Научная статья на тему 'Проблемы формирования методического обеспечения психоло-гического исследования информации порнографического характера'

Проблемы формирования методического обеспечения психоло-гического исследования информации порнографического характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИНФОРМАЦИЯ ПОРНОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / СВОЙСТВА / ПРИЗНАКИ / НАТУРАЛИСТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилова И. Г.

В статье рассматриваются актуальные проблемы психологической экспертизы информационных материалов порнографического содержания. Обосновываются методологические принципы единства процессуального и результативного уровней исследования. Определяются критерии экспертного исследования в рамках компетенции эксперта-психолога в отношении свойств натуралистичности информации порнографического характера; направленности информационного материала на решение задач сексуального возбуждения адресата, удовлетворения половых потребностей адресанта и адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования методического обеспечения психоло-гического исследования информации порнографического характера»

Проблемы формирования методического обеспечения психологического исследования информации порнографического характера

Корнилова Ирина Геннадиевна,

кандидат психологических наук, доцент, главный эксперт, ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», KornilovaIG@bez.mos.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы психологической экспертизы информационных материалов порнографического содержания. Обосновываются методологические принципы единства процессуального и результативного уровней исследования. Определяются критерии экспертного исследования в рамках компетенции эксперта-психолога в отношении свойств натуралистичности информации порнографического характера; направленности информационного материала на решение задач сексуального возбуждения адресата, удовлетворения половых потребностей адресанта и адресата.

Ключевые слова: психологическая экспертиза, информация порнографического характера, свойства, признаки, натуралистичность, социально-психологическая направленность.

X 2 о

о см о

О!

Разработкой экспертных методик в рамках различных родов и видов судебных экспертиз традиционно занимаются ведомства, обслуживающие профильные интересы и решающие практические задачи на основе вероятностно-статистических данных и с учетом альтернативных научных источников. Зачастую именно этим обусловлено недоверие участников судопроизводства и неприятие уже сложившейся системой научных знаний нового подхода, изложенного в отдельной методике.

На практике эксперт-психолог сталкивается с ситуацией, в которой применение типовой методики не решает поставленной задачи в полном объеме, что требует нового подхода к дифференциации и интеграции ключевых знаний. В силу специфики объекта экспертного исследования и условий проведения экспертизы исследование информационных материалов порнографического обеспечивается ответственным подходом специалиста к сбору, анализу и систематизации сведений, необходимых для разработки конкретной методики. Опыт эксперта реализуется в выработке гипотезы, моделировании и алгоритмизации нестандартных подходов к решению экспертных задач.

Многообразие родов и видов судебных экспертиз объясняется запросами следственной и судебной практики, развитием научного знания в процессе интеграции и дифференциации наук и, соответственно, переходом судебной экспертологии на качественно новый уровень [8].

Трехчленная классификация методов судебно-экспертной деятельности как более развернутая и подробная может использоваться при описании стадий процесса экспертного исследования в целом: родовая (видовая), типовая, конкретная или частная [1; 9]. Классификация, представленная в трудах О. О. Милешеной, И. Н. Сорокотягина, Д. А. Сорокотягиной, отражает их деление на два вида: типовые и конкретные (частные) [7; 10]. При необходимости принять в работу какой-либо нетипичный (редко встречающийся объект), типовая методика нуждается в эвристической переработке и адаптации, при этом разрабатывать новую методику нет необходимости. Тем самым, обеспечивается

оперативность решения экспертных задач, но сохраняется возможность модернизации и совершенствования методик.

Конкретная методика как результат деятельности эксперта формируется при условии:

- реализации экспертом своего личного опыта для решения какой-либо новой, впервые возникшей в практике экспертной задачи, что происходит, как правило, в результате эксперимента, проведенного им в процессе данной экспертизы;

- проявления экспертом творческого подхода: усовершенствования стандартного прибора, дополнения общепринятой методики оригинальным приемом и др.;

- решения задачи в полном объеме - на основе созданной специально для данного исследования экспертной методики путем синтеза данных и методов различных наук (чаще всего такие ситуации возникают в период зарождения и становления новых родов и видов экспертиз).

