Научная статья на тему 'Проблемы формирования системы внутреннего контроля на предприятии с использованием информационных технологий'

Проблемы формирования системы внутреннего контроля на предприятии с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний контроль / нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности / международная практика аудита / информационные технологии / информационные системы. / internal control / legal regulation of audit activity / international audit practice / information technologies / information systems.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ж. А. Аксенова, О. В. Ищенко, В. В. Салий

В статье осуществлен экономико-правовой анализ действующей нормативной базы Российской Федерации по организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации. Определены общие и отличительные признаки внешнего и внутреннего контроля, а также предпосылки формирования службы внутреннего контроля. Приведена сравнительная характеристика между службой внутреннего контроля, службой внутреннего аудита и контрольно ревизионной службой по цели, клиентам и специфике осуществления. Описана международная теория и практика проведения аудита, отмечено, что первоначально аудит был простой проверкой и подтверждением достоверности бухгалтерских документов и отчетности, в последствии, аудит стал системно ориентированным, практикующие аудиторы стали внимательно исследовать взаимоотношения между сотрудниками компании, составляющими и использующими бухгалтерские документы и записи и в целях предупреждения ошибок стали делать упор на повышение эффективности системы управления компанией, системы внутреннего контроля. Отмеченные особенности проведения аудита в разных странах, однако несущественные расхождения не означают несоответствия проведения аудита требованиям МСА, а общие аспекты доказывают попытки гармонизировать и приблизить законодательство России к международным стандартам. Рассмотрены вопросы применения информационно-коммуникационных технологий и программных средств в интеграции с единой автоматизированной информационной системой организации в рамках удаленной работы сотрудников и ведения системы внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING THE INTERNAL CONTROL SYSTEM ON COMPANIES USING INFORMATION TECHNOLOGIES

The article provides an economic and legal analysis of the current regulatory framework of the Russian Federation for the organization and implementation of internal control of committed facts of economic life of the organization. The General and distinctive features of external and internal control, as well as the prerequisites for the formation of the internal control service, are defined. A comparative characteristic is given between the internal control service, the internal audit service and the control and audit service for the purpose, clients and specifics of implementation. It describes the international theory and practice of auditing, noting that initially the audit was a simple verification and confirmation of the reliability of accounting documents and reports, later, the audit became system-oriented, practicing auditors began to carefully study the relationship between the company's employees who compose and use accounting documents and records, and in order to prevent errors, they began to focus on improving the effectiveness of the company's management system, internal control system. The noted features of conducting audits in different countries, however, insignificant discrepancies do not mean that the audit does not meet the requirements of the ISA, and the General aspects prove attempts to harmonize and bring Russian legislation closer to international standards. The issues of using information and communication technologies and software in integration with the unified automated information system of the organization in the framework of remote work of employees and maintaining the internal control system are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования системы внутреннего контроля на предприятии с использованием информационных технологий»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10225

Ж.А. Аксенова - доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, janna-obc@mail.ru,

Zh. A. Aksenova - Associate Professor of the Department of Accounting and Information technologies, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC;

О.В. Ищенко - доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, rov1301@yandex.com,

O.V. Ishchenko - Associate Professor of the Department of Accounting and Information technologies, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC;

В.В. Салий - доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа, к.п.н., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), vlada-2807@mail.ru,

V.V. Salii - Associate Professor, Department of Accounting and Analysis, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian University of Economics G.V. Plekhanova (Krasnodar branch).

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ PROBLEMS OF FORMING THE INTERNAL CONTROL SYSTEM ON COMPANIES USING INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация. В статье осуществлен экономико-правовой анализ действующей нормативной базы Российской Федерации по организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации. Определены общие и отличительные признаки внешнего и внутреннего контроля, а также предпосылки формирования службы внутреннего контроля. Приведена сравнительная характеристика между службой внутреннего контроля, службой внутреннего аудита и контрольно ревизионной службой по цели, клиентам и специфике осуществления.

Описана международная теория и практика проведения аудита, отмечено, что первоначально аудит был простой проверкой и подтверждением достоверности бухгалтерских документов и отчетности, в последствии, аудит стал системно ориентированным, практикующие аудиторы стали внимательно исследовать взаимоотношения между сотрудниками компании, составляющими и использующими бухгалтерские документы и записи и в целях предупреждения ошибок стали делать упор на повышение эффективности системы управления компанией, системы внутреннего контроля.

