Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕЗВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕЗВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТВЕРЖДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ / ТРЕЗВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОГРАММА САМООТРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюшникова Елена Анатольевна, Драгич Ольга Александровна, Кланюк Тамара Сергеевна

По данным многочисленных исследований, условиями воспитания здоровой личности являются: ориентированность государственной политики на решение данной проблемы, деятельность системы образования, заинтересованность семьи и учёт возрастных особенностей при формировании внутренней установки на здоровый и трезвый образ жизни. Данная статья посвящена осмыслению роли средств массовой информации в формировании трезвых убеждений. Основное содержание исследования составляет рассмотрение только одного аспекта информационного воздействия: современных художественных фильмов. Гипотеза авторов гласит, что формированию трезвого образа жизни молодёжи препятствует планомерная и разрушительная деятельность средств массовой информации. А художественные фильмы являются одним из инструментов формирования программы самоотравления у молодого поколения. В ходе двухэтапного разведывательного исследования и группового интервьюирования получены результаты, свидетельствующие о влиянии художественных фильмов на продвижение идей нормальности самоотравления интокси-кантами. Выявлены причины сформированности программы самоотравления у молодёжи. Предложен ряд концептуальных мер, направленных на утверждение и сохранение трезвости в образовательной среде вуза, а не на борьбу с алкоголизмом. Результаты исследования обосновывают необходимость внедрения в образовательные учреждения дополнительной программы или модулей утверждения и сохранения трезвости в различные учебные дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING THE SOBER LIFESTYLE AMONG THE YOUNG PEOPLE IN THE MODERN INFORMATION ENVIRONMENT

According to the numerous studies, the conditions for the upbringing of the healthy personality are: the focus of state policy on solving this problem, the work of the family and the education system, taking into account the age characteristics in the formation of the internal attitude to a healthy and sober lifestyle. This article is devoted to understanding the role of mass media in the formation of the sober beliefs. The main content of the study is the consideration of only one aspect of the informational impact: modern feature films. The authors' hypothesis states that the formation of a sober lifestyle of young people is hindered by the systematic and destructive activities of the mass media. And feature films are one of the tools for forming the self-poisoning program for the younger generation. In the course of two-stage intelligence study and group interviewing, the results were obtained indicating the influence of feature films on the promotion of ideas of the normality of self-poisoning by intoxicants. The reasons for the formation of the self-poisoning program among young people are revealed. A number of conceptual measures aimed at the approval and preservation of sobriety in the educational environment of the university are proposed. The results of the study substantiate the need to introduce additional programs or modules for the approval and preservation of sobriety in various academic disciplines in educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕЗВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ»

ВЫВОД

Проведенные исследования свидетельствует, что тренировочные занятия бегунов на средние дистанции с учетом особенностей ЭМД, обладают более высокой эффективностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

REFERENCES

1. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E. and Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aérobic trainings at students of higher éducation institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2022

УДК 37.011.33

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕЗВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Елена Анатольевна Клюшникова, кандидат педагогических наук, Ольга Александровна Драгич, доктор биологических наук, доцент, Тамара Сергеевна Кланюк, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Аннотация

По данным многочисленных исследований, условиями воспитания здоровой личности являются: ориентированность государственной политики на решение данной проблемы, деятельность системы образования, заинтересованность семьи и учёт возрастных особенностей при формировании внутренней установки на здоровый и трезвый образ жизни. Данная статья посвящена осмыслению роли средств массовой информации в формировании трезвых убеждений. Основное содержание исследования составляет рассмотрение только одного аспекта информационного воздействия: современных художественных фильмов. Гипотеза авторов гласит, что формированию трезвого образа жизни молодёжи препятствует планомерная и разрушительная деятельность средств массовой информации. А художественные фильмы являются одним из инструментов формирования программы самоотравления у молодого поколения. В ходе двухэтапного разведывательного исследования и группового интервьюирования получены результаты, свидетельствующие о влиянии художественных фильмов на продвижение идей нормальности самоотравления интокси-кантами. Выявлены причины сформированности программы самоотравления у молодёжи. Предложен ряд концептуальных мер, направленных на утверждение и сохранение трезвости в образовательной среде вуза, а не на борьбу с алкоголизмом. Результаты исследования обосновывают необходимость внедрения в образовательные учреждения дополнительной программы или модулей утверждения и сохранения трезвости в различные учебные дисциплины.