По мнению Г. А. Игнатьевой и В. И. Слободчи-кова [2], полноценная экспертиза возможна при выявлении трех ее содержательных моментов: (1) если известно, что оценивается (объект экспертизы); (2) если существуют способы оценивания (процедуры экспертизы); (3) если выявлены исходные основания оценки (критерии экспертизы). Соответственно, какие-либо сбои в определении хотя бы одного из этих компонентов делают метод непригодным для экспертной практики.

В качестве примера рассмотрим некоторые просчеты действующей методики исследования порнографических материалов или предметов, разработанной В. Н. Куликовым в рамках раскрываемой им «юридической теории порнографии». Согласно аннотации и тексту первоисточника: «Материалы книги рекомендованы руководством ФГУ ВНИИ МВД России для издания и практического использования в деятельности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, а также в законопроектной и научной работе» [6]. Следует подчеркнуть, что методика предназначена для комплексной сексологической и искусствоведческой судебной экспертизы с привлечением к производству сексологов, литераторов, киноведов, журналистов, искусствоведов. В рамках методики допускается произвольное расширение квалификационных признаков преступления за счет включения понятий «развратные действия», а также понятий, обозначенных как «извращения», «насильственные сексуальные действия» в трактовку содержания ст. 242 УК РФ. Под насильственными сексуальными действиями в методике понимаются исключительно следующие сексуальные перверсии: садомазохизм, педофилия, зоофилия, некрофилия, копрофилия, уролагния. Избирательность такого подхода ничем не обосновывается. В качестве важнейшего компонента своей теории автор предлагает рассматривать идейную направленность порнографии. Этот критерий применяется для дифференциации эротики и порнографии, соответственно, на «допустимую к обращению в обществе порнографию» и «не допустимую к обращению в обществе порнографию».

Более того, автор берет на себя труд квалифицировать эротические произведения по степени возрастания признака общественной опасности: первая категория (FF - Full Freedom) - произведения с изображением знакомства, встреч, ухаживаний, объятий и поцелуев между лицами, находящимися «ещё в одежде»; либо неэротическое изображение наготы. Согласно утверждению автора, обозначение F (от анг. freedom) может выступать как метка информационных материалов - показатель допустимой свободы производства и распространения произведений. Ко второй категории (Fx) автор предлагает отнести изображение любовных сцен, следующих после раздевания героев, включая показ полового акта независимо от степени открытости и детализации. Эти материалы, по мнению автора, должны быть не доступны для просмотра лицам, моложе 16 лет. Третья категория (Fxx) - обозначается как «общественно полезная порнография». Четвёртая категория (Fxxx) - криминальная порнография, квалифицируемая автором как пропаганда развратных действий.

Можно заметить, что, если первые две категории относятся автором к эротике, то две последние категории уже характеризуются им как порнография. Однако, лишь последняя, четвертая категория, представляется как порнография криминальная. Как следует из текста методики, криминальность образуется лишь в том случае, когда в материале демонстрируются вышеперечисленные «извращения», то есть «развратные действия». В то время как половое сношение, изображенное в открытом, натуралистическом виде, согласно указанной методике, не является криминальной порнографией, поскольку содержит изображение «нормального» полового акта.

«Юридическая теория порнографии» изобилует необоснованными авторскими трактовками понятий: «сексуальная норма», «сексуальные аномалии», «извращения», «порнография», «эротика» и др., в которых отражено крайне поверхностное понимание терминов, относящихся целому ряду научных направлений [3]. Помимо множества необоснованных и противоречивых заявлений, автор предлагает и особую последовательность действий в производстве судебных экспертиз: первым экспертом, назначаемым для исследования поступивших материалов, должен быть сексолог. По мнению автора, для того, чтобы к исследованию подключился искусствовед, сексолог должен положительно ответить на вопрос: Является ли представленное на экспертизу произведение порнографическим? В ином случае идейно-тематический анализ произведения искусствоведом оказывается уже не нужным, и, согласно ме- р тодическим постулатам, экспертиза должна быть Д завершена. Ч

