УДК 316.334.3+ 323 ББК Ф3(2)123 + С55.51
А.И. Никонов
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Системный кризис 80-х годов, а потом и распад СССР привели к необходимости формирования российской государственности и выработки политики и идеологии, ориентированных на преодоление кризиса. Процесс распада СССР, хотя и был прогнозируем, произошел неожиданно быстро и застал российских реформаторов врасплох. Пришлось очень быстро в экстремальных условиях принимать решения, чтобы не допустить социального взрыва.
Временные параметры и отсутствие содержательных и глубоких знаний о состоянии страны и ее особенностях во многом определили скоропалительность принятия решений, ввергнувших страну в длительный период неэффективного и бесперспективного реформирования. Подтверждением является история Германии и Японии, потерпевших поражение во Второй мировой войне, которые сумели в течение каких-нибудь десяти лет выдвинуться в число ведущих промышленно развитых стран.
Значительная доля такого успеха была обеспечена четко продуманными и тщательно разработанными, прежде всего, теоретическими концепциями и грамотным, профессиональным управлением.
Так, например, в Германии существовали три школы: фрайбургская, неолиберальная гуманистической ориентации, социал-либеральная, которые, используя исторические, социологические знания, философские, культурологические и политические идеи, заложили основы социально-рыночного хозяйства. Достоинством этих школ было то, что они сконцентрировали свое внимание на единстве политических, экономических и социальных реформ, расставив акценты и приоритеты в каждой из них.
Особый интерес представляют работы Л. Эрхарда («Благосостояние дня всех», «Полвека размышлений. Речи и статьи»). В числе первоочередных мер своей антикризисной программы Л. Эрхард называет отказ от распределительной системы, либерализацию цен и восстановление жизнеспособности денежной системы, что должно в короткий срок привести к насыщению рынка и сформировать условия для стимулирования труда. Одновременно с этим создать льготный режим для быстрого роста производства потребительских товаров и жилищного строительства, где размеры инвестиций и срок оборота капитала меньше, чем в тяжелой промышленности, а «демонстрационный эффект» в глазах населения значительно выше.
Российские реформаторы как бы пошли по этому пути, предприняв ряд мер, которые способствовали насыщению рынка потребительским товарами, но не за счет развития своего производства, а за счет импорта. Здесь проявились позиции традиционно-
го либерализма, полагавшего, что свободное рыночное хозяйство не только сформируется само по себе в процессе свободной конкуренции, но и запустит систему производства. Однако стихийно формирующийся рынок внегосударственного регулирования начинает приобретать антисоциальный характер. Задача государства состоит в определении правил игры (макроэкономическое регулирование методами финансовой, кредитной, таможенной, валютной, налоговой политики, созданием правовой зоны), направленных на то, чтобы каждый имел возможность получить образование, профессию, рабочее место, стимулировать сбережения и стремление обзавестись собственностью. Только обретая финансовую независимость от государства, человек превращается из «социального подданного» в свободного человека. Лишь свободный человек может проявить такие качества, как жизненная сила, инициатива, стремление к достижениям в производительности и другие нужные качества.
Любая экономическая политика, претендующая на успех, согласно Л. Эрхарду, начинается с обеспечения доверия к ней со стороны населения, поскольку именно человек является центром экономической жизни. Без доверия населения даже самая разумная политика «зависнет в воздухе».
Л. Эрхард формулирует основные требования эффективной политики переходного периода: она должна быть понятной гражданам; политики должны убедить людей в ее правильности; политика должна быть последовательной, ибо шараханье из стороны в сторону есть худшая разновидность любой политики; она должна быть открытой и честной; наконец, она должна быть правильно выстроена тактически, то есть ориентироваться не только на долговременный конечный результат, но и на убедительный демонстрационный эффект в разумные, с точки зрения ожиданий населения, временные сроки.
Реализация основных положений и принципов социального рыночного хозяйства в Германии способствовали:
—экономическому росту и экономическому прогрессу;
— распределению возникающих при этом доходов и имущества в соответствии с господствующими нормами справедливости (то есть благосостояние для всех);
— обеспечению занятости, то есть ликвидации безработицы;
— высвобождению средств для неспособных к труду, направляющихся на обеспечение их достойного уровня жизни;
А. И. Никонов
Проблемы формирования политического процесса ___________________________е современной России
— обесценению стабильной покупательской способности и сдерживанию инфляции;
— гарантиям свободы и основных прав человека.
