Научная статья на тему 'Консалтинговые услуги в инновационной сфере'

Консалтинговые услуги в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4152
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / КОНСАЛТИНГ (КОНСУЛЬТАЦИИ) / ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕССЫ / ПРОЕКТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВЕНЧУРНЫЕ БАНКИ / ФОНДЫ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / SERVICES / CONSULTING / INNOVATIONS / PROCESSES / DESIGNS / INTELLECTUAL PROPERTY / VENTURE CAPITAL FUNDS / BANKS / ECONOMY / EFFICIENCY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Светлана Александровна, Беляев Юрий Михайлович

В статье описаны направления, виды и функции ряда консультационных фирм, которые должны входить в единую инфраструктуру, необходимую для непрерывного инновационного развития. Особенно подчеркнута необходимость создания новых для России видов консалтинга в инновационной сфере для обеспечения работы венчурных банков и фондов, а также в области охраны и защиты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consulting services in the sphere of innovations

This paper describes trends, types and functions of a number of consulting firms that must belong to a single infrastructure necessary for continuous sustainable innovative development. Attention is given to the need for Russia to create new types of consulting services in the sphere of innovations to provide venture capital for banks and funds, as well as the safety and protection of intellectual property.

Текст научной работы на тему «Консалтинговые услуги в инновационной сфере»

УДК 338.46:659.235 ББК 65.011.151 Б 24

С.А. Баранова

Аспирант кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. E-mail: [email protected].

Ю. М. Беляев

Доктор экономических наук, профессор кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. E- mail: [email protected].

Консалтинговые услуги в инновационной сфере

(Рецензирована)

Аннотация. В статье описаны направления, виды и функции ряда консультационных фирм, которые должны входить в единую инфраструктуру, необходимую для непрерывного инновационного развития. Особенно подчеркнута необходимость создания новых для России видов консалтинга в инновационной сфере для обеспечения работы венчурных банков и фондов, а также в области охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: услуги, консалтинг (консультации), инновации, процессы, проекты, интеллектуальная собственность, венчурные банки, фонды, экономика, эффективность, менеджмент.

S.A. Baranova

Post-graduate student of the Department of Industrial and Regional Management, Kuban State University of Technology. Krasnodar. E-mail: [email protected].

Yu.M. Belyaev

Doctor of Economics, Professor of the Department of Industrial and Regional Management, Kuban State University of Technology. Krasnodar. E-mail: [email protected].

Consulting services in the sphere of innovations

Abstract. This paper describes trends, types and functions of a number of consulting firms that must belong to a single infrastructure necessary for continuous sustainable innovative development. Attention is given to the need for Russia to create new types of consulting services in the sphere of innovations to provide venture capital for banks and funds, as well as the safety and protection of intellectual property.

Keywords: services, consulting, innovations, processes, designs, intellectual property, venture capital funds, banks, economy, efficiency, management.

Проблемы эффективного управления инновационной деятельностью являются наиболее актуальными в настоящее время. Это связано, в первую очередь, с нехваткой квалифицированных специалистов в сфере управления инновационными проектами, а также неиспользованием конкретных методов управления в инновационной сфере. Профессиональное управление, продвижение инновационного продукта, правильная оценка способности инновации приносить прибыль - все это представляют собой услуги консультационного сопровождения процесса продвижения инновационного проекта на рынок. В подобных услугах, как правило, нуждаются многие начинающие предприниматели, которые не имеют необходимых знаний и опыта поведения на рынке инноваций.

Профессиональная деятельность по предоставлению консалтинговых услуг в инновационной сфере возникла в России более пятнадцати лет назад. Уже в 90-х годах 20-го века в этой сфере работали десятки подобных компаний (Про-Инвест-Консалтинг, РБК, Техноконсалт и др.). В настоящее время российский рынок консалтинговых услуг для инновационного бизнеса начинает приближаться по своим характеристикам к мировому рынку, поскольку российские изобретатели в целях повышения конкурентоспособности бизнеса стали чаще обращаться за консультациями в компании, оказывающие подобные услуги.

Консалтинговые услуги в инновационной деятельности осуществляются на всех этапах инновационного процесса. Основная цель таких услуг: 1) предотвращение или снижение возможного риска, 2) увеличение эффективности работы предприятия или проекта, 3) предоставление необходимой информации и дальнейших рекомендаций, 4) определение экономической целесообразности инвестиций. Качество предоставляемых консультационных услуг в сфере инновационного бизнеса во многом зависит от квалификации сотрудников, а также от размера выделяемых на проведение консультации средств. Предоставление услуг в части инвестиционного консультирования направлено на оказание помощи венчурным предприятиям или фондам при создании инновационных проектов в различных сферах деятельности.