Напомним, что объектами исследования явля- С ются, по словам самого В. Н. Куликова, произведе- А ния эротического и порнографического содержа- Н ния - тексты, рисунки, кинофильмы и др., то есть у вещный мир, предметный, но не состояние психи- А

Н

2

9

о

2

0

01

ческого здоровья подозреваемых, преступников, потерпевших. В интерпретации автора экспертиза информационных материалов приобретает черты медико-социальной экспертизы, а эксперт фактически наделяется функциями и полномочиями судебного органа.

С нашей точки зрения, разработка теоретико-методологических аспектов экспертизы порнографических материалов основана на исследовании непрерывной связи правовых феноменов с феноменами социальной жизни, динамикой морально-нравственных формаций общества. Следует принимать во внимание существование в нашем обществе определенных нравственных эталонов, культурно-духовных канонов, социальных норм, а также действий тех правовых инструментов, определенных высшим органом государственной власти, в соотношении с которыми трактуются и обосновываются основные понятия методики.

В связи с трудностями нормативного закрепления признаков порнографии, существованием разночтений в описании квалификационных признаков объективной стороны преступлений в сексуальной сфере, наш подход ориентирован на описание основных и второстепенных признаков, функциональных элементов порнографии как информации, представленной на исследование в опредмеченном виде. Наше видение структурно-содержательного наполнения методики связано с выделением ведущего свойства информации, содержащей признаки порнографического характера, а именно - натуралистичности (описания/изображения), которая формируется из основных и второстепенных признаков:

- основные признаки - это всегда анатомически верное описание/изображение половых органов в детализированном, натуралистическом виде; анатомически верное описание/изображение полового сношения и иных действий сексуального характера в детализированном, натуралистическом виде;

- второстепенные признаки - описание/изображение поз, жестов, расположения в пространстве; тех или иных действий, в том числе неявных, предположительно связанных с сексуальной сферой.

Натуралистичность выражается в изображении или описании в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах. Додумывание или угадывание действий (описываемых, изображаемых), их мысленная реконструкция, визуальное достраивание композиции не могут использоваться в качестве приемов экспертной деятельности.

В качестве критериев исследования свойства натуралистичности информации порнографического характера следует выделить [3; 4]:

1) Качественный (номинативный, классификационный) критерий -основание, по которому объект можно отнести к какому-либо множеству (классу)

сходных объектов. Здесь речь идет о наличии признаков класса, без анализа их степени выраженности. Например, определение признаков пола, возраста изображенных лиц; количества участников; наличия обнаженных фрагментов тела; расположения в пространстве; взаимодействия и др. Это касается «огрубленной» первичной информации и является основой для отнесения исследуемой информации к отражающей сферу сексуальных отношений.

К сексуальной сфере относятся все формы половых отношений, совокупность психических реакций, переживаний, установок и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальная сфера представляет собой особый феномен взаимоотношения полов, обусловленных биологическим инстинктом продолжения рода, но выходящих далеко за его пределы, покрывающих широкий ареал межличностных экзистенциально-интимных и социально-психологических отношений.

2) Компаративный (от лат. сотрагайуиэ - сравнительный) критерий - основание, по которому объекты можно сравнивать по степени выраженности их признаков в системе оценок «больше-меньше».

Со свойством натуралистичности тесно связан признак непристойности. Как оценочные категории они лишены объективности и находятся в прямой зависимости от наличия у самого эксперта декларируемой, явной или скрытой системы морально-нравственных ценностей и ориентиров. В этом случае велика опасность ригидного, пристрастного отношения к исследуемой информации со стороны самого эксперта.

К определению непристойности может быть применен критерий компаративности, поскольку в части научной литературы непристойность определяется как усиленный признак неприличия (в системе оценок «больше-меньше»)1. Содержательно непристойность выражается в нарушении тематических табу в ходе публичной демонстрации (описании, обсуждении) сексуальных действий, сексуальных фантазий, физиологических процессов; акцентуации любых ведущих к удовлетворению половых потребностей аспектов поведения.

