Научная статья на тему 'Проблемы формирования тарифов на электрическую энергию'

Проблемы формирования тарифов на электрическую энергию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марочкина Светлана Станиславовна

В статье рассмотрены экономически обоснованные причины, обусловившие рост тарифа на электроэнергию в 1999-2000 гг. предложены тарифы, дифференцированные по зонам суток и по объему потребления. Раскрыта необходимость включения в тариф инвестиционной составляющей. Проанализирован механизм перекрестного субсидирования и предложены меры по ликвидации диспропорций в уровнях тарифов на электроэнергию по группам потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования тарифов на электрическую энергию»

С. С. МАРОЧКИНА

Омский государственный технический университет

УДК 33: 620.9

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ_

В СТАТЬЕ РАССМОТРЕНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ ПРИЧИНЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ РОСТ ТАРИФА НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В 1999-2000 ГГ. ПРЕДЛОЖЕНЫ ТАРИФЫ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПО ЗОНАМ СУТОК И ПО ОБЪЕМУ ПОТРЕБЛЕНИЯ. РАСКРЫТА НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В ТАРИФ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ. ПРОАНАЛИЗИРОВАН МЕХАНИЗМ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНЫ МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ДИСПРОПОРЦИЙ В УРОВНЯХ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ПО ГРУППАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

В настоящее время электроэнергия является базисным продуктом и незаменимым ресурсом в большинстве технологических процессов и в жизнеобеспечении социальной сферы. Поэтому электроэнергетика является одной из базовых отраслей, инфраструктурной основой экономики региона.

Одной из основных проблем развития электроэнергетики Омской области является установление экономически обоснованных тарифов для различных категорий потребителей. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию являются объектом государственного регулирования.

Государственное регулирование тарифов на продукцию и услуги электроэнергетики, направленное на сдерживание их роста, является важным инструментом сглаживания инфляционных процессов в стране. При этом длительное отставание темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию от темпов повышения цен в промышленности привело к ухудшению финансово-экономического положения энергетических предприятий, Экономически обоснованный уровень;тарифов в электроэнергетике является одним из- условий нормального функционирования и развития предприятий РАО «ЕЭС.России».

. Тарифы для конечных групп потребителей на розничном рынке электроэнергии устанавливают региональные энергетические комиссии (РЭК). Эти тарифы учитывают, наряду с остальными, затраты энергосистемы по абонентной плате РАО «ЕЭС России» и по покупке электроэнергии (мощности) с ФОРЭМ.

С августа 1998 г. по декабрь 2000 г. в целом по России рост цен в промышленности составил 276,2%, а повышение тарифов на электроэнергию для крупных промышленных потребителей - 181,2%. За тот же период рост потребительских цен составил 279,9%, а тарифов на электроэнергию для населения - 233,4%. Начиная с мая 2000 года, темпы роста тарифов на электрическую и тепловую энергию превысили темпы роста цен на промышленную продукцию. С декабря 1999 г. по декабрь 2000 г. рост цен в промышленности составил 131,6%, а повышение тарифов на электроэнергию-141,2%. Однако, в целом за 1991-2000 гг. цены продукции электроэнергетики росли в 1,9 раза медленнее цен производителей промышленной продукции.

В Омской области с декабря 1999 г. по декабрь 2000 г рост-цен в промышленности составил 128,6%, а повышение тарифов на электроэнергию для крупных промышленных потребителей - 115,9%. За тот же период рост потребительских цен составил 121,3%, а тарифов на электроэнергию для населения -150%. [4, с.382-383]. С марта 1999 по декабрь 2001 г. тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей вырос на 72% (с 0,36 до 0,62 руб./кВтч), для населения - на 92% (с 0,24 до 0,46 руб./кВтч).

Рост тарифов обусловлен рядом объективных, экономически обоснованных причин:

- изменение структуры топлива, повышение цен на него, введение лимитов на природный газ, повышение оплаты за сверхлимитный газ (в течение 2000-2001 гг. рост цен на природный газ составил 31 % (с 334,5 до 438,1 руб./1000 м), цена на экибастузский уголь выросла почти в 2 раза (с 5 до 9,55 $/т);

- увеличение стоимости абонентной платы за услуги РАО «ЕЭС России» на 54% (с 35,01 до 53,93 руб./тыс. кВтч) [2, с.39];

- увеличение на 85% покупки энергии(мощности) с ФОРЭМ (с 140,64 до 260,8 руб./тыс. кВтч) [3, с. 10].

Следует также учитывать, что электропотребление в Омской области в 2000 г. увеличилось на 4,2% [4, с. 110]. Для того, чтобы гарантировать стабильное снабжение электроэнергией населения и промышленных предприятий в условиях роста энергопотребления необходимо строительство новых энергетических объектов. Соответственно, в тарифы необходимо включать инвестиционную составляющую. Помимо строительства новых энергетических объектов необходимо ремонтировать существующие. В 1999 г. износ оборудования в электроэнергетике Омской области составил 53,3% Нужно пересмотреть подход к формированию тарифов на электроэнергию. Необходимо включать в тарифы составляющую, которая даст возможность АО-энерго стабильно развиваться. Важно устанавливать тарифы на электроэнергию с учетом изменения цен на промышленную продукцию и инфляции.

Перспективным из ныне разрабатываемых тарифов является тариф, дифференцированный по зонам суток. Этот вид тарифа аналогичен простому одноставочному тарифу, но с той разницей, что тарифная ставка меняется в зависимости от времени суток (ночной тариф, дневной полупиковый тариф и дневной пиковый тариф) и платить по нему могут потребители независимо от установленной мощности. Тариф, дифференцированный по зонам суток, является мощным инструментом регулирования графика нагрузки.

