Научная статья на тему 'Проблемы формирования национальной инновационной системы России'

Проблемы формирования национальной инновационной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1596
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябина О. Н.

В статье рассматриваются проблемы формирования и эффективного функционирования национальной инновационной системы России. Выявлено, что современное состояние инновационной системы России все еще характеризуется серьезными структурными дисбалансами, непоследовательностью государственной политики, неразвитостью своей инфраструктуры. Для решения данных проблем необходимо формирование эффективного механизма реализации стратегии инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования национальной инновационной системы России»

услуг оформляют не на фирму, а на конкретное помещение, и при смене места лицензирование придется проходить заново. Открытие нового центра займет не менее полугода, а за это время можно потерять клиентов и сотрудников.

Ремонт и обустройство каждого метра помещения частной клиники обойдется не менее чем в 1000 долларов. Сюда входит архитектурное проектирование, подведение коммуникаций (вентиляция, вода, канализация, электричество), отделка помещения, покупка мебели, оформление лицензий и разрешений, оборудование и пр. Стоимость оборудования для медицинских центров зависит от услуг, которые будут оказываться в клинике. Как уже говорилось выше, наименее затратными, но прибыльными считаются услуги специалистов широкого профиля. В любом случае затраты на оборудование составляют наибольшую часть общих инвестиций в медицинские услуги.

Подбор персонала. Количество специалистов в медицинском центре напрямую зависит от концепции учреждения. Квалифицированный персонал - ключевой момент при создании клиники «с нуля», именно этот вопрос требует особенного внимания. Хорошие специалисты со своими клиентами могут прийти работать в новую клинику, если у владельца есть связи в медицинской сфере или если клиника работает под известным брэндом. Как правило, клиника становится известной минимум через 1,5-2 года отличной работы, усиленной рекламы и постоянных РИ-акций.

Размер инвестиций в небольшой медицинский центр - примерно 200-250 тыс. долларов, учитывая, что учреждение будет работать на площади до 200 кв. м на условии долгосрочного договора аренды.

Доходы частного медицинского учреждения распределяются следующим образом: примерно 40 % прибыли приходится на приемы врачей, диагностику, 60 % - вызовы врачей на дом, сестринский уход и др. Большая проблема в этом виде бизнеса - неравномерное распределение посещений пациентов. Примерно до 16 часов в клинику обращаются единицы, час пик для медучреждений начинается ближе к вечеру.

Правильно, чтобы за создание медцентра брались люди, обладающие значительными управленческими

навыками и способностями, у которых есть личные связи в среде врачей. Чтобы открыть частный медицинский центр, совсем не обязательно самому быть врачом, главное - понимать, как работает этот бизнес, каким образом необходимо продвигать свое предложение на рынке медицинских услуг. Обычный случай, когда менеджер по рекламе и продажам, отработавший достаточно долгое время в частном медучреждении, имея значительную сумму инвестиций, открывает свою клинику и с успехом работает на этом рынке. И в то же время успешный врач, имеющий большую частную практику, известный в своей области специалист, терпит фиаско, взявшись за организацию собственного медицинского центра. Это естественный ход событий. Каждый должен заниматься тем, что он может делать лучше всего: врачи - лечить людей, а управленцы - руководить бизнесом [3].

Признание мировым сообществом России страной с рыночной экономикой актуализируют проблему развития в нашей стране цивилизованного рынка медицинских услуг. Асимметрия рыночных отношений в отдельно взятых секторах экономики России определяет разный масштаб стоящих перед ними задач по их развитию. данные задачи наиболее остро стоят в сфере здравоохранения, предпринимательский ресурс которого остается до настоящего времени нереализованным.

В этой связи в сравнительно короткий период (3-5 лет) требуют разрешения вопросы развития адекватной правовой и этической основы медицинского рынка, его современной инфраструктуры, надежных финансовых институтов функционирования, эффективной системы обеспечения высокого качества медицинских услуг, малозатратных в материальном и временном отношении механизмов разрешения конфликтов и споров между субъектами рыночных отношений.

