Научная статья на тему 'Проблемы формирования современного инновационного бизнеса на рынке синтетических моющих средств'

Проблемы формирования современного инновационного бизнеса на рынке синтетических моющих средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЫНОК СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE MANAGEMENT / DETERGENT MARKET / CONCEPTUAL DIRECTIONS / STRATEGY OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керимова Мая Джаваншировна

Отмечается важность различного опыта государственного регулирования инновационной деятельности, выделяются три типа модели научно-инновационного развития стран. Азербайджан относится к четвертому типу, где научно-инновационное развитие осуществляется весьма высокими темпами. Государство содействует развитию новых прогрессивных секторов экономики, способствует организации нового бизнеса инновационного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Development of Modern Innovative Business in Detergent Market

Article considers importance of different experience of innovation activity state regulation. Three model types of scientific-innovative development of countries are specified. Azerbaijan refers to fourth type where scientificinnovative development is realized in highly fast pace. State contributes to development of new progressive economy sectors and supports development of new business innovative business.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования современного инновационного бизнеса на рынке синтетических моющих средств»

_Аннотация

Отмечается важность различного опыта государственного регулирования инновационной деятельности, выделяются три типа модели научно-инновационного развития стран. Азербайджан относится к четвертому типу, где научно-инновационное развитие осуществляется весьма высокими темпами. Государство содействует развитию новых прогрессивных секторов экономики, способствует организации нового бизнеса - инновационного.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, рынок синтетических моющих средств, концептуальные направления, стратегия инноваций

Керимова Мая Джаваншировна

старший преподаватель, диссертант, кафедра экспертизы качества потребительских товаров, Азербайджанский государственный экономический университет adiu2010@yahoo.com

благодатная ниша

проблемы формирования современного инновационного

бизнеса на рынке синтетических моющих средств

Инновационная экономика обладает наивысшей сопротивляемостью по отношению к неблагоприятным для нее внешним факторам и отличается новыми методами государственного регулирования. Государство заинтересовано в стимулировании создания развитых факторов, улучшении качества внутреннего спроса, оно содействует развитию новых прогрессивных секторов экономики, поддерживает внутриотраслевую конкуренцию. Важным условием перехода на более высокую стадию конкурентоспособности является способность к организации нового бизнеса, коим является именно инновационный бизнес. Его формирование происходит и на рынке синтетических моющих средств Азербайджанской Республики.

Зарубежный опыт

Заслуживает внимания изучение зарубежного опыта государственного регулирования инновационной деятельности [2]. В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития [3]:

1) страны, ориентированные на лидерство в науке, на реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла (США, Англия, Франция);

2) страны, ориентированные на распространение нововведений, на создание благоприятной инновационной среды, на рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3) страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной

инфраструктуры, обеспечения восприимчивости и достижения мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Четвертым типом модели научно-инновационного развития мы бы включили те страны, которые развиваются весьма высокими темпами и находятся на стадии разработки крупных инновационных проектов. К их числу можно отнести и Азербайджанскую Республику Концепция регионального развития инновационной деятельности базируется на основных принципах государственной политики.

Потенциал заложен в стратегии

Представление об основных системах и факторах, составляющих основу экономического роста инновационного типа, позволяет сформулировать модель региональной инновационной политики и выявить характер взаимозависимости и взаимообусловленности между составляющими ее элементами применительно к рынку синтетических моющих средств (табл.1). Именно знания наряду с материальными, природными, трудовыми ресурсами, необходимыми для реализации инновационных проектов, освоения новых технологий и получения наукоемкой продукции, составляют основное содержание инновационного потенциала, включая и рынок синтетических моющих средств.

Степень использования инноваций во многом определяется тем, в какой степени инноватор проявляет свою предпринимательскую способность и в какой степени развиты элементы среды поддержки инновационной деятельности. К основным и решающим экономическим факторам, препятствующим инно-

вациям на промышленных предприятиях, включая предприятия по выпуску синтетических моющих, средств относятся:

• недостаток собственных денежных средств;

• недостаточность финансовой поддержки государства;

• низкий платежеспособный спрос на новую продукцию;

• высокая стоимость нововведений;

• высокий экономический риск и др. Среди производственных факторов можно выделить:

• низкий инновационный потенциал фирмы;

• недостаток информации о новых технологиях;

• недостаток возможностей для кооперирования с другими фирмами и другие.