Отмеченные особенности проведения аудита в разных странах, однако несущественные расхождения не означают несоответствия проведения аудита требованиям МСА, а общие аспекты доказывают попытки гармонизировать и приблизить законодательство России к международным стандартам. Рассмотрены вопросы применения информационно-коммуникационных технологий и программных средств в интеграции с единой автоматизированной информационной системой организации в рамках удаленной работы сотрудников и ведения системы внутреннего контроля.

Abstract. The article provides an economic and legal analysis of the current regulatory framework of the Russian Federation for the organization and implementation of internal control of committed facts of economic life of the organization. The General and distinctive features of external and internal control, as well as the prerequisites for the formation of the internal control service, are defined. A comparative characteristic is given between the internal control service, the internal audit service and the control and audit service for the purpose, clients and specifics of implementation.

It describes the international theory and practice of auditing, noting that initially the audit was a simple verification and confirmation of the reliability of accounting documents and reports, later, the audit became system-oriented, practicing auditors began to carefully study the relationship between the company's employees who compose and use accounting documents and records, and in order to prevent errors, they began to focus on improving the effectiveness of the company's management system, internal control system.

The noted features of conducting audits in different countries, however, insignificant discrepancies do not mean that the audit does not meet the requirements of the ISA, and the General aspects prove attempts to harmonize and bring Russian legislation closer to international standards. The issues of using information and communication technologies and software in integration with the unified automated information system of the organization in the framework of remote work of employees and maintaining the internal control system are considered.

Ключевые слова: внутренний контроль, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности, международная практика аудита, информационные технологии, информационные системы.

Keywords: internal control, legal regulation of audit activity, international audit practice, information technologies, information systems.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то

компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

Закон обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Согласно Закону № 307-Ф3 аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Внешний контроль воздействует на организацию как на систему, а внутренний контроль входит в систему управления, форма внутреннего контроля - внутренний аудит или ревизионная комиссия (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительные характеристики служб внутреннего контроля

Характеристика Служба внутреннего аудита Служба внутреннего контроля Контрольно-ревизионная служба

Цель Повышение эффективности деятельности организации Построение и поддержание эффективной системы внутрихозяйственного контроля Недопущение неэффективного использования ресурсов, выявление и предотвращение злоупотреблений

Основные заказчики (клиенты) Совет директоров и высшее исполнительное руководство Линейное (операционное) руководство Высшее исполнительное руководство

Специфика Ориентация на перспективу, т.е. на анализ бизнес-процессов и выявление рисков Анализ бизнес-процессов в целях построения системы контроля Ориентация на ретроспективу, т.е. на уже произошедшие события и их последствия

Система проведения внутреннего контроля представляет собой взаимосвязанные процессы, результат работы системы это разработанные мероприятия по повышению эффективности бизнеса. Заказчиком и потребителем результатов работы данной системы является собственник и высшее руководство компании.

Система функционирует чтобы обеспечить достижение целей бизнеса: надежность финансовой составляющей, достоверность финансовой отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций. Это означает, что организация системы внутреннего аудита и ее функционирование направлены на устранение рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению поставленных целей бизнеса.

Для понимания смысла и значения внутреннего контроля необходимо рассмотреть понятие внешнего аудита. Под последним понимается оценка системы отчетности, проверка и оценка активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля. Главная задача внешнего аудита - установить соответствуют реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации или нет, оценить ее финансовое положение и результат деятельности за некоторый период. Внешний аудит осуществляется периодически, сторонними аудиторами. Аудиторский отчет предназначен главным образом вышестоящим органам, акционерам, кредиторам, может он использоваться в работе внутренних аудиторов.

Внутренний контроль имеет другую природу, смысл и назначение по сравнению с внешним аудитом. Для начала отметим, что созданная на предприятии служба внутреннего контроля являясь независимой структурой и подчиняется непосредственно руководителю выполняет работу по проверке и оценке хозяйственной деятельности организации на основании утвержденных планов работы. По общепринятому определению общей задачей внутреннего контроляявляется помощь организации в эффективном выполнении своих обязанностей и назначений.

Внутренний контроль - это функция управления, предназначенное для подтверждения достоверности и законности финансово-хозяйственной деятельности организации. Результаты внутреннего аудита используются высшим руководством и собственниками организации для текущего управления, стратегического планирования, контроля и оценки достижения целей бизнеса.