список литературы

1. http://www.gks.ru

2. http://kreml.org

3. http://www.deloshop.ru

УДК 001:330

проблемы формирования национальной инновационной системы России

О. н. РЯБИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра экономической теории В статье рассматриваются проблемы формирования и эффективного функционирования национальной инновационной системы России. Выявлено, что современное состояние инновационной системы России все еще характеризуется серьезными структурными дисбалансами, непоследовательностью государственной политики, неразвитостью своей инфраструктуры. Для решения данных проблем необходимо формирование эффективного механизма реализации стратегии инновационного развития.

Одной из актуальных проблем в мировой эконо- условиях глобализации встает перед выбором пути мике является устойчивость национальных экономи- устойчивого развития. Учитывая особенности России, ческих систем в глобализирующемся мире. Россия в традиции и высокий потенциал образования и науки,

очень важно в условиях глобализации принять сценарий ее развития с учетом фактора, способствующего устойчивому развитию.

Решением этой проблемы должна стать инновационная стратегия, которая строится на инновационном обновлении используемых технологий и производимой продукции. Важнейшей составляющей стратегии инновационного прорыва должны являться экономический рост и удовлетворение потребностей в разнообразных и качественных товарах и услугах. Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности.

Можно выделить такие принципы стратегии инновационного развития:

1. Инновационное обновление используемых технологий и производимой продукции как основы экономического роста и удовлетворения постоянно растущих потребностей в разнообразных и качественных товарах и услугах;

2. Неравномерность и цикличность. Они сменяют друг друга как волны инновационной активности на разных фазах циклов - среднесрочных, долгосрочных и сверхдолгосрочных [6];

3. Первоисточниками инновационно-технологического прорыва должны являться наука и изобретения, перспективная научно-техническая политика должна быть направлена на финансирование приоритетных фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских работ;

4. Основой освоения и распространения инноваций должны быть инвестиции в основной капитал;

5. В условиях глобализации и открытости экономики инновационно-технологический прорыв должен опираться на интеграционные механизмы, носить глобальный характер [7];

6. инновационный прорыв в рыночной экономике осуществляется на основе партнерства государства, предпринимателей и общества;

7. Выработка эффективного механизма реализации стратегии инновационного прорыва, который включает долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического и инновационно-технологического развития, учитывающие циклично-генетические закономерности, периодическую смену технологического и экономических способов производства, технологических и экономических укладов, поколений техники, основанные на теории предвидения Н. Д. Кондратьева [4].

Стратегия инновационного развития невозможна без обеспечения эффективного функционирования национальной инновационной системы (НИС). НИС -это система, преобразующая знания в новые технологии, продукты и услуги, которые потребляются на национальных или глобальных рынках [2]. Авторами концепции национальных инновационных сис-

тем является большая группа западных экономистов (К. Фримен, Б. Лундвалл, Р. Нельсон, Ф. Хайека) [8, 9, 10], которые в 80-90 гг. ХХ в. практически одновременно положили начало современной теории инновационной деятельности и разработали общие методологические принципы:

1) следование идеям И. Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных разработок в корпорациях как главных факторов экономической динамики [5];

2) признание особой роли знания в экономическом развитии;

3) рассмотрение институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.

Анализ основ функционирования НИС развитых стран позволяет говорить о действии целого ряда принципиальных общих структурных закономерностей. В России, после тяжелого кризиса всех сегментов НИС 1990-х годов, началось постепенное формирование новых, преимущественно рыночных форм инновационной деятельности. Однако современное состояние НИС России все еще характеризуется серьезными структурными дисбалансами, непоследовательностью государственной политики, неразвитостью своей инфраструктуры.

Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НИС входят собственно субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, и объекты инфраструктуры - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности.

Российская НИС принципиально отличается от лучших мировых аналогов все еще очень высокой долей государственного сектора, отсутствием крупных наукоемких корпораций, очень слабым развитием малого инновационного бизнеса, а также фондового рынка и венчурного капитала как источников финансирования инновационных проектов. Ни масштабы, ни содержание инновационной деятельности нельзя считать удовлетворительными.

