ным приростом мощности, строительство нового завода, вывод из эксплуатации или перепрофилирование бесперспективных заводов), состояние обеспеченности сырьем и т.п. Все эти факторы взаимосвязаны между собою, поэтому только их комплексное рассмотрение позволит достичь эффективного развития свеклосахарного подкомплекса АПК Украины в целом и каждого предприятия в отдельности.
Список литературы:
1. Крушевский А.В. справочник по экономико-математическим моделям и методам. - К.: Техшка, 1988. - 208 с.
2. Розвиток харчово! промисловосп: монографiя / М.П. Сичевський, 1.В. Кузнецова, М. М. Ярчук, Н.О.Лукашенко. - К.: 1АЕ НААН, 2010. - 292 с.
3. Саблук П.Т. Цукробурякове виробництво в Укрш'ш: монографiя / За ред. П.Т. Саблука та М.Ю.Коденсько! - К.: 1АЕ НААН, 2008. - 388 с.
4. Фурса А.С. Ринок цукрового виробництва в Укра!ш // Економша АПК. - 2012. - № 5. - С. 36-42.
5. Ярчук М.М. Реструктуризащя цукробурякового виробництва в Укра!-ни / М.М. Ярчук // Економша АПК. - 2008. - № 5. - С. 59-61.
6. Статистичний щорiчник Укра!ни за 2011 рш [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.
7. Статистичний збiрник «Сшьське господарство Укра!ни» за 2011 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.
8. Оперативно--статистичт матерiали цукровик1в Украши» Бурякоцук-ровий комплекс Укра!ни». - К: «Цукор Украши», 2012. - 201 с.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕГМЕНТЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
© Керимова М.Д.*
Азербайджанский государственный экономический университет, Республика Азербайджан, г. Баку
Специфика современной жизни требует от экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить эффективное использование редких наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований.
* Старший преподаватель кафедры «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров».
Чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятию нужно располагать огромными объемами коммерческой информации. В данной статье был проведен более подробный анализ конкурентной среды на рынке синтетических моющих средств.
Ключевые слова: конкурентоспособность, коммерческая деятельность, предпринимательская деятельность, геодемографическая характеристика, общехозяйственная конъюнктура, синтетические моющие средства.
Выступая на рынке, производственные объединения и компании обычно сталкиваются с конкуренцией других фирм, выпускающих и продающих аналогичные товары. Особенно данный процесс усиливается в условиях либерализации внутреннего рынка, где предприниматели сталкиваются с различными конкурентными ситуациями. Каждый из субъектов рынка стремится занять лидирующее положение, продать как можно больше товаров, захватить максимально возможную долю рынка. Рыночная ситуация во многом определяется состоянием и результатами конкурентной борьбы.
Существует множество факторов, влияющих на интенсивность конкуренции и формы соперничества, среди которых можно выделить тип рынка, число и мощность конкурирующих фирм, технологические, финансовые и торгово-организационные возможности той или иной фирмы.
В экономической литературе конкурентный анализ представляется как оценка и прогноз возможностей и действий конкурентов на основе изучения собранной информации и экспертных заключений.
Анализ конкурентных ситуаций в условиях либерализации выдвигает следующие цели и задачи: выявление фактических и потенциальных конкурентов, определение числа, вида и размера конкурирующих фирм; расчет доли рынка, занимаемой конкурентами; характеристика интенсивности и направленности конкуренции; выявление возможностей и конкурентоспособности основных соперников на рынке, их стратегия; анализ и прогнозирование поведения конкурента на рынке, прогнозная оценка реакции конкурента на те или иные маркетинговые действия. Анализ конкурентной среды обычно осуществляют в трех направлениях: аналитическая, к ней относятся бесконтактные методы оценки (статистические характеристики); экспертная -методы экспертных оценок, построение гипотез и вариантов прогноза; имитационная - использование имитационных моделей, которые разработаны на основе маркетингового наблюдения [1]. Однако, по нашему мнению, вышеприведенная последовательность конкурентного анализа, хотя и в определенной степени применима к рынку синтетических моющих средств, но в целом такая методика в большей степени относится к «развитым рынкам», где существует конкурентная борьба высокой пробы.
