УДК 621.311
Ковалёв Игорь Леонидович, научный сотрудник, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, Белорусь, ул. Козинца, д. 103, г. Минск, Белорусь, 220108. E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ БЕЛАРУСИ И АНАЛИЗ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В СТРАНАХ ЕС
Рассматриваются принятые программы и нормативные документы, регулирующие тарифы в энергетическом секторе Беларуси. Обсуждаются вопросы негативного влияния перекрестного субсидирования в энергетике на экономику страны в целом. Приводятся и анализируются данные по размеру тарифов на электроэнергию для населения и промышленных потребителей в Беларуси и странах ЕС.
Ключевые слова: энерготарифы, энергетика, электроснабжение, энергоснабжение.
Kovaliov Igor Leonidovich, научный сотрудник, RNUP «Institute of system researches in APK of the National academy of sciences of Byelorussia», Minsk, Byelorussia, Kzinsa st., 103, Minsk, Byelorussia, 220108. E-mail: [email protected]
ISSUES OF CROSS-SUBSIDIES IN THE ENERGY SECTOR OF BELARUS AND ANALYSIS OF
ELECTRICITY TARIFFS IN THE EU
Are considered adopted programs and regulations governing the electricity tariffs in the energy sector in Belarus. The problems of cross-subsidies in the energy sector and the impact on the economy as a whole. Analyzes of electricity tariffs for households and industrial consumers in Belarus and the EU.
Keywords: energy tariffs, energetic, electric power supply, current power supply.
Постановка проблемы
Энергетический комплекс Беларуси, единственный на постсоветском пространстве сохранивший вертикально-интегрированную модель, где государство осуществляет централизованное регулирование производственно-хозяйственной деятельностью предприятий энергетики, а существующая на сегодняшний день система ценообразования на электрическую энергию в республике принципиально не изменилась со времен плановой экономики советского периода[1-3].
Проблема перекрестного субсидирования и отсутствие в Беларуси рыночных механизмов регулирования в энергетике очень часто приводит к межведомственным разногласиям и ведет к замедлению процессов выработки единой государственной политики в этой сфере, а также серьезно снижает инвестиционную привлекательность всех валообразующих отраслей экономики страны [3].
В соответствии с Законами Республики Беларусь «О естественных монополиях», «О ценообразовании», Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен(тарифов) в Республике Беларусь» в стране осуществляется государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от источников ГПО «Белэнерго»: Министерством экономики РБ - для потребителей реального сектора экономики, а Советом Министров РБ - для населения.
Действующая организационная и методологическая система формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию от источников ГПО «Белэнерго» соответствует существующей вертикально-интегрированной структуре управления электроэнергетической отраслью, когда субъектом хозяйствования осуществляется полный технологический цикл от производства энергии до ее сбыта потребителю. При такой организационной структуре управления электроэнергетической отраслью тарифы формируются и декларируются для конечных потребителей на полезноотпущенную энергию и включают затраты на производство, передачу, распределение и сбыт энергии [4].
Электрическая энергия в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 25 ноября 1992 г. № 709 «О единых тарифах на электрическую энергию» отпускается в республике по регулируемым государством единым по всей территории страны тарифам, дифференцированным по группам потребителей.
Для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной
мощностью 750 кВА и выше применяются двухставочные тарифы:
• основная плата за заявленную потребителями максимальную мощность, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы;
• дополнительная плата за потребленную энергию.
Для промышленных и приравненных к ним потребителей электрической энергии с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, имеющих расчетную автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии и мощности, применяются двухставочные тарифы в соответствии с Инструкцией по применению двухставочного и двухставочно-дифференцированного по зонам суток тарифов на активную электрическую мощность и энергию с основной платой за фактическую величину наибольшей потребляемой активной мощности в часы максимальных нагрузок энергосистемы[4].
Для всех остальных потребителей электрической энергии применяется одноставочный тариф с платой за 1 кВтч потребленной электроэнергии, учтенной коммерческими приборами учета.
Тепловая энергия отпускается по тарифам, дифференцированным:
• по областям;
• группам потребителей;
• техническим характеристикам теплоносителя - отборный пар различного уровня давления, острый и редуцированный пар, горячая вода.
