УДК 10
ББК Ю 6-61
Е.П. Федорова
г. Чита
Жизненные стратегии человека как проявление ценностного отношения к жизни
В статье автор рассматривает жизненные стратегии и утверждает, что они являются содержательной характеристикой жизненного мира человека в процессе его становления как самоорганизующейся психологической системы. Представленный факторный анализ результатов исследования жизненных целей студентов позволил автору выделить пять факторов, проявляющих ценностно-смысловое отношение человека к жизни и характеризующих его жизненный мир на этапе профессионального становления.
Ключевые слова: жизненные цели, смысл жизни, жизненные стратегии, жизненный мир человека, временная перспектива, факторная структура.
E.P. Fedorova
Chita
Human life strategies as an aspect of the axiological attitude to life
The author investigates life strategies and affirms that they present a conceptual aspect of the human life world while a person is developing as a self-organized psychological system. The factor analysis of the students' life goals enabled the author to point out five factors which make the person's attitude to the sense and values of life clear and characterize his/her life world at the stage of his/her professional development.
Key words: life goals, the sense of life, life strategies, human life world, time perspective, factor structure.
Идея индивидуализации жизненного пути, предложенная Ш. Бюлер [см.: 4] , на некоторое время утратила внимание психологов, но сегодня вновь становится актуальным направлением научно-практического поиска, поскольку исследование жизненного мира человека представляет собой достаточно широкий контекст для осмысления проблем саморазвития, самореализации, самоосуществления человека.
Когда обладание материальными ресурсами ставится самоцелью, формируется потре-
бительский способ жизни, который сегодня активно навязывается человеку. Это приводит к обеднению духовной жизни, к нежеланию принимать ответственность за свои поступки и лишает человека возможности быть хозяином и творцом собственной жизни.
В период студенческой жизни происходит становление жизненных ценностей, которые пересматриваются на этапе профессионального становления. Студенты в период обучения в вузе продумывают возможные варианты своего жизненного пути, возможности развития профессиональной карьеры, формируют свои ближайшие и перспективные жизненные планы.
Мы полагаем, что жизненные стратегии, проявляющиеся в жизненных целях, являются показателями ценностно — смыслового отношения к собственной жизни. Они выступают динамической характеристикой жизненного мира человека и содержательно характеризуют его на этапе профессионального становления. В данной статье представлены результаты исследования жизненных стратегий студентов экономического вуза.
Анализ проблемы становления жизненного мира человека сегодня вновь привлекает внимание ученых [см.: 7; 11; 12; 13]. Обращение к данной проблеме не случайно, поскольку позволяет переосмыслить ее уже на новом этапе развития психологической науки, переживающей сегодня «антропологический поворот» [см.: 13]. Анализируя тенденцию антропологизации психологии,
В.Е. Клочко отмечает, что сегодня наука находится на пути к «целостному человеку», полагая его предметом психологического познания [см.: 7,; 13].
Понятия, близкие к категории «жизненные стратегии», типологии жизненных ориентаций человека, представлены в зарубежных концепциях личности. Так, по-прежнему актуально утверждение Э. Фромма о том, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, разрушает личность. Человек стоит перед выбором — «иметь» или «быть», у него два пути: первый — стремление к удовлетворению материальных благ («иметь») и второй — саморазвитие («быть многим») [см.: 15]. Фромм едва ли не единственный из западных философов, кто последовательно развивал мысль о человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворного начала. Человеческое бытие мыслитель понимает как становление человека и совершенствование его духа. Человек может обрести или потерять себя. Он может обогащать свою жизнь, но в равной степени обладает способностью самоутраты. Э.Фромм подчеркивал, что «обладание и бытие являются двумя
основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» [см.: 15].
К. Хорни выделяет три основных стратегии жизни, вырабатываемых человеком с детства, (она называет их личностными ориентациями по отношению к другим людям):
— движение к людям (человек с такой ориентацией единственной целью для себя выбирает любовь и все другие цели подчиняет желанию обрести эту любовь);
— движение против людей (философия этого человека выражена в утверждении: жизнь — это борьба за существование);
— движение от людей (человек не желает приспосабливаться к современным условиям жизни и отказывается от всякого проявления борьбы в силу того, что у него чрезмерно выражена потребность в независимости и неприкосновенности) [16, с. 207 — 209].
