Научная статья на тему 'Проблемы формирования современных жизненных стратегий в студенческий период'

Проблемы формирования современных жизненных стратегий в студенческий период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВЫБОР РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимбекова О.А.

Каждый человек так или иначе представляет свою жизнь через пять, десять, а то и двадцать лет, ту жизнь, какую хочется видеть. Авторами данного исследования обозначены ключевые черты и элементы, входящие в систему жизненной стратегии развития; также в результате сравнительного анализа элементов жизненной стратегии составлена иерархия составных частей и предложены механизмы осмысления настоящей и «будущей» жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования современных жизненных стратегий в студенческий период»

Сов. радио, 1968. - 340 с.

13. Шрейдер, Ю. А. О семантических аспектах теории информации / Ю. А. Шрейдер // Информация и кибернетика / А. И. Берг [и др.] ; под ред. А. И. Берга. - М. : Сов. радио, 1967. - С. 1547.

14. Харкевич, А. А. О ценности информации / А. А. Харкевич // Проблемы кибернетики. - 1960. - Вып. 4. - С. 53-57.

15. Ставцева, Т. И. Информация как субстанциональный элемент современной экономики и категория теоретического анализа : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Т. И. Ставцева ; Орловская регион. акад. гос. службы. - Орёл, 2006. - 51 с.

16. Smith, P. An Introduction to Godel's Theorems / P. Smith. - Cambridge : Cambridge University Press, 2007. - 376 p.

17. Ченцова Н.В. Особенности формирования экономики знаний в современных условиях : автореф. дис. ... к-та экон. наук : 08.00.05; Фин. акад. при Прав-ве РФ - М., 2008. - 26 с.

УДК 378.14

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Алимбекова О.А., 2018 соискатель ученой степени Ph.d, Российский университет дружбы народов ассистент, Таджикский национальный университет

Аннотация: каждый человек так или иначе представляет свою жизнь через пять, десять, а то и двадцать лет, ту жизнь, какую хочется видеть. Авторами данного исследования обозначены ключевые черты и элементы, входящие в систему жизненной стратегии развития; также в результате сравнительного анализа элементов жизненной стратегии составлена иерархия составных частей и предложены механизмы осмысления настоящей и «будущей» жизни.

Ключевые слова: жизненная стратегия, психология, жизненные планы, образовательные ориентации, выбор развития.

PROBLEMS OF FORMATION OF MODERN LIFE STRATEGIES IN THE STUDENT PERIOD

Alimbekova O.A., 2018 PhD Degree Applicant, Peoples Friendship University of Russia assistant, Tajik National University

Abstract: each person in one way or another presents his life in five, ten, or even twenty years, the life that one wants to see. The authors of this study identify the key features and elements that make up the concept of "strategy creation"; Also, as a result of a comparative analysis of the elements of the life strategy, a hierarchy of constituent parts was drawn up and mechanisms for understanding the present and "future" life were proposed.

Key words: life strategy, psychology, life plans, educational orientations, choice of development.

Студенчество выступает перспективным слоем, который динамично аккумулирует интеллектуальный потенциал и навыки эффективной гражданственности, чтобы уже в ближайшее время иметь основания для вхождения в политические, интеллектуальные, образовательные и творческие элиты [5; 16]. Жизненные стратегии молодежи является неотъемлемой составляющей общего духовного ландшафта общества, прежде всего, из-за образованности и активной жизненной позиции студентов [9; 12]. Вместе с тем жизненные установки студенчества включают в себя характерные противоречия и кризисные явления, присущие обществу в целом [8; 11].

Общеизвестным фактом является то, что современный студент становится более практичным, что проявляется в стремлении с помощью образования достичь успеха в жизни, материального благополучия и повысить социальный статус. Особые надежды возлагаются на высшее образование в

ситуации кризиса и неопределенности, присущей современным реалиям.

Соответственно, особое значение приобретает изучение базовых стратегий, которыми руководствуются современные студенты в своей жизни. Ведь именно от содержания и направленности этих стратегий во многом зависит уже ближайшее будущее страны, судьба образования, науки, экономики и политики.