В последние годы наблюдалась тенденция по снижению процента покрытия себестоимости полезноотпущенной единицы энергии средним тарифом на энергию для населения по причине замедленного темпа роста тарифов для населения, устанавливаемых Советом Министров РБ, на фоне резкого увеличения (более чем в 2 раза) с 2007 года цен на природный газ, импортируемый в республику.
«Государственной программой развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2012 г. № 194 предусмотрено повышение возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению до уровня не менее 60% к 2015 году с доведением его по электроснабжению до уровня себестоимости, что соответствует параметрам Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 -2015 годы, утвержденной Указом Президента РБ от 11 апреля 2011 г. № 136 [4].
В Белорусском государственном концерне по нефти и химии «Белнефтехим» отмечают, что высокие тарифы на энергоносители сдерживают модернизацию предприятий и негативно влияют на их финансовое положение. По мнению руководства концерна, выходом из создавшейся ситуации могло бы стать согласие ГПО «Белэнерго» на строительство новых ведомственных генерирующих мощностей или разрешение предприятиям концерна самостоятельно закупать электроэнергию по импорту по более дешевым тарифам. В свою очередь в ГПО «Белэнерго» полагают, что строительство новых источников нецелесообразно и концерну следует передать уже созданные ТЭЦ, а также и инженерную инфраструктуру к ним. Передача мощностей может быть осуществлена только при условии, что предприятия концерна возьмут на себя и снабжение социальных потребителей и населения, которые получают энергоносители по тарифам, сформированным на основе перекрестного субсидирования.
Правительство Беларуси неоднократно заявляло о намерениях постепенно отказаться от перекрестного субсидирования в электроэнергетике и к концу 2015 года полностью ликвидировать это явление. Серьезные шаги в этом направлении уже сделаны 1 февраля 2013 года(постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.01.2013 № 52), когда в Беларуси вступила в действие новая система тарифов на электроэнергию для населения: тарифы были дифференцированы в зависимости от объемов потребления. В то же время тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей остались на прежнем уровне, несмотря на обещания белорусских властей, сделанные еще в 2012 году, постепенно их снизить [4-5].
Основная часть
Сегодня существует определенный перекос в оплате электрической и тепловой энергии между населением и промышленностью и важная задача по снижению энерготарифов для промышленников может быть выполнима благодаря средствам, которые высвободятся в результате поэтапного ухода от перекрестного субсидирования в энергетике. Совершенно очевидно, что перекрестное субсидирование в энергетике - явление нездоровое и негативно сказывается на экономике всей страны. Это не только искажает ценовые ориентиры для населения, что ведет к неэффективному потреблению энергоресурсов, но и по сути является скрытым налогом на бизнес, в результате чего снижается его конкурентоспособность. Энерготарифы должны учитывать экономические интересы и производителей, и потребителей энергии, а также создавать стимулы для экономии энергии на всех стадиях ее производства и потребления, что в конечном счете и будет способствовать
повышению эффективности национальной экономики. В стране давно ведутся дискуссии о
необходимости полной ликвидации перекрестного субсидирования между коммерческим и
бытовым сектором. В Беларуси 20 марта 2012 года вступила в силу Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года, утвержденная постановлением Совета Министров РБ № 194 от 29 февраля 2012 года. В ней говорится, что уже в 2015 году уровень возмещения населением затрат на производство и поставку электроэнергии должен составить 100 %, т. е. в 2015 году население должно полностью возмещать эти затраты. Если по тарифам на электричество правительство готовит население к полной оплате, то тарифы на тепло планируется повышать постепенно, и здесь о 100-процентном возмещении затрат речь вообще не идет. Запланировано, что уровень возмещения населением отпуска тепла в 2015 году составит 30 %. В целом же по электро- и теплоэнергии уровень возмещения тарифами затрат должен составить в 2015 году не менее 61,7 %. В 2011 году население Беларуси покрывало тарифами всего лишь 38,5 % затрат на производство и поставку электроэнергии и 21,4 % затрат на отпуск тепловой энергии. Концепция Закона «Об электроэнергетике» уже рассмотрена и проработана на разных уровнях и планируется, что в 2015 году будет разработан окончательно и сам закон, разработку Законов «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» и «О теплоснабжении» также предполагается осуществить к концу 2015 года. В некоторых белорусских источниках утверждается, что в Беларуси существует также и перекос в энерготарифах на фоне соседних стран: средний тариф на электроэнергию для промышленных потребителей на 1 января 2012 года составлял 13,73 цента за 1 кВт-ч, в то время как для населения - 2,56 цента за 1 кВт-ч. Для сравнения: в странах ЕС средний тариф на электроэнергию в первом полугодии 2011 года для промпотребителей был на уровне 12,8 цента за кВт-ч, для населения - 25,9 цента за кВт-ч. К примеру, в Польше тарифы составили соответственно 11,8 и 21,3 цента за кВт-ч, в Литве - 14,6 и 17,6, в Латвии - 12,9 и 16,9, в Украине - 9,2 и 3,1, в России - 8,3 и 7,2 [5-6].