А. Адлер использует понятие «жизненный стиль личности», вкладывая в него значение, которое человек придает миру и самому себе. Жизненная цель, согласно Адлеру, формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей самой личности. Именно в детстве складывается уникальный жизненный стиль человека, интегрирующий приспособление к жизни и взаимодействие с окружающим миром. Любовь, дружбу и работу Адлер называет основными жизненными задачами. Процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире по существу являются творческими актами. Адлер утверждает: человек творит свою жизнь [см.: 3].
Психологи гуманистического направления (А. Маслоу и К. Роджерс) рассматривают самоактуализацию и стремление к личностному росту как сущностные характеристики человека [см.: 17; 18; 19]. А .Маслоу, определяя самоактуализацию как труд, утверждал, что человек, обладающий способностью саморазвития, ставит перед собой целью достижение совершенства в том, что он призван делать. По мнению К. Роджерса, человек всегда открыт опыту. Стать личностью в полноте смысла этого понятия - значит осуществить свое человеческое предназначение, поскольку личностью может сделать себя только сам человек, и никто, кроме него самого, не может сделать его счастливым [см.: 18].
Для экзистенциальной психологии и ее представителей (В. Франкл, Р.Мэй) важным является понимание человека, когда во взаимодействии с окружающим миром для него открываются смыслы его жизни. Стратегия жизнетворчества — это способ бытия, при котором человек занимает
позицию активного созидателя своей жизни [см.: 17]. Гуманистический и экзистенциальный взгляд на природу человека объединяет стремление человека к самоактуализации [см.: 17; 19].
Проблема «конструирования» жизненного пути личности становилась предметом внимания психологов на разных этапах развития отечественной психологической науки и связана с работами П. Жане, Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, К.А. Абульхановой, А.А. Кроника.
Жизненный путь «вбирает» в себя функционирование, изменение, становление человека. Ш. Бюлер выделила три аспекта изучения жизненного пути человека:
1) объективные условия его жизни;
2) эволюция его ценностей;
3) его творческая самореализация [4, с. 158].
В отечественной психологии подходы к изучению жизненных стратегий человека берут начало в работах С.Л.Рубинштейна, полагающего человека активным преобразователем и творцом своей жизни. По мнению К.А. Абульхановой, положение С.Л.Рубинштейна о жизни как способе существования человека позволило осуществить переход к изучению личности через способ осуществления ею своей жизни :«одним и тем же актом творческой самодеятельности, создавая и его, и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое» [1. с. 9]. К.А. Абульханова, развивающая в своем научном творчестве идеи С.Л. Рубинштейна, наличие жизненных стратегий у человека считает показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни [1, с. 9 — 32].
Динамика жизненного пути, как показывает автор, не просто течение событий, их спонтанный ход, но и его зависимость от характера целенаправленной активности личности. В своем движении человек переходит от стихийного способа жизни к такому, который он определяет сам. По мнению ученого, личность можно назвать зрелой тогда, когда она сумела установить свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начала рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели [см.: 1]. Жизненный путь, таким образом, рассматривается ею как способность человека организовать свою судьбу по собственному замыслу.
Чтобы осуществить жизненное самоопределение, необходима высокая степень свободы выбора. Суть этого определения в нахождении таких условий, такого образования, профессии, которые максималь-
но отвечали бы особенностям личности, ее желаниям, способностям, в построении соответствующей стратегии жизни. Ею особо выделяются типы жизненных стратегий по основанию «инициатива-ответственность» [см.: 1].
Б.Г. Ананьев вершиной жизненного пути человека считал обретение им собственной индивидуальности, его становление как субъекта жизнетворчества и возможность осознанного выстраивания своего жизненного пути. Л.И. Ан-цыферова рассматривает жизненный путь как индивидуальное преломление личностью движения социально-исторической реальности. Она также утверждает, что потенциал человека неисчерпаем в ходе его поступательного развития на всех этапах жизненного пути. Основа развития личности выражается в «постановке человеком перед собой все более и более далеких задач, становящихся смыслом жизни индивида». Подобные задачи, нередко выходящие за пределы жизни человека, — важнейшая детерминанта жизненного пути личности и ее временной организации [2, с. 17-18].
