ЭКОНОМИКА
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 258-260.
УДК 331
Е.И. Карташова
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Представлены формы государственной ресурсной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Исследуется ряд проблем ресурсного обеспечения, предлагаются пути по совершенствованию системы ресурсного обеспечения для субъектов малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: бизнес, ресурсы, формирование системы, ресурсное обеспечение, малый и средний бизнес, проблемы, поддержка.
Любой бизнес - это целенаправленная деятельность субъекта по преобразованию любых видов экономических ресурсов для достижения поставленной цели.
Ресурсы (франц. ressource - вспомогательное средство) - это денежные средства, запасы, имущество, кадры и другие возможности осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ресурсы бывают экономические и природные. При этом экономические ресурсы - это совокупность средств, которые необходимы и могут быть использованы в процессах бизнеса: создании, производстве, продаже товара, а также управлении этими процессами. Тем самым экономические ресурсы являются источниками и предпосылками достижения бизнес-целей, составными элементами, которые превращают возможности в реальные результаты [3].
Поэтому ресурсы являются движущей силой любой деятельности, в том числе бизнеса, призваны при правильном сочетании элементов и их умелом взаимодействии обеспечить эффективное получение результатов и достижение целей.
Многие предприятия независимо от своего «размера» (малые, средние или крупные) испытывают нехватку ресурсов для ведения предпринимательской деятельности. При этом проблемы обеспечения ресурсами малых и средних предприятий отличаются между собой. Сектор малого предпринимательства уже занял свое место в экономике страны и представляет собой достаточно влиятельную экономическую и политическую силы. Динамика развития субъектов малого бизнеса за несколько последних лет показала, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития.
Но, несмотря на то, что субъекты малого и среднего бизнеса на этапе развития становятся более устойчивыми, у них активизируется производственная и инновационная деятельность, проблема ресурсного обеспечения таких субъектов все равно стоит достаточно остро. Это возникает из-за того, что малые предприятия объективно занимают более слабую позицию на рынке по сравнению со средними предприятиями, для малых предприятий характерны значительный потенциал роста и гибкость рыночного поведения, которые обеспечивают их выживание и развитие, и в то же время для реализации этого
© Е.И. Карташова, 2011
Проблемы формирования системы ресурсного обеспечения малого и среднего бизнеса
259
потенциала требуется обеспечить доступ к ресурсам, дающим практическую возможность малым предприятиям осуществлять активную предпринимательскую деятельность. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды. Не имея достаточных возможностей приобретать необходимые ресурсы на рынке на равных условиях с другими субъектами, малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции «посредника» по доведению имеющихся ресурсов до этой сферы экономики через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров).
Для решения проблемы ресурсного обеспечения субъектов малого бизнеса необходимо:
1) обеспечить полную информативность по условиям и видам государственной поддержки для таких субъектов;
2) обеспечить доступность малым предприятиям в получении необходимых видов ресурсов;
3) обеспечить жесткий контроль со стороны государства за расходованием средств ресурсного обеспечения субъектами малого предпринимательства, во избежание злоупотребления такой помощью недобросовестными организациями и предпринимателями.
Средний бизнес в России был официально признан законодательством Российской Федерации в качестве сегмента сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) только с принятием Закона № 209-ФЗ от 6 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - Закон № 209-ФЗ), с 2008 г.
При этом средние предприятия являются важнейшим фактором экономической стабильности общества и в основном представляют собой финансово устойчивые и прибыльные предприятия с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Поэтому поддержка таких предприятий должна быть не просто «адресной», а конкретнонаправленной на нужды среднего предприятия.
Согласно статье 16 Закона № 209-ФЗ, обеспечение ресурсами субъектов МСП от
государства осуществляется в следующих формах [1]:
- финансовая поддержка МСП;
- имущественная поддержка МСП;
- информационная поддержка МСП;
- консультационная поддержка МСП;
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников МСП.
Финансовая поддержка может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов. Финансовая поддержка включает в себя: предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки. Такая форма государственной поддержки является одной из самых популярных и востребованных для субъектов МСП. Так, например, по данным Министерства экономического развития Московской области, финансовую поддержку с 2009 г. по май 2011 г. получили следующие категории субъектов МСП:
• микропредприятия (127 ед.; составляет 35,88 %);
• малые предприятия (204 ед.; 57,63 %);
• средние предприятия (23 ед.; 6,5 %).
Всего за период с 2009 г. по май
2011 г. поддержка оказана 354 ед.
При этом финансовая поддержка вышеуказанным субъектам представлена в размере 69,16 % из бюджета субъекта и 30,83 % из федерального бюджета [4].
Имущественная поддержка осуществляется в виде передачи во владение или пользование государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств и т. п., на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Так, согласно Постановлению Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП «О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, на период стабилизации финансовой системы» субъектам малого предпринимательства органы государственной власти предоставляют льготные условия по аренде нежилых помещений из фонда Правительства Москвы. Арендная ставка на 2011 г. - 1800 руб. за
260
Е.И. Карташова
1 кв. м, также практикуется ипредостав-ление льгот на аренду земельных участков.
Информационная поддержка предусматривает создание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечение их функционирования в целях поддержки субъектов МСП.
Консультационная поддержка предусматривает в том числе компенсацию затрат, документально подтвержденных субъектами МСП, на оплату консультационных услуг. Так, в московских Центрах развития предпринимательства проводят бесплатные консультации специалистов, предоставляя помощь в решении юридических вопросов и вопросов, связанных с реализацией предпринимательской деятельности, налогообложения, бухгалтерского учета.
Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Оказание поддержки субъектам МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов МСП, на основе государственных образовательных стандартов;
2) создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области МСП;
3) учебно-методологической, научнометодической помощи субъектам МСП.
Кроме того, законодательно определены некоторые особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности, а именно в области:
- инноваций и промышленного производства;
- ремесленной деятельности;
- внешнеэкономической деятельности;
- сельскохозяйственной деятельности. Государственная поддержка развития субъектов МСП охватывает все фазы производственного процесса таких организаций, включая помощь в приобретении ресурсов, содействие эффективной организации производственной деятельности, стимулирование реализации произведенного продукта (услуги) непосредственно или через систему объектов инфраструктуры. Перечисленные направления государственной политики определяют основные элементы системы государственной поддержки МСП и механизмы взаимодействия между ними, предусмотренные законодательством РФ и соответствующими федеральными программами.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальной экономики [2]. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой, государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит МСП не только удержаться на плаву, но и расти и набирать силу. В посткризисный период малый и средний бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно без серьезной поддержки государства, поэтому одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики из кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Федеральный Закона № 209-ФЗ от 6 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (ред. от 05.07.2010 № 153-ФЗ).
[2] Гудкова Е. В. Предпринимательский климат: региональный аспект. Владивосток : Дальнау-ка, 2005. 268 с.
[3] Солдатов В. Стратегическое управление ресурсами бизнеса. М., 2007. 23 с.
[4] Министерство экономического развития Московской области : сайт. URL: http://www.me. mosreg.ru.