Таким образом, выделим основные преимущества внутреннего контроля перед внешним:

- знание особенностей организации внутренними аудиторами;

- отсутствие ограничения по времени при контроле, ограничивающего возможности при проведении

аудита;

- сравнительно незначительные затраты на проведение внутреннего контроля.

Целью внутреннего контроля является составление экспертного отчета (анализа) о реальном состоянии дел в организации за определенный временной интервал и системный анализ всех звеньев управления и производства. При этом анализируется эффективность системы в целом, так и каждого элемента, , анализируются слабые стороны и даются выводы и предлагаются мероприятия по устранению имеющихся замечаний.

Для достижения цели выделим основные задачи процесса:

- выявление несоответствий в области учета организации;

- разработка корректирующих и предупреждающих действий по выявленным несоответствиям;

- проверка бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности на соответствие требованиям внешних и внутренних документов с выдачей рекомендаций по улучшению;

- проверка рационального использования и сохранности активов организации;

- противодействие корпоративному мошенничеству: выявление и реагирование, профилактика, предотвращение.

В зависимости от установленных целей и задач внутренний контроль в организации можно разделить на следующие виды: предупредительный, перманентный, ретроспективный, стратегический, операционный.

В процессе проведения внутреннего аудита могут применяться методы, которые принято подразделять на общие и частные.

Особенность общих методов проведения внутреннего аудита состоит в том, что они применяются независимо от характеристики проверяемых объектов. К числу общих методов и способов принято относить как методы фактического таки документального контроля.

В соответствии с требованиями стандарта ControlObjectives (объекты и цели проверки) объекты внутреннего аудита должны быть определены для каждого вида деятельности организации.

Этот стандарт требует, чтобы объекты внутреннего аудита привязывались к процессам организации. Все процессы должны быть сгруппированы в блоки (циклы). Блоки должны отражать все направления деятельности организации

Исследование вопроса: «Чему служба внутреннегоаконтроля будет уделять внимание в ближайшем будущем?» показало следующие результаты:

- исполнительное руководство в качестве первоочередных задач внутреннего аудита в будущем видит содействие менеджменту в построении системы внутреннего контроля (100%) и участие в специальных проектах (60%);

- советы директоров ожидают от аудиторов участия в риск-менеджменте (67%) и повышения эффективности корпоративного управления (67%);

- руководители служб внутреннего аудита считают приоритетными проведение внутреннего аудита (75%) и содействие менеджменту в построении системы внутреннего контроля (70%);

- в числе наиболее приоритетных задач все три группы отметили контроль над сохранностью активов.

Данные цели отражают изменение роли внутреннего контроля как контролирующей функции к роли

консультанта финансово-хозяйственной деятельности.

Международная теория и практика аудита складывались в условиях конкурентной борьбы. Обсуждение методов проведения аудита в международной практике сопровождалось соответствующими исследованиями. Изучение отечественного опыта проведения аудитов показывает, что аудиторская деятельность имеет определенные особенности (например, напрямую, а не косвенно связана с консалтингом). Многие положения, содержащиеся в международной теории и практике аудиторской деятельности, интересны для применения аудиторами России.

Зарубежные авторы (например, Д. Рой) признают, что первоначально аудит был простой проверкой и подтверждением достоверности бухгалтерских документов и отчетности. В последствии, аудит стал системно ориентированным, практикующие аудиторы стали внимательно исследовать взаимоотношения между сотрудниками компании, составляющими и использующими бухгалтерские документы и записи. В целях предупреждения ошибок стали делать упор на повышение эффективности системы управления компанией, системы внутреннего контроля. Если внутрихозяйственный контроль в компании имел недостатки, или не способствовал устранению несоответствий в учете, то, по принципам системно-ориентированного аудита, практикующие аудиторы выдавали развернутые рекомендации по устранению недостатков. Таким образом, системный подход гарантировал качественный проведенный аудит.

Все бухгалтера и аудиторы в зарубежной практике обязательно соблюдают принципы бухгалтерского учета, которые называют стандартами GAAP (Generally 20 acceptedaccountingprinciples). Помимо бухгалтерских стандартов в международной практике соблюдаются стандарты аудита. Стандарты аудита GAAS (Generallyacceptedauditingstandards) регламентируют проведение проверок. Стандарты аудита подготавливает специальный отдел AICPA - Совет по стандартам аудита. Они обязательны для всех аудиторов страны. При их нарушении, органы, осуществляющие надзор над аудиторами, вправе прекратить их деятельность.

