Научная статья на тему 'Проблемы формирования политического процесса в современной России'

Проблемы формирования политического процесса в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никонов Анатолий Иванович

В статье рассматривается и оценивается политический процесс в России. Большое внимание уделено деятельности государства как основного субъекта политического процесса, рассмотрен ряд проблем и недостатков, возникающих в ходе формирования политического процесса. Обращается внимание на возможность возникновения негативных последствий при реализации неэффективной, нецеленаправленной политики государства. Особый интерес представляет анализ политического процесса в послевоенной Германии, опыт которой имеет несомненное значение и интерес для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of forming the political process in modern Russia

The article reviews and evaluates the political process in Russia. Great attention is paid to the activity of the state as the main subject of the political process. A number of problems and flaws emerging in the course of forming the political process are picked out. The article points out the possibility of negative consequences while realizing ineffective and untargeted policy of the state. The analysis of forming and realizing the political process in postwar Germany, its experience is of real interest to Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования политического процесса в современной России»

УДК 316.334.3+ 323 ББК Ф3(2)123 + С55.51

А.И. Никонов

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Системный кризис 80-х годов, а потом и распад СССР привели к необходимости формирования российской государственности и выработки политики и идеологии, ориентированных на преодоление кризиса. Процесс распада СССР, хотя и был прогнозируем, произошел неожиданно быстро и застал российских реформаторов врасплох. Пришлось очень быстро в экстремальных условиях принимать решения, чтобы не допустить социального взрыва.

Временные параметры и отсутствие содержательных и глубоких знаний о состоянии страны и ее особенностях во многом определили скоропалительность принятия решений, ввергнувших страну в длительный период неэффективного и бесперспективного реформирования. Подтверждением является история Германии и Японии, потерпевших поражение во Второй мировой войне, которые сумели в течение каких-нибудь десяти лет выдвинуться в число ведущих промышленно развитых стран.

Значительная доля такого успеха была обеспечена четко продуманными и тщательно разработанными, прежде всего, теоретическими концепциями и грамотным, профессиональным управлением.

Так, например, в Германии существовали три школы: фрайбургская, неолиберальная гуманистической ориентации, социал-либеральная, которые, используя исторические, социологические знания, философские, культурологические и политические идеи, заложили основы социально-рыночного хозяйства. Достоинством этих школ было то, что они сконцентрировали свое внимание на единстве политических, экономических и социальных реформ, расставив акценты и приоритеты в каждой из них.

Особый интерес представляют работы Л. Эрхарда («Благосостояние дня всех», «Полвека размышлений. Речи и статьи»). В числе первоочередных мер своей антикризисной программы Л. Эрхард называет отказ от распределительной системы, либерализацию цен и восстановление жизнеспособности денежной системы, что должно в короткий срок привести к насыщению рынка и сформировать условия для стимулирования труда. Одновременно с этим создать льготный режим для быстрого роста производства потребительских товаров и жилищного строительства, где размеры инвестиций и срок оборота капитала меньше, чем в тяжелой промышленности, а «демонстрационный эффект» в глазах населения значительно выше.

Российские реформаторы как бы пошли по этому пути, предприняв ряд мер, которые способствовали насыщению рынка потребительским товарами, но не за счет развития своего производства, а за счет импорта. Здесь проявились позиции традиционно-

го либерализма, полагавшего, что свободное рыночное хозяйство не только сформируется само по себе в процессе свободной конкуренции, но и запустит систему производства. Однако стихийно формирующийся рынок внегосударственного регулирования начинает приобретать антисоциальный характер. Задача государства состоит в определении правил игры (макроэкономическое регулирование методами финансовой, кредитной, таможенной, валютной, налоговой политики, созданием правовой зоны), направленных на то, чтобы каждый имел возможность получить образование, профессию, рабочее место, стимулировать сбережения и стремление обзавестись собственностью. Только обретая финансовую независимость от государства, человек превращается из «социального подданного» в свободного человека. Лишь свободный человек может проявить такие качества, как жизненная сила, инициатива, стремление к достижениям в производительности и другие нужные качества.

Любая экономическая политика, претендующая на успех, согласно Л. Эрхарду, начинается с обеспечения доверия к ней со стороны населения, поскольку именно человек является центром экономической жизни. Без доверия населения даже самая разумная политика «зависнет в воздухе».