Однако, форма выражения этого признака не всегда связана напрямую с вульгарной, откровенной демонстрацией обнаженных половых органов. Непристойность действий, сексуальный контекст коммуникативной ситуации могут быть замаскированы при помощи разного рода:

- изобразительно-выразительных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворения, гипербол), фигур речи. При этом в, на первый взгляд, нормативной (литературной, разговорной) лексике лишь эксперты, обладающие специальными познаниями в области психологии и лингвистики, могут обнаружить маркеры, которые позволят раскрыть истинную направленность такого рода информации;

- приёмов сокрытия половых органов от прямого визуального восприятия. При этом у лица, вос-

1 Неприличный - 1. Не соответствующий, противоречащий правилам приличия, хорошего тона, непристойный. 1. Не соблюдающий правил приличия, неблаговоспитанный (БТС, с. 635).

принимающего такого рода изображение, складывается представления о сексуальном подтексте наблюдаемой ситуации, о направленности демонстрации изображения на возбуждение интереса к сфере сексуальных отношений и др.

Мы полагаем, что любая порнография априори непристойна, поскольку выражает пренебрежение нормами общественной нравственности. Однако, формы ее воплощения настолько разнообразны, что для формирования убедительного заключения по ним требуется привлечь к исследованию экспертов различных специальностей, что успешно реализуется в рамках комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы.

В отличие от непристойности циничность напрямую связана с одобрением, оправданием вызывающего, аморального поведения; неприкрытым отрицанием норм общественной нравственности; целенаправленным их нарушением путем изготовления, публичной демонстрации, распространения материалов порнографического характера, в том числе с привлечением несовершеннолетних/малолетних лиц.

Один из главных методологических принципов исследования - принцип единства процессуального и результативного уровней. Согласно ему любое психическое явление имеет два аспекта - процессуальный и результативный, то есть может изучаться посредством анализа как целостных актов психической деятельности, так и их различных продуктов. То есть кристаллизация намерений и определенные действия по их реализации образуют ту область психической активности, которая может быть исследована в зафиксированном виде - в визуальной, вербальной и иной информации, содержащейся в объекте экспертного исследования. Это синтетический продукт, в котором отражена потребность, требующая удовлетворения, и интеллектуальная активность, посредством которой человек осознает средства, позволяющие достичь удовлетворения потребности.

Следовательно, исследуемые психологом-экспертом информационные материалы являются результатом, итогом деятельности лица (адресанта), изготавливающего, рекламирующего, тиражирующего, распространяющего информацию порнографического характера; связаны с осознанным удовлетворением им своих потребностей (элементарных или сложных), эксплуатацией различных потребностей тех, кому эта информация адресована (адресата). Эта деятельность как форма активности направлена на достижение сознательно поставленных преступных целей, в том числе получения материальной выгоды.

Незаконный оборот порнографических материалов - это, прежде всего, бизнес, основанный на коммерциализации интимной жизни и эксплуатации сексуальных потребностей потребителей; кроме того, этот бизнес сопряжен с целым рядом других преступлений - торговлей людьми (ст. 127.1), вовлечением в занятие проституцией (ст. 240) и организацией занятия проституцией (ст. 241). Следовательно, корыстная направленность преступ-

ника очевидна. Однако, исследование мотиваци-онно-потребностной сферы преступника не входит в задачи психолога-эксперта и не может быть осуществлено по ряду причин (в частности, отсутствует возможность очного исследования адресата, адресанта и др.).

Эксперт-психолог рассматривает объекты исследования (визуальную, вербальную информацию в их различном сочетании, поликодовые тексты и др.) как продукт, материальное выражение психической деятельности. Качественный анализ продуктов позволяет раскрыть признаки направленности как ведущей обобщенной характеристики - динамической тенденции, смыслообразующего мотива и др.

