Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВУЗ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВУЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / дисциплина химия / химическая компетентность / химическая картина мира / довузовское образование / преемственность / continuing education / discipline chemistry / chemical competence / chemical picture of the world / pre-university education / continuity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Никитина, Е.В. Рогова

В работе рассмотрено значение дисциплины химия для подготовки высокопрофессионального, конкурентоспособного специалиста. Показаны проблемы средней школы и вуза при формировании химической компетентности школьников и первокурсников. Отмечена важность непрерывного химического образования в системе “довузовское образование вуз”. Сделан вывод об эффективности и важности такого образования на довузовском этапе как базового компонента, обеспечивающего качественное среднее общее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF CONTINUOUS CHEMICAL EDUCATION IN THE SYSTEM "PRE-UNIVERSAL EDUCATION UNIVERSITY"

The paper considers the importance of the discipline of chemistry for the training of a highly professional, competitive specialist. The problems of secondary schools and universities in the formation of chemical competence of schoolchildren and freshmen are shown. The importance of continuous chemical education in the system "pre-university education university" is noted. The conclusion is made about the effectiveness and importance of such education at the pre-university stage as a basic component providing high-quality secondary general education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВУЗ»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВУЗ»

Е.И. Никитина, канд. г.-м. наук, доцент Е.В. Рогова, преподаватель

Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-2-194-197

Аннотация. В работе рассмотрено значение дисциплины химия для подготовки высокопрофессионального, конкурентоспособного специалиста. Показаны проблемы средней школы и вуза при формировании химической компетентности школьников и первокурсников. Отмечена важность непрерывного химического образования в системе "довузовское образование - вуз". Сделан вывод об эффективности и важности такого образования на довузовском этапе как базового компонента, обеспечивающего качественное среднее общее образование.

Ключевые слова: непрерывное образование, дисциплина химия, химическая компетентность, химическая картина мира, довузовское образование, преемственность.

Современное общество, которое характеризуется все возрастающей ролью информации, знаний, информационных коммуникаций во всех сферах общественной жизни, выдвигает определенные требования к образовательному процессу в высшей профессиональной школе. Приоритетной задачей высшего образования является формирование и развитие личности студента. Это является основой профессионально подготовленного, компетентного специалиста, способного не только совершенствовать полученные знания, но при возникновении сложных вопросов профессионального характера самостоятельно находить нужную информацию, анализировать ее и выбирать оптимальные решения, тем самым, приобретая новые знания.

Одной из основных задач высшего образования является подготовка не только высокопрофессионального, конкурентоспособного специалиста, но человека, имеющего культуру мышления, естественнонаучное мировоззрение. Одной из важнейших составляющих естественнонаучного мировоззрения является химическая картина мира.

В основе химической картины мира лежат химические знания, а конкретно -дисциплина "Химия". В современном обществе химия играет значительную роль,

поэтому высококвалифицированный востребованный специалист должен владеть общепрофессиональными компетенциями такого уровня, которые позволят решать проблемные ситуации химического плана любой сложности, демонстрируя тем самым практическое применение знаний и умений [1]. Современная химия включает в себя ряд отдельных дисциплин химической направленности. Общая химия - одна из них, которая преподается, как правило, на первом курсе. Структура преподавания дисциплины "Химия" включает лекционный блок, который содержит: основные понятия и законы химии; изучает свойства элементов, соединений и их систем; химические процессы и способы управления ими. Лабораторно - практический блок включает практические занятия, целью которых является более глубокое изучение отдельных тем и лабораторные работы, позволяющие приобрести практические навыки планирования и проведения эксперимента, обработки и анализа данных [2,3].

Сегодняшний студент - первокурсник нехимических специальностей вуза сталкивается с рядом серьезных проблем, преодоление которых вызывает определенные трудности. Изучение предмета "Химия" в школах, в большинстве своем, сводится к

конспектированию тем учебника. Незначительная оснащенность школ лабораторной базой, или полное ее отсутствие, лишает школьника, а впоследствии абитуриента, навыков экспериментальной работы. Низкая информированность школьников о требованиях, предъявляемых к уровню знаний по дисциплине "Химия" в вузе создает значительные трудности при освоении этой дисциплины у первокурсников.

На наш взгляд, средняя школа должна совершенствовать содержание химического образования, приближая его к требованиям высшей школы. К сожалению, на сегодняшний день очевидным является значительный разрыв между уровнем химической подготовки школьника - будущего абитуриента и требованиями, предъявляемыми к студенту [4].

В такой ситуации преподаватели вуза вынуждены начинать обучение студентов практически с нуля. Студенты-первокурсники испытывают сложности в освоении вузовской программы, не имея по сути школьной базы. Кроме этого, они медленно приспосабливаются к новой организации учебного процесса и его наполнению. Особенностью изучения химии в техническом вузе является и то, что процесс имеет свернутый характер. Большой теоретический материал необходимо изучить за короткое время и при минимальном количестве занятий. Все это обусловливает низкую успеваемость значительной части первокурсников, низкий уровень выполнения ими текущих учебных заданий, значительные задолженности перед экзаменационной сессией.

Проводимое тестирование базовых школьных знаний среди студентов первого курса инженерных специальностей показывает полное их отсутствие или наличие слабо взаимосвязанных отдельных сведений и умений выполнять простейшие задания. Студенты не владеют основными понятиями и законами химии, у них отсутствует система знаний о химических элементах, веществах, химических процессах и закономерностях их протекания, отсутствуют представления о целостной химической картине природы.

