Научная статья на тему 'Проблемы формирования стратегии развития предприятия'

Проблемы формирования стратегии развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2575
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова И. А.

В статье рассматривается зависимость разработки стратегии развития предприятия от различных факторов. При формировании стратегий машиностроительных предприятий целесообразно изучить как внешнее, так и внутреннее окружение предприятия. При совершенствовании стратегического выбора предприятию особое внимание следует уделять методическим вопросам. Методическое обоснование процесса формирования стратегии необходимо осуществлять с учетом условий высокой конкуренции. Раскрытие сущности стратегии обусловлено множеством факторов. Кроме того, при дефиниции «стратегии развития» в настоящее время основной акцент делается на выборе направления развития, наборе правил и действий, обеспечении и использовании ресурсов и не учитывается гибкость, способность адаптироваться к актуальным изменениям различных факторов и возможность принятия управленческих решений в условиях неординарных ситуаций. Теоретическими аспектами стратегии развития предприятия могут являться хронологический характер комплекса задач и предпринимательских мер, установление миссии развития предприятия, многоаспектность и комплексность стратегии, а также балансовая увязка стратегических направлений развития с имеющимися и будущими ресурсами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the dependence of the development strategy of the enterprise on various factors. When forming the strategies of machine-building enterprises, it is advisable to study both the external and internal environment of the enterprise. When improving the strategic choice of the enterprise, special attention should be paid to methodological issues. Methodological justification of the strategy formation process should be carried out taking into account the conditions of high competition. Disclosure of the essence of the strategy is due to many factors. In addition, when the definition of "development strategy" currently, the focus is on choosing the direction of development, the set of rules and actions, the provision and use of resources, and does not take into account the flexibility, ability to adapt to the current changes of various factors and the possibility of making managerial decisions in conditions of extraordinary situations. Theoretical aspects of company's development strategy can be the chronological nature of the complex problems of business and measures, the establishment of the mission of the enterprise development, the multi-dimensionality and com-plexnet strategy, and balance the alignment of strategic directions of development with the existing and future resources

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования стратегии развития предприятия»

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ И.А. Калашникова, канд. экон. наук, доцент e-mail: iak51@mail.ru

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматривается зависимость разработки стратегии развития предприятия от различных факторов. При формировании стратегий машиностроительных предприятий целесообразно изучить как внешнее, так и внутреннее окружение предприятия. При совершенствовании стратегического выбора предприятию особое внимание следует уделять методическим вопросам. Методическое обоснование процесса формирования стратегии необходимо осуществлять с учетом условий высокой конкуренции. Раскрытие сущности стратегии обусловлено множеством факторов. Кроме того, при дефиниции «стратегии развития» в настоящее время основной акцент делается на выборе направления развития, наборе правил и действий, обеспечении и использовании ресурсов и не учитывается гибкость, способность адаптироваться к актуальным изменениям различных факторов и возможность принятия управленческих решений в условиях неординарных ситуаций. Теоретическими аспектами стратегии развития предприятия могут являться хронологический характер комплекса задач и предпринимательских мер, установление миссии развития предприятия, многоаспектность и комплексность стратегии, а также балансовая увязка стратегических направлений развития с имеющимися и будущими ресурсами

Ключевые слова: стратегическое управление, предприятие, стратегия развития, реализация стратегии, механизм реализации

PROBLEMS OF FORMING OF STRATEGY OF ENTERPRISE

DEVELOPMENT I.A. Kalashnikova, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor

e-mail: iak51@mail.ru

Voronezh State Technical University

The article discusses the dependence of the development strategy of the enterprise on various factors. When forming the strategies of machine-building enterprises, it is advisable to study both the external and internal environment of the enterprise. When improving the strategic choice of the enterprise, special attention should be paid to methodological issues. Methodological justification of the strategy formation process should be carried out taking into account the conditions of high competition. Disclosure of the essence of the strategy is due to many factors. In addition, when the definition of "development strategy" currently, the focus is on choosing the direction of development, the set of rules and actions, the provision and use of resources, and does not take into account the flexibility, ability to adapt to the current changes of various factors and the possibility of making managerial decisions in conditions of extraordinary situations. Theoretical aspects of company's development strategy can be the chronological nature of the complex problems of business and measures, the establishment of the mission of the enterprise development, the multi-dimensionality and com-plexnet strategy, and balance the alignment of strategic directions of development with the existing and future resources

Key words: strategic management, enterprise, development strategy, strategy implementation, implementation mechanism

Актуальность данной статьи определяется - системный анализ конъюнктуры рынка;

проблемой, возникающей в области экономиче- - прикладной характер стратегии управле-

ских исследований стратегии и стратегического ния, установленной самим предприятием; управления развитием предприятия. Стратегия - оцифровка стратегического управления;

развития - «продукт» стратегического управле- - совокупность нематериальных активов для

ния. К основным элементам, характеризующим решения задач инновационного развития; текущие проблемы этапа развития стратегии - вхождение в пространство мировой эконо-

можно отнести: мики, распространение мировых достижений.