Ключевые слова: утверждение и сохранение трезвости, трезвый образ жизни, программа самоотравления, образование, воспитание, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p211-216

PROBLEMS OF FORMING THE SOBER LIFESTYLE AMONG THE YOUNG PEOPLE IN THE MODERN INFORMATION ENVIRONMENT

Elena Anatolyevna Klyushnikova, the candidate of pedagogical sciences, Olga Aleksandrovna Dragich, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Tamara Sergeevna Klanyuk, the

senior teacher, Tyumen Industrial University

Abstract

According to the numerous studies, the conditions for the upbringing of the healthy personality are: the focus of state policy on solving this problem, the work of the family and the education system, taking into account the age characteristics in the formation of the internal attitude to a healthy and sober lifestyle. This article is devoted to understanding the role of mass media in the formation of the sober beliefs. The main content of the study is the consideration of only one aspect of the informational impact: modern feature films. The authors' hypothesis states that the formation of a sober lifestyle of young people is hindered by the systematic and destructive activities of the mass media. And feature films are one of the tools for forming the self-poisoning program for the younger generation. In the course of two-stage intelligence study and group interviewing, the results were obtained indicating the influence of feature films on the promotion of ideas of the normality of self-poisoning by intoxicants. The reasons for the formation of the self-poisoning program among young people are revealed. A number of conceptual measures aimed at the approval and preservation of sobriety in the educational environment of the university are proposed. The results of the study substantiate the need to introduce additional programs or modules for the approval and preservation of sobriety in various academic disciplines in educational institutions.

Keywords: affirmation and preservation of sobriety, sober lifestyle, self-poisoning program, education, upbringing, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении 2018-2020 годов состояние наркоситуации в Российской Федерации (в соответствии с Методикой) определено как «тяжелое». Среди подросткового населения (15-17 лет) в 2020 г. зарегистрирован 431 случай отравлений наркотическими веществами (-12,4%; 2019 г. - 492), показатель отравлений на 100 тыс. подросткового населения составляет - 9,8 (2019 г. - 11,6) [1]. Данная статистика показывает, что необходимо принимать срочные меры на уровне государства. Поскольку здоровье молодого поколения под угрозой.

К сожалению, современные студенты не могут похвастать отменным здоровьем и хорошей физической подготовкой. Но главное то, что они приходят в вуз с уже сформировавшейся программой самоотравления. Понятие «программы самоотравления» подробно разработал и ввёл в педагогику трезвости А. А. Зверев на базе учения о рефлексах И.П. Павлова и открытий известного советского психофизиолога Г.А. Шичко. Именно информация, по убеждению Г.А. Шичко, влияет на возникновение у подростка в подсознании комплекса убеждений о нормальности отравляться алкоголем и табаком. Программа самоотравления — это ряд взаимосвязанных информационных блоков, записанный в мозгу человека на уровне разума (сознания) и подсознания. И её функционирование следует определённым алгоритмам [2].

Убеждения, принципы, система ценностей человека определяют его поведение. На формирование этой системы воздействует очень много факторов. Чаще всего подросток и не осознаёт, как формируются его убеждения, кто влияет на формирование его системы ценностей. Свою систему ценностей он воспринимает как данность, считая, что все эти убеждения сформировались у него самостоятельно.

Но установки и убеждения не возникают сами по себе. Чтобы возникло определённое мировоззрение, необходима планомерная и долгосрочная работа. Такой деятельностью должна заниматься государственная система образования и семья. Но в настоящее время, к сожалению, эту функцию, в большей степени, выполняют средства массовой информации. Если государство устраняется от главенствующей роли в деле формирования трезвости, инициативу перехватывают другие заинтересованные силы. И уже действуют они в своих интересах, зарабатывая на производстве алкоголя и табака баснословные деньги. Алкоголизация среди нашего народа распространяется всё больше и больше. И никакие меры профилактики не смогут удержать производителей и пропагандистов интоксикантов от увеличения не только объёмов производимых интоксикантов, но

от объёмов рекламы и пропаганды этих ядов. Алкогольному и табачному бизнесу необходимы постоянные потребители, которых необходимо готовить с детских лет. Для формирования и сохранения потока таких потребителей тратятся огромные средства. Пропаганда привлекательного образа алкоголя и «культурнопьющих» героев становится всё изощрённей.

