Сотская Тамара Всеволодовна,
кандидат экономических наук, доцент, г. Краснодар, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарской академии МВД России
АНИЯ
>1
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
ЛАСТЬ для самой власти и власть для экономики - это очень разные вещи. В первом случае - это . проблема собственной безопасности, то есть выживания и преемственности власти, ее внешней легитимности и неоспариваемос-ти, способности пресекать случаи демонстративной нелояльности и неподчинения. Для экономики ситуация выглядит ровно наоборот: персональная стабильность власти, солидность ее внешней атрибутики - вопрос вторичный.
Главное - содержание законов, устанавливаемых властью, и отношение между ними и реальной жизнью. Однако, именно в этом власть сегодня оказывается слабой и беспомощной. Она не в состоянии реально контролировать не только экономические и юридические отношения, но и собственный аппарат, который живет по собственным законам и представлениям, часто независимым от воли тех, кто находится на вершине пирамиды власти.
С учетом того, что новые, еще неясные по содержанию, номиналии государственного регулирования могут формироваться только во взаимодействии с общественной практикой, их формирование в среде властвующих осуществляется в рамках политической борьбы. Такая борьба, рационально предполагающая улучшение социального положения в иерархии властвования, экзистенци-онально содержит процесс общественного экспериментирования. Такое положение сложилось в
силу причин исторической памяти, созданной феноменами высылки или уничтожения представителей различных социальных слоев, претендовавших на практическую или теоретическую деятельность, не попадавшую под постулаты марксизма-ленинизма. Однако, как показали последующие события, динамика была на стороне лиц из числа властвующих, находившихся в процессе «образования-формирования».
Каким способом формируется субстанциональная структура экономики в сознании властвующих? С учетом механизма Пиаже-Мамардавшви-ли такое формирование может осуществляться в ходе соответствующей общественной практики: формированием номинапий, установлением между ними закономерных связей, усложнением идеальных моделей для выработки эффективного способа взаимодействия с той же общественной практикой. Этот процесс имеет целью максимизацию, определенным образом, сформулированной полезности.
В среде властвующих происходит процесс смены содержания субстанциональной структуры ценностей, опирающийся на замену коллективистских установок на индивидуалистические. Здесь имеет место изменение качества процесса коррупции от отдельных проявлений до массового явления.
По мнению автора статьи, прорыв к новому балансу субстанциональных структур в сознании
ОБЩЕСТВО И ПРАВО » 2004 Ш № 3(5)
105
властвующих произошел в рамках принятия, без критического осмысления, номинальных конструкций, представленных лицами, прошедшими опыт совзагранучреждений. Основные рациональные элементы субстанциональной структуры экономики, включали в себя:
- признание целесообразности действии по неоклассической модели в практической транскрипции консервативного правительства Великобритании 80-х годов XX века;
- уверенность в эффективности функционирования вненациональных рынков капитала и производства и намерение их использования как в целях личного обогащения, так и укрепления национальной экономики за счет привлечения из транснациональных корпораций капиталов и технологий, новых навыков и знаний для повышения качества трудовых ресурсов;
- умение и навыки вести бизнес и находить взаимопонимание на еврорынках и в транснациональных корпорациях;
- принятие установок индивидуализма;
- вторичность государства в организации экономических отношений.
К экзистенции в сфере субстанциональной структуры ценности существования властвующих можно отнести очевидное намерение сохранять рычаги управления под своим контролем, а также исключительность присущую «революционерам сверху», опасающихся непредсказуемого поведения подвластных.
В сфере субстанциональной структуры государством рационально и некритически была воспринята техника демократического отправления власти. Или другими словами, в самом начале современных реформ в России государством готовились управлять лица, по существу обладающие формирующимся или сформировавшимся сознанием западных предпринимателей.