В рамках социальных наук категории, представляющие концепт «стратегии жизни», исследовались в той или иной степени представителями различных направлений. Прежде всего, идея сознательной ориентации поведения человека выражена в теориях социального действия М. Вебера и Т. Парсонса.

В феноменологии разрабатываются концепции субъективности и интерсубъективности поведения личности (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), стратегического действия и взаимодействия (И. Гофман). В символическом интеракционизме (У. Томас, Дж. Мид) рассматривается роль символов и значений в интерпретации людьми жизненной ситуации, конструировании ими действий. Интегративный анализ стратегического поведения людей совершили П. Бурдье, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, М. Арчер, П. Штомпка. В своих теориях они осмысливают сложную взаимосвязь стратегий с социальными и культурными условиями жизнедеятельности людей.

Жизненные стратегии - феномен не только социального, но и морального характера [21]. Они не сводятся к жизненной прагматике (например, кем стать), но и должны содержать в себе то или иное решение вопросов выбора типа того, каким быть, какими средствами этого добиться, какие позиции отстаивать на пути нравственного самоопределения.

В наиболее общем виде стратегии жизни относится к деятельности, которую принято определять, как смыслопродуктирование, отсюда - теоретико-методологическое значение концепции жизненных смыслов, которую воплотил в своих работах В. Франкл. Мы разделяем убеждение, согласно которому личность очень нуждается в выстраивании собственной жизни в рамках определенных смыслов, которые осознаются как ценность и предоставляют всем существование важного смысла. Отсутствие таких смыслов обесценивает жизнь, ставит под сомнение любой внешний «успех». Все это лишний раз свидетельствует об исключительной важности философской культуры у воспитанников высшей школы, формирование у них интереса к собственному духовному миру, к достижениям мировой и отечественной культуры. Только на такой основе может формироваться настоящая ответственность человека, специалиста и гражданина.

Ряд исследователей, в частности Г.Г. Вербина [2], первым шагом в исследовании жизненных стратегий считает введение понятия индивидуального пути личности немецкого психолога Ш. Бюлер. В наиболее общем функциональном плане жизненную стратегию личности можно толковать как универсальную мотивирующую систему. Жизненные цели и ориентиры должны вдохновлять человека на действия, на достижение результатов, тех или иных промежуточных пунктов. Следовательно, крайне важно исследовать мотивационную сферу современных студентов, ведь именно она предопределяет специфику учебного процесса, построение планов, особенности и пути их осуществления. Важно выяснить, что именно побуждает студентов к учебной деятельности, какие именно потребности привели их в стены вузов. Не менее важен ответ на вопрос, в какой мере для студенчества знания, образованность востребованы сами по себе, как это влияет на качество их учебной деятельности. Если обратиться к сравнению, то вуз является для студента центром «общества знаний», а жизненная стратегия - индивидуальным путем к обществу знаний в будущем.

В социальных науках долгое время были распространены понятия «жизненный путь», «жизненные планы», отражавшие в большей степени идеологическую установку, а именно приоритет общественных интересов по отношению к индивидуальным. Акцент делался на изучении социальной составляющей жизненных планов молодых людей в условиях относительной социальной стабильности, а реальный процесс их жизни чаще всего выпадал из поля зрения исследователей.

В.Г. Пичугин [13] с позиций деятельностного подхода в психологии предложил анализ категории «жизненная стратегия» с двух точек зрения: в широком смысле, как способность личности соединять индивидуальные особенности, возможности и притязания с требованиями социальной среды, и, в узком смысле, как способ решения жизненных противоречий. Принципиальным в определении жизненной стратегии, по его мнению, является соотношение типа личности с образом

жизни, в связи с чем она выделяет два критерия жизненных стратегий: внутренний и внешний. К внутреннему критерию относится степень активности личности в построении собственной жизни. Внешним критерием является объективные требования социальной реальности. Активность -основной параметр, который проходит через все сферы жизни личности и проявляется как «способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым». Учитывая это, все жизненные стратегии делятся на два общих типа: активные и пассивные. Для психологического анализа жизненных стратегий М. Мдивани и П. Кодесс выделяют две ведущие свойства: содержание стратегий и степень их осознания.