Так, в РФ есть фондовый рынок, венчурные фонды, венчурные фирмы, но и они, и многое другое в инновационной сфере пока на самом деле не являются тем, чем являются венчурные фирмы, технопарки или малые инновационные компании в странах, создавших благоприятную институциональную среду для их развития. При всей своей привлекательности венчурные фонды не являются универсальным механизмом, обеспечивающим полное финансирование создания инновационного продукта, а нацелены в основном на завершающие стадии разработки, начиная с создания опытного образца. Хотя в настоящее время в нашей стране получило развитие венчурное финансирования малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития, в большинстве случаев начальные стадии разработки

инновационной продукции финансируются из собственных средств организации либо с привлечением грантов. Собственно стадия производства финансируется путем привлечения обычных банковских кредитов, формирования финансовых пулов и т. д.

Отсутствие промышленности, способной воспринимать современные разработки, а также устойчивой и гибкой кредитно-денежной системы, венчурный механизм финансирования вряд ли даст ожидаемый значительный положительный эффект. Многие российские эксперты в отношении его в настоящее время настроены скептически, поскольку в РФ пока нет полноценных условий для развития венчурной индустрии. Речь идет о несовершенстве законодательства, неразвитости фондового рынка и потому низкой ликвидности венчурных инвестиций, о нехватке квалифицированных менеджеров, понимающих специфику венчурных предприятий, и о нежелании разработчиков расстаться с контрольным пакетом акций, без чего получить средства в объеме, достаточном для масштабного производства новой продукции, практически невозможно.

Следует также упомянуть слабый спрос на результаты НИОКР, существующий на российском рынке. Лидеры российского бизнеса - крупные энергетические и металлургические компании прямо не заинтересованы в реализации наукоемких проектов, более того, предпочитают осуществлять технологическую модернизацию с помощью известных зарубежных компаний, т. е. не способствуют формированию и функционированию полноценных национальных рынков новых продуктов, технологий и услуг. Государство также не предъявляет заметного спроса на результаты научных исследований, и не проводит политики, которая могла бы способствовать повышению интереса к российским научным разработкам и результатам их внедрения в производство на российском и зарубежных рынках.

к этому следует добавить, что роль технопарков в развитии российских инноваций, их внедрении в производство, коммерциализации научных исследований в целом является ограниченной. Развития одних только технопарков недостаточно для коренного изменения ситуации в российской ниС.

Основной проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков, как со стороны спроса, так и со стороны предложения, рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам. Одностороннее включение в мировую экономику, а экспортная квота России является одной из самых высоких в Европе, приводит к структурным деформациям, которые угрожают распространиться на сферу фундаментальных исследований и образования. Если это произойдет, Россия будет вынуждена ориентироваться в основном на зарубежные источники инновационного предложения.

Масштабность усилий по созданию инновационной продукции также пока остается невысокой, ее доля в отгруженной продукции низкая. Невысок сред-

ний уровень наукоемкости инновационной продукции (доля исследований и разработок в отгруженной продукции или в затратах на технологические инновации плюс доля затрат на закупку соответствующей интеллектуальной собственности) [1].

О стратегической слабости российских предприятий свидетельствует и тот факт, что российские инновационно активные предприниматели, как правило, не стремятся к выходу на высококонкурентные зарубежные рынки. Предприятия не ориентированы на быстрое внедрение современных зарубежных технологий. Но, с другой стороны, наблюдается рост активности в области инноваций: увеличивается наукоемкость продукции обрабатывающей промышленности, в целевой ориентации российских предпринимателей наметились положительные сдвиги, несколько усилилось их стремление обеспечить выход на новые рынки, расширение прежних.

Современная социально-экономическая инфраструктура в развитых странах обеспечивает функционирование национальной инновационной системы не как автономного организма, обособленного от мировых инновационных процессов, а во взаимодействии с ними. Россия заинтересована в тесном международном сотрудничестве в этой области - в иностранных инвестициях в наукоемкое производство, в получении новейших западных технологий, в совместных инновационных проектах, в продвижении своих разработок на мировой рынок наукоемкой продукции. Российские разработчики новой техники имеют мало опыта деятельности в конкурентной рыночной среде и на этом сильно проигрывают. В развитых странах социально-экономическая инфраструктура инновационного процесса включает в себя организации, которые обеспечивают профессиональное решение возникающих проблем, а также консультации, изучение технологического рынка и т. д. Без такого рода служб России будет трудно продавать свои разработки на международных рынках и покупать именно то, что относится к новейшим технологическим достижениям западной науки. конечно, Россия должна в этой области руководствоваться национальными интересами: из международного сотрудничества следует извлекать то, что соответствует нашим условиям и потребностям, с учетом того, в чем мы можем опираться на собственные фундаментальные исследования [3].