Химия - это одна из практически значимых наук, так же, как физика и математика, она является фундаментальной основой инженерно-технического образования.

Учебными планами СГУПС предусмотрено изучение дисциплины «Химия» для специалистов факультетов «Мосты и тоннели», «Управление процессами перевозок», «Строительство железных дорог» на 1 курсе в объеме 108 часов, для факультета «Управление транспортно-

технологическими комплексами» - 144 часа. Учебными планами для бакалавров факультета «Промышленное и гражданское строительство» предусмотрено изучение на 1 курсе дисциплин «Химия» в объеме 144 часа, «Химия в строительстве» в объеме 108 часов, на 4 курсе «Химия и микробиология воды» в объеме 108 часов. На наш взгляд, данный объем часов не является оптимально достаточным.

В любом вузе движущей силой образовательного процесса являются активные, талантливые, амбициозные, профессионально-ориентированные студенты, формирование мотивации, к обучению которых началось до начала обучения в вузе. Информатизация современного общества, быстрое внедрение в практику новых открытий, появление новых профессий выдвигает требования непрерывного образования «довузовское образование - вуз».

В 1990 году на базе НИИЖТа (СГУПСа) была осуществлена попытка реализации непрерывного образования на этапе школа - вуз, был образован факультет довузовской подготовки (ФДП). Данное образование оказалось настолько органичным и перспективным, что сейчас это Центр довузовского образования (ЦДО). Ежегодно большая часть выпускников ЦДО становятся студентами СГУПСа различных факультетов, выбирая для своей будущей профессии не только технические, но и гуманитарные специальности.

Реализация на этапе довузовского образования преемственности в обучении химии осуществляется привлечением преподавательского состава кафедры «Гидравлика, водоснабжение и химия» в обучение

учащихся 10-11 классов ЦДО, составлению преподавателями учебных программ и учебных пособий. Преподаватель имеет возможность не только выявить, но и компенсировать имеющиеся у учащихся пробелы в знаниях и умениях за курс основной школы, обеспечить формирование определенного уровня компетенций, опыта деятельности, необходимых для освоения обучающимися школьниками образовательных программ высшего образования, профессиональной ориентации и самоопределения.

Для преодоления вышеперечисленных недостатков необходима соответствующая организация непрерывной химической подготовки в учебном процессе учащихся старших классов. Учащиеся ЦДО обучаются в тех же аудиториях, что и студенты-первокурсники, используя ту же материально-техническую и учебно-методическую базу. Каждая аудитория оснащена лабораторными комплексами, позволяющими не только выполнять опыты различной сложности по тематике занятий, но и постигать азы исследовательской работы. Длительность лабораторно-практических занятий (1,5 часа) способствует эффективному "погружению" в

обоснованных блоков тем и вопросов. Форма занятий также приближена к вузовской: лекция, лабораторная работа, практическое занятие. По отдельным темам учащиеся сдают зачет. Контроль знаний по лабораторным работам проходит в форме их защиты. Вследствие этого учащиеся в дальнейшем легче адаптируются к обучению в вузе.

Содержание учебной дисциплины «Химия» в классах ЦДО соответствует познавательным возможностям учащихся 10-11 классов и вместе с тем, позволяет учащимся работать на уровне повышенных требований, что способствует развитию их учебной мотивации. Материал по отдельным темам изучается на более углубленном уровне, адаптируется под дальнейшее изучение будущими студентами на 1 курсе.

Непрерывность в химическом образовании создает определенную социально-профессиональную образовательную среду, способствующую не только более легкому и организованному переходу от среднего образования к возможности получения высшего, но и формирования химической компетентности будущих первокурсников.

предмет, лучшему освоению логически

Библиографический список

1. Паули И.А., Никитина Е.И., Федоровская Л.А. Кооперативное обучение в образовательном процессе. // Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-методической конференции (6-7 февраля 2014) / СГУПС, НТИ -филиал МГУДТ. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - С.85-88.

2. Никитина Е.И., Рогова Е.В. Использование современных информационных технологий для дистанционного обучения химии. // International Journal of Humanities and Natural Sciences. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ гуманитарных и естественных наук. - 2021. -№1-1(52). - С. 148-150.

3. Никитина Е.И., Рогова Е.В. Опыт использования системы Moodle для дистанционного обучения химии. // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: высшее образование в информационном обществе: материалы XXXII Междунар. науч.-метод. конференции (Новосибирск, 27 января 2021 г.) / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2021. - С. 341-344.

4. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: коллективная монография / под ред. Н. А. Лобанова, Л. Г. Титовой, В. В. Юдина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 298 с.

PROBLEMS OF FORMATION OF CONTINUOUS CHEMICAL EDUCATION IN THE SYSTEM "PRE-UNIVERSAL EDUCATION - UNIVERSITY"

E.I. Nikitina, Candidate Geological andMineralogical Sciences, Associate Professor

E.V. Rogova, Lecturer

Siberian State Transport University

(Russia, Novosibirsk)

Abstract. The paper considers the importance of the discipline of chemistry for the training of a highly professional, competitive specialist. The problems of secondary schools and universities in the formation of chemical competence of schoolchildren and freshmen are shown. The importance of continuous chemical education in the system "pre-university education - university " is noted. The conclusion is made about the effectiveness and importance of such education at the pre-university stage as a basic component providing high-quality secondary general education.

Keywords: continuing education, discipline chemistry, chemical competence, chemical picture of the world, pre-university education, continuity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.