Учитывая сложность самого феномена жизненных стратегий, в современной науке нет единого общепризнанного определения понятия «жизненные стратегии», поэтому продолжается научная дискуссия. Жизненная стратегия трактуется как совокупность планов и программ личности, сформированных на основе ее представлений о прошлом, настоящем, будущем, о самом себе и соответствующих потребностях, жизненных целях и прогнозах, как модели жизни личности, возможностях ее построения с учетом целей, а также ее соотношение с общественными целями и возможностями ее осуществления. Н.В. Соболева и О. Тихонова комплексно подошли к дефиниции жизненных стратегий, подчеркивая динамизм последних [13].

С функциональной точки зрения особое значение имеет регуляторная функция жизненной стратегии, что подчеркивает А.Р. Янгузин [24]. Он определяет жизненные стратегии как более или менее осознанный способ конструирования человеком своей жизни в соответствии с присущей ей системой ценностей, смыслов и целей. Итак, этот автор справедливо считает основным фактором, ядром жизненной стратегии именно ценности личности. Ценностные представления образуют основы социального мировоззрения человека, определяют вектор и содержание ее социальной активности. Именно поэтому ценности является одним из определяющих двигателей и регулирующих факторов развития общества.

Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют мотивы и цели деятельности. Ф.О. Семёнова и А.М. Узденова подчеркивают, что ценностные ориентации отражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, обусловливают ценностное отношение к действительности [15]. Казыханов А.А., Редников Д.В. отнесли ценностные ориентации к важнейшим в жизненных стратегиях [7]. Р.М. Лобацкая утверждает, что по сути образование является «накоплением знаний через усвоение духовных ценностей» [10]. Тип, уровень и качество полученного образования являются инструментами формирования интеллектуального потенциала страны и ресурсом, который дает определенные гарантии конкретному лицу. Н.В. Скрипкина определяет образование как «духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей» [17].

В последнее время ценностная компонента получения высшего образования неизменно повышается. Как отмечает З.Н. Хабибуллина, ценности ведут и привлекают человека, у человека всегда есть свобода: свобода делить выбор между принятием и отвержением предлагаемого, то есть между тем осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным [19]. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъектной активности, образует и самого субъекта в ней.

Для анализа жизненных стратегий студентов важным критерием является иерархия ценностей, с которыми выходят студенты в представлениях о собственном будущем. Типология ценностных ориентаций предполагает выделение и учет следующих групп ценностей: а) поздравительная, связанная с простейшими или первичными идеалами человека, значимыми для сохранения и продления жизни; к ним относятся, в частности: ценность самой жизни человека, здоровья, благополучия, отношения с родственниками, образование, квалификация, правопорядок; б) интеракционистская, связанная с потребностями людей в общении и взаимодействии (индивидуализм или коллективизм, социальный престиж, взаимопомощь, доброта, честность, верность, дружба, любовь, уверенность в себе, чуткость, интеллект, внешняя привлекательность и т.д.); в) социализационная, связанная с потребностями в усвоении норм поведения, принятых в конкретной группе или социуме (вера, патриотизм, интернационализм, приверженность традициям, уверенность в завтрашнем дне, социальная справедливость, демократия, социальная активность,

свобода, равенство, законопослушность); г) универсальная, связанная с потребностями человека в осмыслении своих действий (жизнь, добро, зло, моральные ценности).

Жизненная стратегия всегда соотносится с какими-нибудь разновидностями распространенных в обществе идеологий и соответствующими комплексами важнейших ценностей [4]. Последние, разумеется, не являются уникальными, но они, непременно, имеют личностную окраску, несут на себе отпечаток собственного опыта, собственных убеждений и тому подобное.

Реализация этих ценностей, их достижение и отстаивание воплощает смысл жизни человека, хотя бы даже она этими категориями («ценности», «смысл жизни») и не оперировала никогда. Согласно иерархии жизненных ценностей, выстраиваются и ключевые жизненные цели -образовательные, профессиональные, личностные и др. Система ценностей влияет на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов.