Консалтинговые услуги предоставляются на основе договора, согласно которому данное агентство или предприятие получает определенное вознаграждение (обычно в размере 3-5% от объема полученных инвестиций или прибыли), давая необходимые знания для правильной оценки проектов и получения профессиональных консультаций по вопросам деятельности в инновационном бизнесе.

Консалтинг с экономической точки зрения представляет собой управленческую деятельность по отношению к конкретному предприятию (поиск идеи, предоставление практических рекомендаций, разработка стратегии, бизнес плана и т.д.). Консалтинг в любой сфере предполагает выявление проблем предприятия, их анализ и выдачу рекомендаций по выбору наиболее эффективного решения. Консалтинговые услуги также могут оказывать региональные центры развития инновационной деятельности, центры трансферта технологий, коучинг-центры, бизнес-инкубаторы, технопарки.

Консалтинговая составляющая инновационной инфраструктуры включает в себя:

- информационно-юридические услуги;

- консалтинг в сфере интеллектуальной собственности;

- центры трансферта наукоёмких технологий;

- консалтинг в сфере экономики и финансов;

- венчурный консалтинг;

- технологический консалтинг;

- маркетинговый консалтинг;

- консалтинг в области внешне-экономической деятельности.

В сфере инновационного бизнеса осуществляется ряд услуг, таких, как:

1. Поиск идей, перспективных инновационных разработок.

Поиск идеи всегда является наиболее важным и трудным этапом в предпринимательской деятельности. Консалтинговая компания проводит поиск проектов для инвестирования следующим образом: проводится проверка интересующей идеи или проекта на предмет интеллектуальной собственности, затем исследуется рынок для прогнозирования дальнейшего спроса, успеха проекта. Кроме того, консалтинговая компания организует переговоры клиента - потенциального инвестора с инноватором (патентообладателем) и способствует заключению соглашения. Таким образом, консалтинговая фирма не занимается разработкой идеи как таковой, ее основная задача - найти разработку идеи, которая удовлетворит потребности фирмы-клиента.

2. Анализ и организация реализации инновационного продукта или технологии.

Разработка и реализация новшества представляют собой комплекс мероприятий по

исследованию, анализу и контролю каждой стадии развития инновационного проекта. Для анализа реализации инновационного продукта применяются различные показатели, которые дают оценку внутренним экономическим условиям. К таким показателям относятся:

- показатель квалификации научных кадров (показывает, насколько самостоятельно предприятие сможет работать на базе собственного кадрового состава;

- показатель исполнения маркетинговых прогнозов (характеризует достоверность маркетинговых исследований);

- показатель расхода инвестиционных средств (характеризует финансовую обеспеченность);

- показатель производственного ресурсосбережения (характеризует процесс управления расходом необходимых ресурсов на производство и реализацию продукции);

- показатель реализации проекта в заданные сроки (раскрывает возможность реализовывать планы в установленное время);

- показатель результативности инновационного развития (характеризует эффективность вложений в новый продукт) [1].

3. Проведение маркетинговых исследований.

Разработка любого нового продукта всегда начинается с исследования рынка, в первую очередь для того, чтобы на начальном этапе понять, насколько продукт будет коммерчески успешен. Маркетинговые исследования заключают в себе проведение различных мероприятий, направленных на изучение рыночного состояния: сбор и анализ информации об окружающих организацию объектах и партнёрах, потребителях и конкурентах. Проведение таких исследований позволяет снизить риски при принятии управленческих решений, а также увеличить конкурентоспособность продукции. Маркетинговое исследование включает в себя очень широкий спектр объектов исследования: изучение потребителей для правильного сегментирования рынка, грамотного позиционирования и продвижения продукта; изучение конкурентов; исследование рынка, его возможностей; изучение инноваций по их привлекательности, доходности, реализации; исследование цены и принятие решения о ценовой политике; исследование каналов продвижения продукта. Консалтинговая фирма разрабатывает план маркетинга инноваций, который включает в себя стратегию, тактику и план маркетинга инноваций. Значительное место в маркетинге инновационной продукции занимает рекламная кампания. Причём чем более новый продукт (более радикальное изменение) вводится на рынок, тем большие затраты это требует. Для базисных инноваций размер инвестиций в рекламу может составить до половины (и более) общей суммы инвестиций в инновационный проект. Здесь необходима «раскрутка» неизвестного на рынке продукта и чем быстрее это будет сделано, тем большую часть дохода удастся получить до того момента, когда смогут подключиться конкуренты. Реклама инновационной продукции требует специализации консалтинговых фирм - здесь нужны особые, также инновационные подходы, способные «переломить ситуацию».

