Научная статья на тему 'Проблемы формирования стратегического потенциала предприятия в рыночных условиях хозяйствования'

Проблемы формирования стратегического потенциала предприятия в рыночных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульгин Р. В., Демчук О. В.

Сложности современного этапа развития предприятий допускают, чтобы предприятия для обеспечения конкурентоспособности проводили определенные адаптационные изменения, направленные на замену своей производственной структуры, политики и технологий. Успешная деятельность на рынке определяется потенциалом предприятия, который представляет собой реальную или вероятностную возможность выполнять целенаправленную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования стратегического потенциала предприятия в рыночных условиях хозяйствования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

оплата за отработанное время. Существует также целый ряд условий, при которых целесообразно применять ту или иную форму оплаты труда. Условия применения сдельной оплаты труда: наличие количественных показателей работы, непосредственно зависящих от конкретного работника; возможность точного учета объемов выполняемых работ; возможность у рабочих конкретного участка увеличить выработку или объем выполняемых работ; необходимость на конкретном производственном участке стимулировать рабочих в дальнейшем увеличении выработки продукции или объемов выполняемых работ.

Условия применения повременной оплаты труда: отсутствие возможности увеличения выпуска продукции; производственный процесс строго регламентирован; функции рабочего сводятся к наблюдению за ходом технологического процесса; функционирование поточных типов производства со строго заданным ритмом; увеличение выпуска продукции может привести к браку или ухудшению ее качества.

Изменение величины заработной платы - один из инструментов воздействия на персонал фирмы. Воздействие на персонал является необходимым условием его эффективного использования. Поэтому при анализе использования трудовых ресурсов большое внимание уделяется изучению оценке экономической эффективности использования ресурсов рабочей силы. [4, с. 132]

Эффективность использования трудовых ресурсов - важнейшее экономическое понятие, характеризующее результативность использования трудовых ресурсов; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах трудовых ресурсов и измеряется как отношение результата к затратам живого труда во всех сферах деятельности: в сфере материального производства, в непроизводственной сфере, в сфере общественного, коллективного и частного производства.

Основной задачей руководства предприятия является проведение активной кадровой политики и обеспечение условий для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков. Для поддержания уровня квалификации работников, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются кадровые перестановки. Список использованной литературы:

1. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2012. - 256 с.

2. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 214 с.

3. Мартанус Р. В. Социальное управление: кадры и кадровая политика: Учеб. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 336 с.

4. Шеремет А. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М. -2012.- 237 с.

© Шаповалов И. И., 2016

УДК 338.45

Шульгин Р. В.

Магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация Демчук О. В. док-р. экон. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В

РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация

Сложности современного этапа развития предприятий допускают, чтобы предприятия для обеспечения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

конкурентоспособности проводили определенные адаптационные изменения, направленные на замену своей производственной структуры, политики и технологий. Успешная деятельность на рынке определяется потенциалом предприятия, который представляет собой реальную или вероятностную возможность выполнять целенаправленную работу.

Ключевые слова

Хозяйствующий субъект, рыночная экономика, стратегия развития, стратегический потенциал, жизненный цикл.

Каждая организация находится и функционирует в рамках внутренней среды, однако, при этом она не является автономной, так как внутренняя среда совместно с внешней средой создает для организации определенные условия, в которых формируется ее стратегический потенциал. Стратегический потенциал организации дает возможность организации существовать и выживать в определенном временном отрезке, а также иметь долгосрочные перспективы развития.

Говоря о классификации стратегических возможностей организации, их условно можно разделить на два основных вида: пороговые возможности и возможности для конкурентного преимущества. Пороговые возможности предприятия тщательно изучаются только на первоначальной ступени управления, ведь это возможности, минимально необходимые для существования предприятия на рынке и его способности к соперничеству во внешней среде. Для второго вида стратегических возможностей нужны уникальные ресурсы и ключевые компетенции. [1, с. 168]

Правильно разработанная тактика и верно рассчитанный стратегический потенциал предприятия являются сложными и динамичными факторами успеха фирмы, зависящими от внутренних и внешних, сильных и слабых сторон предприятия. В связи с этим их анализ и управление должны базироваться на всеобъемлющем интеграционном подходе. Известно, что сильные и слабые стороны предприятия представлены, преимущественно, его финансовыми и ресурсными возможностями и компетентностью менеджмента, именно они и создают стратегический и тактический потенциал для использования предоставляемых рынком предприятиям шансы.

