Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся'

Проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособный специалист / профессиональная компетенция / обучающиеся / профессиональное образование / формирование / творческий уровень / сompetitive specialist / professional competence / students / professional education / forming / creative level бәсекеге қабілетті маман / кәсіби құзырет / білім алушылар / кәсіптік білім беру / қалыптастыру / шығармашылық деңгейі

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Бирюк Б.К.

"Профессиональные учебные заведения также заинтересованы в том, чтобы возрастало количество профессионально ориентированных обучающихся, осознанно сделавших выбор профессии. Это необходимо для повышения профессионального уровня обучающихся как будущих выпускников колледжа, начинающих работать в производственной среде, и формирования их профессиональных компетенций. Для становления будущего специалиста особенно значимой является профессиональная компетенция, которая выражается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of students’ professional competencies formation Білім алушылардың кәсіби құзыреттерін қалыптастыру мәселелері

Professional educational institutions are also interested in increasing the number of professionally oriented students who have consciously made a choice of job. It is necessary to improve the professional level of students as future college graduates, starting to work, and the formation of their professional competencies. For a future specialist professional competence is especially significant, it is an ability to successfully act on the basis of practical experience, skills, and knowledge in solving problems of professional performance. Мамандық таңдауын саналы түрде жасаған кәсіптік бағдарлы білім алушылар қатарын арттыруға кәсіптік оқу орындары да мүдделі. Бұл студенттердің, сондай-ақ болашақ колледж түлектерінің кәсіптік деңгейін көтеру, өндірістік ортада жұмыс істей бастау және олардың кәсіби құзыреттілігін қалыптастыру үшін қажет. Болашақ маманды қалыптастыру үшін кәсіби құзыреттілік ерекше мәнге ие, ол іс-әрекеттің кәсіби түрінің мәселелерін шешуде практикалық тәжірибе, дағдылар мен білім негізінде табысты әрекет ету қабілетінде көрінеді.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся»



УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.07

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ацдатпа

Мамандыц тандауын саналы турде жасаган кэсшттк багдарлы бшм алушылар цатарын арттыруга кэсшттк оцу орындары да муддел1. Бул студенттердщ, сон-дай-ац болашац колледж тулектершн, кэсшттк децгей-iн кетеру, eндiрicтiк ортада жумыс icтей бастау жэне олардыц кэciби цузыреттшгш цалыптастыру Yшiн цажет. Болашац маманды цалыптастыру Yшiн кэciби цузыреттшк ерекше мэнге ие, ол ic-эрекеттiц кэciби тYрiнiц мэcелелерiн шешуде практикалыц тэжiрибе, дагдылар мен бiлiм негiзiнде табысты эрекет ету ца-бiлетiнде кeрiнедi.

Аннотация

Профессиональные учебные заведения также заинтересованы в том, чтобы возрастало количество профессионально ориентированных обучающихся, осознанно сделавших выбор профессии. Это необходимо для повышения профессионального уровня обучающихся как будущих выпускников колледжа, начинающих работать в производственной среде, и формирования их профессиональных компетенций. Для становления будущего специалиста особенно значимой является профессиональная компетенция, которая выражается в способности успешно дей-S ствовать на основе практического опыта, умения и < знаний при решении задач профессионального рода

g деятельности.

Й Annotation

о

t* Professional educational institutions are also interested

s

k in increasing the number of professionally oriented

§ students who have consciously made a choice of job. It

® is necessary to improve the professional level of students

h as future college graduates, starting to work, and the

® formation of their professional competencies. For a

§ future specialist professional competence is especially

w significant, it is an ability to successfully act on the basis of practical experience, skills, and knowledge in solving problems of professional performance.

Бирюк Б.К.,

мастер производственного обучения, Костанайский

строительный колледж, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: бэсекеге ца-бтетт1 маман, кэЫби цузы-рет, б\л\м алушылар, кэсттт бшм беру, цалыптастыру, шыгармашылыц децгеш.

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, профессиональная компетенция, обучающиеся, профессиональное образование, формирование, творческий уровень.