Тарифы на энергию должны учитывать экономические интересы потребителей и производителей энергии и создавать стимулы для максимальной экономии энергии на всех стадиях ее производства и потребления, повышения эффективности использования производственных мощностей. За последние несколько лет цены на топливно-энергетические ресурсы, поставляемые в Республику Беларусь, постоянно росли. Тарифы на электрическую и тепловую энергию за этот период возросли незначительно, и их рост отстал от увеличения цены газа и мазута. Топливная составляющая в величине тарифа составляет порядка 76 %. Себестоимость производства энергии за период 2006-2012 г.г. выросла всего в 2,1 раза в условиях роста стоимости природного газа практически в 4 раза, т. е. был сдержан рост себестоимости. По заверениям ГПО «Белэнерго»: после повышения в течение 2013 года тарифы для населения в Беларуси остаются ниже, чем в России и гораздо ниже, чем в станах Европы, при этом себестоимость одного кВтч в стране на сегодня составляет порядка 9,53 цента США [4].
Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период
до 2016 года, утвержденная постановлением Совета Министров, определяет, что тарифная политика будет совершенствоваться, будет осуществляться постепенный уход от перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую и тепловую энергию для потребителей республики.
На первом этапе (2012-2015 г. г.), как предусмотрено в Госпрограмме, осуществляется:
• реализация мероприятий направленных на снижение затрат на производство энергии;
• отмена с 2012 года льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• поэтапное повышение к 2015 году возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению (консолидировано по тепловой и по электрической энергии) до уровня не менее 60 % (табл. 1).
Таблица 1
Доля возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению*
Виды энергии Годы
2011 факт 2012 факт 2013 факт 2014 оценка 2015 план
Электрическая энергия, % 38,5 32,3 54,7 79,0 100
Тепловая энергия,% 21,4 17,2 18,7 21,0 30,0
Всего по видам энергии,% 29,7 24,4 36,0 48,4 61,7
Примечание*. Таблица составлена по официальным данным Госпрограммы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года и ГПО «Белэнерго» за 2013-2014 г.г.
Так по итогам 2013 года план возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению(по электроэнергии) фактически был перевыполнен на 6,8 %, в соответствии с этим фактом позднее были скорректированы и плановые показатели на 2014 год.
Второй этап предполагает переход на тариф, который будет взаимосвязан с протяженностью технологической цепочки «источник-потребитель». Формирование уровня такого тарифа будет зависеть от того, насколько близко к энергоисточнику находится потребитель. Так, тариф для крупного предприятия, расположенного рядом с сетями областной энергосистемы напряжением 110 кВ, будет ниже, чем для частного дома, к которому электроэнергия приходит через несколько ступеней трансформации и протяженные распределительные сети. Такой подход к тарифам является мировой практикой. Тарифная политика, предусматривающая отказ от перекрестного субсидирования, обеспечивает в перспективе важную стратегическую задачу - снижение нагрузки на предприятия в расчетах за энергоносители. Оплата населением электроэнергии на уровне 100% ее себестоимости позволит снизить тарифы для промышленности и это благоприятно скажется на экономике в целом[4].
Решение о постепенном повышении тарифов для населения должно проводиться строго в привязке роста платежей за жилищно-коммунальные услуги к темпам роста заработной платы и других доходов населения.
На сегодняшний день в Беларуси существует несколько видов тарифов на электрическую энергию для населения: в жилых домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами и необорудованных таковыми. Они бывают одноставочными и дифферинцированными по разным временным периодам в течение суток.