В системе ценностей индивидуалистического типа сердцевину жизненной стратегии составят категории самоутверждения, самореализации, выявления и развития собственного потенциала, гедонистические устремления, процесс познания или творчества, преобладают идеалы служения, исполнения обязанностей, продолжение семейного дела (профессиональной династии) и др.

В реальной жизни человек исповедует определенный симбиоз этих ориентаций, сочетая их с различными другими аксиологическими образованиями [6]. Соответственно, в ценностной системе координат и выстраивается определенный вариант жизненной стратегии, представляет собой видение наиболее общего вектора жизненной траектории, выстроенной в соответствии с ценностными ориентирами.

М.А. Гнатюк, в итоге социологического анализа жизненных стратегий в условиях общественного кризиса в отечественной истории конца 1980-1990-х гг., приходит к выводу о повторяемости поведенческой активности личности, поскольку в ней объединены как индивидуальные взгляды, ценности, стремление, так и социально закрепленные нормы и правила [3]. Исследователь реализуют анализ жизненных стратегий в рационально-содержательных и эмоционально-символических планах социально-пространственных и социально-временных координатах.

А.С. Самигуллина рядом с вопросом сущности жизненных стратегий ставит вопрос о наличии жизненных стратегий у каждого человека и необходимости их построения и, в итоге, анализа факторов эффективности жизненных стратегий, к которым относит жизненный выбор, самоопределение, жизненную перспективу, жизненную компетентность и социализацию личности, дает следующее определение: «Жизненные стратегии являются сложными полисистемными образованиями личности, в основе которых лежит потребность в нахождении человеком наиболее эффективных способов самореализации. Жизненные стратегии направлены на длительное время, что проявляется в построении жизненной перспективы, выборе путей самоопределения, особенностях самореализации и жизненной компетентности человека» [14].

Специфика подхода О.Е. Хальзова определяется рассмотрением стратегий жизни личности как фактора развития общества [3]. В этом качестве он определяет жизненные стратегии в узком смысле как «понятие, отражающее процесс выполнения главной, долговременной и устойчивой жизненной задачи, характер которой зависит от индивидуальных характеристик (преимуществ) субъекта жизни, степени неопределенности и нелинейности жизненной среды (ситуации)», а в широком - «как понятие, отражающее способ решения главной, долговременной и устойчивой задачи жизни или ее этапа, придает деятельности субъекта определенную направленность».

Таким образом, жизненные стратегии в наиболее обобщенном виде надо толковать как динамическую систему перспективного ориентирования личности в жизни с возможностью внесения (осуществления) изменений в зависимости от конкретного контекста и обстоятельств.

Как способ рационального отношения к собственным перспективам, жизненная стратегия ставит целью и предусматривает преимущественно сознательное управление и проектирование личностью собственной жизни путем поэтапного формирования будущего. Другие формы рационализации (жизненные планы, намерения, сценарии и др.) входят в стратегию как ресурс и форма воплощения (артикуляции) стратегии.

На наш взгляд, жизненные стратегии личности могут быть определены в качестве комплексного феномена наиболее обобщенного (универсального) масштаба, который включает в себя все другие измерения и категории, характеризующие жизнь человека в целом и его поведение.

Жизненная стратегия - это способ организации человеком своей жизни, способность к приведению жизненных условий в соответствии с базовым комплексом ценностей и индивидуальным своеобразием [1; 22].

В рамках нашего исследования важное значение приобретает признание того, что стратегия развития образования, в частности, высшего образования, тесно связана со стратегиями жизнетворчества молодежи, делая эти далеко идущие представления взаимозависимыми. Такое понимание стратегии создания соответствует общему толкованию социальной сущности стратегии в ее соприкосновении с любым масштабом. С помощью стратегии создания человек становится способным выходить за пределы самовоспроизводства в рамках устоявшихся алгоритмов - и творить собственный жизненный проект. Происходит то, что в рамках деятельностного подхода Л.В. Шукшина определяет, как преодоление закрытости и переход к параметрам открытости [23].

