Научная статья на тему 'Проблемы формирования механизма ценообразования в, сельском хозяйстве'

Проблемы формирования механизма ценообразования в, сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования механизма ценообразования в, сельском хозяйстве»

механизма страны должны постепенно оформляться юридически, чтобы придать ему долговременную стабиль-

Только тогда страна выйдет из

г % '

кризиса со сформировавшимся средним слоем гражданского населения — гарантом социальной и экономической стабильности общества.

- > БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

#

1. Красникова Е, фигура предпринимателя

в рыночной экономике.// Рос. экон. журн. 1995. № 3. С. 76 — 80.

. 2. Сычева Ф. О рабочей собственности и рабочем контроле: институциональный подход к

ф

„самоуправляющимся фирмам*4 // Рос. экон;

журн. 1994. № а. С. 56 — 65.

3. Шастнко А. Теория фирмы: альтернативные подходы // Рос. экон. журн. 1995. № 8. С. 97 — 104/

кккккккхккк^ккккккккккккк^кккк^кккккхккккккккккк

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

\

А. И. ТОРОПОВ, аспирант

__I

В условиях сохраняющейся тенден-. ции спада аграрного производства остро встает вопрос о формировании эффективного экономического механизма АПК. Одним из основных его элементов является ценообразование на продукцию сельского хозяйства. Механизм ценообразования должен способствовать:

росту производства сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, пищевой промышленности в сырье и обеспечению страны продовольствием;

— повышению доходности сельских товаропроизводителей как одной из самых ** малообеспеченных социальных групп;

обеспечению максимальной эффективности использования производственных ресурсов. (Это означает, что цена реализации . продукции должна включать: а) прибыль на вложенный

капитал; б) оплату процента за банковский кредит; в) достаточный уровень заработной платы производителей. Без выполнения этих условий рыночный механизм никогда не будет способствовать- развитию аграрного производства.)

При определении целей ценообразования в сельскохозяйственном про-

изводстве следует учитывать, что оно тесно связано со всей экономической

г

системой. Поэтому при рассмотрении проблемы формирования ценового механизма можноу условно выделить три уровня:

1) цена реализации продукции как выражение условий воспроизводства;

2) ценообразование — составная часть процесса формирования конечного продукта АПК; )

3) ценообразование — элемент экономического механизма народного хозяйства.

к

Достижение эффективности функционирования механизма выполнимо

и ре 121.

только при увязке всех уровней.

В условиях рыночных отношений сельские товаропроизводители должны иметь возможности осуществления расширенного воспроизводства за счет прибыли, полученной от производства ализаций собственной продукции Однако в настоящее время сельское хозяйство не в состоянии даже сохранить объем производства на прежнем уровне. Спад сельскохозяйственного производства вызван двумя факторами, представлякйцими собой ценовые ограничения:

1) ограничение спроса на ресурсы, обусловленное опережающие ростом цен на промышленную продукцию, ис-

пользуемую в сельскохозяйственном производстве;

2) ограничение спроса на сельскохозяйственную продукцию, выраженное в заниженных ценах на сырье, устанавливаемых переработчиками и торговлей. >

В связи с этим ь аграрном производстве в большей степени, чем в других сферах, требуется более активное госуда!>етвенное регулирование производства и рынка.

Ценовой механизм [1] должен сочетать свободные цены с регулируемыми: целевыми, гарантированными, залоговыми и защитными; Рыночные свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения,* являются основной| формой экономических взаимоотношений сельских това-»

ропроизводителей с другими субъектами аграрного рынка» Целевые цены используются для определения доходов, необходимых для осуществления расширенного воспроизвйДства. Они применяются тогда, когда необходим расчет дотаций на сельскохозяйственную продукцию при падении рыночных цен ниже делевых, а также для определения уровня гарантированных и других регулируемых цен. Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, выполняют страховую функцию защиты доходов товаропроизводителей, используются по согласованию с товаропроизводителями для закупки их продукции на государственные нужды в пределах квот, определяемых на федеральном и региональных уровнях. Залоговые цены опосредуют осуществление залоговых операций, представляют форму беспроцентной ссуды сельским товаропроизводителям при одновременном гарантировании им рынка сбыта. Защитная (пороговая) цена используется как протекционистская мера в интересах обеспечения продовольственной безопасности страны, защиты ее аграрного рынка. На основе защитных цен рассчитываются таможенные тарифы.