Рассмотрим наиболее широко применяемый - одноставочный. Проанализируем изменение одноставочного тарифа для населения на электрическую энергию в жилых домах (квартирах), необорудованных в установленном порядке электрическими плитами за период с 1 января 2013 года по 1 марта 2015 года по данным приведенным в табл. 2.
Таблица 2
Изменение одноставочного тарифа на электрическую энергию в жилых домах (квартирах), необорудованных электрическими плитами за период с 01.01.13 г. по 01.03.15 г.*
№ п/п Дата изменения одноставочного тарифа для населения на электрическую энергию в жилых домах (квартирах), необорудованных электрическими плитами Одноставочный тариф, бел. руб за 1 кВт-ч Курс Нацбанка РБ на означенную дату, бел.руб. Одноставочный тариф за 1 кВт-ч
за 1 долл. США за 1 ЕВРО центы США Евроценты
1 1 марта 2015 год 953,8 14960 16710 6,38 5,71
2 1 января 2015 год 942,5 11900 14460 7,92 6,52
3 1 декабря 2014 год 866,3 10810 13450 8,01 6,44
4 1 сентября 2014 год 818,9 10430 13700 7,85 5,98
5 1 марта 2014 год 745,9 9770 13400 7,63 5,57
6 1 января 2014 год 732,7 9520 13130 7,70 5,58
7 1 ноября 2013 год 610,6 9230 12650 6,62 4,83
8 1 сентября 2013 год 563,8 8990 11900 6,27 4,74
9 1 августа 2013 год 504,3 8800 11780 5,73 4,28
10 1 июня 2013 год 442,4 8690 11310 5,09 3,91
11 1 февраля 2013 год 382,4 8660 11740 4,42 3,26
12 1 января 2013 год 323 8570 11270 3,77 2,87
Примечание*. Таблица составлена автором на основании официальных данных ГПО «Белэнерго» и официальных курсов Национального банка РБ.
По данным таблицы видно, что за рассматриваемый период (26 месяцев) тариф повышался 11 раз и увеличился в рублевом эквиваленте в 2,95 раза, в долларовом на 69 % с 3,77 цента США за 1 кВт-ч до 6,38 центов США, при этом курс долл. США за этот период вырос на 75 %.
Кроме, того дифференцированная форма оплаты за электроэнергию введенная с 1 февраля 2013 года применяется к гражданам, проживающим в жилых домах (квартирах), оснащенных приборами индивидуального учета расхода электрической энергии. Нормы расхода электроэнергии не зависят от числа зарегистрированных и фактически проживающих в квартире, а также от площади помещения и количества комнат.
Абоненты, проживающие в квартирах с электроплитами, оплачивают электроэнергию по обычным тарифам, если не превысили норму потребления. То есть при потреблении электроэнергии:
• до 250 кВт-ч в месяц плата производиться по установленным законодательством тарифам;
• от 250 до 400 кВт-ч в месяц (включительно) - по установленным тарифам с применением повышающего коэффициента 1,3 (при этом тарифы не могут превышать 100 % возмещения затрат);
• свыше 400 кВт-ч в месяц - по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Для граждан, чьи дома не оборудованы электрическими плитами, предусмотрена аналогичная система оплаты электроэнергии:
• до 150 кВт-ч - по установленным тарифам;
• от 150 до 300 кВт-ч включительно - по тарифам с повышающим коэффициентом 1,3;
• свыше 300 кВт-ч - по тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат.
Введение этих норм, величина которых не зависит от числа зарегистрированных и фактически проживающих в квартире(доме) и от площади помещения и количества комнат вызывает весьма неоднозначное отношение к ним у различных социальных слоев населения Беларуси.
Тарифы (цены) на электроэнергию в странах входящих в состав ЕС-28
Для сравнения тарифов по странам входящим в ЕС-28 обратимся к следующему источнику, так согласно статистических данных сайта Европейской комиссии (портал «Eurostat» (www.ec.europa.eu/eurostat) [7]. Тарифы на электричество или ценовые схемы варьируются от одного поставщика к другому. Они могут меняться в результате принятия различных договорных контрактов, особенно для крупных промышленных потребителей. Мы будем рассматривать наиболее массовую группу промышленных потребителей с годовым диапазоном потребления от 0,5 до 2,0 ГВтч. Эта категория промпотребителей, как правило, составляет основу экономики любой развитой страны. Необходимая электрическая мощность для покрытия такого потребления (при работе 2,6 тыс. часов в год - 52 недели по 5 рабочих дней, состоящих из 10 часов) будет равняться не более 2000 МВтч / 2600 часов ~ 750 кВт мощности. Это примерно соответствует белорусским промпотребителям, подключенным к мощностям до 750 КВА. Также отметим, что анализ основан на ценах в среднем стандартном диапазоне потребления бытовых потребителей с годовым расходом электроэнергии в пределах от 2,5 и 5,0 МВтч.