Жизненные стратегии личности является комплексным феноменом, который связан с категориями, характеризующими поведение и жизнь человека в целом. Жизненная стратегия выполняет роль паттерна, или генерального плана, в рамках которого артикулируются и интегрируются в определенное согласованное целое элементы: главные цели человека, понимание средств (ресурсов) и временных измерений по достижению промежуточных и коренных целей и тому подобное.

Список литературы:

1. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 9-15.

2. Вербина Г.Г. Психология семьи. - Чебоксары, 2006. - 237 с.

3. Гнатюк М.А. Теоретические проблемы исследования российской молодежи в социологической науке и эвристический потенциал отечественной социологии молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т. 3. № 11. С. 57-61.

4. Дольгирева Е.В. Модель дидактической технологии «эмоционально-смысловое взаимодействие» (ЭСВ) // Среднее профессиональное образование. 2013. № 5. С. 35-41.

5. Елькина О. Ю., Лозован Л.Я. Мудрая власть коллектива: от теории к творчеству (Итоги VI Международной студенческой олимпиады по педагогике имени В.А. Сластенина) // Педагогическое образование и наука. 2013. №6 154-157.

6. Илюшина Н.Н., Борисова М.М., Павлова Н.П., Щербакова Т.Н. Вожатская методичка. -Москва, 2017. - 274 с.

7. Казыханов А.А., Редников Д.В. Онлайн игры как элемент социализации человека // Инновационное развитие. 2017. № 5 (10) С. 122-123.

8. Костенко М.А. Семейно ориентированная социальная поддержка: институционализация инновационных практик в российской системе защиты детства // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2014. № 4. С. 35-41.

9. Кудашкина О.В., Липатова Е.Е. К проблеме психолого-педагогической подготовки студентов медицинского ВУЗа // В сборнике: Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук I Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 123-127.

10. Лобацкая Р.М. Формирование инновационной личности как одна из проблем опережающего инновационного образования // Инженерное образование. 2007. № 4.

11. Орищенко С.С. Блудный сын или взаимоотношения отцов и детей в фильме Павла Лунгина «Дирижёр» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15. № 2-3. С. 778-782.

12. Петрова Е.Г., Холина О.А. Психолого-педагогические особенности становления будущих педагогов как субъектов здорового образа жизни // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 114.

13. Пичугин В.Г. Эмоциональная устойчивость. - Москва, 2009.

14. Самигуллина А.С. Семиотика концептов: к проблеме интерпретации субъективных смыслов. - Уфа, 2006. - 120 с.

15. Семёнова Ф.О., Узденова А.М. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 83. С. 847-856.

16. Ситаров В.А., Ковров В.В., Сикорская Л.Е. Педагогика и образование XXI в // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 215-218.

17. Скрипкина Н.В. Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 22-26.

18. Соболева Н.В., Тихонова О. К вопросу семейных ценностей и отцовства в современном обществе // В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 196-198.

19. Хабибуллина З.Н. Значение идей русского космизма в современном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-4. С. 208-211.

20. Хальзова О.Е. Развитие коллизийной личностной функции учащегося // Педагогика. 2008. № 2. С. 122-124.

21. Черникова В.Е. Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства // Вестник Калмыцкого университета. 2014. № 3 (23). С. 113-118.

22. Шапошникова Т.Д. Культурологические ориентиры современной педагогической компаративистики // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 4. С. 114-124.

23. Шукшина Л.В. Иллюзорное сознание и его функции // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 149-153.

24. Янгузин А.Р. Духовные ценности в современной России // Евразийский юридический журнал. 2016. №12 (103). С.216-217.

УДК: 378.046.4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗадворнаяМ.С., 2018

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, старший преподаватель кафедры дошкольного образования, Санкт-Петербург

Аннотация: современный этап развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. Общий смысл, общее направление модернизации образования остается единым - системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Сущность новых направлений развития российского образования определяет ряд ратифицированных правительством документов, способствующих вхождению страны в мировое образовательное пространство и стимулирующих интеграционные образовательные процессы. Подобные изменения имеют высокую значимость для педагогических работников дошкольного образования. Автором статьи анализируются результаты проведенного в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования исследования «Образовательные потребности педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО». Целью исследования было выявление образовательных потребностей, запросов и затруднений педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.