Основными положениями и концептуальными направлениями инновационной стратегии организаций, включая предприятия по производству синтетических моющих средств, можно представить следующим образом [5]: 1. Центр тяжести в экономической стратегии необходимо перенести на базисные инновации, на подготовку и реализацию технологического прорыва в тех узких сферах, где есть предпосылки для освоения рыночных ниш, производства товаров и услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

концепция регионального развития инновационной деятельности базируется на основных принципах государственной политики

Таблица 1

Модель инновационной политики и факторный анализ основных инновационных систем рынка синтетических моющих средств [4]

Инновационные системы Стабилизирующий фактор Структурный фактор Инфраструктурный фактор

Инноватор Инновационный потенциал Научные данные и инновации Инфраструктура аудита инноваций и инновационное обеспечение

Организация Инновационный рынок Инновационная активность Инфраструктура трансфера технологий и система коммуникаций

Окружающая среда Инвестиционный и инновационный климат Технологический уклад экономики Научно-образовательная инфраструктура

2. Исходя из указанного выше критерия и стандартного для рыночной экономики критерия рентабельности, окупаемости инвестиций формируется портфель инновационных программ, подлежащих первоочередному освоению на республиканском, региональном и межрегиональном уровнях.

3. Представляется целесообразным объединение наиболее перспективных

степень использования инноваций во многом определяется тем, в какой степени инноватор проявляет свою предпринимательскую

способность и в какой степени развиты элементы среды поддержки инновационной деятельности

инновационных программ в республиканскую инновационную программу

4. Потребуется поиск эффективных целевых организационных форм для осуществления инновационных программ. В развитых странах для этого активно используются венчурные фонды.

5. Актуальной задачей является правовое обеспечение инновационной деятельности. Думается, что в ближайшее время данная ниша будет заполнена.

6. Немаловажным фактором развития и реализации стратегии технологического прорыва является формирование профессионального инновационного менеджмента.

Первостепенное значение

На современном этапе развития экономики Азербайджанской Республики венчурный капитал и трансферт технологий приобретают первостепенное значение в инновационном бизнесе. Итак, можно заключить, что: • только на основе крупномасштабного освоения высоких технологий современного, пятого технологического уклада представляется возможным

повышение конкурентоспособности отечественной продукции синтетических моющих средств;

• развитие малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры поможет повышению доходов ученых, инженеров и квалифицированных рабочих;

• освоение базисных инноваций и трансферта технологий поможет сохранению единого технологического пространства в рамках СНГ

К важным концептуальным направлениям развития инновационной деятельности можно отнести и анализ эффективности компаний по производству синтетических моющих средств. К этим направлениям анализа можно отнести:

• анализ обоснованности идеи и структуры проблем;

• анализ рационализации структуры организации;

• анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;

• анализ финансового и материально-технического обеспечения фирмы;

• анализ качества нормативно-методического обеспечения фирмы;

• анализ информационного обеспечения фирмы;

• анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных подходов менеджмента;

• анализ использования конкурентных преимуществ фирмы;

• анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;

• анализ качества экспертизы проектов;

• анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности;

• анализ системы мотивации инновационной деятельности [6].

на современном этапе развития экономики Азербайджанской Республики венчурный капитал и трансферт технологий приобретают первостепенное значение в инновационном бизнесе

К основным этапам анализа эффективности инновационной деятельности относятся:

• выявление проблемы и задач анализа;

• разработка проекта программы анализа;

• выбор методов выполнения работ;

• сбор и обработка необходимой экономической информации;

• проведение анализа по системе показателей;

• подготовка, согласование и утверждение результатов о проделанной работе;

• принятие мер по результатам анализа.

Вывод

К сожалению, рассмотренному направлению в республике не уделяется должного внимания. По нашему мнению, основную роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных результатов на основе рационального использования науч-

ных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента,

Литература

1, Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран (Текст), - СПб, Изд-во Михайлова В.А., 2001,

2, Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент (Текст), - М,: Интел-Синтез, 2000,

3. Инновационный менеджмент [Текст] / Под ред. П.Н. Завлина и др. - СПб, Наука, 1997.

4. Минниханов Р.Н. и др. Инновационный менеджмент в АПК [Текст]. - М. МСХА, 2003.

5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент [Текст]. - М.: Дашков и К, 2002.

Maya Dj. Kerimova

Senior Lecturer, Dissertator, Chair of Quality Expertise of Consumer Goods, Azerbaijan State Economy University

Problem of Development of Modern Innovative Business in Detergent Market

_Abstract

Article considers importance of different experience of innovation activity state regulation, Three model types of scientific-innovative development of countries are specified, Azerbaijan refers to fourth type where scientific-innovative development is realized in highly fast pace, State contributes to development of new progressive economy sectors and supports development of new business - innovative business,

Keywords: innovative management, detergent market, conceptual directions, strategy of innovations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.