Чиналиев В.У. ©
Соискатель, Российский государственный гуманитарный университет
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы интеграции научных, технологических, производственных потенциалов и финансовых ресурсов в целях управления научно-технической и производственно-технологической деятельностью промышленных предприятий.
Ключевые слова: управление, модернизация, промышленность, инновации, экспорт. Keywords: management, modernization, industry, innovation, export.
В современных условиях существует настоятельная потребность в определении методологических основ формирования организационно-экономических механизмов осуществления технологической модернизации на основе возможностей органов государственного управления совместно с корпорациями противодействовать научно-техническим вызовам, вследствие научно-технического отставания от зарубежных конкурентов [3, 248].
Важным принципом организации доступа к информационным ресурсам является мобильность, позволяющая инкорпорировать удаленных пользователей в единое информационное пространство при соблюдении принципов получения новых управленческих возможностей от объединения разнообразных программно-аппаратных модулей в единую отраслевую информационную платформу и защиты информации [9, 93].
Необходимым условием эффективной реализации концепции является вовлечение в процесс ее реализации всех информационных ресурсов, не только имеющихся в распоряжении государственных ведомств, но и относящихся к компетенции других ведомств и различных государственных и корпоративных структур [2, 136].
По ряду элементов создаваемой информационной и коммуникационной инфраструктуры в промышленности необходимо использовать частно-государственные модели финансирования и реализации проектов [7, 18].
Для решения задачи формирования ведомственных информационных ресурсов требуется наличие прочного информационного базиса, на котором формируются концептуальные положения инновационных бизнес-транзакций [5, 158].
Модель формирования и поддержки ведомственных информационных ресурсов предполагает решение задач сбора, оценки и сопоставления (корреляции) данных, поступающих из различных источников, формирования информационной поддержки управленческих транзакций и принятия управленческих решений [11, 26].
В ходе создания интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности при формировании базовой единой информационной платформы, лежащей в основе повышения эффективности процессов модернизации и инновационного развития необходимо использовать динамическую модель распределенного накопления и хранения данных [14, 75]. При этом требуется обеспечение возможности доступа к ним из любой точки отраслевого информационного пространства, а также с наличием механизмов использования информации в процессах мониторинга и анализа [12, 184].
Необходимо создание распределенной информационной, информационно-управляющей и мониторинговой сети как части информационной платформы, обеспечивающей
© Чиналиев В.У., 2013 г.
консолидацию информационных ресурсов участников разработки и производства наукоемкой высокоприбыльной продукции нового поколения [10, 163].
Необходимо сформировать единый организационный и технический подход для обобщения имеющейся информации и создания единого пула данных информационных ресурсов и решений, а также разработать единый отраслевой механизм управления ими [1, 119].
В итоге должна быть создана система планирования и принятия управленческих решений в целях осуществления синхронизированных сквозных НИОКР, проектирования, производства и сбыта новой конкурентоспособной продукции [4, 431]. Такая система должна позволить осуществлять прогноз развития тех или иных факторов с заданной долей вероятности [8, 541].
На базе данной системы станет возможным осуществление непрерывного мониторинга функционирования базовых отраслей, предприятий и организаций, мониторинга эффективности использования средств и мониторинга конкурентоспособности выпускаемой продукции [6, 25].
Таким образом, мероприятия по обеспечению модернизационных аспектов социально-экономического развития должны быть встроены в систему мер по повышению результативности государственного управления в экономике России [13, 189].
Для успешного создания автоматизированных и стандартизированных управленческих циклов инновационной деятельности в сфере конвергенции наук, технологий и производства, необходимо создать в рамках государственных ведомств эффективную систему управления процессами информатизации. Такая система должна обеспечивать централизованное принятие и внедрение решений, участие всех заинтересованных структур в процессах подготовки проектов стандартизации и унификации способов представления знаний, способов доступа к ним, способов их обработки и единых интерфейсов.
Стратегические цели формирования интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности в новом управленческом явлении - конвергентной совокупности научно-технических и производственно-технологических видов предметной деятельности - предусматривают реализацию нескольких групп взаимозависимых информационных проектов, часть из которых является долгосрочными и многоэтапными. Кроме того должен быть предусмотрен механизм долгосрочного планирования финансового обеспечения информационных проектов (бюджет информационных технологий, соответствующих современному и перспективному уровню научно-технического прогресса).
Как показывает мировой опыт, оценка эффективности деятельности информационных систем является важным инструментом, обеспечивающим соответствие таких систем задачам основной деятельности. Такой опыт, в том числе и в реализации программ в развитых странах, может и должен быть использован при оценке мероприятий и проектов, предусмотренных стратегией формирования автоматизированных и стандартизированных управленческих циклов инновационной деятельности в сфере конвергенции наук, технологий и производства.
В целях совершенствования исполнения стандартных функций государственных ведомств, улучшения взаимодействия с информационными системами других органов государственного управления, повышения уровня оказания электронных государственных услуг необходимо разработать систему мероприятий направленных на планомерное и согласованное продолжение развития информационных решений. Такие решения ориентированы на поддержание стандартные функции органов государственного управления и корпоративных структур с целью расширения их функциональных возможностей и достижения наибольшего соответствия всем поставленным задачам модернизации.
Необходима разработка комплексной системы обеспечения получения новых управленческих возможностей от объединения разнообразных программно-аппаратных модулей в единую отраслевую информационную платформу Электронного правительства, основанной на синергетических принципах.
Литература
1. Агеев А.. Куроедов Б.. Сандаров О. - Стратегическая матрица и рейтинг регионов России // Экономические стратегии. - 2008. - № 7. - С. 116-121.
2. Агеев А.. Зайцева Ю.. Зендриков К. - Сценарный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономические стратегии. - 2008. - № 5. - С. 134-141.
3. Барикаев Е.Н. - Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энерго-транспортной инфраструктуре России // Вестник Московского университета МВД. - 2013. - №7. - С.247-250.
4. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Высокотехнологичный комплекс и безопасность России. Ч. I. Высокотехнологичный комплекс России: основы экономического развития и безопасности. - М.: Знание. - 2003. - 576 с.
5. Зеленин Д.В. - Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки. - 2010. - №70. - С.156-161.
6. Логинов Е.Л.. Логинов А.Е. - Глобальный кризис как новый формат борьбы за мировое экономическое лидерство // Финансы и кредит. - 2010. - №18. - С.22-27.
7. Логинов Е.Л. - Нооэкономика: генезис конструирования новой социально-экономической реальности // Финансы и кредит. - 2011. - №39. - С. 15-19.
8. Модернизация энергетики России: проблемы. пути решения. перспективы. - М.: НИЭБ. - 2010. -808 с.
9. Мэтьюз Р. - Новая матрица или Логика стратегического превосходства. - М.: Олма-пресс. -Институт экономических стратегий. - 2003. - 239 с.
10. Отмывание денег через Интернет-технологии: методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2005. - 208 с.
11. Пинчук В.Н. - Императивы глобального управления: фазовый переход от «информатизации «хаоса» к «синергии конвергентного управленческого пространства» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №39. - С.25-31.
12. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем. Монография.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2005. - 294 с.
13. Региональная модель управления экономикой промышленности. - Краснодар. Краснодарский юридический институт МВД России. - 2001. - 209 с.
14. Руднев А.В. - Проблемы формирования информационных систем управления транспортировкой природного газа // Инженерная физика. - 2006. - №3. - С. 73-77.