только численности сельского населения в целом, но особенно остро эта проблема встает при снижении численности трудоспособного населения села. Это связано с оттоком населения в городские районы, вызванном неблагоприятными условиями трудового и бытового характера. Статистические данные по Омской области показывают, что на протяжении последних шести лет, в период с 2011 по 2016 год сельское население в трудоспособном возрасте сокращалось в среднем на 9,6 тыс. чел. ежегодно, в результате произошло сокращение численности трудоспособного сельского населения на 57,8 тыс. человек за этот период. В результате вымирания села усиливается несоответствие между численностью населения и громадными размерами сельских территорий. А в результате снижения численности трудоспособного населения наблюдается несоответствие трудовых возможностей сельских жителей потребностям сельской экономики. Это выражается в обезлюдивании и постепенной утере контроля над территориями, измельчении и градации поселенческой сети.
В этой связи речь должна идти не столько об оздоровлении демографической обстановки, сколько о разработке срочных государственных мер по замедлению (или смягчению) этих негативных процессов и созданию нормальных жизненных и привлекательных трудовых условий для последующих поколений. Так как можно наблюдать повышение численности населения моложе трудоспособного населения, то есть вероятность, что при улучшении условий жизни на селе и при создании новых, привлекательных рабочих мест тенденция к сокращению численности сельского населения в целом и его трудоспособной части будет преодолена.
Таблица 2.
Численность населения сельских районов Омской области по основным возрастным группам (на начало года; тысяч человек)
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Численность сельского населения - всего 822 818,2 813,3 807,8 804,3 800,3
в том числе население в возрасте
моложе трудоспособного 158,7 160,7 163,8 167,1 170,5 173,7
трудоспособном 492 482,2 470,6 458 446,5 434,2
старше трудоспособного 171,8 175,3 178,9 182,6 187,4 192,4
Кроме численных показателей происходит ухудшение физического и психического здоровья сельского населения. Особенно тревожит рост численности умственно отсталых и лиц с психическими заболеваниями и хроническим алкоголизмом.
В этих сложных условиях ни на федеральном, ни на региональном уровнях нет четкой долгосрочной демографической и миграционной политики, направленной на создание благоприятных условий для воспроизводства последующих поколений на селе.
Прослеживая условия формирования рынка аграрного труда Омской области, опираясь на данные второго квартала 2016 года, период пика активности сельскохозяйственной отрасли, можно сделать выводы о недостаточности дополнительного введения рабочих мест, так из принятых работников в этот период всего 1,4% было принято на вновь созданные рабочие места. С одной стороны это говорит о незанятости старых, уже существующих рабочих мест и необходимости их заполнения новыми работниками, а с другой - о недостаточных темпах развития рынка труда на селе, что не может соответствовать трудовой привлекательности этих территорий и сельскохозяйственной отрасли в целом.
Таблица 3
Принято работников сельского хозяйства во 2 квартале 2016 года
Принято работников списочного состава
человек в % к списочной численности
Всего по области 3372 13,7
из них: в % к принятым
на дополнительно введенные рабочие места 48 1,4
Также неблагоприятная ситуация сохраняется в выбытии работников сельского хозяйства Омской области. Более 65% выбывших во втором квартале 2016 года, выбыли по собственному желанию, что также свидетельствует о непривлекательности труда в сельскохозяйственной отрасли.
Таблица 4
Выбытие работников сельского хозяйства во 2 квартале 2016 года
Выбыло работников списочного состава
человек в % к списочной численности
Всего по области 2795 11,3
из них по причинам в % к выбывшим
сокращение численности работников 161 5,8
по собственному желанию 1821 65,2
Особое место в социальной проблеме занимает снижение численности сельской молодежи. Наблюдается значительное снижение ее численности в составе сельского населения. Происходящее сужение демографической базы воспроизводства молодых трудовых ресурсов может и уже оказывает негативное влияние на обеспеченность села кадрами.
Поскольку большинство сельских рабочих профессий у молодежи малопрестижно, а оплата труда в аграрном секторе сохраняется на крайне низком уровне, данная ситуация может практически парализовать производство сельскохозяйственной продукции.