Методологией стратегического развития промышленных предприятий является унификация общего видения мира, выявление как осо-

© Калашникова И.А., 2019

бенностей, так и основных характеристик способов достижения намеченных целей руководством предприятия.

Итогом изучения современных тенденций в методологическом подходе к формулированию стратегии компании и интеграции инновационных инструментов управления в практике предприятий было обозначено эволюция компании.

Для определения приоритетных направлений развития промышленности необходимо выделить главные элементы основного методологического подхода к разработке стратегий. К ним можно отнести выделение теоретических положений, разработку принципов, особенностей, ключевых характеристик стратегического развития, формирование системы и механизма стратегии развития, определение инструментов реализации по-

ложений стратегии. В мировой практике выделяют определенные основополагающие принципы стратегического планирования, к которым относятся изучение и использование осознанного опыта, возложение ответственности за реализацию стратегии развития на руководителя предприятия, наличие в процессе стратегического развития логической последовательности и уникальности. Кроме того любая стратегия должна не только обладать индивидуальными свойствами, но и являться оптимальным результатом процесса взаимодействия нескольких альтернативных вариантов стратегий.

Стратегическое развитие как современная концепция предприятия может быть представлено в следующей последовательности (рис. 1).

Этап первый

Ж

Этап второй

НЕ

Этап третий

Этап четвертый

л "

Этап пятый

^ Установление миссии предприятия

Формулировка генеральной цели и ее декомпозиция

Формирование плана действий по достижению поставленных стратегических целей

Построение системы управления реализации проектов

Привязка комплекса проектов к конкретным структурным подразделениям предприятия

Рис. 1. Этапы осуществления стратегического развития предприятий

Стратегическая концепция развития предприятия основана на способности к самоорганизации. Есть и другие не менее важные подходы к классификации способов формирования и реализации бизнес-стратегий в научном сообществе.

Наибольший интерес представляют концепция управления бизнесом; концепция стратегического планирования развития бизнеса; концепция долгосрочных ресурсов; стратегическая концепция развития бизнеса на основе антикризисного планирования, концепция на основе самоорганизации.

Важно не только оценивать различные концептуальные подходы, но и учитывать их адекватность в конкурентной среде. Суть конкурентной стратегии заключается в сравнительном преимуществе. Оно включает в себя все функции, ресурсы, связи и решения, которые позволяют предприятию воспользоваться рыночными возможностями и избежать угроз рыночным пози-12 ЭКОНОМИНФО.

циям. Таким образом, в основе стратегического управления лежит выявление источников этих выгод и создание механизмов их активизации и реализации.

Методология стратегического отбора предполагает включение различных элементов исследования, в которые входят наблюдение и оценка применяемой стратегии, отслеживание итогов проведения стратегического анализа, применение программно-целевого подхода, разработка стратегической карты, использование проектного планирования.

Объединение креативных методов выбора приоритетных инновационных направлений развития предприятия основывается на реальности достижения поставленных целей и согласии между стратегическими и текущими задачами деятельности компании.

Стратегия развития устанавливает основные правила и методы достижения стратегических 2019. Т.16. № 1

целей развития промышленных предприятий экономически эффективным способом [2, 4, 5].

Что касается эволюции организационно-экономических аспектов развития промышленных предприятий, то при разработке и реализации стратегий развития необходимо учитывать несколько подходов к управлению предприятием. Общепринятой классификацией методов управления предприятием является система, включающая [2, 4]:

- мониторинг и управление на основе контроля исполнения бюджета (с 1900 г.);

- прогноз долгосрочного планирования деятельности предприятия с учетом тенденций прошлого на фоне ускорения темпов изменения внешней среды (с 1950 г.);

- управление, ориентированное на перемены, при котором темпы экологических изменений ускоряются, включающее в себя стратегический план развития бизнеса (с 1970 г.) и прогнозирование опасностей и угроз внешней среды;

- управление путем принятия таких стратегических решений, когда возникающие проблемы не могут быть вовремя предусмотрены и рассматриваться длительно.