Так, тарифы для промышленных предприятий и населения с учетом всех налогов и сборов по итогам 1-ой половины 2014 года, например, в Австрии составили: для промышленности 13,06 евроцентов за кВт-ч, а для населения 20,21 евроцентов за кВт-ч; в Болгарии - 8,96 и 8,32; в Германии - 20,71 и 29,81; в Дании - 24,33 и 30,42; в Великобритании - 15,48 и 19,18; в Польше - 10,15 и 14,21; в Финляндии - 9,1 и 15,63; во Франции - 11,57 и 15,85; в Бельгии - 12,83 и 20,97 [7].
То есть по данным статистической базы портала «Eurostat» видно, что тарифы на энергоснабжение для населения и промышленности в странах ЕС-28 неравномерны и их соотношение варьируются в диапазоне от 0,75 раза на Мальте до 2,22 раза в Швеции. Нужно отметить, что в ЕС только четыре страны, где тарифы для промышленных потребителей больше, чем для населения, это: Мальта и три страны из бывшего соцлагеря: Латвия, Литва и Болгария. В остальных 24 странах тарифы для населения выше, чем для промышленности от 1,05 до 2,22 раз и средняя арифметическая величина составляет превышение в 1,4 раза. Абсолютная разница имеет большие расхождения по всем странам: от -4,8 евроцента на Мальте и до 10,8 евроцента в Швеции, а средняя арифметическая величина по всем 28 странам составляет 4,1 евроцента (табл. 3).
Данные табл.3 по странам ЕС-28 (строки 1-28) ранжированы в порядке убывания по величине тарифа на электроэнергию для населения. Самый высокий тариф в ЕС для населения в Дании - 30,4 евроцента за 1 кВт-ч, а самый низкий в Болгарии - 8,3 евроцента. У наших соседей по бывшему СССР, а ныне входящих в ЕС - прибалтийским странам: в Эстонии этот тариф составил 13,07 евроцента за 1 кВт-ч; в Литве - 13,3; в Латвии - 13,65. Т. е. в странах Прибалтики тариф на электроэнергию для населения по итогам первой половины 2014 года выше, чем в Беларуси в среднем примерно в 2,2 раза.
По состоянию на 1 марта 2015 года в связи с очередной девальвацией белорусского рубля этот разрыв увеличился в среднем до 2,3 раз(табл. 3).
Особое внимание уделим налоговой составляющей в конечной цене электроэнергии для населения и промпотребителей в ЕС. Так, самая большая доля налогов и сборов в конечной цене для промпотребителей зафиксирована в Дании - 65,6 %, наименьшая на Мальте - 4,8 %, а в среднем по всем странам составила 18,1 %.
Наибольшая доля налогов и сборов в конечной цене электроэнергии для населения была в Венгрии - 21,3 %, а наименьшая на Мальте - 4,7 % и Великобритании - 4,8 %, средняя по всем 28-ми странам составила 15,5 % (табл. 4).