Л. Эрхард формулирует основные требования эффективной политики переходного периода: она должна быть понятной гражданам; политики должны убедить людей в ее правильности; политика должна быть последовательной, ибо шараханье из стороны в сторону есть худшая разновидность любой политики; она должна быть открытой и честной; наконец, она должна быть правильно выстроена тактически, то есть ориентироваться не только на долговременный конечный результат, но и на убедительный демонстрационный эффект в разумные, с точки зрения ожиданий населения, временные сроки.

Реализация основных положений и принципов социального рыночного хозяйства в Германии способствовали:

—экономическому росту и экономическому прогрессу;

— распределению возникающих при этом доходов и имущества в соответствии с господствующими нормами справедливости (то есть благосостояние для всех);

— обеспечению занятости, то есть ликвидации безработицы;

— высвобождению средств для неспособных к труду, направляющихся на обеспечение их достойного уровня жизни;

А. И. Никонов

Проблемы формирования политического процесса ___________________________е современной России

— обесценению стабильной покупательской способности и сдерживанию инфляции;

— гарантиям свободы и основных прав человека.

Таким образом в Германии было сформировано

социальное государство с помощью социального рыночного хозяйства. В современном мире особый интерес представляют политические, экономические и социальные реформы, осуществляемые в Китае и Индии, которые стремительно выдвигаются в число высокоразвитых стран.

Вернемся к процессу реформирования в нашей стране. Рассмотрим некоторые методологические и теоретические требования, предъявленные к формированию политического процесса.

Во-первых, структура политического процесса включает субъекты процесса (как правило, центры власти); объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; средства, методы и ресурсы.

Во-вторых, организация политического процесса начинается с идеи, которая в дальнейшем получает импульс к теоретической разработке и обоснованию. Определяются его пространственные и временные характеристики (этапы, сроки исполнения, масштабы процесса). Особое значение имеет полнота и завершенность предварительного этапа, во многом определяющего успех самого процесса, поскольку здесь определяется тактика и стратегия дальнейших действий.

В-третьих, важным составляющим политического процесса является соответствие средств и методов целям (цели), согласованность действий среди субъектов политического процесса и широкая поддержка народных масс. В случае же несогласованности действий субъектов процесс разрушается или приводит к непредвиденным результатам, а без поддержки народных масс он не получит необходимого ресурса.

В-четвертых, реализация политического процесса основывается на рациональных и иррациональных, прогнозируемых и непрогнозируемых, закономерных и случайных факторах. В связи с этим субъекты политического процесса должны обладать высоким уровнем профессионализма, компетенции, большой организованностью, ответственностью и честностью.

В-пятых, постоянный контроль за ходом политического процесса, осуществление корректировки по мере необходимости, мобилизация всех необходимых ресурсов в случае появления непредвиденных проблем. Информационная открытость, гласность и доступность результатов политического процесса широким массас населения, то есть должен присутствовать постоянно «демонстрационный эффект».

В-шестых, реализация политического процесса определяется не только внутренними факторами, но и внешними. Роль последних в современном мире постоянно возрастает. Последние события в ряде

стран (Ирак, Украина, Грузия, Киргизия) показали, что ведущие и сильнейшие страны в мире задают стандарты современных требований. Сегодня уже нельзя не учитывать процессы, проходящие в современном мире, нельзя не учитывать интересы ведущих стран мира, которые все активнее вовлекаются в политические процессы других стран («оранжевые революции»).

Анализ этих требований и их соотношение с политическими процессами современной России показывает, что многие положения этих требований у нас не соблюдаются, то есть отсутствует целостный, комплексный подход к его формированию и реализации. Существуют лишь отдельные, фрагментарные элементы, подходы, локальные цели, тактические действия. Все это вместе взятое позволяет правительству разрешать только отдельные проблемы и конфликты и удерживать страну в состоянии относительной стабильности и даже некоторых подвижек в решении отдельных вопросов, но не ориентирует на перспективное стратегическое развитие, делает бесцельными и неэффективными осуществляемые реформы. Данную ситуацию (методологическую ошибку) можно сравнить с детской игрой, когда из отдельных фрагментов складывается целостная картинка. Технология изготовления этой картинки основывается на том, что сначала печатается картинка, а затем она разрезается на отдельные фрагменты, каждый из которых может занять только строго определенное место и соединиться с другими фрагментами. Абсолютно невозможно сначала сделать фрагменты, а затем из них собрать целостную картинку. Если мы обратимся к национальным программам, принятым к реализации, то увидим их локальное, фрагментарное положение, не вписанное в общий контекст реформирования.