После Указа Президента и разгона Верховного Совета в декабре 1993 года была принята новая Конституция России, которая устанавливала, по сути, президентскую республику. Однако ожидания резкого изменения состава Государственной думы не оправдались. Демократические силы на выборах в Думу потерпели поражение. Выбраны были два пути реформирования экономической системы страны - дополнительные поступления в бюджет за счет приватизации и создание системы официальных внутренних заимствований. Приватизация должна была также обеспечить создание в стране лояльного к власти и приемлющего экономические преобразования общественного слоя, располагающего значительными финансовыми средствами. Этот слой мог возникнуть только за счет ускоренной приватизации сырьевых экспортных отраслей и контроля за финансовыми потоками со стороны отдельных коммерческих банков. Если учесть, что консолидированный бюджет в это время составлял 45-50% ВВП, то абсолютно ясно, что только
обслуживание бюджетных и экспортных финансовых потоков могли создать финансовую базу для крупного частного капитала. Поэтому вся логика осуществления приватизации, проводимая указами президента, не ставила перед собой задачу экономической приватизации, это была ярко выраженная политическая приватизация.
В 1995 году стартовала система официальной внутренней задолженности в форме ГКО, КО и прочих суррогатов платежных средств. С одной стороны, Центральный банк проводил курс на укрепление рубля и создание валютного коридора, с ; другой стороны, правительство РФ судорожно искало необходимые средства для погашения дефицита бюджета. Обещания значительной финансовой помощи со стороны Запада оказались невыполненными, а полученные средства использовались весьма неэффективно. Предложения пойти на девальвацию рубля и некоторую инфляцию не воспринимались. В конце 1997 - начале 1998 годов произошло резкое падение мировых цен на нефть: стоимость нефти практически стала равна себестоимости добываемой в России нефти. Доходы от экспорта сырья в бюджете России составляли около 20%. В этой ситуации правительство России стало увеличивать объемы внутренних и внешних заимствований, выстраивая пирамиду государственных казначейских обязательств. Также велись активные переговоры с олигархами с целью увеличить от них налоговые поступления в бюджет.
Однако август 1998 года показал тщетность этих попыток. Разразившийся дефолт по сути выявил несостоятельность пятилетней попытки продолжения реформирования экономики сверху, не решая задачи реформирования общества. За такую неудачную попытку реформирования расплатилось население.. Практически был уничтожен средний класс, уровень жизни и реальные доходы населения опять упали примерно на 30%. В вышеприведенных таблицах совершенно ясно просматривается тенденция роста дефицита бюджета, начиная с 1996 года - года выбора Президента.
Сейчас высказываются различные точки зрения относительно того, кому страна обязана современным экономическим ростом: Гайдару (ведь по достижении, согласно разработанному плану финансовой стабилизации, правда с опозданием на семь лет, начался экономический рост), правительству Кириенко - Немцова (именно от их решительных шагов по объявлению дефолта начался перелом в развитии экономики), либо правительствам Примакова и Степашина. В действительности определенный перелом произошел, когда в процессе реформирования был сделан акцент на усилении экономической активности промышленников и предпринимателей. Конечно, значительную роль в этом переломе сыграли внешние факторы: увеличение цен на энергоносители и девальвированный курс рубля. Но особое перспективное значение
имеет начало реформирования общества и взаимоотношений власти и общества.
Таким образом, реформирование проходило за счет перераспределения собственности и создания кланов олигархов, способных профинансировать экономические и политические решения власти, без чего невозможен процесс реформирования. Однако по сути дела было простимулировано создание коррумпированного государства.
Сегодня продолжение реформ финансируется за счет высоких цен на нефть и отчислений в бюджет крупных экспортоориентированных компаний. В отличие от развитых стран население России из-за низкого уровня доходов не может быть основным источником бюджетных доходов.
В результате диалога власти и бизнеса внесено предложение о сокращении обязательной валютной выручки. В Государственной Думе Российской Федерации рассматривается вопрос о либерализации системы лицензирования и регистрации. Можно считать большим продвижением вперед открытое обсуждение пенсионной реформы и то, что в Госдуму внесены альтернативные предложения - это нормальный ход развития общества. Кроме того, государство начинает уходить из тех областей, где уже его вмешательство не нужно. Рынок в России есть, хотя и не полностью сформированный. Мы как потребители все чаще сами решаем, что покупать, какого качества, за какую цену. Необходимо переходить к новой системе управления и на региональном уровне.