Таблица 3
Среднестатистические цены (тарифы) на электроэнергию для всех стран входящих в ЕС-28* (по итогам 1-го полугодия 2014 года)
.И Т= £ Страна € за кВт-ч электроэнергии для промышленных потребителей без учета налогов и сборов** € за кВт-ч электроэнергии для населения без учета налогов и сборов** Абсолютное отклонение (тариф для населения минус тариф для промышл.), евроцентов** Соотношение тарифа для населения к тарифу для промышленных потребителей, раз** € за кВт-ч электроэнергии для промышленных потребителей (все налоги и сборы включены)*** € за кВт-ч электроэнергии для населения (все налоги и сборы включены)*** Абсолютное отклонение (тариф для населения минус тариф для промышл.), евроцентов*** Соотношение тарифа для населения к тарифу для промышленных потребителей, раз***
1 Дания 0,0836 0,2433 16,0 2,910 0,2433 0,3042 6,1 1,250
2 Кипр 0,1586 0,2505 9,2 1,579 0,2071 0,2981 9,1 1,439
3 Германия 0,172 0,2224 5,0 1,293 0,2 0,2446 4,5 1,223
4 Италия 0,1337 0,2121 7,8 1,586 0,15 0,2407 9,1 1,605
5 Бельгия 0,1748 0,1937 1,9 1,108 0,207 0,2291 2,2 1,107
6 Ирландия 0,1246 0,1861 6,2 1,494 0,1507 0,2252 7,5 1,494
7 Швеция 0,1162 0,1771 6,1 1,524 0,1427 0,2175 7,5 1,524
8 Португалия 0,1094 0,186 7,7 1,700 0,1283 0,2097 8,1 1,634
9 Австрия 0,1088 0,1684 6,0 1,548 0,1306 0,2021 7,2 1,547
10 Нидерланды 0,0708 0,1573 8,7 2,222 0,0885 0,1967 10,8 2,223
11 Испания 0,1289 0,1826 5,4 1,417 0,1548 0,1918 3,7 1,239
12 Словакия 0,1031 0,1505 4,7 1,460 0,1247 0,1821 5,7 1,460
13 Великобритания 0,1336 0,1564 2,3 1,171 0,151 0,1767 2,6 1,170
14 Мальта 0,1007 0,164 6,3 1,629 0,1067 0,1738 6,7 1,629
15 Люксембург 0,0866 0,1336 4,7 1,543 0,1056 0,163 5,7 1,544
16 Финляндия 0,0964 0,1349 3,9 1,399 0,1157 0,1585 4,3 1,370
17 Словения 0,0734 0,1261 5,3 1,718 0,091 0,1563 6,5 1,718
18 Венгрия 0,1152 0,1256 1,0 1,090 0,1382 0,1507 1,3 1,090
19 Чехия 0,1861 0,1404 -4,6 0,754 0,1954 0,1474 -4,8 0,754
20 Польша 0,0825 0,1155 3,3 1,400 0,1015 0,1421 4,1 1,400
21 Франция 0,1171 0,1128 -0,4 0,963 0,1417 0,1365 -0,5 0,963
22 Греция 0,1168 0,1099 -0,7 0,941 0,1414 0,133 -0,8 0,941
23 Латвия 0,0956 0,105 0,9 1,098 0,1195 0,1312 1,2 1,098
24 Литва 0,0916 0,1089 1,7 1,189 0,11 0,1307 2,1 1,188
25 Хорватия 0,0877 0,1041 1,6 1,187 0,1087 0,129 2,0 1,187
26 Эстония 0,0829 0,106 2,3 1,279 0,1003 0,1283 2,8 1,279
27 Румыния 0,0914 0,0946 0,3 1,035 0,1142 0,1202 0,6 1,053
28 Болгария 0,0746 0,0689 -0,6 0,924 0,0896 0,0832 -0,6 0,929
Примечание*. Таблица разработана автором на основе официальных статистических данных сайта Европейской комиссии (портал «Еиго&1а(» (www.ec.europa.eu/eurostat). Годовое потребление для населения составляет 2,5 ^ 5,0 МВт, для промышленных потребителей 0,5 ^ 2 ГВт. **Цена без учета НДС и других невозмещаемых налогов и сборов (пошлин). ***Цена включает: рыночную цену, транспортировку магистральными и местными сетями, административные сборы и все налоги.
Средняя ставка НДС в странах ЕС в июле 2014 года составила 21,5 %. Лишь в небольшом количестве стран основная ставка НДС ниже 20 %. Максимальные ставки НДС по состоянию на 1 июля 2014 года в ЕС значительно разнятся от 15 % например, в
Люксембурге и до 27 % в Венгрии(Источник: из отчета Еврокомиссии: VAT Rates Applied in the Member States of the European Union [Ref. Ares(2014)2087537 - 25/06/2014]).
