Некрасов В.А. ©
Соискатель, Российский государственный гуманитарный университет
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы совершенствования организационно-экономических механизмов технологического перевооружения предприятий российской промышленности в рамках модернизационных приоритетов.
Ключевые слова: управление, модернизация, промышленность, инвестиции Keywords: management, modernization, industry, investment
Задачи формирования постиндустриальной технологической базы российской промышленности для перехода к макроконкурентному индустриальному циклу требуют создания новых мультиагентных управленческих механизмов [12, 15]. Эти механизмы необходимы для эффективного обеспечения системной целенаправленности корпоративных модернизационно-технологических изменений в промышленности России с целью инновационной модернизации на новой организационной, информационной и технологической основе [2, 8]. В результате будет обеспечена корпоративно-организационная компенсация нестационарности условий деятельности предприятий российской промышленности на основе формирования унифицированной отраслевой иерархии взаимодействующих производственных, экономических и научно-технических задач обеспечения приоритетов новой индустриализации и устойчивого развития индустриального комплекса нашей страны [3, 55].
Для реализации модернизационных приоритетов здесь требуется принятие научно-технических стратегий на различных уровнях управления, используемых для выстраивания единой - мультиагентной - логики сквозного научно-технического управления [с постепенным наращиванием инноваций] предприятиями российской промышленности, встроенными в систему международных промышленных бизнесов.
©Некрасов В.А., 2013 г.
Фкнэнсо-
Рис.1. Структура реализации мультиагентного подхода в промышленности
Формирование корпоративно-организационного контура приоритетов новой индустриализации может быть реализовано путем создания агентно-ориентированной системы интеграции распределенных информационных ресурсов индустриального комплекса нашей страны, которые необходимо и возможно реализовать в ближайшие годы.
При этом формирование единого электронного информационного пространства индустриального комплекса России необходимо осуществить на основе стандартизированных корпоративных информационных сред интегрированных в единое электронное информационное пространство [9, 8]. Такое информационное пространство должно отвечать задачам формирования постиндустриального формата государственного регулирования и корпоративного управления в российской промышленности нашей страны [8, 30]. Новый формат госрегулирования и корпоративного управления обеспечит усиление конкурентной селективности организационных взаимодействий мультиагентного характера (рис.1.).
Модернизационные мероприятия позволяют перейти к новому - международно-интегрированному - формату развития индустриального комплекса нашей страны с учетом необходимости обеспечения приоритетов новой индустриализации [11, 47]. При этом целесообразно налаживание электронной [через ЭТП] торговли товарными группами высокотехнологичной и энерго-сырьевой продукции с выходом на единый пакет добавленной стоимости [5, 12]. Электронная торговля будет способствовать достижению отраслевой инвестиционно-индустриальной сбалансированности в постиндустриальном формате предприятий российской промышленности при встраивании в систему международных промышленных бизнесов [6, 5].
Процессы международной индустриальной интеграции определяют необходимость организовать и разместить элементы гибкой структуры управления объектами и инфраструктурой российской промышленности. Оптимизацию системы управления
необходимо осуществлять в соответствии с приоритетами мультиагентного управления формированием единой индустриальной инфраструктуры Таможенного [и Евразийского] союза со стержневым характером российской науки и производства (рис.2).
Рис.2. Модель перехода к новому - международно-интегрированному - формату развития
промышленного комплекса России
Эти меры требуют реализации мультиагентных принципов улучшения использования региональной и трансграничной индустриальной инфраструктуры, сооружения новых мощностей, балансирования региональных товарных потоков и электронной [биржевой и через ЭТП] торговли продукцией при реализации существующих рыночных механизмов и перспективы их развития с ориентацией на комплексную конкурентоспособность Таможенного [и Евразийского] союза.
Выстраивание объединенных международных инновационных систем и рынков требует ускорения темпов развития инфраструктуры управления потоками российской высокотехнологичной и энерго-сырьевой продукции [1, 98]. Особое внимание необходимо уделить распределенным трансграничным узлам производства и зонам инновационного характера, сетецентрически организованным распределенным центрам прибыли научно-производственных бизнесов в России и за рубежом [7, 18]. Требуется также формирование гибкой структуры контроля и регулирования доступа к инвестициям и инновациям зарубежных компаний или российских предприятий, находящихся под контролем иностранных инвесторов [10, 2].
Развитие российской и зарубежной индустриальной инфраструктуры [находящейся под контролем российских собственников] определяет необходимость выстраивания иерархической последовательности модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий российской промышленности и их международных структур [4, 90]. Для этого необходима компоновка организационных механизмов технологического перевооружения предприятий российской промышленности в рамках модернизационных приоритетов. Компоновка организационных механизмов может быть реализована путем установления постоянных научно-технических связей и сосредоточения контроля над совместным использованием инвестиционно-финансовых ресурсов на основе мультиагентной координации в рамках частно-государственных партнерств во главе с крупными предприятиями российской промышленности с государственным участием (корпорация «Ростех» и др.).
Литература
1. Абалкин Л. Взгляд в завтрашний день. Институт экономики РАН. - М., 2005. - 126 с.
2. Агеев А., Логинов Е. Стратегические тренды конструируемой экономической реальности // Экономические стратегии, 2012, №10. С.6-15.
3. Иванов Т.В., Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Наумов Э.Б. Интеллектуальная электроэнергетика: стратегический тренд международной конкурентоспособности России в XXI веке. - М.: Издательство «Спутник+», 2012. - 304 с.
4. Лагунова Е. Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы // Проблемы теории и практики управления, 2007, № 9. С. 89-92.
5. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Новые тренды силового форматирования экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, №13. С. 11-18.
6. Логинов Е.Л., Логинова М.М. Императивы трансформации глобального финансового управления в посткризисный период // Финансы и кредит, 2012, №16. С.2-7.
7. Логинов Е.Л. Нооэкономика: генезис конструирования новой социально-экономической реальности // Финансы и кредит, 2011, №39. С. 15-19.
8. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. Императивы глобального управления: фазовый переход от «информатизации «хаоса» к «синергии конвергентного управленческого пространства» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №39. С.25-31.
9. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. Проблемы формирования трансграничной информационной среды управления экономикой на основе конвергентно-информационных факторов // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2011, №44. С.7-13.
10. Сараев В.Н., Кобяков А.А., Вайно А.Э., Кобякова Н.Г., Козлов Л.Н., Подоляк В.И., Панфилов С.А., Логинов Е.Л. Система для оценки капитализации банка // Патент на полезную модель RUS 100649 28.05.2010.
11. Светлицкий С.Ю., Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Михайлов С.А. Модернизация энергетики России: проблемы, пути решения, перспективы. М.: НИЭБ, 2010. - 808 с.
12. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики, 2009. №9. С. 21-27.