Работа внешних (независимых) аудиторов во многом опирается на результаты работы внутренних аудиторов. Внутренние аудиторы все чаще принимают участие в решении вопросов управления и экономической политики компании.

Круг обязанностей внутренних аудиторов в зарубежной практике рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 - Круг обязанностей внутренних аудиторов в зарубежной практике

Вид внутреннего аудита Круг обязанностей внутреннего аудитора

Операционный Деятельность, похожая на консультирование структурных подразделений компании по вопросам управления (например, это может быть оценка работ по маркетингу, оценка эффективности структуры компании и т. д.)

Аудит на соответствие Проверка соответствия деятельности структурных подразделений компании установленным внутренним правилам, или при необходимости законодательными нормами (например, это может быть проверка и оценка заключенных договоров с точки зрения юридических требований, минимизации рисков и т.д.)

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Соответствует ли бухгалтерская (финансовая) отчетность с действующими законодательными и нормативными актами

В разных странах используются различные определения «аудита». С точки зрения Комитета по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров в США аудит представляет собой процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям.

В международной практике принято выделять три вида аудита:

1) финансовый аудит - оценка достоверности информации, которая содержится в финансовой отчетности. Как правило, данный аудит проводят аудиторские организации, которые по результатам проверки выдают заключение, относительно финансовой отчетности организации, по своей форме и содержанию данный вид аудита наиболее близок к российскому аудиту;

2) операционный аудит - оценка эффективности отдельных видов деятельности организации. Его особенностью является то, что в рамках данного аудита проверка не ограничивается бухгалтерским учетом, она включает изучение организационной структуры фирмы, методов ее производственной деятельности, кредитной, инвестиционной, маркетинговой политик. На данный момент, операционный аудит имеет широкое распространение в государственном секторе;

3) управленческий аудит - английскийученый Ч. Т. Хонгрен, определяет управленческий аудит как «обзор, предназначенный для выяснения того, исполняются ли политики и процедуры, определенные высшим руководством», американские аудиторы Дж. С. Робертсон и Т. Дж. Лоуверс дают следующее определение: «изучение деловых операций с целью разработки рекомендаций относительно более экономного и эффективного использования ресурсов, результативности в достижении целей бизнеса и соответствия политике компании».

Рассмотрим особенности аудитов, проводимых в разных странах в таблице 3.

Таблица 3 - Особенности проведения аудита разных стран

Страна Особенности проведения аудита

Великобритания Главная цель аудита - дать заключение о том, что финансовые отчеты точны и беспристрастны. Аудиторы, обычно проводят выборочный Великобритания письменный опрос дебиторов, чтобы проверить действительность существования. Квалификация аудиторов должна подтверждаться членством в одном из четырех институтов Консультативного комитета бухгалтерских органов. Необходимо сдать экзамен на аудитора.

Канада Главным органом, государственного финансового контроля является Управление Генерального Аудитора. Управление проводит 3 вида Канада аудита: финансовый, специфический и управленческий (ежегодно около 30 проверок в субъектах государственного управления). Любая проводимая Управлением проверка длится до 18 месяцев.

Италия Сильно развито государственное регулирование аудита. Италия Законодательство обязывает компании издавать детализированные, подтвержденные аудиторами финансовые отчеты.

Германия Главной особенностью является то, что все аудиторы и аудиторские фирмы должны быть в обязательном порядке членами Аудиторской палаты. Аудиторский контроль осуществляется по нескольким Германия направлениям. Во-первых, аудиторский контроль предприятия в конце финансового года. Во-вторых, специальный аудиторский контроль (в период образования, по поручения общего собрания директоров и т. п.).

Япония Наблюдается не очень хорошее состояние аудита. Это характеризуется неадекватностью системы независимого аудита и внутреннего контроля в японских корпорациях уровню экономического развития. Япония Министерство финансов Японии оказывает слишком большое влияние на аудит, что вредит независимости аудиторов. И даже попытки внедрить в Японию западные модели бухгалтерского учета и аудита удались далеко не полностью. Внутренний аудит в японских корпорациях не прижился вообще.