Таблица 4
Размеры налогов и сборов в конечной цене на электроэнергию с учетом всех налогов и сборов для всех стран ЕС-28 (по итогам 1-го полугодия 2014 года)*
№ п/п Страна Фактический размер налогов и сборов в цене на электроэнергию для промышленных потребителей, € за кВт-ч Фактический размер налогов и сборов в цене на электроэнергию для населения, € за кВт-ч Размер налогов и сборов в конечной цене на электроэнергию для промышленных потребителей, % Размер налогов и сборов в конечной цене на электроэнергию для населения, % Соотношение размера налогов и сборов для промышленных потребителей и населения, раз
1 Дания 0,1597 0,0609 65,6 20,0 3,28
2 Кипр 0,0485 0,0476 23,4 16,0 1,47
3 Германия 0,028 0,0222 14,0 9,1 1,54
4 Италия 0,0163 0,0286 10,9 11,9 0,91
5 Бельгия 0,0322 0,0354 15,6 15,5 1,01
6 Ирландия 0,0261 0,0391 17,3 17,4 1,00
7 Швеция 0,0265 0,0404 18,6 18,6 1,00
8 Португалия 0,0189 0,0237 14,7 11,3 1,30
9 Австрия 0,0218 0,0337 16,7 16,7 1,00
10 Нидерланды 0,0177 0,0394 20,0 20,0 1,00
11 Испания 0,0259 0,0092 16,7 4,8 3,49
12 Словакия 0,0216 0,0316 17,3 17,4 1,00
13 Великобритания 0,0174 0,0203 11,5 11,5 1,00
14 Мальта 0,006 0,0098 5,6 5,6 1,00
15 Люксембург 0,019 0,0294 18,0 18,0 1,00
16 Финляндия 0,0193 0,0236 16,7 14,9 1,12
17 Словения 0,0176 0,0302 19,3 19,3 1,00
18 Венгрия 0,023 0,0251 16,6 16,7 1,00
19 Чехия 0,0093 0,007 4,8 4,7 1,00
20 Польша 0,019 0,0266 18,7 18,7 1,00
21 Франция 0,0246 0,0237 17,4 17,4 1,00
22 Греция 0,0246 0,0231 17,4 17,4 1,00
23 Латвия 0,0239 0,0262 20,0 20,0 1,00
24 Литва 0,0184 0,0218 16,7 16,7 1,00
25 Хорватия 0,021 0,0249 19,3 19,3 1,00
26 Эстония 0,0174 0,0223 17,3 17,4 1,00
27 Румыния 0,0228 0,0256 20,0 21,3 0,94
28 Болгария 0,015 0,0143 16,7 17,2 0,97
Примечание *. Таблица разработана автором на основе официальных статистических данных сайта Европейской комиссии (портал «Eurostat» (www. ec. europa. eu/eurostat).
Отметим, что в 19-ти странах ЕС доля налогов и сборов в конечной цене для промпотребителей и населения практически одинакова. Однако, в Великобритании налоговая нагрузка для промпотребителей в 3,5 раза больше, чем для населения, а в Дании больше в 3,3 раза, в Италии наоборот население платит налогов меньше на 9%, чем промышленные потребители (табл. 4). Но, здесь нужно отметить, что население и промпотребители находятся в неравных условиях, т. к. промпотребителю в отдельных случаях возмещаются некоторые налоги и пошлины(например НДС). Также в ряде стран ЕС не взимались никакие налоги и сборы (кроме возможного НДС, подлежащего вычету), применимые к цене электроэнергии для промышленных потребителей.
Здесь нужно представить и сравнение доходов населения по некоторым странам-соседям. Так средняя заработная плата в некоторых странах по состоянию на 01.08 2014 г. составляла (в Евро): в Эстонии - 1023; в Латвии - 762; в Литве - 682; в Польше - 800; в России - 722 и соответственно в Беларуси - 450.
В Беларуси давно назрела необходимость реформы электроэнергетической отрасли, однако до настоящего времени все заинтересованные стороны не могут прийти к консенсусу о том, в каком направлении эта реформа должна протекать. При этом стороны соглашаются с тем, что разделение генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии, как это предполагает проект концепции закона об электроэнергетике, приведет к децентрализации управления отраслью, что, в свою очередь, чревато снижением надежности функционирования белорусской энергосистемы. Проект закона до сих пор находится в парламенте и о точных сроках его рассмотрения пока ничего неизвестно[2, 3, 5, 6].
Выводы
Анализ различных источников, учитывая сегодняшний уровень инфляции в Беларуси, показывает весьма существенное различие в исходных данных, а также различие в подходе и определении(для отчетности) усредненных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию у различных отечественных и зарубежных организаций и ведомств.