Теория долгосрочного регулирования включает различные подходы к разработке стратегии. Согласно подхода Б. Ричардсона и Р. Ричардсона [7] управление предприятием происходит по разработанному стратегическому плану, где в процессе принятия решений формируются преимущества развития, а структурные подразделения разрабатывают стратегию действий по уже намеченному определенному вектору-направлению.

Суть другого подхода - итеративного планирования заключается в том, что общая стратегия является обобщающим итогом объединения частных результатов, полученных в процессе проведения разработок подразделениями предприятия. Это означает, что в осуществлении процесса стратегического планирования «снизу вверх» фигурируют, главным образом, уже будущие участники. Сам процесс оказывается более продуктивным со перспективной организационной точки зрения, но не всегда уровень мышления участников среднего звена соответствует требуемому уровню управления процессом реализации стратегии.

Особый интерес представляет третий подход к стратегии развития, который предусматривает

использование интуитивно разработанного плана формирования стратегии, при этом основная позиция по формированию стратегии принадлежит высшему руководству, так как считается, что только его сотрудники обладают уникальным опытом и интуицией . В этом случае существует опасность недостаточного оперативного реагирования подразделений предприятия на вероятные различные вариации окружения при реализации стратегии.

Еще один подход может быть предложен к рассмотрению - хаотическое планирование, который предлагают использовать как процесс принятия стратегических решений под влиянием проблем и обстоятельств. В этом случае участниками разрабатываются возможные стратегии для реагирования на непредвиденные события и во внешней, и во внутренней среде, из-за этого значение использования такого подхода значительно снижается

В настоящее время стратегическое развитие большинства промышленных предприятий любой отрасли российской экономики в основном базируется на сочетании бизнес-процессов и направлений инновационного развития. В связи с этим, стратегическая модель, построенная на опыте управленческой команды на советском пространстве, не отвечает современным вызовам внешней среды, и постепенное развитие получают стратегические модели развития, разработанные зарубежными компаниями.

Изучив взгляды ученых, занимающихся проблемами долгосрочного планирования развития современного предприятия, можно выделить следующие основные аспекты его стратегического развития как с организационной, так и с экономической точки зрения:

- соблюдение принципов проектного менеджмента обеспечит гибкое и мобильное реагирование на изменения в управлении при реализации стратегии развития;

- в качестве руководства к текущим изменениям на предприятии необходимо предусматривать расширяющиеся ресурсы стратегического развития потенциала человека;

- использование системного подхода к выбору инновационных направлений развития предприятия его конкурентных преимуществ в долгосрочном периоде;

- обеспечение жизнеспособности предприятия при условии масштабных изменений;

- баланс возможностей ресурсного обеспечения функционирования предприятия и угроз внешней среды.

Стратегия развития бизнеса должна основываться на взаимосвязи между ключевыми элементами стратегического управления (рис. 2).

Стратегическое управление основано на ситуации (в том числе на творческих многовариантных решениях, которые зависят от реальных и планируемых ситуаций), самой системе (в зависимости от самой системы) и конкуренции (с целью получения конкурентного преимущества).

Постро ение

системы управления реализации проектов

Концептуальное «ядро»

Миссия

Генераль ная цель

Формирование стратегического плана

Факторы

и ресурсы

Основные результаты развития проектов в структурных подразделениях предприятия

Рис. 2. Мультиколлинеарность слоев стратегического управления предприятием

Для разработки и реализации стратегии развития предприятия рассматривается возможность теоретически использовать несколько типов адаптивных механизмов стратегического управления, которые создают условия для эффективного использования ресурсов путем поддержания баланса предприятия с внешней средой.

В большинстве случаев современные предприятия национальной промышленности сталкиваются с таким окружением, когда возникающие проблемы решаются в простой и практически постоянной среде [8].

Значительные изменения в выбранном положении приводят к необходимости внутренних качественных потребностей хозяйственного субъекта. Но существуют такие системы управления предприятием, которые нуждаются в использовании более сложных приспособлений, то есть адаптивных механизмов различного типа. Такие механизмы применяются, например, в системах бюджетно-финансового контроля, долгосрочного и стратегического планирования [6].

Современные российские инновационные предприятия относятся толерантно к любым изменениям. Именно здесь распространены меха-

низмы с активной адаптацией. В их основе лежит непосредственная адаптация, что направлено на активное использование элементов внешней среды в деятельности предприятия.