Данная система цен представляет собой форму косвенного государствен-

ного регулирования аграрного рынка и

поддержания 1*ен, обеспечивающих

определенный уровень, воспроизводства исходя из общественных потребностей в сельскохозяйственной продукции.

В процессе создания конечного продукта АПК по всей цепи идет перераспределение доходов. Причем усиливается обратная зависимость между удельным весом затрат и прибыли в структуре цены между участниками создания конечного продукта« Это особенно затрагивает сельское хозяйство, которое имеет наибольший удельный вес по затратам, но относительно меньшую часть в совокупной прибыли. Причиной тому монопольное положение перерабатывающей промышленности и торговли, использующих возможность проведения ценовой политики в собственных интчресах.

Одним из направлений преодолецр* монополизма перерабатывающих предприятий, поддерживающих низкие цены на сельскохозяйственное сырье, является формирование конкурентной среды путем создания на селе собственной базы переработки. Сложность осуществления подобной политики состоит в том, что сельскохозяйственные производители в настоящее время не имеют средств для создания такой базы, то есть возникает необходимость

государственных инвестиций. Кроме того, вызывает сомнение экономическая целесообразность подобных мероприятий. Как показывает практика, уже существующие цехи ло переработке сельскохозяйственной продукции характеризуются более высокой затратностью производства по сравнению со специализированными предприятиями. Создание таких цехов, конечно, возмржно, но широкое их внедрение как конкурентной альтернативы в сфере переработки перспектив в будущем не имеет. Тем более что в настоящее время производственные мощности перерабатывающих предприятйй загружены лишь на 30 — 40 %.

В связи с вышеизложенным более целесообразна была бы увязка интересов поставщиков сельскохозяйственно-

» ♦

у

го сырья и переработчиков путем учета стоимостного вклада й распределения доходов от реализации конечного продукта с учетом условий воспроизводства. Важное значение в этом смысле имеет применение коэффициентов —*' соотношений цен на сельскохозяйственное сырье и оптовых цен переработки* Для упорядочения процесса формирования цец, на конечную про^ дукцию на стадйи торговли следует осуществлять меры экономического характера с тем, чтобы противодействовать необоснованному завышению розничных цен. Необходимо установление '

предельных размеров посреднических ^и торговых наценок по видам конечной продукции относительно - закупЪчной цены на продукцию сёльского хозяйства или оптовой цены перерабатывающего предприятия.

Наиболее ощутимым проявлением нарушения эквивалентного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями является ценовой диспаритет, который ограничивает экономические возможности аграрных производителей для осуществления не только расширенного, но и простого воспроизводства. Применяемые меры по поддержке сельского хозяйства на федеральном и региональных уровнях не , ©бесаечцвают условий его стабилизации вследствие малых масштабов и несвоевременности, а также того, что направлены они на смягчение негатив-

ного влияния диспаритета, а не на ликвидацию причин его возникновений. Монопольное положение ресурсообес-печивающих отраслей — лишь видимая причина диспаритета. Монопольное повышение Цен с их стороны — не что иное как политика выживания в-условиях. инфляции издержек.

Стремление предприятий перерабатывающей промышленности занизить цены на сельскохозяйствейное сырье также вполне объяснимо: низкий платежеспособный спрос населения не позволяет компенсировать .растущие затраты путем- увеличения цен реализации, в результате они компенсируются за счет сельского хозяйства. .,

Таким образцм й происходит перераспределение средств, поступающих из бюджета для поддержки сельского хозяйства: сначала в 1-ю и 3-ю с4>еры АПК, а затем — в распоряжение есг тественных монополий.

Важное значение при, формировании ценового' механизма имеет оптимизация сочетания ценовых, финансово-кредитных и налоговых рычагов регулирования. ^Несогласо&анность их приводит к усилещцо встречных потоков финансовых средств и снижает их эффективность. Воздействие этих элементов экономического механизма дол-. жно быть направлено на ослабление указанных выше факторов, ограничивающих возможности сельскохозяйственного производства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

г

' ! 1. Ценовой и финансово-кредитный деха~ 2. Экономические проблемы АПК / В. Р. Бо-

нна м АПК // Экономика сельскохозяйственных ев й др. М.: ВНИИЭСХ, 1995. 230 с.

и перерабатывающих предприятий. 1995. N9 1. С. 6 — 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.