Важно уйти от узкой функциональности тех или иных федеральных министерств и региональных ведомств, т.к. программы развития должны стать межведомственными. Будущее за таким подходом, Функциональные системы на сегодняшний день себя не оправдывают и являются тормозом. Если брать российскую ситуацию, то особенно заметно, что очень многие ведомства усиленно ищут себе работу, дабы сохранить свои рабочие места. Интересен тот факт, что в результате реформ управления количество чиновников в России увеличилось на 20%.
Выход только один: понять, какие блоки и основные звенья действительно необходимы для обеспечения экономического роста в России, как на федеральном уровне, так и в регионах. Многое на ближайшие 4-5 лет предсказуемо. Совершенно обоснованно можно говорить о том, что к 2005 г. цена на электроэнергию вырастет в 2-2,5 раза. Энергетика не может больше дотировать все экспортные и неэкспортные отрасли. Российская цена доходит на сегодняшний день до 1,8 цента за квт, в Казахстане за электроэнергию платят 3,5 цента за квт, в Китае - 5, в Японии - 13 центов за квт. Возникает вопрос, почему мы дотируем экспортные отрасли, например, металлургию, которые в больших масштабах вывозят капитал за рубеж? Цена за энергию должна быть одинакова для всех, как для населения, так и для сельского хозяйства. Мы забы-
ли, что в свое время население платило за энергию 4 коп. за квт, а промышленность - 2 коп.
Сейчас - с точностью до наоборот. Для поддержания конкурентоспособности промышленности должно быть прекращено скрытое дотирование. Хватит жить за счет прибыльных и эффективно работающих предприятий.
Проблемы не в инвестициях, а в рынке. Начало 2001 г. показало, что рост экономики идет за счет увеличения потребления. С этим же связана инфляция. Инфляция не из-за избытка валюты. У нас инфляция составила 17% по пищевым продуктам, и порядка 42% по коммунальным услугам. При росте потребления резко увеличился импорт из стран СНГ продукции машиностроения и продовольствия. Экономический блок должен ориентировать предприятия на рынки. Но необходима открытость информации на всех предприятиях. Это записано в законе, который никто не соблюдает.
Основная задача финансовых потоков - резкое поднятие эффективности бюджета. В одном блоке должно быть сконцентрировано управление ресурсов. Самым ценным ресурсом сейчас является не земля, не техника, а люди и система организации работы людей.
В России нерациональная и громоздкая структура управления, значительные финансовые ресурсы, перераспределяемые через органы государственной власти, а также номенклатурные традиции являются объективными предпосылками для развития бюрократии.
Современная система государственной власти в России, пожалуй, наиболее полно соответствует положению К. Маркса о государстве как частной собственности бюрократии.
Исторически дляРоссии было характерно засилье колоссального бюрократического аппарата. «Естественной» для государства была роль насилия и детальнейшей канцелярской регламентации всей жизни.
На любом историческом этапе бюрократия стремилась сохранить полученную в распоряжение собственность как свою, наследственную, и присвоить ее.
Характерно, что в России ценностная доминанта - упование на государство - сочетается с отчуждением от него. Государство, власть - это всегда «они», а не «мы». Такая установка предполагает восприятие государства в качестве внешней силы, не зависящей от индивидуума, что естественно в условиях отсутствия демократических традиций.
Подобная двойственность отношения гражданина к господствующему над ним государству глубоко укоренилась в российском самосознании и проявляется в ценностных ориентациях, в социально-психологических характеристиках, в мотиваци-онном комплексе.
Как это ни парадоксально, именно государство «запустило» широкий процесс не только экономической
107
ОБЩЕСТВО И ПРАВО » 2004 в № 3(5)
преступности, но и тотальной криминализации российского общества. <
С началом рыночных реформ чиновники скоропалительно сменили статус, из «партийно-советской номенклатуры», подавлявшей экономическую инициативу, они начали превращаться в «реформаторов», поощряющих такую инициативу. Захват бывшими партработниками «обвалившейся» государственной собственности, их превращение в бизнесменов, вызвали в обществе сначала недоумение, а потом возмущение. Это вынудило «старую номенклатуру» скрывать свои собственнические устремления, свое участие в переделе собственности. Поэтому они стали уязвимыми для преступных группировок и заинтересованными в защите своего нового статуса: Возможно, именно в этот тупик зашла рыночная реформа в России. Криминализация общества «облегчала» экономическую политику постсоветского государства. С одной стороны, государство принимает законы, вызывающие противоправное поведение граждан. Например - законы о налогообложении, которые породили массовое уклонение от уплаты налогов и граждан, и предприятий, и территорий. С-другой стороны, само государство выступает как правонарушитель, тем самым, стимулируя граждан следовать его примеру. Пример - игнорирование государством собственных обязательств по оплате госзаказа. Именно это запустило механизм неплатежей, который, в свою очередь, создал почву для тотального воровства. Криминогенная роль государства заключается и в преступной деятельности самих работников государственных органов. Но едва ли административный контроль - это эффективный способ борьбы с преступностью внутри государственных органов. И в службах собственной безопасности могут оказаться люди, желающие йметь свой «кусок». Идет «срастание» чиновников с преступным миром. Это и попустительство криминальному бизнесу с получением вознаграждения, и участие в нем, и ограждение криминальных авторитетов от наказаний, и обеспечение их информацией.