В своей концепции личностного самоопределения М.Р. Гинзбург выделяет понятие ««жизненное поле личности» как совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования — актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее, в рамках которого разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. Согласно Гинзбургу, для психологического будущего характерна структурированность, длительность планирования, насыщенность смыслом представлений о будущем. Структура жизненный целей, следовательно, дает возможность судить о содержании, ясности жизненных целей, а глубина целеполагания — о протяженности временной перспективы, выявляет детерминацию, обусловленную «внешним», социальным или «внутренним» — стремлением к самореализации в профессии [см.: 6].
О.К. Тихомиров, исследуя проблему целео-бразования в процессах мышления, утверждал: цель всегда есть представление будущего. Сам по себе образ будущего еще не образует цели, но он становится ею лишь будучи связанным с потребностями и мотивами [14, с. 110]. Как только человек поставил перед собой цель, так она начинает направлять и мотивировать усилия по ее реализации [см.: 14].
Д.А. Леонтьев утверждает, что жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. Смысл жизни определяется автором как более или менее адекватное переживание
интенциональной направленности собственной жизни [9, с. 249]. Автор полагает: процесс построения жизненных альтернатив является, в сущности, процессом обретения смысла жизнедеятельности. Реальными альтернативами они становятся тогда, когда вписываются человеком в контекст своего жизненного мира. Протяженность временной перспективы в представлении жизненных целей позволяет спрогнозировать (построить) образ возможного будущего, сконструировать «картину» будущей жизни Стратегии жизни, следовательно, детерминированы потребностями, мотивами человека, его ценностно-смысловыми координатами [см.: 9].
Продолжая традицию рефлексивной психологии, С.Ю. Степанов особый акцент ставит на изучение в жизненном пути процесса развития творческой уникальности человека, жизнетвор-чества, сотворчества. Исходя из представлений об акме как вершине жизни человека, можно представить жизненный путь как единый творческий акт, направленный на решение наиболее сложных для человека жизненных задач в любых сферах его жизни, которые требуют от него особых беспрецендентных усилий. Творческая реализация жизненного пути человека должна представлять собой единство творческого отношения человека:
— к своим жизненным ценностям;
— к своему жизненному потенциалу;
— к практической реализации собственных ценностей [см.: 4].
Авторы рефлексивно — гуманистического подхода выделяют две противоположные позиции человека относительно собственной жизни. Первая — это отношение к жизни как к уже поставленной кем-то (родителями, обществом и т.д.) задаче, решение которой со временем придет само собой, найдется. Можно предположить круг целей — образование, семья, карьера, материальное благополучие и т.д. Посвящая свою жизнь достижению этих целей, человек, возможно, не придет к осмыслению своего уникального предназначения, о ценности именно своей жизни. Минуя «риски» и «зоны неопределенности», он вряд ли осознает смысл собственной жизни.
Вторая позиция — отношение к жизни как к задаче, которую он должен решить сам, осознанно определив для себя цели, осуществляя поиск необходимых ресурсов для их достижения. Тогда его ждет «неопределенность», поиск и обретение ценностей и смыслов собственного существования. Таким образом, жизнь может стать для него ценностью.
Жизненный путь может стать для человека творческой задачей. Именно в ходе решения
творческой задачи под названием «жизнь» создается творческая уникальность человека [4, с. 8].
Понятие «жизненные стратегии» содержательно представляются авторами посредством «цели». Приведем два примера, иллюстрирующих подобные толкования:
— жизненные стратегии — «это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла» [5, с. 74 — 75];
— «жизненная стратегия есть структура жизненных целей, развернутая во временной перспективе психологического будущего» [11, с. 147].