Для достижения своих стратегических целей предприятие должно иметь потенциал - оптимальными по значимости и структурой, ресурсами и умением их эффективно использовать. Потенциал формируется и используется в соответствии со стратегическими целями и перспективами предприятия. Итак, совокупность ресурсов, которые отвечают этим критериям, считаются стратегическим потенциалом предприятия.[3, с. 28] Для целей и анализа потенциала предприятия следует разделять на четыре категории. Базовый потенциал, который обеспечивает предприятию возможность основных коммерческих целей создания экономических ценностей и получения при этом прибыли. Скрытый потенциал - это активы, которые не представляют конкурентное преимущество на сегодняшнем этапе, хотя в перспективе могут транспортироваться в базовые средства. Сюда следует отнести кадровый потенциал предприятия, накопленный опыт в определенной сфере бизнеса. Когда скрытый потенциал достигает определенного уровня он может быть реализован в виде открытия нового направления бизнеса, улучшения потребительских свойств товара. Убыточный потенциал, его наличие приводит к потреблению ресурсов без какой-нибудь прибыли для предприятия. Например: через нерациональную организационную структуру могут возникнуть затраты на дублирование функции. Типичный потенциал характеризуется наличиями у предприятия активов, которые обеспечивают эффективное использование других потенциалов.[2, с. 114]

Экономический потенциал предприятия представляет собой состав его ресурсов - трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении предприятия для производства запланированных работ и услуг. Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют следующие факторы и показатели [4, с. 145]:

- объем и количество производственных ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии, информации;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

- способности персонала предприятия и профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;

- финансовое состояние предприятия, уровень текущей платежеспособности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности.

Стратегия каждой компании формируется с целью использования того набора ресурсов, который имеется. Цель стратегического анализа ключевой компетенции - предложить новую базу для формирования стратегического плана, исполнение которого ведет к появлению (поддержанию) устойчивого конкурентного преимущества, а также оценить потенциал этого плана с позиций финансового состояния и возможностей организации или бизнес-системы в целом. Анализ ресурсов и компетенций компании позволяет определить состав ключевых компетенций компании, т.е. то, что она делает лучше всего и лучше своих конкурентов.

Уровень стратегического потенциала предприятия определяется: во-первых, составом и современным видом системы имеющихся ресурсов; во-вторых, ступеням соответствия ресурсного потенциала стратегическим целям и заданиям предприятия; в-третьих, способностью ресурсного потенциала обеспечить стойкость хозяйственной системы к влиянию внешнего окружения и внутреннюю гибкость.

Основными составляющими стратегического потенциала предприятия, которые определяют его возможности, являются: способность к проведению макроэкономического анализа ситуации в стране и регионе деятельности; способность к прогнозированию изменений в объеме и структуре потребительского спроса; способность к анализу и прогнозированию конъюнктуры рынка ресурсов и капитала; разработки эффективных стратегий взаимодействия с рынками для получения необходимых ресурсов; способность к выдвижению и реализации конкурентоспособных идей, относительно технологии и организации производственного процесса, осуществления закупок товарных ресурсов и формирования товарной пропозиции; способность к обеспечению устойчивости предприятия к негативным изменениям во внешнем окружении функционировании за счет разработки и реализации эффективных защитных стратегий; способность к обеспечению внутренней гибкости предприятия за счет использования технологических инноваций, изменения направления мотивации и стимулирования труда, товарной и региональной диверсификации деятельности, оснащения новыми основными фондами.

Уровень, освоения потенциальных возможностей предприятия определяет конкурентный статус предприятия. Это понятие используется не для оценки положения предприятия на рынке, а для характеристики возможностей предприятия к ведению конкурентной борьбы, предпосылки достижения предприятием определенных конкурентных преимуществ.

Таким образом, под стратегическим потенциалом предприятия понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегии предприятия. Стратегический потенциал формируют только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегических решений. Кроме того, потенциал предприятия существенно зависит от условий, в которых протекает деятельность предприятия и подвержен постоянным изменениям. Если речь идёт о деятельности в условиях неплатежей и взаимозачётов, то основным стратегическим ресурсом становятся деньги и другие высоколиквидные средства. В условиях нормальной экономики к стратегическому потенциалу могут быть отнесены все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия.

Список использованной литературы:

1. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2012. -296 с.

2. Градов А. П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой: Учеб. пособие.. - М.: Юнити, 2012. - 221 с.

3. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 214 с.

4. Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с фр. - Спб.: Наука, 2011. -334 с.

5. Шеремет А. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М. -2012.- 237 с.

© Шульгин Р. В., Демчук О.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.