Что касается внутреннего рынка синтетических моющих средств, то он еще вполне не сформировался и требует к себе особого подхода.
Думается, что для проведения анализа конкурентной ситуации рынка синтетических моющих средств в условиях процесса либерализации внутреннего рынка и выработки отдельных направлений ее регулирования предлагаются следующие направления исследований:
- определение порядка проведения исследования рынка синтетических моющих средств;
- разработка процесса исследования конъюнктуры рынка синтетических моющих средств;
- определение показателей для изучения общехозяйственной конъюнктуры, а также товарного рынка синтетических моющих средств;
- разработка прогноза конъюнктуры рынка синтетических моющих средств;
- определение этапов планирования сегментирования рынка синтетических моющих средств и его признаков на основе геодемографических характеристик;
- определение конкурентоспособности синтетических моющих средств с использованием электронных процессоров Excel for Windows;
- разработка системы снижения рисков в предпринимательской деятельности на рынке синтетических моющих средств.
В данной последовательности проведем более подробный анализ конкурентной среды на рынке синтетических моющих средств.
Специфика современной жизни требует от экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить эффективное использование редких наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятию нужно располагать огромными объемами коммерческой информации.
Необходимы серьезная проработка рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции и технико-экономическое обоснование планируемых изменений на предприятиях, что совершенно невозможно без маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование на предприятиях представляет собой систематический сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: самого продукта, рынка этого продукта, каналов распределения, методов и приемов сбыта, системы ценообразования, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.д.
Как правило, маркетинговые исследования выполняют: разработчик продукции; исполнитель научно-исследовательских работ; изготовитель продукции.
Результаты маркетинговых исследований оформляются в виде отчета. Данные отчетов о маркетинговых исследованиях используются для: стратегического и текущего планирования; экономической и социальной деятель-
ности предприятия; установления требований к качеству продукции; определения объемов производства; разработки экспортной политики; определения стратегий, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта; оценки эффективности работы предприятия [2].
По нашему мнению, при исследовании рынка синтетических моющих средств следует подходить комплексно, т.е. исследовать данный вид продукции в совокупности: разработка порядка проведения исследования рынка; определение процесса исследования конъюнктуры рынка; определение круга показателей общей конъюнктуры; определение круга показателей конкретной товарной группы.
Центральный блок структуры маркетингового исследования - комплексное исследование рынка синтетических моющих средств (см. рис. 1).
Исследование рынка включает изучение конъюнктуры рынка и анализ особенностей коммерческой деятельности.
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА
Рис. 1. Порядок проведения исследования рынка синтетических моющих средств
Общую схему исследования конъюнктуры рынка синтетических моющих средств можно представить следующим образом (см. рис. 2).
Составными элементами процесса исследования конъюнктуры рынка являются: анализ конъюнктуры; прогноз конъюнктуры; оценка эффективности использования конъюнктуры.
Рис. 2. Процесс исследования конъюнктуры рынка синтетических моющих средств
Исследование конъюнктуры рынка включает два основных блока: изучение общехозяйственной конъюнктуры (рис. 3) и изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка (рис. 4).
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ -►
-►
-►
-►
-►
-►
-►
-►
-►
-►
Рис. 3. Показатели для изучения общехозяйственной конъюнктуры
В целом исследование общехозяйственной конъюнктуры можно скорее отнести к внешним факторам исследовании рынка синтетических моющих средств [3].
