УДК 159.9
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
© 2024
Л.М. Курманова, магистрант
Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: подростковая среда; ценностные ориентации; развитие личности; современное общество; социальность.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ценностных приоритетов среди современных подростков. Содержание ведущих ценностей отражает их открытость изменениям и готовность к развитию. Подчеркивается проблема формирования ценностей подростков, ставящая перед обществом приоритетную задачу изучения ценностного выбора молодежи.
Процесс становления современных российских подростков происходит в условиях ломки «старых» ценностей советского и постсоветского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений, в условиях системного кризиса современного российского общества и его институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии).
Под ценностными ориентациями понимаются «компоненты внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные житейским навыком индивида в ходе социализации, которая отграничила значимое, значительное для этого человека от несущественного через признание либо непризнание личностью некоторых идей, целей, содержаний, приемлемых средств их реализации» [1, а 125].
В обществе можно наблюдать, как высокие культурные ценности легко заменяются обычной массовой культурой потребительской направленности. Устоявшиеся духовные ценности, присущие коллективу, перенаправляются у молодого поколения в индивидуальные ценности, носящие корыстный характер. Вместе с этим нет четкого понимания стратегии развития национальных основ, консолидирующей общество, также существует молодежная политика, несущая в себе противоречивость. Все это говорит о неизбежности появления негативных последствий. Подростковое поколение деградирует в нравственной области, ценностные составляющие человеческой и общественной жизни постепенно снижаются в результате того, что подростки еще не имеют четкой определенности в мировоззрении, подвержены негативному влиянию СМИ, проявлению коммерциализации, влиянию агрессивности западной стороны в направлении духовности, а также экспансии массовой коммерческой культуры, навязывании стандартизации в областях психологии и потребительского отношения.
Молодое поколение не проявляет интереса к историческому прошлому страны, культурным ценностям, традициям, национальному наследию, что приводит к непониманию молодыми людьми основ ценностных и традиционных позиций общественной морали.
Подростковая среда в силу ее возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенно-
стей «остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы, восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определенные формы поведения» [3, а 482]. Подростки выбирают свой жизненный путь и развиваются в социальном направлении на основе воспитания, обучения, усвоения опыта старшего поколения.
Рассматривая основные критерии социального развития и положения в обществе молодого поколения, можно заметить, что по сравнению с предыдущим, каждое новое поколение молодежи имеет меньшее развитие культурного и духовного воспитания, в нем больше отмечается криминальная сторона, отсутствие нравственности, данное поколение далеко от образовательной и познавательной стороны развития, что отмечается в профессиональной подготовке и трудовой ориентации.
Общество в настоящее время имеет направленность на обогащение, приумножение материального благосостояния, что влечет за собой соответствующее формирование сознания и культурности, ценностных установок среди молодого поколения. Приоритетным в современной подростковой среде становится материальная и потребительская составляющая. Преобладающим в сознании молодых людей является модное и потребительское отношение, приобретающее характер универсальности. Начинает превалировать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, поддерживаемая пассивно-потребительским отношением к культуре.
Материальная сторона жизни выходит на первое место при выборе свободы, оплата работы за выполненные трудовые обязательства превалирует над выбором интересной, любимой профессии. Молодое поколение интересуется в настоящее время общественными проблемами, которые вызывают у них тревожность и определяют их значимость. Они увлечены ростом ценовой политики, инфляцией, тем, как возрастает уровень коррупции среди государственных деятелей, также молодых людей волнует вопрос социального и материального неравенства населения, проблемы, касающиеся экологической безопасности, а также отношения людей, которые к данным вопросам имеют пассивное
отношение, проявляющееся в безразличности ко всему происходящему в обществе.
Подростки выдвигают на передний план проблемы личного характера, такие как материальность, пропагандируют здоровый образ жизни, хотя и не проявляют сильной активности в вопросе здоровья.
Данные проблемные области, которые выделяют подростки, говорят о том, что существует тенденция социального разложения большего числа молодых людей, которая носит характер системности.
Все общественные процессы, происходящие вокруг нас, непосредственным образом отражаются на молодом поколении, которое стремится их скопировать и перенести на себя. Отсутствие четкого понимания государством национальных ценностей и направлений развития отразилось на формировании ценностных ориентиров у молодого поколения, которое не имеет единой системы ценностных ориентаций со своей структурой и иерархией.
Для формирования ценностных приоритетов в подростковой среде необходимо систематизировать, реформировать, совершенствовать методы развития молодого поколения в нашей стране.
Данная проблема состоит в неразработанности теории и методики духовно-нравственного воспитания молодых людей. В основном, мероприятия, направленные на развитие данного показателя, выражаются в тренингах, тестах, поверхностных исследованиях. Необходимо проведение комплексного изучения данной проблемы, чтобы определить ее сущность и подобрать необходимое направление в развитии духовно-нравственных приоритетов современной подростковой среды.
Также важным вопросом является поддержка государством семейной политики: многодетных семей; семей, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, а также семей, которые имеют статус незащищенных слоев населения страны.
Еще одним из важнейших факторов решения исследуемой проблемы является изучение в учреждениях образовательной направленности культуры православия, которое является одним из эффективных средств решения проблемы формирования у молодого поколения духовно-нравственных ценностей, положительно влияющих на укрепление традиций и культурных ценностей страны.
Таким образом, проводя анализ проблемы формирования ценностных приоритетов среди подростков, можно сделать вывод, что основная проблема ценностной ориентации молодого поколения заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования.2011.№ 3. С. 125.
2. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодежной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс, 2014.
3. Тарасенко Е.В. Формирование ценностных ориентаций у молодёжи // Молодой ученый. 2023. № 2 (449). С.482-485.
PROBLEMS OF FORMATION OF VALUE PRIORITIES OF MODERN TEENAGERS
© 2024
L.M. Kurmanova, graduate student
St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)
Keywords: adolescent environment; value orientations; personality development; modern society; sociality. Abstract. The article deals with the problem of the formation of value priorities among modern adolescents. The content of the leading values reflects their openness to change and willingness to develop. The problem of the formation of values of adolescents is emphasized, which sets a priority task for society to study the value choice of youth.