Китай Правительство, наоборот поддерживает рост числа дипломированных Китай общественных бухгалтеров и аудиторов. В стране существует более 50 тысяч аудиторских организаций и 70 тысяч внутренних аудиторов

Франция Вопросы, связанные с аудитом, регулирует министерство юстиции. Франция Аудитора во Франции называют комиссаром по счетам, он назначается собственниками предприятия (акционерами) сроком на шесть лет для проведения аудита.

Проанализировав выше изложенное можем сделать вывод, что в международной практике проведения аудита большой акцент делаетсяна проверку финансовой отчетности.

На сегодняшний день в России создание системы внутреннего контроля регламентировано Минфином России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

В зависимости от поставленных целей внутреннего аудита, необходимости получения информации о хозяйственно-финансовой деятельности организации, содержания объекта аудита при проведении проверки могут использоваться различные методические приемы и технические способы.

Внутренний аудит - это сложный и длительный процесс. Для сокращения времени проверки, не снижая при этом ее качества, разрабатываются методики аудита каждого аудитируемого объекта. Методика внутреннего аудита - это совокупность способов и приемов исследования объекта. Задача разработки методики состоит в том, чтобы выработать процедуры. Методики по различным объектам должны разрабатываться по единой схеме.

Основанием для выбора табличной формы представления методик внутреннего аудита стали аспекты, которые позволяют структурировать и описать механизм и инструменты проведения внутреннего аудита, отвечающие современным тенденциям. Для проверки каждого аудитируемого объекта составляется методика, которая включает в себя:

- источники информации (кого и что проверяем);

- средства и методы проверки (как проверяем);

- эталон (на соответствие чему поверяем);

- результат (конечная цель проверки данной методики);

- несоответствия (приводятся возможные несоответствия);

- рекомендации (приводятся профессиональные рекомендации аудитора для устранения и предотвращения несоответствий).

При формировании системы внутреннего контроля (СВК) следует добиваться нормативного закрепления следующих основных требований.

1. Требование подконтрольности каждого субъекта контроля, работающего в организации. Например, в надлежащем исполнении контрольных функций такими субъектами контроля, как председатель правления, президент, вице-президенты, исполнительный директор, главный аудитор, председатель ревизионной комиссии, заинтересованы в первую очередь собственники организации. В целях соблюдения принципа независимости они могут проверять их деятельность с помощью, например, внешних независимых аудиторов или независимых экспертов различного профиля.

2. Требование ущемления интересов. Необходимо с помощью нормативных документов создавать специальные условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника или структурное подразделение организации в экономически невыгодное положение. Это стимулирует их к устранению этих отклонений и вызвавших их причин.

3. Недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица, т.е. в СВК могут действовать независимо различные субъекты контроля

4. Требование заинтересованности руководства организации. Эффективное функционирование СВК невозможно без должной заинтересованности и участия в ее работе высшего руководства организации.

5. Требование компетентности, добросовестности и честности аудиторов и контролеров организации. Если сотрудники организации, в служебные функции которых входит осуществление контроля, не обладают вышеуказанными характеристиками, то даже идеально организованная СВК не сможет работать эффективно.

6. Требование пригодности методик и программ, применяемых в работе СВК. Методики и программы должны быть целесообразны и рациональны

7. Требование непрерывности развития и совершенствования.

8. Требование расстановки приоритетов в соответствии с рисками. Тотальный контроль над текущими малозначимыми операциями не рационален. Он только отвлекает силы специалистов организации от решения проблем, серьезно влияющих на ее финансовое положение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Исключение излишних контрольных процедур при проведении проверок с учетом уровня существенности, поскольку контроль должен быть рационален и не вызывать излишних затрат труда и средств.

10.Требование единичной ответственности. Недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, так как это неизбежно приведет к безответственности, затрате излишних сил и средств.

11.Требование функционального потенциального замещения.

12.Требование регламентации. Эффективность функционирования СВК напрямую зависит от наличия, качества и уровня утверждения регламентов (правил, стандартов), которыми она руководствуется, а также от их точного выполнения субъектами контроля.

13.Требование взаимодействия и координации. Такого взаимодействия можно добиться путем разработки комплекса нормативных документов, регламентирующих контрольную деятельность структурных подразделений и руководителей организации, а также системно-ориентированного планирования проводимых проверок.