Таким образом, проблема формирования и развития НИС имеет комплексный, системный характер. Она не может быть решена на основе лишь технократического подхода, требует системного исследования с использованием методов, имеющих междисциплинарный характер, поскольку инновационная деятельность есть не только трудовое усилие, связанное с созданием и применением нового технического знания, но и объективное условие комбинирования факторов производства, субъектом которого является предприниматель (государство, фирма или физическое лицо).

к первоочередным направлениям государственной экономической политики по созданию условий

для увеличения масштабов инновационной деятельности российских предприятий следует отнести:

1. Развитие механизмов консолидации финансовых ресурсов государственного и частнопредпринимательского секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач, содействие формированию и регулирование деятельности партнерств частного сектора и государства;

2. Включение инновационных задач в основные программы экономического и социального развития; использование механизма закупок технически передовой и наукоемкой продукции в целях решения задач здравоохранения, экономии энергии и сохранения окружающей среды;

3. Разработку механизмов оценки государственных инновационных программ и доведения результатов этой оценки до делового и экспертного сообщества;

4. Содействие формированию международных и региональных технологических стратегических альянсов;

5. Создание в обществе атмосферы приоритетности и приверженности развитию науки и высоких технологий с помощью постоянного подчеркивания этой задачи на высшем уровне законодательной и исполнительной власти, а также в средствах массовой информации;

6. Развитие скоординированной системы мер налоговой, кредитной, амортизационной, таможенной и бюджетной политики по стимулированию инновационного спроса и предложения;

7. Улучшение инвестиционного климата, стабилизация прав собственности, включая интеллектуальную, развитие фондового рынка и банковской системы, а также системы финансовых посредников, повышение уровня конкуренции, в том числе на региональном уровне, - необхо-

димые условия инновационного типа экономического роста.

8. Развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента.

Формирование эффективного механизма реализации стратегии инновационного развития позволит на деле осуществлять стратегически инновационную функцию государства в регулируемой рыночной экономике.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голиченко О. Г. Российская инновационная система: проблемы развития// Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 21-25.

2. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. 215 с.

3. Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте// Мировая экономика и международные отношения. 2005. №7. С. 32-53.

4. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 354 с.

5. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 239 с.

6. Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. 256 с.

7. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие глобализаций. 2-е изд. М.: Экономика, 2003. 198 с.

8. Freeman С. The National System of Innovation in Historical Perspective // Cambridge Journal of Hconomics. 1995. Vol. 19. № 1.

9. Nelson R. (ed.). National Innovation Systems. A Comparative Analysis. Oxford, Oxford University Press, 1993.

10. Vundvall В.-A. (ed.). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, Pinter Publishers, 1992.

УДК 338

СПЕЦИФИКА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

А. В. СИЛАНТЬЕВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра экономической теории

В статье анализируются причины, формы проявления и масштабы теневой экономики в России, исследуется ее специфика. На основе статистического материала и результатов опросов доказывается, что теневые процессы, коррупция активно проникли во все сферы жизнедеятельности населения, масштабы неформального сектора значительны, делается вывод о необходимости разработки и внедрении мер, направленных на сокращение теневой составляющей экономики.

Принцип рациональности, стремление к максимизации выгоды при минимальных затратах делают сферу теневой экономики привлекательной для хозяйствующих субъектов. Теневая экономика возникла с появлением государства, которое наряду с правами граждан ввело для них определенные ограничения. Как показывает анализ, теневая экономика существует в различных странах, в любых экономических

системах (рыночной, командно-административной, смешанной). Однако в каждой стране она имеет свою специфику.

Проблема уникальности неформального сектора России рассматривалась различными отечественными исследователями. Среди них Л. Косалс, Г. Р. Семина, М. П. Ушивый [6, 11, 13]. В отечественной экономической литературе выделяется шесть важнейших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.