Среди сельской молодежи стремительно растет алкоголизация, наркомания, преступность и другие антисоциальные явления. Государственная молодежная политика на селе в настоящее время практически отсутствует, ликвидирован молодежный комитет, который осуществлял данные функции.
На фоне социальной бедности с традиционными ее категориями населения вызывает тревогу экономическая бедность, когда работоспособные граждане не обеспечивают себе приемлемый уровень жизни. Другими словами, занятость не может застраховать сельского труженика от бедности.
Так, несмотря на рост, номинальная заработная плата работника сельского хозяйства в августе 2016 г. составила лишь 12250 руб. Оплата труда в сельском хозяйстве по-прежнему остается самой низкой среди отраслей отечественной экономики и едва превышает уровень прожиточного минимума (149%), что не может обеспечить эффективное воспроизводство рабочей сиды работника сельского хозяйства.
Следующая крупная проблема, требующая усиления государственного вмешательства, связана с дальнейшим развитием социально-инженерной инфраструктуры села. Учитывая, что основное финансирование предусматривается за счет региональных бюджетов и внебюджетных источников, можно с уверенностью сказать, что улучшить сельскую социальную инфраструктуру будет крайне трудно.
По отдельным позициям доля государственного бюджета недопустимо занижена: это — школы, учреждения культуры, медицинского, бытового обслуживания и торговли. Если в дальнейшем темпы перестройки села не возрастут, то разрыв между городом и селом по уровню обеспеченности социально-инженерной инфраструктурой не уменьшится, а еще более возрастет.
Таким образом, уход государства от решения социальных проблем села стал проявляться все сильнее. Российское село в целом, и село Омской области в частности попало в своеобразный заколдованный порочный круг. С одной стороны, вымирающие сельские регионы требуют активной демографической и социальной политики, с другой — увеличение рождаемости и числа детей в семье является фактором, серьезно увеличивающим риск бедности, даже если в семье один-два ребенка.
В силу своей масштабности, глубины и застойного характера социальные проблемы требуют усиления государственного вмешательства. Для их решения необходим комплексный программный подход. К сожалению, ранее разработанные программы и меры по их реализации были осуществлены только частично, а некоторые программы вообще прекращены. К ним следует отнести «Программу создания и сохранения рабочих мест в системе АПК на период 1998-2000 годов и на период до 2005 года», «Программу развития аграрного образования на 2002-2005 годы и на период до 2010 года» и постановление Правительства № 117 от 10 февраля 2000 г. «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».
Попытка разработать федеральную программу снижения сельской бедности также не получила поддержки. Тем не менее, мы должны настаивать на необходимости такой программы.
Реализация социальных программ позволит наметить пути снижения уровня сельской бедности, предотвращения отрицательных последствий демографического кризиса в сельской местности, сбалансировать спрос и предложение на рынке аграрного труда, оптимизировать структуру занятости сельского населения и создать благоприятные условия для трудоресурсной и кадровой безопасности обеспечения страны продовольствием на перспективу.
Ссылки на источники
1. Trud.com URL:http://omskaya-oblast.trud.com/salary/67470/4688.html#chart-avgSalaryByYear
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. URL:http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/statistics/
3. Марус Ю.В. Проблемы кадрового обеспечения АПК Омской области // Материалы Международной научно-практической конференции НАУКА XXI ВЕКА: опыт прошлого -взгляд в будущее, 12 апреля 2015 г. - Омск : изд-во СибАДИ, 2015.
4. Стукач В.Ф. Инфраструктура воспроизводства рабочей силы регионального АПК : Монография / В.Ф. Стукач, Ю.В. Самсонова. - Омск : ИПЦ «Сфера», 2006
Yulia Marus
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk State Pedagogical University, Omsk
Problems of Formation of Conditions for Employment Increase in Rural Areas of Omsk
Oblast
Abstract. The present article deals with the indicators of functioning of agrarian labour market. Statistical data concerning demographical conditions in rural areas of Omsk Oblast are given and are being analyzed. The prerequisites for agrarian labour market formation in Omsk Oblast are found out as well as impact of salary level on the quantity of the employed, hired and dismissed. Findings and recommendations are formulated concerning the improvement of rural employment in Omsk Oblast.
Keywords: labour market, agriculture, employment, labour, demographical problems, rural population.