Таким образом в Германии было сформировано
социальное государство с помощью социального рыночного хозяйства. В современном мире особый интерес представляют политические, экономические и социальные реформы, осуществляемые в Китае и Индии, которые стремительно выдвигаются в число высокоразвитых стран.
Вернемся к процессу реформирования в нашей стране. Рассмотрим некоторые методологические и теоретические требования, предъявленные к формированию политического процесса.
Во-первых, структура политического процесса включает субъекты процесса (как правило, центры власти); объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; средства, методы и ресурсы.
Во-вторых, организация политического процесса начинается с идеи, которая в дальнейшем получает импульс к теоретической разработке и обоснованию. Определяются его пространственные и временные характеристики (этапы, сроки исполнения, масштабы процесса). Особое значение имеет полнота и завершенность предварительного этапа, во многом определяющего успех самого процесса, поскольку здесь определяется тактика и стратегия дальнейших действий.
В-третьих, важным составляющим политического процесса является соответствие средств и методов целям (цели), согласованность действий среди субъектов политического процесса и широкая поддержка народных масс. В случае же несогласованности действий субъектов процесс разрушается или приводит к непредвиденным результатам, а без поддержки народных масс он не получит необходимого ресурса.
В-четвертых, реализация политического процесса основывается на рациональных и иррациональных, прогнозируемых и непрогнозируемых, закономерных и случайных факторах. В связи с этим субъекты политического процесса должны обладать высоким уровнем профессионализма, компетенции, большой организованностью, ответственностью и честностью.
В-пятых, постоянный контроль за ходом политического процесса, осуществление корректировки по мере необходимости, мобилизация всех необходимых ресурсов в случае появления непредвиденных проблем. Информационная открытость, гласность и доступность результатов политического процесса широким массас населения, то есть должен присутствовать постоянно «демонстрационный эффект».
В-шестых, реализация политического процесса определяется не только внутренними факторами, но и внешними. Роль последних в современном мире постоянно возрастает. Последние события в ряде
стран (Ирак, Украина, Грузия, Киргизия) показали, что ведущие и сильнейшие страны в мире задают стандарты современных требований. Сегодня уже нельзя не учитывать процессы, проходящие в современном мире, нельзя не учитывать интересы ведущих стран мира, которые все активнее вовлекаются в политические процессы других стран («оранжевые революции»).
Анализ этих требований и их соотношение с политическими процессами современной России показывает, что многие положения этих требований у нас не соблюдаются, то есть отсутствует целостный, комплексный подход к его формированию и реализации. Существуют лишь отдельные, фрагментарные элементы, подходы, локальные цели, тактические действия. Все это вместе взятое позволяет правительству разрешать только отдельные проблемы и конфликты и удерживать страну в состоянии относительной стабильности и даже некоторых подвижек в решении отдельных вопросов, но не ориентирует на перспективное стратегическое развитие, делает бесцельными и неэффективными осуществляемые реформы. Данную ситуацию (методологическую ошибку) можно сравнить с детской игрой, когда из отдельных фрагментов складывается целостная картинка. Технология изготовления этой картинки основывается на том, что сначала печатается картинка, а затем она разрезается на отдельные фрагменты, каждый из которых может занять только строго определенное место и соединиться с другими фрагментами. Абсолютно невозможно сначала сделать фрагменты, а затем из них собрать целостную картинку. Если мы обратимся к национальным программам, принятым к реализации, то увидим их локальное, фрагментарное положение, не вписанное в общий контекст реформирования.
Следующим очень важным моментом политического процесса является вопрос о власти. В России она традиционно сводится к власти государства (в советское время — к власти партии). Перестройка, разрушив тоталитарную власть, породила противоположную реакцию на ослабление роли государства, что привело к нарастанию безвластия в стране и усилению анархии и произвола. Тезис «Берите власти сколько сможете» породил массу проблем и угрожал разрушить политическую систему и государство в целом. Жизнь заставила вернуться к необходимости усиления роли государства в политической, экономической и социальной сфере (других элементов политической системы, способных решать эти проблемы, в России не было и, к сожалению, нет и сейчас).