Утвердившиеся в науке понятия «жизненные стратегии», «жизненное самоопределение» получают новое объяснение на новом этапе развития психологического знания. Сегодня проблема становления жизненного мира человека рассматривается в контексте понимания человека «целостного» [см.: 7], а не суммы слагаемых элементов. В.И. Слободчиков, исследуя развитие субъективной реальности в онтогенезе, пишет, что «человек как субъект не есть просто калька или слепок общественных условий своего существования. Реально он всегда предстает как уникальность и неповторимость, и притом — не только природная, но и как психологическая и духовная уникальность» [13, с. 29].
В историко-системном исследовании жизненного мира человека, выполненном в рамках теории психологических систем В.Е. Клочко, представлены методологические основания возникновения и развития понятия «жизненный мир человека» и его ближайших аналогов («жизненное пространство», «транссубъективное пространство» и т.д.). В логике трансспек-тивного анализа жизненный мир человека есть его история как субъекта своей жизнедеятельности, разворачивающейся в конкретном историческом и социальном времени и в известной мере им определяющейся [см.: 7; 8].
В частности, Е.В. Некрасовой показан по-лидисциплинарный характер понятия «жизненный мир человека» и раскрыта его связь с идеей «хронотопа». Дано определение «хронотопа», обозначаются хронотопические характеристики жизненного мира человека, намечается возможный подход к их исследованию через анализ поэтических и литературных текстов [см.: 12].
Обобщение результатов исследования проблемы жизненного мира человека, выполненных под руководством В.Е. Клочко,
О.М. Краснорядцевой учениками научной
школы, позволяет констатировать следующее:
1. Жизненный мир человека является системным образованием, особой психологической онтологией, имеющей субъективнообъективную природу.
2. Жизненный мир представлен как динамический системный конструкт, особая психологическая реальность, в которой проявляет себя пространственно-временная (хронотопиче-ская) развертка бытия человека, понимаемого в качестве открытой системы, способной к самоорганизации и саморазвитию.
3. «Многомерный мир человека» как онтологическое основание жизни обеспечивает осмысленность бытия. Мир не рождается вместе с человеком, он им созидается и конструируется: каков человек, таков и его уникальный мир.
4. Становление «жизненного мира человека» как системное образование осуществляется в процессе развертывания относительно самостоятельных стадий, характеризующихся преемственностью уровней развития и отражающих его динамику: предметное сознание (предметный мир ребенка), смысловое сознание (смысловой мир ребенка), ценностный мир человека.
5. Особенности жизненного мира взрослого человека определяют характерный облик «образа мира» и «образа жизни». Единство и соответствие этих миров друг другу свидетельствует о целостности и устойчивости жизненного мира человека. Перестройка образа мира является результатом трансформации ценностносмысловых оснований мира человека. Изменение образа мира влечет за собой изменение образа жизни. Самоорганизация человека как открытой психологической системы обусловлена противоречием образа жизни (как живет человек) и образа мира (как он понимает и объясняет свой мир и свою жизнь в нем) человека [см.: 7; 8].
В контексте данного подхода жизненные стратегии человека могут быть поняты как результат процесса целеобразования на этапе жизненного пути, переживание и представление возможных вариантов развертывания жизни во временной перспективе. Жизненные стратегии являются содержательной и динамической характеристикой жизненного мира человека как открытой, как психологической системы.
Целью нашего исследования было изучение особенностей жизненных стратегий человека, являющихся содержательно-динамической характеристикой жизненного мира человека и их
проявлением в процессе профессионального становления.
Данная цель конкретизирована задачами:
— провести экспериментальную процедуру по изучению жизненных целей студентов экономического вуза во временной перспективе;
— на основе диагностики жизненных целей получить факторноаналитическую структуру, содержательно характеризующую жизненные стратегии человека, его жизненный мир и отражающую его отношение к собственной жизни как ценности.
Жизненные цели, на наш взгляд, являются ключевыми звеньями процесса самодетермина-ции жизненного мира человека. Представляя жизненную цель единицей анализа, можно полагать, что жизненные цели дают возможность судить о содержании жизненных стратегий человека.
Методический инструментарий исследования представлен экспериментальной методикой исследования жизненных стратегий, предложенной М.О.Мдивани, П.Б. Кодесс [см.: 11].