Для внедрения в сознание молодёжи необходимых идеалов используются в полной мере художественные фильмы. В головы людей просто вбиваются убеждения, что алкоголь - это необходимая вещь в жизни человека. И авторы художественных фильмов в этом деле преуспели.

Целью нашего исследования является подтверждение гипотезы о влиянии художественных фильмов на формирование программы самоотравления, выработка концептуальных рекомендаций для введения в учебные дисциплины модуля «Сохранение и утверждение трезвости».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе проводилось разведывательное исследование. 50-ти студентам от 18 до 22 лет было дано задание: посмотреть 2 любых современных фильма, посчитать количество сцен самоотравления алкоголем и табаком и засечь время, затраченное на эти сцены и на весь фильм. Предварительно студенты не осваивали азы теории трезвости, то есть подробно их не инструктировали и не объясняли, что считать сценой самоотравления и что такое явная и скрытая реклама, а также что такое программа самоотравления.

На втором этапе при сдаче результатов просмотра со студентами проводилось групповое интервьюирование на предмет наличия в просмотренных фильмах прямой и скрытой рекламы легальных интоксикантов.

Третий этап включал обработку и анализ полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

При получении первичных данных, выяснилось, что некоторые студенты посмотрели больше 2 фильмов, поэтому итоговое количество просмотренных видеоматериалов составило 108 фильмов отечественного и зарубежного производства.

Результаты первого этапа следующие. Временной диапазон исследуемых фильмов составил 60 лет. Общая продолжительность 108 фильмов - 286 918 минут. Только в девяти из них не было сцен самоотравления, что составило 8,4% от общего числа картин, в 99 фильмах сцены самоотравления присутствовали — это 91,6 %. Диапазон сцен самоотравления составил от 1 сцены до 63. Общее количество алкогольных и табачных сцен самоотравления в 99 фильмах составило 1164, то есть примерно 12 сцен на каждый фильм. Общее время, занимаемое сценами самоотравления в 99 фильмах - 1183,13 минут, что соответствует почти 12-ти минутам экранного времени одного фильма.

Результаты второго этапа группового интервьюирования показали, что 90% студентов воспринимают сцены самоотравления в фильмах как норму, не вызывающую внутреннего протеста и неприятия. Это говорит о том, что программа самоотравления у большинства молодых людей сформирована.

Примечательно, что среди просмотренных есть фильмы, в которых от 50 до 79% экранного времени фильма затрачено на транслирование сцен самоотравления алкоголем и табаком, например, «Особенности национальной охоты». Но поскольку сюжет построен на алкогольном юморе, отторжения фильм у большинства людей не вызывает. Таким образом, подобные фильмы работают не на создание идеала здорового человека или естественности трезвой жизни, а на разрушающее деструктивное поведение.

Из 108 просмотренных студентами фильмов было отобрано 40 зарубежных и 40 отечественных картин, их сравнили по некоторым показателям, представленным в таблице.

Таблица - Результаты исследования

Показатель Зарубежные фильмы Отечественные фильмы

Временной диапазон исследуемых фильмов 14 лет 14 лет

Средняя продолжительность 1-го фильма 125,7 мин 111,4 мин

Общая продолжительность 40 фильмов 5051 мин 4457 мин

Общее кол-во алкогольных и табачных сцен самоотравления в 40 фильмах 409 270

Диапазон сцен самоотравления от 1 до 47 от 1 до 38

Общее время, занимаемое сценами самоотравления в 40 фильмах 481 мин 266,6 мин

Среднее время показа сцен самоотравления в одном фильме 12 минут 6,7 минут

Средняя продолжительность сцен самоотравления в % на 1 фильм 9,5 % 6 %

Только в пяти фильмах из 40 отсмотренных не было сцен самоотравления 12,5% 7,5%

Присут. сцен самоотравл. (прямая/скрытая реклама алко-табачных ядов) 87,5% 92,5%

Сравнительный анализ показателей выявил, что зарубежные фильмы содержат больше сцен самоотравления 47 против 38. И почти в два раза больше затрачено времени на транслирование алкогольных и табачных сцен.

