Научная статья на тему 'Проблемы формирования модернизационного формата координированной научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий'

Проблемы формирования модернизационного формата координированной научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ЭКСПОРТ / MANAGEMENT / MODERNIZATION / INDUSTRY / INNOVATION / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиналиев В. У.

В статье рассматриваются проблемы перестройки организационно-экономических механизмов управления развитием промышленности в условиях модернизации для перераспределения энерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чиналиев В. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования модернизационного формата координированной научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий»

Чиналиев В.У. ©

Соискатель, Российский государственный гуманитарный университет

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ФОРМАТА КООРДИНИРОВАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы перестройки организационно-экономических механизмов управления развитием промышленности в условиях модернизации для перераспределения энерго-сырьевойренты в высокотехнологичные отрасли.

Ключевые слова: управление, модернизация, промышленность, инновации, экспорт Keywords: management, modernization, industry, innovation, export

Инструментом государственной модернизационной политики для перераспределения энерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли является создание масштабируемой динамической виртуальной среды устраняющей существующие (организационные, информационные, технологические) барьеры для всех участников научно-технической и производственно-технологической деятельности [2, 17]. Такая среда должна обеспечивать комплексную обработку сведений в реальном масштабе времени для реализации федеральных технологических программ путем обеспечения согласованного взаимодействия органов государственного управления, промышленных предприятий и научных организаций [9, 56]. Также необходима выработка комплексных мер, конфигурации сил и средств и их эффективного применения для формирования и развития методов, механизмов, инструментов и технологий научно-технической и производственно-технологической деятельности в промышленности нашей страны [1, 8].

Такие меры нацелены на обеспечение сочетания производства энерго-сырьевой продукции с производством когнитивных товаров, концентрируя добавленную стоимость в группе прорывных проектов - с когнитивным - содержанием [11, 5]. Требуется также обеспечение реализации национальных интересов через инновационную деятельность российской промышленности для достижения мирового уровня конкурентоспособности, получения общенационального экономического эффекта от инновационной реструктуризации производственного комплекса [3, 132].

В соответствии с принципом оптимизации проведения новой индустриализации экономики России эта политика должна строиться с учетом всех факторов обеспечения реализации государственных модернизационных приоритетов путем реструктуризации традиционных секторов промышленного производства и образования новых технологических рынков, координации всех участков научно-технической и производственно-технологической деятельности, финансовых средств и финансовохозяйственных операций в научной, технологической, производственной, информационной, коммуникационной, инвестиционной, сервисно-инжинеринговой сфере (рис.1).

Вопросы реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах координации деятельности территориально-распределенных инновационных кластеров, сформированных из корпоративно автономных предприятий и организаций требуют финансовой поддержки [4, 45].

Проблемой является недостаточно налаженный механизм взаимодействия между государственными ведомствами, занимающимися вопросами реинжиниринга наиболее значимых - отраслеформирующих - производств как структурных центров российской промышленности. Наиболее критичен механизм взаимодействия между органами государственного управления и негосударственными корпорациями [5, 118].

© Чиналиев В.У., 2013 г.

Рис.1. Функциональная схема формирования макро и микро-трендов модернизационного

развития субъектов экономики России

Для оценки процессов осуществления новой индустриализации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с сочетанием нового строительства и массового капитального ремонта, реконструкции и модернизации, реализуемых в рамках федеральных технологических платформ и федеральных целевых программ необходим контроль количественных показателей научно-технического эффекта для различных видов социально-экономического развития [10, 2]. Требуется также учет необходимости

обеспечения конкурентоспособных финансовых условий отечественным производителям по сравнению с иностранными корпорациями.

Несмотря на наличие обширного законодательства и материалов нормативноправового характера, призванных повышать уровень реализации государственных модернизационных приоритетов, современное состояние законодательной базы не адекватно существующим проблемам научно-производственной деятельности [6, 54].

Нормативно-правовая база проведения новой индустриализации экономики России через создание принципиально новой индустриально-инновационной системы, основанной на передовых промышленных технологиях и инновациях несистемна и недостаточна в части четкого определения субъектов и объектов реализации государственных модернизационных приоритетов в отношении корпоративно автономных предприятий и организаций. Недостаточно четко (в т.ч. в ходе административной реформы) организовано разделение компетенций и ответственности, координация между государственными ведомствами, разграничение пределов ответственности государства и предприятий и организаций, соответствия федерального законодательства нормам международного права.

В процессах формирования современных высокотехнологичных производств необходимо ориентироваться на концентрацию в России добавленной стоимости от наиболее прибыльных видов инновационно детерминированных бизнесов, научно-технической и производственно-технологической деятельности, финансово-хозяйственных операций [8, 11]. Обеспечение разработки, согласования и практического применения программ обеспечения показателей реализации государственных модернизационных приоритетов при оптимизации кооперации промышленных предприятий и научных организаций относится к компетенции государственных ведомств [7, 26].

Меры осуществления новой индустриализации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с реализацией межотраслевого блока инновационных проектов путем формирования постиндустриального формата координированной научнотехнической и производственно-технологической деятельности предприятий всех форм собственности должны быть связаны между собой и соответствовать международным аналогам.

Реализация государственных модернизационных приоритетов в процессах координации деятельности трансграничных инновационных кластеров должна учитывать специфику конкретных условий принятия и исполнения решений. Необходимо также учитывать особенности объектов реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах межкорпоративной координации мер, направленных на содействие модернизации на основе синхронизации корпоративных инновационных программ.

Литература

1. Агеев А., Логинов Е. - Стратегические тренды конструируемой экономической реальности // Экономические стратегии. - 2012. - №10. - С.6-15.

2. Акаев А.А., Ануфриев И.Е., Попов Г.Н. - Технологическая модернизация промышленности и инновационное развитие - ключ к экономическому возрождению России в XXI веке // Инновации. - 2011. - № 11. - С.15-28.

3. Булгаков О.В., Логинов Е.Л. - Иностранные инвестиции в российской экономике: проблемы регионального управления. - Краснодар: Издательский дом «ЮГ». - 2000. - 256 с.

4. Лифшиц М. - Некоторые соображения о модернизации и энергоэффективности в России // Энергорынок. - 2012. - № 2. - С.44-46.

5. Логинов Е.Л. - Газовый «каркас» энергетической безопасности России - М.: НИЭБ. - 2008. - 299 с.

6. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. - Космос как стратегический приоритет в борьбе за мировое экономическое лидерство в XXI веке // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2010. - №25. - С.52-61.

7. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. - Императивы глобального управления: фазовый переход от «информатизации «хаоса» к «синергии конвергентного управленческого пространства» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №39. - С.25-31.

8. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. - Проблемы формирования трансграничной информационной среды управления экономикой на основе конвергентно-информационных факторов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - №44. - С.7-13.

9. Лукьянова А.Н., Шумаев В.А. - Методика управления рисками инвестиционных проектов строительства и эксплуатации атомных электростанций // Механизация строительства. - 2013. -№ 1. - С. 55-57.

10. Сараев В.Н., Кобяков А.А., Вайно А.Э., Кобякова Н.Г., Козлов Л.Н., Подоляк В.И., Панфилов С.А., Логинов Е.Л. - Глобальная транзакционная система // Патент на полезную модель. - RUS 98276 26.04.2010

11. Явлинский Г.А., Космынин А.В. - Перспективы российского общества в XXI веке -окончательный «уход» или модернизация // Мир России. - 2011. - № 3. - С.3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.