На данном этапе при формировании тарифа на электроэнергию в Беларуси, необходимо принимать во внимание важнейший социальный фактор - это обеспечение реального увеличения денежных доходов средних и малообеспеченных слоев населения, которое могло бы обеспечить полное возмещение затрат на энергоснабжение бытовых потребителей. В противном случае, резкое увеличение тарифов может негативно отразится на благосостоянии средней и малообеспеченной части населения страны.
Значительные затраты на подключение к сетям, перекрестное субсидирование населения за счет промышленных потребителей, тарифы на передачу электроэнергии, безусловно, формируют стимулы к созданию объектов собственной генерации у крупных промышленных потребителей энергоресурсов [1-3, 6, 8].
Список использованной литературы:
1. Ковалёв И. Л., Ковалёв Л. И. Экономические реалии и проблемы развития малой энергетики в Республике Беларусь // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН. - 2013, № 3 (27). - С. 83-96.
2. Ковалёв И. Л. О тарифной политике в энергетическом секторе Республики Беларусь // Проблемы развития территории. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН. - 2014. - № 3 (71), С. 134-141.
3. Ковалёв И. Л. Государственное регулирование энерготарифов в Республике Беларусь // Энергетик. -М.: НТФ «Энергопрогресс». - 2015, № 2. - С. 3-6.
4. Официальный сайт Государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» (ГПО «Белэнерго»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.energo.by/. Дата доступа: 23.03.2015.
5. Ковалёв И. Л. О перекрестном субсидировании в энергокомплексе Беларуси // Академия энергетики, - Санкт-Петербург. - 2014. - № 3(59). - С. 34-38.
6. Ковалёв И. Л. Тарифная политика в энергетике Беларуси // Энергетическая политика. - М.: Институт энергетической стратегии. - 2014. - № 4. - С .96-102.
7. Портал «Eurostat». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ec.europa.eu/eurostat /. Дата доступа: 31.03.2015.
8. Ковалёв И. Л. Формирование энерготарифов в условиях перекрестного субсидирования // Главный энергетик. - М.: Промиздат. - 2014, № 6. - С. 55-60.
Referenses:
1. Kovalev I..L., Kovalev, L.I. (2013), "Economic facts and problems of development of small-scale power generation in the Republic of Belarus" ["Ekonomicheskie realii i problemy razvitiya maloy energetiki v Respublike Belarus"], Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendetsii, prognoz, Institute of Social and Economic Development of Territories of RAN, Vologda, No. 3 (27), P. 83-96.
2. Kovalev I..L. (2014), "Regarding tariff policy in the energy sector of the Republic of Belarus" ["O tarifnoy politike v energeticheskom sektore Respubliki Belarus], Problemy razvitiya territorii, Institute of Social and Economic Development of Territories of RAN, Vologda, No. 3 (71), P. 134-141.
3. Kovalev I..L. (2015), "State regulation of energy tariffs in the Republic of Belarus" ["Gosudarstvennoe regulirovanie energotarifov v Respublike Belarus"], Energetik, NTF "Energoprogress", Moscow, No. 2, P. 3-6.
4. Official site of the State Electric Energy Production Group "Belenergo" (GPO "Belenergo"), viewed March 23, 2015, available at: : http://www.energo.by/.
5. Kovalev I. L. (2014), "Regarding cross-subsidies in energy complex of Belarus" ["O perekrestnom subsudirovanii v energokomplekse Belarusi"], Akademiya energetiki, St. Petersburg, No. 3 (59), P. 34-38.
6. Kovalev I. L. (2014), "Tariff policy in the energy sector of Belarus" ["Tarifnaya politika v energetike Belarusi"], Energeticheskayapolitika, Institute of Energy Strategy, Moscow, No. 4, P. 96-102.
7. Eurostat portal, viewed March 31, 2015, available at: http:// www.ec.europa.eu/eurostat/
8. Kovalev, I.L. (2014), "Formation of energy tariffs in cross-subsidy conditions" ["Formirovanie energotarifov v usloviyakh perekrestnogo subsidirovaniya"], Glavny Energetik, Promizdat, Moscow, No. 6, P. 55-60.
Поступила в редакцию 02.04.2015 г.
i ДП «Енергоринок»