И в зарубежных, и в отечественных фильмах присутствует скрытая и явная реклама алкоголя, о которой студенты вспоминали в ходе интервьюирования.

Таким образом, мощь информационного воздействия направлена на формирование программы самоотравления, а не трезвости и здоровья.

Художественные фильмы — это не только средство развлечения. Они достаточно серьёзно влияют на формирование мировоззрения, жизненных приоритетов, общественного мнения, пропагандируют и популяризируют явления в нашей жизни. «... они также являются эффективным каналом, способным передавать различные идеи и настроения большому числу людей.» [3]. Заметим, что художественные фильмы не столько отражают действительность в наше время, сколько создают её. Создают образы, идеалы за которыми следуют молодые неопытные люди. Грань между выдумкой и реальностью в фильме часто не различается подростками, так как психологически грамотное воздействие фильмов, несущих посыл о необходимости в жизни алкоголя, является для них ярким и понятным примером для подражания. У них не хватает знаний, жизненного опыта, критического мышления распознать симулякр, коим и является по сути художественный фильм.

В школах профилактическая работа, к сожалению, не способна противостоять мощному воздействию СМИ: порог первого приобщения к интоксикантам постоянно снижается. И в вуз уже приходят молодые люди, имея сформированную индивидуальную программу самоотравления. Алкоголь давно стал гвоздём социализации: любой праздник связан с самоотравлением алкоголем и это считается нормой. Мифы, которые с научной точки зрения давно и серьёзно развенчаны, продолжают жить в народе: алкоголь согревает, веселит, расслабляет, помогает общаться, лечит и т. д. и т. п. И это транслируют постоянно в абсолютном большинстве художественных фильмов. А скрытая и прямая реклама алкоголя и табака наступает и не сдаёт своих позиций. Это всё продемонстрировало наше исследование. Более чем в 90% фильмов есть сцены самоотравления, а также прямая или скрытая реклама алкогольно-табачных ядов.

Студентами становятся вчерашние подростки, которые, в основном, воспринимают отравления алкоголем и табаком как норму. Конечно, преподавателям вуза не ставится цель по сохранению и формированию трезвости вчерашних подростков. Особенно, если вуз технической направленности. Основная задача вуза - обеспечить профессиональное образование и подготовить грамотного специалиста.

Но многого ли сможет добиться в жизни хороший, но нездоровый специалист? Поэтому вопросы здоровья и трезвого образа жизни должны освещаться при подготовке любого специалиста. А для этого необходимо давать молодёжи знания о социально-психологическом программировании на саморазрушение, о формировании программы самоотравления, о способах информационного воздействия и защиты от манипулирова-

ния. Педагог может обучить студента распознавать момент навязывания ложных знаний об интоксикантах и помочь сформировать установки на трезвый образ жизни.

Как помочь педагогам в деле сохранения и утверждения трезвого образа жизни? Бесспорно, необходимо повышение компетентности преподавателей в вопросах педагогики трезвости.

Педагогика трезвости существует более 100 лет, но, к сожалению, преподавание науки трезвости на постоянной основе в современных образовательных учреждениях отсутствует. Сегодня уроки Трезвости проводятся учителями-участниками трезвеннического движения на общественных началах. Но даже такое несистемное проведение уроков даёт очень хороший результат в сохранении трезвости. Используя материал, наработанный учителями Трезвости, возможно и в вузе выстроить систему занятий по утверждению и сохранению трезвости. Для бесед и лекций со студентами будут очень полезны такие темы: «Механизм отнимания трезвости», «Формирование программы самоотравления», «Понятие об информационном терроре как первопричине возникновения интоксикантной зависимости», «Приёмы программирования на оздоровление и самоотравление», «Защита трезвости». При рассмотрении тем разных научных дисциплин возможно включение блоков образовательной программы по теории трезвости, например, при изучении социологии, педагогики и др. Преподаватели кафедр физической культуры могут рассматривать вопросы утверждения трезвости на занятиях. Поскольку воспитание здорового образа жизни одна из тем дисциплин физической культуры. Преподавателям кафедр физического воспитания и спорта нужны не только методики и практические рекомендации по сохранению и утверждению трезвости в молодёжной среде, но и курсы повышения квалификации по этой теме. И такие курсы уже есть в институтах дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При критическом осмыслении посылов, которые транслируют современные средства массовой информации, приходим к неутешительному выводу: художественные фильмы используются как мощное оружие против формирования в молодёжной среде трезвого образа жизни.