Анализ выборов целей во временной перспективе показывают, что «пик» выраженности жизненных целей приходится на ближайшую перспективу — сейчас и через 2 года, где наблюдается большая их осознанность. По мере удаления во времени осознание целей становится менее отчетливым: уменьшается общее количество выборов целей. Данные ранжирования целей, развернутых во временной перспективе, можно обобщить, сгруппировав цели, получив-
На первом этапе исследования нами проведена экспериментальная процедура, позволяющая изучить жизненные цели сейчас и во временной перспективе (через 2 года, 5 лет, 10 лет и 15лет). Жизненные цели позволяют сконструировать возможные варианты будущего жизненного пути. Список из 16 жизненных целей получен в результате факторизации 188 эмпирически выделенных жизненных целей россиян [см.: 11]. Вслед за авторами методики мы использовали полученный ими список жизненных целей, предложив студентам оценить субъективную важность каждой из названных жизненных целей во временной перспективе сейчас, через 2 года, через 5 лет, через 10 лет и через 15 лет. В исследовании приняли участие 122 студента экономического факультета Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права. Полученные данные были проранжированы. В таблице 1 представлены ранговые значения жизненных целей:
шие высокие ранговые значения по группам. Наиболее значимые группы жизненных целей представлены четырьмя компонентами. Первый из них может быть назван «саморазвитие», он отражает стремление студентов к личностному росту, развитию своей личностной компетентности. Во всех периодах жизненного пути для данного компонента получены высокие ранги (от 1 до 3). Второй компонент в структуре жизненных целей — «ценности самореализации в
Таблица 1
Ранговые значения жизненных целей студентов-экономистов
Жизненные цели Период времени
Сейчас Через 2 года Через 5 лет Через 10 лет Через 15 лет
РАНГ РАНГ РАНГ РАНГ РАНГ
1. Овладеть профессией, мастерством 6 3 10 12 13
2. Путешествовать по миру 15 15 14 7 11
3. Обрести свое призвание в жизни 8 7 3 9 10
4. Стать богатым 14 14 7 4 9
5. Найти настоящую любовь 10 9 9 11 12
6. Получить хорошее образование 2 6 12 13 14
7.Иметь интересный круг общения 4 4 5 4 5
8. Заботиться об экологии 12 12 11 10 8
9. Развиваться как личность 1 2 3 3 3
10.Заботиться о своем здоровье 5 5 4 3 1
11.Делать добро для других людей 7 8 6 5 6
12. Иметь хорошую семью 11 10 1 2 4
13.Стать известным 16 16 15 13 15
14. Вести нравственную жизнь 9 11 8 6 8
15. Иметь хороших друзей 3 1 2 1 2
16.Способствовать развитию общества 13 13 13 8 7
профессии» — оказался важным для студентов и сейчас, и в перспективе. В него входят цели «получить хорошее образование», «овладеть профессией, мастерством», «обрести свое призвание в жизни» (2, 3, 4 ранговые места). Третий компонент можно назвать «ценности общения», так как цель иметь хороших друзей прослеживается как значимая для всех периодов жизни. К этому компоненту отнесена цель «иметь интересный круг общения» и «иметь хороших друзей», получивших 4 и 5 ранговые места. К четвертому компоненту в системе жизненных приоритетов может быть в равной степени отнесена цель «забота о своем здоровье», отражающая стремление студентов к поддержанию здорового образа жизни (1-5 ранги), и компонент, названный нами «ценности семьи». Он получил также высокие ранговые позиции (1, 2 и 4). Однако цель «иметь хорошую семью» проявляется как значимая у студентов в перспективе — через
5, 10 и 15 лет.
Жизненные цели, связанные с внешним успехом и материальным благополучием («стать богатым», «стать известным»), традиционно ассоциирующиеся в молодежной среде с представлениями об успехе, не получили высоких ранговых значений, хотя задачу «стать богатым» студенты ставят для себя в более отдаленной перспективе — через 5, 10 и 15 лет (ранги 4, 7, 9). Цели, связанные с социально желаемым поведением в обществе («способствовать развитию общества»), получили самые низкие ранговые места (ранги 7, 8, 13), как и цель «заботиться об экологии» (ранговые места 8, 10, 11, 12). Обращают на себя внимание средненизкие ранговые позиции для целей «вести нравственную жизнь » (ранги 6, 8, 9, 11) и «делать добро другим людям» (ранговые места 5, 6, 7, 8). Следовательно, можно полагать, что цели духовно-нравственной жизни сегодня не особенно волнуют студентов.