Однако для повышения эффективности выполнения контроля центральных бизнес-процессов и обеспечения контроля критериев функционирования и достоверности информации, поступающей руководителю, необходимо комплексное использование информационных технологий и систем автоматизации. Устойчивое функционирование организации в рыночных условиях определяется качеством выполняемых контрольных мер, эффективность, которых во многом обусловлена наличием своевременной и достоверной информации, для использования в рамках системы поддержки.

Анализ текущего состояния дел и перспектив развития организации с учетом неопределенности в условиях динамично меняющейся макроэкономической ситуации в Российской Федерации и мировом пространстве, нестабильность рынка, особенно в связи с переходом многих организаций в настоящее время на удаленную работу, будут недостаточно эффективны без формирования оптимальной информационной системы в рамках системы контроля. А соответственно для функционирования всех звеньев организации необходимо применении различных программных приложений, информационно-коммуникационных технологий, действующих в рамках одной информационной системы.

Среди преимуществ автоматизированных систем, функционирующих в рамках контроля, стоит отметить консолидацию информации для подготовки стратегических решений и операционной деятельности, в том числе для сбора и обобщения информации о факторах внешнего окружения разных уровней воздействия. На российском рынке представлен ряд компаний, занимающихся внедрением комплексных информационных систем, такие как: 1С - разработчик платформы «1С: Предприятие», ИКТ-компания «Итеранет», «Парус», XB Software - разработчик SaaS-приложения и другие.

Современная интегрированная информационная система представляет собой комплексный подход к автоматизации, выступая, с одной стороны, как стратегия развития организации по интеграции производственных процессов и операций, а с другой стороны - это пакет прикладных программ, выполняющих управление всеми аспектами деятельности организации.

Цель таких информационных систем - раскрыть функцию контроля в части своевременного обеспечения сотрудников актуальной и достоверной информацией. При выборе программного продукта для реализации построения системы контроля в организации, в первую очередь, необходимо провести анализ имеющихся на отечественном рынке платформ и программных средств, определенных российским законодательством, в рамках системы импортозамещения, с учетом интеграционных особенностей работы на удаленной основе.

В процессе выполнения контрольных функций деятельности организации с применением информационных технологий и программных средств важную роль будет играть система взаимодействия всех структурных подразделений, которая может потребовать дополнения информационной составляющей различными автоматизированными компонентами.

Таким образом, информацию как целостную составляющую в системе контроля, отражающую объективные процессы, происходящие в организации, необходимо аккумулировать, обобщать и систематизировать с помощью различных программных средств для дальнейшей передачи ее в автоматизированную систему.

Следовательно, информационная система при проведении контроля на основе полученной информации будет выполнять следующие функции [8]:

- анализ поступающей информации;

- выбор достоверной информации, на основе имеющихся документов;

- обработка полученной информации и приведение ее к структурированному виду;

- автоматизация аналитической и учетной работы;

- предоставление возможности для контроля, объективной оценки ситуации во внутренней и внешней среде.

В этой связи контроль осуществляет функцию, которая предполагает комплексное применение средств автоматизации при выявлении внешних и внутренних факторов. Ввиду того, что информационная система должна решать различный спектр задач, возникают сложности в поиске такого единого интегрированного программного комплекса, который имел бы возможность выполнять все поставленные задачи. В связи с этим, при разработке проекта информатизации организации необходимо определить конечную цель создания единого информационного пространства, путем объединения совместимых и интегрированных между собой программных продуктов, и приложений. Существующие на сегодняшний день информационные системы имеют определенные проблемы, связанные с трудностями интеграции данных и программ.

Но в данном случае, при наличии искажения одного из элементов, поступающих в информационную систему, в процессе обобщений и укрупнения информации, вся информационная модель будет являться искаженной, что, как следствие, может привести к принятию неверных решений со стороны руководителя. Чтобы предупредить принятие данных решений необходимо совершенствовать процесс применения информационных технологий и программного обеспечения, которые выступают как совокупность методов, производственных процессов, объединенных в технологическую цепочку обработки информации, ее вывод и распространение для снижения трудоемкости использования автоматизированных информационных систем, а следовательно, повышения их надежности и оперативности.