Для решения задачи сексуального возбуждения как можно более разнообразной аудитории (будем помнить о том, что одной из важнейших целей публикации, распространения порнографии является извлечение материальной выгоды) порнографические материалы должны отвечать требованиям:

(1) универсальности - направленности на сексуальное возбуждение и удовлетворение половых потребностей адресата, реагирующего на широкий спектр сексуальных стимулов, в первую очередь отвечающих представлениям обывателя о нормальных сексуальных отношениях (гетеросексуальный половой контакт), либо представляющихся с подвижными границами (гетеросексуальный половой контакт в групповой форме; бисексуальные отношения; использование предметов - имитирующих репродуктивные органы и др.);

(2) специфичности - направленности на сексуальное возбуждение и удовлетворение половых потребностей адресата, реагирующего на специфический спектр сексуальных стимулов, в том числе тех, реализация которых влечет за собой уголовные санкции (половой контакт с несовершеннолетними детьми; развращающие беседы, переписка, демонстрация несовершеннолетним изображения половых актов в различных формах и др.).

С точки зрения психологии невозможно говорить о том, какой сексуальный стимул будет эффективным (возбуждающим) для абстрактного адресата. Механизм возбуждения формируется под воздействием целого комплекса уникальных условий, поэтому вопрос о направленности порноматериалов на сексуальное возбуждение остается открытым, но не спорным.

Следовательно, можно говорить, что направленность на сексуальное возбуждение - это попытка сформировать у адресата возбуждающий образ, фантазию, сценарий, наиболее универсальный для любого адресата (1) или, напротив, шокирующий, необычный, запретный и тем самым р более возбуждающий (2). Д

Образ - это результат эмоциональной реакции Ч на стимул. С

Что может быть стимулом? Это риторический А вопрос, поскольку единственно правильного ответа Н на него не существует. Мы ориентируемся либо на у относительно стандартные сексуальные стимулы, А

в той или иной мере отражающие привычные (нормативные) виды сексуальной активности человека; либо на стимулы, содержащие крайние, нестандартные, извращенные представления о сексуальной активности человека (крайняя жестокость, насилие, педофилия и иные формы сексуальной активности, как составляющие расстройства сексуальной сферы, полового влечения).

При этом экспертная оценка и выводы эксперта ни в коей мере не зависят от наличия или отсутствия в уголовном деле заключений сексологов, психиатров о каком-либо психическом расстройстве преступника, поскольку цель исследования -обнаружение психологических признаков информации порнографического характера, а не вынесение каких-либо оценочных определений и характеристик личности преступника.

Полагаем, что к критериям исследования направленности информационных материалов порнографического характера на сексуальное возбуждение адресата следует отнести:

- сложность: наличие какого-либо сюжета (сценария), пояснений и комментариев; определенная последовательность действий, развитие событий; описание/изображение технического разнообразия поз, действий, актов; разнообразие сексуальных партнеров; использование предметов-имитаторов; смена мест действия и др.;

- ригидность: однообразие изображаемых действий или хаотичное, фрагментарное, бессистемное изображение сексуальных действий; одноте-матические (только оральный секс, например) или политематические сюжеты и др.;

- конвенциональность: соответствие нормам общественной нравственности или выход за них (описание/изображение сексуальных действий с детьми, животными, трупами и др.);

- удовлетворенность: достижение желаемой цели (в том числе сексуального возбуждения/удовлетворения адресанта, адресата; физиологической разрядки сексуального возбуждения).

Таким образом, в методике исследования информации порнографического характера акцентируется внимание на компетенциях психолога-эксперта: самостоятельном исследовании основных свойств натуралистичности описания/изображения сферы сексуальных отношений, психологической направленности указанной информации на удовлетворение половых потребностей адресанта, адресата.

Указанные научные положения и методологические принципы легли в основу проектируемой методики исследования информационных материалов на предмет наличия юридически значимых психологических признаков информации порнографического характера, разрабатываемую в ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр».

Литература

1. Аверьянова, Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории [Текст] : учебник для вузов / Т. В. Аверьянова - М.: Норма, 2009.