Проведенное эмпирическое исследование выявляет следующие особенности жизненных стратегий студентов: их меньшее стремление к социальному проявлению, внешнему успеху и материальному благополучию, а большее — к саморазвитию. Потребность в общении, проявившаяся довольно ярко, является закономерной для данного возрастного периода жизни. Цели общения выражены в желании «иметь хороших друзей» и «иметь интересный круг общения». Они противопоставлены (являются биполярными) социально желаемым и одобряемым в обществе целям: «заботиться об экологии, «способствовать развитию общества», равно как и целям внешнего
успеха — «стать богатым», «стать известным», «путешествовать по миру». Данные исследования позволяют сделать вывод о доминировании «внутренней» детерминации над «внешней», «социальной». «Овладеть профессией, мастерством», «развиваться как личность» и «иметь хороших друзей» сегодня, а в будущем (через 5, 10, 15 лет) — «обрести призвание в жизни», «стать богатым» и «иметь хорошую семью» — эти жизненные цели характеризуют жизненный мир студента.
На следующем этапе исследования полученные данные были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент. Факторная структура жизненных стратегий представлена пятью факторами с уровнем покрытия объясняемой дисперсии 84%. Она выглядит следующим образом:
— фактор «Актуальность общения и саморазвития» отражает стремление к общению («иметь хороших друзей» — 0,8; «иметь интересный круг общения» — 0,6), стремление к личностному росту и здоровому образу жизни («развиваться как личность» — 0,8; «вести нравственную жизнь» — 0,8; «обрести свое призвание в жизни » — 0,7; «заботиться о своем здоровье» — 0,8). Кроме того, к данному фактору отнесена такая значимая цель, как «иметь хорошую семью» — 0,7;
— фактор «Самореализация в профессиональной сфере» отражает стремление к получению профессиональных знаний, профессиональному развитию. Данный фактор включил в себя две цели: «получить хорошее образование» — 0,8 и «овладеть профессией, мастерством» — 0,7;
— фактор «Внешний успех» связан с укрепившимися в массовом сознании молодежи традиционными представлениями об успешной и благополучной жизни («путешествовать по миру» — 0,7; «стать богатым» — 0,6). В данном факторе проявилась цель «найти настоящую любовь» — 0,6;
— фактор «Социально желаемое поведение в обществе» отражает позитивное проявление личности в обществе, включает в себя такие цели, как «заботиться об экологии» — 0,8; «делать добро для других людей» — 0,7;
— фактор «Социальное признание» включает в себя такую социальную ценность, как цель для человека, как «стать известным» — 0,8. Цель «способствовать развитию общества» (0,5), проявившаяся в данном факторе, отражает намерение молодых людей направить в будущем свои усилия на социально значимые для общества преобразования.
Резюмируя результаты исследования, мы приходим к следующим выводам:
1. Фактор «Актуальность общения и саморазвития» является наиболее выраженным среди других в факторной структуре жизненных стратегий человека. На наш взгляд, представляет интерес факт того, что цели, входящие в данный фактор, в некоторой степени противопоставлены целям фактора «Социальное признание». Это подтверждается полученными ранговыми значениями: цели фактора «Актуальность общения и саморазвития» получили первые три ранговые места, а входящие в пятый фактор «Социальное признание» — последние (ранги 16, 15, 13).
2. Представления о ценностях образования для студентов связаны с освоением профессии и достижением профессионального мастерства в ней. Можно утверждать, что молодые люди условием жизненного успеха считают хорошее образование и овладение мастерством в своей профессии. Это подтверждают данные исследования, где в качестве значимого проявился фактор «Самореализация в профессиональной сфере».
3. При планировании студентами целей жизни на 5 и 10 лет вперед ценности семьи становятся главными, о чем говорят высокие ранговые места, полученные для данной цели. Цель «иметь хорошую семью» проявилась в первом факторе структуры.