4. Разработка и экспертиза бизнес-плана, т.е. составление определенного плана по реализации инновационных проектов или инновационной деятельности предприятия в целом.

Составление бизнес-плана необходимо при привлечении финансовых источников в проект, при планировании дальнейшего развития организации. Бизнес-план инновационного проекта, как правило, включает следующие разделы:

- участники проекта (в этом разделе предоставляются сведения о заявителе: наименование предприятия, вид деятельности, основные достижения, если таковые имеются и т.д.);

- резюме проекта (отражает суть проекта, основное внимание уделяется таким пунктам, как сумма запрашиваемой инвестиции, срок окупаемости, ожидаемый экономический эффект и т.д.);

- отрасль создаваемой компании (основные направления деятельности, концепция бизнеса, описание вводимого новшества, описание стратегии выхода на рынок);

- анализ рынка (приводится характеристика потребителей, сегмента рынка, преимущества перед основными конкурентами);

- экономика создаваемого предприятия (планируемые размеры затрат и валовой прибыли, описание факторов, обеспечивающих стабильность получения прибыли и т.п.);

- план маркетинга (общая стратегия маркетинга, ценовая политика, предоставление гарантий, послепродажное обслуживание);

- план производства (содержит описание технологического процесса, наличие оборудования, производственный план);

- оценка рисков (содержит анализ и оценки всех возможных рисков);

- финансовый план проекта (включает смету затрат, отчеты о прибылях и убытках по всем отчетным периодам, финансовые показатели деятельности предприятия);

- предложения по степени финансового участия инвестора (излагаются различные предложение для инвестора) [2].

Консалтинговые фирмы могут предлагать не только разработку бизнес-плана, но и экспертизу уже разработанного бизнес-плана, поскольку ущерб от некачественно составленного бизнес-плана оказывается слишком высок.

5. Предоставление юридических услуг по защите авторских прав на объекты интеллектуальной собственности в судебном и административном порядке.

Основная работа в этой части инновационных услуг осуществляется централизованно Роспатентом (Федеральным институтом промышленной собственности - ФИПС). Однако роль региональных юридических услуг в этой сфере, несомненно, велика, т.к. и фактор удаления от центра, и факторы времени, затрат играют здесь немаловажную роль. Значительную помощь сегодня могут оказывать отделы при региональных Торговых Палатах. Особый случай составляют зарубежные нарушения авторских прав граждан России. Востановление авторских прав - наименее разработанная в нашей стране услуга по причинам и недоработанного законодательства, и несовершенной инфраструктуры юридических служб (у которых часто просто не хватает компетенции в сфере интеллектуальной собственности), и недостаток средств у потенциальных клиентов - авторов объектов интеллектуальной собственности (речь идёт прежде всего об изобретателях -создателях новшеств в сфере промышленной собственности - основе инновационного развития). Следует также отметить, что в этой сфере необходима деятельность профессиональных патентоведов и переводчиков, так как патентные законы (в области юридической защиты новшеств) ряда стран (например, США) существенно отличаются от нашего. Фирма, осуществляющая услуги в этой сфере, может быстро окупить все затраты: суммы компенсаций за нарушение прав обладателя интеллектуальной собственности в большинстве стран достаточно внушительные. Учитывая огромную значимость для государства возврата и дальнейшего использования объектов промышленной собственности, следует обратить внимание компетентных структур на незамедлительную необходимость формирования таких специализированных организаций со всем правовым обеспечением и государственным финансированием (например, на базе патентных служб Торговых Палат).

6. Проведение обучающих тренингов и семинаров.

Консалтинг в системе подготовки кадров в период перехода к инновационному развитию экономики играет ведущую роль. Поскольку обучение кадров - процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы обучения для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции [3]. Тренинги и семинары разрабатываются высококвалифицированными специалистами, имеющими внушительный опыт по коммерциализации инновационных проектов для передачи знаний менеджерам проектов в области законодательства об интеллектуальной собственности, планирования инновационных проектов, способах оценки эффективности проектов.

7. Патентные услуги, регистрация авторских прав на объекты интеллектуальной собственности.