Следующим очень важным моментом политического процесса является вопрос о власти. В России она традиционно сводится к власти государства (в советское время — к власти партии). Перестройка, разрушив тоталитарную власть, породила противоположную реакцию на ослабление роли государства, что привело к нарастанию безвластия в стране и усилению анархии и произвола. Тезис «Берите власти сколько сможете» породил массу проблем и угрожал разрушить политическую систему и государство в целом. Жизнь заставила вернуться к необходимости усиления роли государства в политической, экономической и социальной сфере (других элементов политической системы, способных решать эти проблемы, в России не было и, к сожалению, нет и сейчас).

Какая власть нужна России? На наш взгляд, есть две формы: моно- и полицентризм. Моноцентризм предполагает один центр власти, как правило, это государство. В этом случае вся политика и политический процесс будут определяться, формироваться, реализовываться и контролироваться государ-

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 5

55

Социология политики

ством. Монополия государственной власти непроизвольно приводит к вмешательству государства во все формы общественной жизни. Усиление властных функций государства в данной ситуации носит естественный характер. Не сталкиваясь с ограничениями, оно начинает «командовать», порождая «государственный волюнтаризм». Маятник при этом отклоняется от либерального подхода к формированию политики—к государственному патернализму. Возрастает значимость распределительной функции государства, увеличивается сеть государственных структур, занятых этой работой, растет количество чиновников (идет процесс бюрократизации государственного аппарата) и расходы на их содержание. Такая политика не может быть эффективной. «Оранжевая революция» на Украине показала, что моноцентризм власти — это неустойчивая система в современном мире. В кризисный период власть может быть признана недемократичной, нелегитимной и быстро заменена (даже если она получила большинство на выборах) другой. Ситуация усугубляется еще и тем, что критерии оценки власти, о чем говорилось выше, лежат вне страны.

Полицентризм предполагает много центров власти и много степеней свободы у общества и человека: государство, олигархи, СМИ, различные общественные силы, суды, парламент и прочее. Такое представление выходит за рамки классического разделения властей и предполагает более широкий подход к определению самой сущности власти, порождая различные независимые центры, которые вынуждены не только конфликтовать, но и договариваться друг с другом, формируя эффективную политику, где каждая инстанция власти находит свой интерес и возможность реализации своих потребностей. В этом заключается основной принцип современных политических технологий: не уменьшать количество инстанций власти, а наоборот, увеличивать. Тогда создается то пространство, которое полностью контролируемо, прозрачно, люди могут в нем принимать активное участие в достижении соглашения между различными инстанциями власти. Это — действительная демократия, опирающаяся на сильное и развитое гражданское общество.

С возникновением института частной собственности в России появилась объективная возможность возникновения второго центра власти — экономического. Но российский бизнес не смог (а может, не

дают) позиционировать себя как центр власти. Не сформировав своей инстанции власти, он пытается проникнуть в чужую инстанцию власти. Претензии к государственной власти порождают столкновения бизнеса и государства.

Центр политической борьбы за власть смещается во взаимоотношения бизнеса и государства. Здесь, по сути дела, принимаются все смыслообразующие решения, здесь формируются основные тенденции деятельности государства и бизнеса. Народ (электорат) привлекает внимание только в периоды избирательных кампаний, но для того, чтобы привлечь его на свою сторону, существуют политические технологии воздействия на массовое сознание (манипуляция массовым сознанием).

Государство, ощущая слабость демократии, отсутствие выраженных подвижек в формировании гражданского общества, вынуждено предпринимать самостоятельные шаги, чтобы заполнить это место. Создание Общественной палаты и призвано выполнить эту роль. По форме — это представительная общественная организация, но по содержанию — это проправительственная структура, не имеющая четкой социальной базы (как современные политические партии), легко управляемая, поскольку большинство — это «свои люди».

Следующий шаг связан с принятием четырех национальных программ. Появление этих программ должно убедить людей в том, что государство проявляет о людях заботу, актуализируя социальную политику и направляя свою деятельность на повышение благосостояния людей. Шаг, который явно носит ярко выраженный РЯ-характер. Это программы, реализация которых полностью зависит от государства, стабилизационного фонда и благоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке. Не проще ли государству создавать условия, в рамках которых человек снова бы стал решать свои проблемы, не обращаясь к государству (за исключением тех, кто сам этого сделать не может по тем или иным причинам)?

Итак, российское государство в настоящее время не располагает целостной концепцией политического процесса. Более того, государственная политика позволяет сделать вывод об отсутствии четких представлений о тактике и стратегии реформирования страны, что приводит к падению авторитета власти и доверия людей к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.