4. Цели саморазвития одинаково проявились во всех «отрезках» временной перспективы: и сейчас, и в будущем. Жизненная цель «развитие личности» получила высокие ранговые значения и тоже отражена в первом факторе .
5. Цели внешнего успеха и материального достатка получили среднее выражение и, следовательно, они проявились как жизненные ориентиры в отдаленной перспективе (через 10 лет).
6. Для студентов экономического вуза значимым сейчас является «общение в кругу свер-
стников», они стремятся к «личностному росту и саморазвитию». Однако жизненными ориентирами и ценностями в настоящее время для них являются «получение хорошего образования» и «овладение мастерством в своей профессии».
7. Менее актуальны для них в настоящее время такие жизненные задачи, как «стремление к внешнему социальному успеху», «социальное признание». В отдаленной перспективе как значимые они обозначают для себя ценности «семьи» и «материального благополучия».
Таким образом, полученная структура жизненных целей в полной мере проявляет ценностно-смысловые позиции по отношению к собственной жизни. Факторная структура жизненных целей характеризует особенности жизненных стратегий студентов экономического вуза, их жизненный мир на этапе профессионального становления. Полученные результаты позволяют полагать, что сегодня жизненные задачи студентов пока не связаны с творческим отношением к собственной жизни, поскольку они не обнаруживают стремления «успеть воплотить» [см.: 1], а именно они и характеризуют отношение к жизни как творческой задаче. Мы обнаруживаем, что «общественно значимые» цели не выступают как актуальные в настоящее время и в ближайшей временной перспективе.
Анализ полученной факторной структуры жизненных стратегий позволяет представить особенности жизненного мира человека в содержательной и динамической характеристике, каковой являются жизненные стратегии, Жизненные стратегии, проявляющиеся в конкретных жизненных целях, показывают тот «вектор» развертывания жизненного пути, который свойственен человеку на этапе профессионального становления. Они характеризуют ценностно-смысловое отношение к жизни и указывают на направленность личностного потенциала человека.
Библиографический список
1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
2. Адлер, А. О невротическом характере / под ред. Э.В.Соколова / пер.с нем. — СПб.: Изд-во « Университетская книга», 1997. — 388 с.
3. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системе// Психология формирования и развития личности. — М., 1981. - С.3-18.
4. Варламова, Е.П., Степанов, С.Ю. Психология творческой уникальности человека. - М.: Институт психологии РАН, 2002. — 256с.
5. Васильева, О.С., Демченко, ЕА Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Психологические проблемы самореализации/ под ред. Е.Ф.Рыбалко, ЛАКоростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета. — 2000. — Вып.4 .— С. 74 — 84.
6. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии,1994. — № 3. — С. 43-52.
7. Клочко, В.Е. Самореализация в психологических системах. Проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). — Томск.: ТГУ, 2005 — 174 с.
8. Клочко, В.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика. // Психология обучения, 2008. — № 8. — С. 10 — 23.
9. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2003 — 487 с.
10. Маслоу, А. Психология бытия / пер. с англ. — М.: Изд-во Международный гуманитарный фонд «Знание», 1997. — 394 с.
11. Мдивани, М.О., Кодесс, П.Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. — 2006. — № 4. —
С. 146 - 150.
12. Некрасова, Е.В. Пространственно- временная организация жизненного мира человека. - Барнаул, 2005 - 318 с.
13. Слободчиков, В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания //Экспериментальные исследование по проблемам общей, социальной и дифференциальной психологии. — М., 1979. — С. 15 — 20.
14. Тихомиров, О.К.Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
15. Фромм, Э. Иметь или быть? — М., 1990. — 63с.
16. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / пер. с анг. — М.: Изд-во «Университетская книга», 1993. — 478 с.
17. Greening, T. Existential challenges and responces // The Humanistic Psychologist, 1992. — Vol. 20. — № 1.— PP. 111 — 115.
18. Rogers, C. Notes on Rollo May // J. of Humanistic Psychology, 1982. — V. 22. — № 3. — PP. 8 — 9.
19. Rowan, J. Two humanistic psychologies or one? // J. of Humanistic Psychology, 1989. — V. 29. — № 2. — PP. 224 — 229.