В Омской области тариф, дифференцированный по зонам суток (дневной - с 06.00 до 22.00 и ночной - с 22.00 до 06.00) применяется для населения и для учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования и культуры. Однако применение данного тарифа не получило широкого распространения у населения, несмотря на то, что стоимость электроэнергии в ночное время в 4 раза ниже, чем дневной тариф. Объясняется это тем, что замена существующего однотарифного электросчетчика на двухтарифный требует определенных финансовых затрат для абонента, кроме того данная проблема практически не обсуждалась в СМИ.

Также перспективным является применение дифференцированных по объему потребления тарифов для населения: чем больше потребление, тем выше тариф. Однако действующие заниженные ставки тарифа для населения не позволяют получить эффект в экономичном использовании электроэнергии от применения данного тарифа. Только установление более высоких, экономически

оправданных тарифов для населения будет стимулировать более эффективное использование энергии.

Одной из проблем регулирования тарифов в Омской области является ликвидация диспропорций в уровнях тарифов на электроэнергию по группам потребителей (перекрестное субсидирование). В результате перекрестного субсидирования происходит фактически дотирование населения, бюджетных организаций и сельскохозяйственных потребителей за смет увеличения тарифов для промышленности и других групп потребителей. Выше среднего уровня установлены тарифы для промышленных потребителей, транспорта городского, непромышленных потребителей. Ниже среднего тарифы - для электрифицированного железнодорожного транспорта, производственных сельскохозяйственных потребителей, населения, населенных пунктов и перепродавцов.

Такой подход в принципе имеет право на существование, пока цена на электроэнергию была низкой и при таких ценах рентабельность электроэнергетики была в пределах нормативной Но с ростом себестоимости выработки j и передачи электроэнергии, тарифы на электроэнергию стали ощутимо высокими, и. прежде всего, для промышленных потребителей Встал вопрос об установлении для потребителей тарифов, в большей степени зависящих от экономических и в меньшей - от социальных подходов в формировании цен на электроэнергию.

Низкие тарифы для населения экономически стимулируют расточительное использование электроэнергии. Нерациональное ее применение усугубляется установлением свободных (высоких) цен на бытовое топливо (уголь, солярка), вследствие чего населению выгоднее использовать дешевую электроэнергию для отопления.

Неадекватная ценовая политика изменила структуру бытового электропотребления. С 1990 по 2000 г. в Омской области потребление электроэнергии собственно населением увеличилось с 7,2 до 12,4%. При снижении за этот период общей выработки электроэнергии в 1,6 раза ее абсолютное потребление населением все же увеличилось в 1,2 раза. [4, с. 110-111]. Эти цифры хорошо согласуются с данными энергонадзора о том, что до 20% потребляемой населением энергии идет на обогрев.

Наиболее справедливым, экономически обоснованным и объективным подходом в сокращении перекрестного субсидирования может стать большая степень диффе-| ренциации в установлении тарифов внутри отраслевых | категорий потребителей.

Для примера возьмем промышленную группу. Сейчас всем промышленным потребителям установлены одинаковые тарифы на электроэнергию. Независимо оттого, на каком напряжении они ее получают, независимо от того, какие расчетные и фактические затраты несет энергоснаб-жающая организация для подачи электроэнергии данному конкретному потребителю. Поэтому надо поэтапно (ни в j коем случае не способом «шоковой терапии») вводить дифференцированный подход к установлению цены на 1 | кВтч Таким образом, будет устраняться перекрестное субсидирование внутри каждой категории потребителей.

В целях сокращения перекрестного субсидирования Правительством Российской Федерации были приняты

постановления от 26.09.97 г. N5 1231 «О поэтапном прекращении перекрёстного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости её производства, передачи и распределения" и от 10.09.99 г. № 1037 «О программе мер по поэтапной отмене льгот тарифов на электрическую и тепловую энергию для организаций агропромышленного комплекса на период до 31 декабря 2000 г.»

Однако фактические средние отпускные тарифы для населения оказываются значительно ниже утвержденных РЭК из-за наличия льгот для различных групп населения, которые вводились без определения источника компенсации.

30.05.2000 было принято постановление Правительства Российской Федерации № 418 «Об уровнях тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением», которое отменило установленные в постановление от 7 декабря 1998 года № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, и ввело новые минимальные, исходя из которых РЭКи в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной энергетической комиссией, должны устанавливать тарифы на электрическую энергию, потребляемую населением, с 1 сентября 2000 года.

Для учета интересов и производителей, и потребителей электрической и тепловой энергии электроэнергии РАО «ЕЭС России» разработаны и предложены следующие меры по выходу из сложившейся ситуации:

экономическое обоснование тарифов, направляемых на утверждение ФЭК России и РЭК и обеспечивающих самофинансирование поставщиков электроэнергии;

экономическое обоснование размера абонентной платы, обеспечивающего требуемый объем инвестиций по утвержденному ФЭК России перечню важнейших строек;

• оптимизация издержек производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии поставщиками энергии и Обществом;

упорядочение системы предоставления льгот по оплате энергии населению с целью их сокращения, определение источников компенсаций, а также введение адресной поддержки за счет бюджетных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяков А.Ф, Платонов В.В. Роль тарифной политики в реализации программы энергосбережения России // Энергетик. - 2001. - №2. - С.4-6.

2. Информационный бюллетень Региональной энергетической комиссии Омской области. -2001. - №2.

3. Информационный бюллетень Региональной энергетической комиссии Омской области. - 2001. - №3.

4. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 ч. - Ч. 2 / Омскоблстат. - Омск, 2001. - 420 с.

МАРОЧКИНА Светлана Станиславовна, ассистент каф. прикладной математики и информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.