Вариации из вне вызывают от предприятия адаптивную реакцию, которая выражается в диверсификации его внутренней структуры, в выборе определенной стратегии предприятия. Особо следует обратить внимание на мониторинг состояния среды в данных условиях и потребность в разработке ответных структурных процедур.

Полученные механизмы И. Ансофф, про-ранжировав поставленные задачи, определив возможные реакции на влияние изменений, предусмотрев шаги требуемого управления структурными подразделениями в нестандартных условиях, рассматривал как системы стратегического управления. В современных условиях преобразования российского промышленного производства в условиях стратегических неожиданностей весьма вероятны, что подтверждает актуальность их рассмотрения [1,2].

Использование приспособлений, формирующих внешнюю среду, позволяет определить ее особо благоприятные условия для осуществле-

ния деятельности предприятия. Главной направленностью применения указанных механизмов оказывается образование основ окружения, формирующих пакет внешних характеристик, наиболее благоприятных для осуществления деятельности предприятия. Стихийные рекомендации изменения окружения предприятия и ход рассуждений членов коллектива предприятия позволяют выбрать правильное тактическое ре-

Структурные механизмы Организация планирования

шение. Это подчеркивает возможность выбора и применения механизма разработки окружения в условиях значительных систем управления. Адаптивные механизмы позволяют выбрать именно ту стратегию развития предприятия, которая соответствует его внешнему окружению, уровню управления, достигнуть поставленные перед участниками цели (рис. 3).

1

I

Организационный механизм

Механизм конкуренции и ценообразования

Механизм

самофинансирования инвестиций и производства

Механизм использования заемных средств

Механизм мотивации научно - технического развития производства

Мотивы

формирования прибыли

Мотивы преодоления внутренних проблем

Мотивы удовлетворения потребностей покупателей

Мотивы решения социальных проблем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивы имиджжа

Мотивы мотивации персонала

Рис. 3. Взаимодействие механизмов реализации стратегий развития предприятия

Предлагаемая система механизмов реализации стратегий предприятия может обеспечить достижение стратегических целей при меняющихся условиях своего функционирования.

Любое преобразование, замена какого-либо элемента одного из приведенных механизмов влечет за собой определенные сдвиги в структуре других механизмов. Это говорит о том, что все механизмы стратегического управления обладают такими свойствами, как полнота, целостность, завершенность, и подтверждает наличие у механизма реализации стратегии свойств едино-

го организма и, одновременно оптимальной обособленности его элементов.

Таким образом, все предложенные механизмы должны быть включены в единую систему стратегического управления развитием предприятия как ее элементы.

Следовательно, стратегическое развитие компании играет важную роль в долгосрочном развитии промышленного производства и повышении его эффективности.

Стратегическое развитие предприятия должно быть воплощено в особом документе, где

обозначаются хронологические ориентиры достижения комплекса целей посредством решения многоплановых задач, исходящих от приоритетов стратегического развития предприятия и сбалансированных с ресурсами развития.

Управление стратегии развития осуществляется с использованием организационно - экономического механизма, состоящего из нескольких блоков, среди которых, мы выделяем наиболее важные: блок планирования; блок мотивации; блок верификации контроля и корректировки.

Формирование стратегии развития предприятия имеет многоэтапный процесс, разрабатываемый на основе ретроспективного и стратегического анализа, основные результаты которого позиционируются в формате реализации инновационно - инвестиционных проектов.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф, пер. с англ. Л.И. Евенко - М. Экономика, 1989. - 303 с.

2. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учеб. пособие / В.С. Ефремов. - М.: Финпресс, 1998. - 191 с.

3. Соколов В.М. Экономическая стратегия развития цветной металлургии в условиях интеграции отрасли в мировую экономику: диссертация ... доктора экон. наук: 08.00.05 / Соколов Виталий Михайлович. - Новосибирск, 2000. - 297 c.

4. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Г.Н. Степанова. - М.: МГУП, 2001. - 136 с.

5. Miller D., Friesen P., Mintzberg H. Organizations: A Quantum View. Prentice Hall, 1984.

6. Chandler A.D. Inventing the Electronic Century: The Epic Story of the Consumer Electronics and Computer Industries. Free Press: N.Y.

7. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов сохраняя целостность / Х. Рамперсад, пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 352 с.

8. Калашникова И.А. Организация инновационного проектного управления на предприятии / И.А. Калашникова // Теория и практика организации промышленного производства. Эффективность организации и управления промышленными предприятиями: проблемы и пути решения: материалы Межд. научн. -практ. конф. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский государственный технический университет, 2017. Ч.1-199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.