2. Игнатьева, Г. А., Слободчиков, В. И. Методология экспертизы инновационных образователь-

ных проектов [Текст] // Инноватика и экспертиза. Научные труды Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». - М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. -

2011, №2. С. 78-98

3. Корнилова, И. Г. Пределы дозволенного: порнография и общественная нравственность [Текст] / И. Г. Корнилова // Публичное и частное право. - 2018. - № 2. С. 59-80.

4. Корнилова, И. Г. Теоретические практические основы формирования экспертной методики исследования информации порнографического характера [Текст] : учеб.пособие / под ред. Ш. М. Ра-шидова. - Махачкала: Алеф, 2019. - 100 с.

5. Криминалистическая тактика [Текст] : учеб.пособие / А.Г.Филлипов [и др.]. - М.: Юрайт, 2018.

6. Куликов, В. Н. Юридическая теория порнографии [Текст] : монография. - М.: Юрлитинформ,

2012.

7. Милешена, О. О. Краткий курс по теории судебной экспертизы [Текст] : учебник. - М.: Окей-книга, 2009.

8. Неретина, Н. С. О закономерностях формирования и развития новых родов и видов судебных экспертиз [Текст] // Материалы V Международной научно -практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва, 22-23 января 2015 г.). М., 2015. С. 343-346.

9. Теория судебной экспертизы (судебная экс-пертология) [Текст] : учебник / Россинская Е. Р. [и др.] - М.: Норма, 2009.

10. Юридическая психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.

H. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. - М.: Изд-во Юрайт, 2017.

Problems of formation of methodological support psychological

research of information of a pornographic nature Kornilova I.G.

Moscow Investigation Center

Various aspects of the theoretical and methodological approach to the study of signs of pornographic information are investigated. The actual problems of expert research of pornography are considered. The methodological principles of research: unity of procedural and effective levels are substantiated. The criteria of expert research within the competence of the expert psychologist are determined: the properties of naturalistic information of a pornographic nature; the orientation of information material to solve the problems of sexual arousal of the addressee, to meet the sexual needs of communicants. Key words: psychological examination, information of pornographic nature, properties, signs, naturalness, socio-psychological orientation.

References

I. Averyanova, T. V. Forensic examination. Course of General theory [Text] : textbook for universities / T. V. Averyanova-M.: Norma, 2009.

2. Ignatieva, G. A., Slobodchikov, V. I. Methodology of examination

of innovative educational projects [Text]. Scientific works of the Federal state budgetary scientific institution "Research Institute-Republican research scientific and consulting center of expertise". - M.: Sri frcec. - 2011, No. 2. Pp. 78-98

3. Kornilova, I. G. the Limits of what is permitted: pornography and

public morality [Text] / I. G. Kornilova / / Public and private law. -2018. - No. 2. Pp. 59-80.

4. Kornilova, I. G. Theoretical practical bases of formation of expert

methods of research of information of pornographic character [Text]: studies.the allowance / under the editorship of sh. Rashidov. - Makhachkala: Alef, 2019. - 100 PP.

5. Forensic tactics [Text]: studies.Handbook / A. G. Phillips [et al.]. -

Moscow: Yurayt, 2018.

6. Kulikov, V. N. Legal theory of pornography [Text]: monograph. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow: Yurlitinform, 2012.

7. Mileshina, O. a Short course on the theory of forensic examination [Text] : textbook. - M.: Okey-book, 2009.

8. Neretina, N. S. on regularities of formation and development of

new genera and types of forensic examinations [Text] // Proceedings of the V International scientific-practical conference "Theory and practice of forensic examination in modern conditions" (Moscow, January 22-23, 2015). M., 2015. Pp. 343-346.

9. Theory of forensic examination (forensic expert science) [Text] :

textbook / Rossinskaya E. R. [et al.] - M.: Norm, 2009.

10. Legal psychology [Text]: tutorial and workshop for undergraduate academic / I. N. Sorokotyagi, D. A. Sorokotyaga. Moscow: yurayt Publishing house, 2017.

5

-C

m

o

a

H

A y

t; A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.