«Тот факт, что в современном обществе сохраняется положительное отношение к самоотравлению интоксикантами (табаку, алкоголю и др.), свидетельствует о том, что система отрезвления общества не выстроена...». [4]. Тем не менее, на современном этапе активно разрабатывается теория трезвости и методология формирования и сохранения трезвости. А выстроить систему утверждения и сохранения трезвости предстоит наиболее прогрессивным педагогам.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что:

1. Художественные фильмы являются транслятором идей нормы самоотравления интоксикантами.

2. Художественные фильмы являются своеобразным симулякром в сфере трезвости, искажающим реальность.

3. Преподаватель вуза способен и обязан внести вклад в формирование трезвого мировоззрения обучающегося при условии понимания теории трезвости, наличии методологического и программного обеспечения.

4. Сегодня, как никогда, необходимо вводить в образовательные программы блоки или модули по формированию трезвого мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный антинаркотический комитет: доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2020 году // Государственный антинаркотический комитет - [сайт]. - URL:

Ьйр8://гак.мвд.рф/мониторинг-наркоситуации/выдержки-из-докладов-о-наркоситуации (дата обращения: 02.01.2022).

2. Клюшникова Е.А. От рождения до утверждения. Основы теории трезвости: монография / Е.А. Клюшникова. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. - 163 с.

3. Гулуева А.Е. Воздействие художественных фильмов на личность и его взаимосвязь с психологией риска / А.Е. Гулуева // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта: сборник научных трудов: в 2 т. / под науч. ред. проф., д-ра психол. наук Е. Б. Перелыгиной; пер. Н. Н. Шабаловой. - Т. 2, Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 35-37.

4. Клюшникова Е. А. Новый концептуальный подход к пониманию трезвости в рамках теории динамических информационных систем / Е. А. Клюшникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - № 4 (36). - С. 47-63.

REFERENCES

1. State Anti-Drug Committee (2020), "Report on the drug situation in the Russian Federation in 2020", available at: https://гак.мвд.рф/мониторинг-наркоситуации/выдержки-из-докладов-о-наркоситуации (accessed: 02.01.2022).

2. Klyushnikova, E.A. (2021), From birth to approval. Fundamentals of the theory of sobriety: a monograph, Tyumen Industrial University, Tyumen.

3. Gulueva, A.E. (2016), "The Impact of Feature Films on Personality and Its Interrelations with Risk Psychology", Man and the world: the psychology of risk, innovation, conflict: collection of scientific works, Humanities University, Yekaterinburg, Vol. 2 - pp. 35-37.

4. Klyuchnikova, E.A. (2021), "New conceptual approach to understanding sobriety in the framework of the theory of dynamic information systems", Continuing education: the XXI century. No. 4 (36), pp. 47-63.

Контактная информация: lenatolik21@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2022

УДК 796.332.6

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИНИ-ФУТБОЛА КАК СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОГО ВИДА СПОРТА МВД РОССИИ

Алексей Александрович Ковальченко, преподаватель, Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгоград; Сергей Алексеевич Яковцов, кандидат педагогических наук, доцент, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Московская область, г. Домодедово

Аннотация

Работа посвящена изучению перспективы развития мини-футбола в системе служебно-прикладных видов спорта МВД России. Цель работы: на основе ретроспективного анализа нормативных документов и научно-методической литературы выработать перспективные направления развития мини-футбола как служебно-прикладного вида спорта. В статье впервые на основе анализа архивных документов, протоколов соревнований, анкетирования и опроса ветеранов кафедр физической подготовки предпринята попытка исследования генезиса мини-футбола как служебно-прикладного вида спорта, проводится анализ результатов соревновательной деятельности в мини-футболе в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Ключевые слова: мини-футбол, футзал, история, служебно-прикладной вид спорта МВД России, образовательные организации, соревнования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.