Keywords: сотреййуе specialist, professional competence, students, professional education, forming, creative level.

Я работаю мастером производственного обучения в Костанайском строительном колледже 16 год. За это время я поняла, что проблема формирования компетенций обучающихся - одна из основных в современном профессиональном образовании, и ее решение - это ключ к созданию конкурентоспособного специалиста. Формировать профессиональные компетенции у обучающихся не только сложно, но и очень ответственно, т. к. задействованы глубокие познавательные процессы, социальные установки. Очень важным является вопрос о пересмотре подходов к общеобразовательной составляющей профессионального образования. Это предполагает получение обучающимися не только профессии определенной квалификации, но и достаточного уровня общей культуры, интеллекта, психологической, коммуникативной подготовки, знаний и навыков поведения в новой экономической сфере [3, с.140]. В настоящее время было бы точнее говорить не о применении знаний на практике, а о проблеме формирования у обучающихся способностей к самостоятельному поиску оптимальных решений практических задач на основе имеющихся теоретических знаний[1, с 94].

В первую очередь это выражается в попытке решить социальные проблемы. Способствовать в приобретении профессионального образования и профессии. Выбор профессии должен начинаться со школьных лет. В своем Послании народу Казахстана от 02.2019 года глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал: «Мы должны перейти к политике профориентации на основе выявления способностей учащихся». Профессия важна для будущих обучающихся, ведь в повседневной жизни ее сопровождают такие социальные проблемы, как безработица, сложность найти и устроиться на работу

по профессии. Отсюда возникает необходимость совершенствования профориен-тационной работы. Она вызвана, в первую очередь, значимостью для общества разрешения проблемы формирования профессиональных компетенций обучающих. Очень часто бывает, что, уже приступив к занятиям, ребята сталкиваются с цементной или известковой пылью, кто-то просто панически боится высоты, ведь очень много работ приходится делать на подмостях. Всевозможные лакокрасочные запахи. Приходится объяснять, что это все сопровождающие факторы любой строительной организации. Со временем неприятные симптомы исчезают.

Работу штукатура можно назвать работой избранных. Ведь она требует высокой работоспособности, творческого начала, активности, выносливостью, физической силы. Поэтому профориентационная работа среди обучающихся должна проводится на постоянной основе. Важную роль здесь играет как школа, так и учреждения профессионального образования.

Школа ориентирует подрастающее поколение на выбор профессии, а колледж развивает профессиональные компетенции обучающихся. Так социальная функция школы заключается в формировании всесторонней развитой личности, обладающей социальными компетенциями, способной найти и реализовать себя в обществе.

Профессиональные учебные заведения также заинтересованы в том, чтобы возрастало количество профессионально ориентированных обучающихся, осознанно сделавших выбор профессии. У нас в колледже есть хорошая традиция. Это - проведение Дня открытых дверей специальности с участием школьников и обручающихся колледжа. Перед проведением «Профориентационного мероприятия» для школьников составляется план

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

мероприятия. Школьники с интересом посещают мастерские, кабинеты по теоретическому обучению. Особый интерес у них вызывают профориентационные пробы. Профпробы позволяют каждому школьнику попробовать выполнить работы, выполняемые плиточниками, каменщиками, штукатурами, мастерами сухого метода строительства. Это необходимо для повышения профессионального уровня обучающихся как будущих выпускников колледжа, начинающих работать в производственной среде, и формирования их профессиональных компетенций. Для становления будущего специалиста, особенно значимой является профессиональная компетенция, которая выражается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Ее формирование необходимо начинать в школе, продолжить в колледже и т. д. Профориентация несет на себе все цельно социальное направление. Она способствует:

• Выбору профессии в соответствии с индивидуальным способностями и склонностями.

• Проявлению индивидуальной активности.

• Умственному, трудовому и нрав-К ственному развитию личности.

< Учитывая при этом, что профессио-о нальная компетенция - это способность он к выполнению основных видов профес-о сиональной деятельности и профессио-К нальных задач в условиях производства.