Проект внедрения информационной системы, призванной автоматизировать бизнес-процессы, на основе контроля удаленной работы сотрудников, должен включать в себя следующие этапы:

- разработка технического задания на функционирование информационной системы внутри организации, с описанием основных требований к возможностям, интерфейсу, надежности, безопасности;

- анализ информационных процессов организации и выявление возможных потребностей будущих пользователей системы;

- разработка концепции функционирования информационной системы на основе взаимодействия программных средств и информационно-коммуникационных технологий;

- построение модели «как будет», отражающей планируемое изменение всех процессов внутри информационной системы;

- настройка существующих и разработка новых модулей информационной системы, настройка форм электронных документов и отчетности;

- интеграция информационной системы с данными заказчика, загрузка данных свершившегося факта производственной деятельности за прошедшие периоды;

- организация обучения работников предприятия навыкам работы в информационной системе;

- перевод информационной системы в активную эксплуатацию всеми сотрудниками. Конкретизируя рамки рассмотрения проблемы внедрения информационной системы в процессе построения системы контроля в организации для удаленной работы, стоит отметить, что в настоящее время рынок программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий предлагает множество альтернативных вариантов. То есть необходимо к данному вопросу подходить комплексно, а повышение эффективности функционирования информационных процессов и контроля за их выполнением всегда оправдывает ожидания, так как необходим общий подход, стратегия, объединяющая все составляющие в процессе построения системы управления производственным процессом на основе информационных технологий и программного обеспечения.

Источники:

1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ).

2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ).

3. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 576«Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»

4. Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации»

5. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

6. Особенности системного анализа и применения информационных технологий при исследовании явлений и процессов в различных сферах деятельности. Кузьмина Э.В., Нарыжная Н.Ю., Пьянкова Н.Г., Третьякова Н.В., Са-лий В.В., Силинская С.М., Ищенко О. В.Коллективная монография / Краснодар, 2019.

7. Информационная база обеспечения внутреннего контроля. Ищенко О.В.Вестник Академии знаний. 2012. № 1. С. 18-25.

8. Архитектура предприятия. Салий В.В., Аксенова Ж.А., Ищенко О.В.Российский университет кооперации, Краснодарский кооперативный институт (филиал). Краснодар, 2018.

9. Особенности ведения внутреннего контроля в торговой организации. Аксенова Ж.А., Ищенко О.В., Леошко В.П. Вестник Академии знаний. 2019. № 3 (32). С. 31-35.

10. Методы анализа больших объемов слабоструктурированной информации. Салий В.В., Шапошников В.Л., Пьянкова Н.Г., Кузьмина Э.В. Учебное пособие / Краснодар: Издательство: Краснодарский центр научно-технической информации, 2017. - 114 с.

References:

1. Federal law of 6 December 2011 № 402-FZ "On accounting" (with amendments and additions of July 26, 2019 No. 247-FZ).

2. Federal law of December 30, 2008 № 307-FZ "On audit activities" (with amendments and additions of 23 April, 2018 No. 112-FZ).

3. The RF Government decree of 11 June 2015 № 576"On approval of the Regulations on recognition of international standards on auditing applicable in the Russian Federation»

4. The order of the Ministry of Finance of Russia from 09.01.2019 № 2H "On introduction of international standards on auditing in the Russian Federation and about recognition become invalid some orders of the Ministry of Finance of the Russian Federation»

5. Information of the Ministry of Finance of the Russian Federation no.PZ-11/2013 «Organization and implementation by an economic entity of internal control of committed facts of economic life, accounting and preparation of accounting (financial) statements»

6. Features of system analysis and application of information technologies in the study of phenomena and processes in various fields of activity. Kuzmina E. V., Narizhnaya N. Yu., Pyankova N. G., Tretyakova N. V., Saliy V. V., Silinskaya S. M., Ishchenko O. V. Collective monograph / Krasnodar, 2019.

7. Information base for internal control. Ishchenko O. V. Bulletin Of the Academy of knowledge. 2012. No. 1. S. 18-25.

8. Enterprise architecture. Saliy V. V., Aksenova Zh. a., Ishchenko O. V. Russian University of cooperation, Krasnodar cooperative Institute (branch). Krasnodar, 2018.

9. Features of internal control in a trade organization. Aksenova Zh. a., Ishchenko O. V., Leoshko V. P. Bulletin Of the Academy of knowledge. 2019. No. 3 (32). Pp. 31-35.

10. Methods for analyzing large volumes of weakly structured information. Saliy V. V., Shaposhnikov V. L., Pyankova N.G., Kuzmina E. V. Textbook / Krasnodar: Publishing house: Krasnodar center for scientific and technical information, 2017. - 114 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.