Наше государство, а точнее, органы управления оказались слишком слабыми, чтобы справиться с «джинном», которого выпустила на свободу российская рыночная реформа, - криминальным бизнесом. Более того, государственные органы стали непосредственными, если не главными, участниками этого бизнеса.
Теневая экономика в России - это фактор, без учета которого оказываются неточными и недостаточными как теоретические построения, так и практические действия. В то же время, поскольку жизнеобеспечивающие структуры государства функционируют, и следовательно, утверждения о криминальном обществе и полной замене обычных механизмов регулирования механизмами, присущими теневой экономике, представляются гипертрофированными. Вместе с тем нельзя согласиться и с позицией об ослаблении влияния автономных
от государства структур; более того, когда установленный государством размер минимальной оплаты труда ниже физиологического минимума, занятость (и доходы) в теневой экономике оказывается необходимым дополнением, придающим хозяйственной системе в целом известную устойчивость. Признавая данное явление, следует признать и то, что в обществе повышается роль неформальных методов регулирования хозяйственных отношений.
В тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России «комплекс гиперприватности» - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц, даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было.
С йачапа преобразований возник раскол между государством и обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие-либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего, в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством - иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги.
В результате, существование практики частого несоблюдения обязательств форсирует ускоренную выработку предпринимателями предохраняющих норм делового взаимодействия. Однако этика бизнеса здесь формируется специфическим образом. Она преимущественно опирается не на устойчивые традиции или кристаллизованное ценностное ядро, не на веру в правильность своего поведения или ожидание воздаяния за заслуги. Консолидация норм отталкивается от текущих методов борьбы с угрозой насилия. Соблюдение условий соглашения может вытекать и из опасения ответных действий второй стороны. Оно может быть также следствием убеждений и кодексов поведения участников соглашения, социальных санкций или принуждения со стороны третьей силы (государства).
Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, характера взаимодействия органов центральной власти с местными органами управления и др.
Государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики
определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страйы, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически, или разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Генеральной целью государственного регулирования экономики является обеспечение благосостояния общества, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего строя внутри страны, адаптация его к изменяющимся условиям. При смешанной экономике государственное регулирование экономики должно обеспечить эффективное функционирование национального хозяйства в тех направлениях, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма.
Государственное регулирование экономики должно быть увязано с регулированием других сторон жизни (политика, культура). Кроме того, государство обязано обеспечить права и свободы граждан, защиту от мафии и коррупции, соблюдение законности.
Главная граница государственного регулирования экономики - возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.
Экономической основой государственного регулирования экономики является часть валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эта основа определяет формы вмешательства государства в экономику - прямое и косвенное вмешательство.
Государство выполняет свои функции, применяя различные инструменты, к которым рыночная система предъявляет определенные требования.
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Не допустимы, например, тотальное директивное, плани-
рование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.п.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим, за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь, главным образом, на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимания на то, как действие экономических регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.
В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Своевременный учет российских особенностей, бережное отношение к историческим традициям хозяйствования, точные оценки вариантов экономического поведения не абстрактных производителей и потребителей, а современных граждан России образуют сумму требований, без выполнения которых государство едва ли сможет наладить эффективное регулирование экономики. Что собственно и произошло в экономике страны в конце ХХ-го века.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО ® 2004 9 № 3(5)