§ Следовательно, в состав профессиональ-

о

щ ных компетенций можно включить следу-м ющие группы компетенций: базовые, проК фессиональные и специальные. К Базовые компетенции обучающиеся о получают вместе с теоретическими об-н щеобразовательными знаниями и носят больше познавательный и воспитатель-

ный характер:

• Проявлять самостоятельность мышления, техническое и пространственное мышление, креативность, способность к решению проблем, оценочные способности.

• Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, осознавать себя и свое место в современном обществе.

• Быть способным к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

• Быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

Получается, что базовый уровень сформированности профессиональных компетенций являются минимальным показателем и основой для дальнейшей ступеньки профессиональной компетенции. Следующая ступень, на которую приходит обучающийся в процессе развития профессиональных компетенций, - средний показатель.

Профессиональные и специальные компетенции приобретаются на уроках производственного обучения и производственной практики. К примеру, если профессиональные компетенции такие, как: выполнять высококачественную штукатурку, выполнять декоративное оштукатуривание фасадов, разметку и разбивку поверхностей фасада и внутренних поверхностей. Эти профессиональные компетенции мы даем на базе колледжа. И как высокий показатель выступает творческий уровень сформированности специальных компетенций, которые отта-

Ш

чиваются на производственной практике:

• производить оштукатуривание поверхностей растворами специального назначения: гидроизоляционными, газоизоляционными, звукопоглощающими, рентгенонепроницаемыми и другими;

• производить разбивку и оштукатуривание многоцентровых и стрельчатых куполов, сводов и арок.

Сейчас, в век новых технологий, знания быстро устаревают, меняются материалы, инструменты, да и сама технология работ. Изменилась и цель образования: не научить на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал, что: «личное кредо каждого казахстанца должно стать образование в течение всей жизни». Это как нельзя лучше отображается в том, что многие, кто имеет одну рабочую профессию, должен овладеть еще и дополнительной - смежной. Понимают это и сами обучающиеся, что такой мастер всегда востребован. Они проявляют готовность к постоянному повышению образовательного и профессионального уровня, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, способность к саморазвитию, с удовольствием приходят на индивидуальные, дополнительные занятия. На таких занятиях я уже применяю к обучающимся КПД (коэффициент полезного действия), КТУ (коэффициент трудового участия). Чтобы ребята почувствовали на себе, что, от того, как ты участвуешь в трудовом процессе, как применяешь профессиональные компетенции, будет зависеть конечный результат. Что мало прийти на рабочее место, отсидеть это рабочее время, оплата будет производиться только по факту выполненных работ с применением КПД или КТУ. Обучающиеся уже видят разницу в оплате, отношении. Им уже самим хочется подтянуться, а то и опередить своих напарников в конечном результате,

будь то высокая оценка или хорошая зарплата. А какую они испытывают гордость (когда приходишь с проверкой на базу практики), показывают с радостью свою проделанную работу, и уже сами комментируют и тут же исправляют недочеты.

Важными факторами, способствующими формированию у обучающихся трудовых умений на уровне стратегии деятельности, является организация соревнований в процессе производственного обучения. Привлечение ребят к техническому творчеству, причем в первую очередь - к творчеству в рабочей профессии [4,с 282].

К моменту завершения изучения профессионального образования должны быть сформированы все профессиональные компетенции, обеспечивающие выполнение соответствующего вида профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

2.Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. - Проф-педагогика. - М.: Высш. шк., 1986. - 145 с.

3.Некрасова, С.В. Формирование профессиональной компетентности обучающихся / С.В. Некрасова. - Текст: непо- к средственный // Молодой ученый. - 2016. <с - №17 (121). - С. 140-142. - URL: https:// о moluch.ru/archive/121/33405/ (дата обра- ^ щения: 18.05.2022). °

4.Яровой И.Н. Экспериментальное ис- S следование саморегуляции трудовых дей- § ствий. - http://enpuir.npu.edu.ua/bitstream/ §

handle/123456789/35458/100196699. w

н

pdf?sequence=1 (дата обращения: 18.05. s

2022). §

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.