Предоставление патентных услуг консалтинговыми компаниями заключается в: патентном информационном поиске, подготовке заявки в Патентное ведомство РФ (Роспатент, ФИПС), на регистрацию объекта интеллектуальной (промышленной) собственности, переписке с экспертизой ФИПСа, уплате текущих и специальных пошлин. Одним из нововведений в перечень деятельности таких фирм должно стать требование поиска потенциальных инвесторов для инновационных проектов.

8. Трансфер инноваций.

Трансфер инноваций представляет собой движение технологии от поставщика к потребителю продукта и является важным инструментом коммерциализации. Консалтинговые компании, таким образом, помогают получить доход от использования интеллектуальной собственности в максимально быстрые сроки на наиболее выгодных условиях. Центры трансферта технологий, как правило, создаются при вузах.

Также консалтинговые фирмы в сфере инновационного бизнеса занимаются проведением всесторонней экспертизы инновационного проекта. Экспертиза инновационных проектов заключается в предоставлении сведений инвесторам о перспективности, экономической целесообразности и рисках инновационного проекта.

Процесс анализа эффективности инновационных проектов путем проведения экспертизы осуществляется по определенной схеме:

1) предварительная экспертиза заявки, предшествующей представлению бизнес-плана инновационного проекта;

2) независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный, т.е. комплексный анализ бизнес-плана инвестиционного инновационного проекта;

3) принятие решения о финансировании инновационного проекта на основе результатов экспертизы [4].

На первом этапе делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта. Предварительная экспертиза характеризуется минимальной трудоемкостью и стоимостью экспертных работ. На этом этапе выявляются возможные несоответствия проекта приоритетам инвестора и принимается решение об отклонении проекта или о продолжении его рассмотрения.

На втором этапе проводится непосредственно отбор инновационных проектов с помощью различных методов отбора. Для этого составляется перечень определенных критериев или показателей, рассчитываемых при выборе проекта. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы, т.е. потенциального инвестора [4]. При отборе, как правило, применяется балльный метод оценки - пройдет проект, набравший большее количество (обычно из 100) баллов. При оценке проектов всегда используется метод дисконтирования (приведение стоимости затрачиваемых инвестиций к данному моменту времени). На основании данных, полученных в предыдущих этапах экспертизы, инвестор принимает решение о финансировании инновационного проекта.

1. Коммерциализация интеллектуальной собственности.

Этот вид деятельности заключается в организации лицензионной продажи прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Рынок интеллектуальной собственности широко организован за рубежом и крайне слабо развит в нашей стране. Этот рынок - один из самых доходных в мире, так как суммы сделок составляют от сотен тысяч до сотен миллионов долларов. Суммы на эти операции выделяются в бюджетах многих стран (в России - нет). Неразвитость этого рынка в стране влечёт за собой огромные потери, соизмеримые с частью бюджета страны. Без организации полноценного рынка интеллектуальной собственности немыслимо устойчивое инновационное развитие и

успешная деятельность в рамках ВТО.

Таким образом, консалтинг принимает на себя функции инновационного менеджмента и тем самым обеспечивает:

- предоставление навыков управления и эффективной организации деятельности в инновационном бизнесе;

- взаимодействие предприятия-клиента с внешними организациями;

- возможность внедрения новых систем управления, стратегического планирования и методик оценки результатов инновационной деятельности;

- повышение эффективности работы предприятия, улучшению экономических показателей.

В заключение следует отметить, что устойчивое инновационное развитие экономики страны и регионов невозможно без создания полномасштабной и полноценной, специализированной и эффективной консультационной инфраструктуры.

Примечания:

1. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2008. 432 с.

2. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2009. 176 с.

3. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры. URL: http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php.

4. Задачи комплексной экспертизы инновационных проектов / Д.Ф. Збрицкий, А.А. Петровский, К.К. Покровский, Д.Б. Степеннов // Научная сессия МИФИ. 2006. Т. 11.

References:

1. Vertakova Yu.V, Simonenko E.S. Management of innovations: theory and practice: teaching manual. M: Eksmo, 2008. 432 p.

2. Belyaev Yu.M. Innovative management: teaching manual. Krasnodar: YulM Publishing House, 2009. 176 p.

3. Shepelev G.V. Problems of development of innovative infrastructure. URL: http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php

4. Problems of complex examination of innovative projects / D.F. Zbritsky, A.A. Petrovsky, K.K. Pokrovsky, D.B. Stepennov // Scientific session of MEPhl. 2006. V. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.