Какая власть нужна России? На наш взгляд, есть две формы: моно- и полицентризм. Моноцентризм предполагает один центр власти, как правило, это государство. В этом случае вся политика и политический процесс будут определяться, формироваться, реализовываться и контролироваться государ-
Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 5
55
Социология политики
ством. Монополия государственной власти непроизвольно приводит к вмешательству государства во все формы общественной жизни. Усиление властных функций государства в данной ситуации носит естественный характер. Не сталкиваясь с ограничениями, оно начинает «командовать», порождая «государственный волюнтаризм». Маятник при этом отклоняется от либерального подхода к формированию политики—к государственному патернализму. Возрастает значимость распределительной функции государства, увеличивается сеть государственных структур, занятых этой работой, растет количество чиновников (идет процесс бюрократизации государственного аппарата) и расходы на их содержание. Такая политика не может быть эффективной. «Оранжевая революция» на Украине показала, что моноцентризм власти — это неустойчивая система в современном мире. В кризисный период власть может быть признана недемократичной, нелегитимной и быстро заменена (даже если она получила большинство на выборах) другой. Ситуация усугубляется еще и тем, что критерии оценки власти, о чем говорилось выше, лежат вне страны.
Полицентризм предполагает много центров власти и много степеней свободы у общества и человека: государство, олигархи, СМИ, различные общественные силы, суды, парламент и прочее. Такое представление выходит за рамки классического разделения властей и предполагает более широкий подход к определению самой сущности власти, порождая различные независимые центры, которые вынуждены не только конфликтовать, но и договариваться друг с другом, формируя эффективную политику, где каждая инстанция власти находит свой интерес и возможность реализации своих потребностей. В этом заключается основной принцип современных политических технологий: не уменьшать количество инстанций власти, а наоборот, увеличивать. Тогда создается то пространство, которое полностью контролируемо, прозрачно, люди могут в нем принимать активное участие в достижении соглашения между различными инстанциями власти. Это — действительная демократия, опирающаяся на сильное и развитое гражданское общество.
С возникновением института частной собственности в России появилась объективная возможность возникновения второго центра власти — экономического. Но российский бизнес не смог (а может, не
дают) позиционировать себя как центр власти. Не сформировав своей инстанции власти, он пытается проникнуть в чужую инстанцию власти. Претензии к государственной власти порождают столкновения бизнеса и государства.
Центр политической борьбы за власть смещается во взаимоотношения бизнеса и государства. Здесь, по сути дела, принимаются все смыслообразующие решения, здесь формируются основные тенденции деятельности государства и бизнеса. Народ (электорат) привлекает внимание только в периоды избирательных кампаний, но для того, чтобы привлечь его на свою сторону, существуют политические технологии воздействия на массовое сознание (манипуляция массовым сознанием).
Государство, ощущая слабость демократии, отсутствие выраженных подвижек в формировании гражданского общества, вынуждено предпринимать самостоятельные шаги, чтобы заполнить это место. Создание Общественной палаты и призвано выполнить эту роль. По форме — это представительная общественная организация, но по содержанию — это проправительственная структура, не имеющая четкой социальной базы (как современные политические партии), легко управляемая, поскольку большинство — это «свои люди».
Следующий шаг связан с принятием четырех национальных программ. Появление этих программ должно убедить людей в том, что государство проявляет о людях заботу, актуализируя социальную политику и направляя свою деятельность на повышение благосостояния людей. Шаг, который явно носит ярко выраженный РЯ-характер. Это программы, реализация которых полностью зависит от государства, стабилизационного фонда и благоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке. Не проще ли государству создавать условия, в рамках которых человек снова бы стал решать свои проблемы, не обращаясь к государству (за исключением тех, кто сам этого сделать не может по тем или иным причинам)?
Итак, российское государство в настоящее время не располагает целостной концепцией политического процесса. Более того, государственная политика позволяет сделать вывод об отсутствии четких представлений о тактике и стратегии реформирования страны, что приводит к падению авторитета власти и доверия людей к ней.