Показатели для изучения общехозяйственной конъюнктуры
Объем ВНП и ВНД
Объем капиталовложений, направленных на обновление и расширение основного капитала крупнейших предприятий
Индексы производства и отгрузок за прошлый год
Размер и структура затрат на научные исследования и разработки в собственной фирме и по отрасли в целом
Темпы обновления продукции
Динамика численных показателей уровня цен
Объем, динамика и структура международной торговли по конкретному товару
Динамика показателей внутренней торговли
Мероприятия государства, направленные на регулирование рыночных отношений
Непосредственно процесс исследований состоит из следующих последовательных этапов: сбор информации и анализ конъюнктуры рынка; разработка собственного прогноза конъюнктуры на ближайший планируемый период; оценка эффективности использования результатов конъюнктурного прогноза.
Изучение общехозяйственной конъюнктуры предполагает отслеживание и детальное рассмотрение процессов, изменений, происходящих в народном хозяйстве отдельно взятой страны, экономического сообщества или мирового хозяйства в целом, и предусматривает анализ основных макроэкономических пропорций и тенденций, всей совокупности отраслей, представленных в рамках выбранного объекта исследований [4]. Исследование конъюнктуры товарного рынка включает анализ и прогноз состояния рынка конкретного товара и предполагает изучение отраслей производства и потребления рассматриваемой продукции, их взаимосвязей, а также инфраструктурного обеспечения изучаемого рынка.
Применительно к конъюнктуре товарного рынка можно дать следующее определение: прогноз товарного рынка есть объективное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик товарного рынка и их альтернативных вариантах при условии выполнения сформулированных гипотез с целью выработки маркетинговых рекомендаций для поведения фирмы на рынке.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ КОНКРЕТНОГО ТОВАРНОГО РЫНКА
1 г
Показатели для изучения конъюнктуры конкретного товарного рынка
-► -► -► -► -► Показатели внутреннего товарооборота
Показатели внешней торговли
Показатели производства
Показатели уровня цен
Финансовые показатели
Рис. 4. Показатели для изучения конъюнктуры товарного рынка синтетических моющих средств
От прогноза товарного рынка синтетических моющих средств требуется: надежность, научная обоснованность, системность с учетом факторов, которые могут оказать влияние в перспективе [5].
Особое место в исследованиях рынка синтетических моющих средств занимают вопросы конкурентоспособности товара. Обычно в экономической литературе под конкурентоспособностью товара понимают степень его потребительской привлекательности по сравнению с товаром - аналогом на конкретном сегменте потребительского рынка.
Список литературы:
1. Статистика рынка товаров и услуг / Под ред. И.К. Белявского. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 119-120.
2. Камциева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. - М.: Вузовский учебник, 2006. - С. 42-51.
3. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб.: Питер, 2004. - С. 90-91.
4. Берман Б., Эванс Дж. Маркетинг. - М. Экономика, 1999. - С. 132.
5. Ковалев А., Вайленко В. Маркетинговый анализ. - М. Центр экономики и маркетинга, 2000. - С. 87.
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
© Манько И.В.
Тюменский государственный университет, г. Тюмень
В данной статье рассмотрено состояние основных фондов России по отношению к странам БРИКС, их степень износа на конец 2012 года. Выявлена значимость основных фондов в экономике страны, представлены способы их анализа, а также предложены пути улучшения использования основных фондов на предприятии.
Ключевые слова основные фонды.
В 2012 году Россия находится в десятке стран-мировых «лидеров» по уровню износа основных производственных фондов (ОПФ) и этот показатель оценивается, как минимум в 50 %. В то же время, по группе БРИКС уровень износа ОПФ не превышает 35 %.
Степень износа основных фондов в Российской Федерации на конец 2012 года по полному кругу организаций составляет 48,1 %, что на 1,35 % больше по сравнению с 1990 годом, как видно на рис. 1 [1].
Российские федеральные ведомства оценивают данный показатель по России в 45-65 %, а исследовательские центры РФ - минимум в 60-65 %. Во всяком случае, нынешняя «планка» этого показателя уже превысила критические значения. Дальнейший же ее рост чреват не только резким падением производства в большинстве российских отраслей. Но ускорением технологического отставания от остальной «четверки» государств БРИКС [3].