УДК 338.242
АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
UDC 338.242
ANALYSIS OF DEVELOPING LEVEL OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN KRASNODAR REGION
Кухлев Борис Евгеньевич аспирант
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия e-mail: bkukhlev@bk. ru
Развитие экономики происходит на протяжении всего существования общества. Экономические системы разных стран отличаются друг от друга по разному набору параметров, но в первую очередь по способу создания и поддержания инфраструктуры, способом участия государства в экономических отношениях. Сельское хозяйство было и остаётся одним из важнейших секторов экономики. Поэтому вопрос поддержки и развития данного сектора всегда будет актуален. Страны западной и центральной Европы уделяют данному вопросу большое внимание: разрабатываются программы поддержки сельхоз производителей, применяются стимулирующие системы налогообложения, создаются благоприятные условия для экспорта. В России уровень поддержки сельского хозяйства растёт, но пока отстаёт от европейского уровня
Ключевые слова: АНАЛИЗ, РАЗВИТИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
Kukhlev Boris Evgenevich postgraduate student
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia e-mail: bkukhlev@bk. ru
Economic development occurs throughout the life of society. The economies of various countries differ from each other by different sets of parameters, but primarily by the method of creating and maintaining the infrastructure, the way the state's participation in economic relations. Agriculture has been and remains one of the most important sectors of the economy. Therefore, the question of support and development of the industry will always be relevant. Western and central Europe are paying great attention to this matter: developing programs to support agricultural producers, apply stimulating tax system, creates favorable conditions for export. In Russia, the level of agricultural support is growing, but still lags behind European standards
Keywords: ANALYSIS, DEVELOPMENT, GOVERNMENT SUPPORT
В развитых капиталистических странах существует несколько моделей рыночной экономики (англосаксонская, рейнская, чилийская, восточноазиатская и т.д.). Основные отличия данных систем заключаются не в функционировании самого рынка, а в инфраструктуре, институтах и государственных механизмах обеспечивающих это функционирование. Все эти системы формировались и развивались с учётом национальноисторических, социальных, экономических и культурных особенностей стран и эволюционировали в течение длительного времени.
Поступательное развитие всей системы отношений в рынке позволяло выделить наиболее приспособленные предпринимательские структуры, установить стабильные межхозяйственные связи, формы горизонтальной и вертикальной кооперации предпринимателей и
предприятий. За время становления рыночных отношений в развитых странах складывалась разветвлённая рыночная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие всех участников рынка и государства, как неотъемлемой части рыночных отношений, в котором накапливался опыт регулирования производства, рынка и занятости населения.
Следует отметить, что помимо непосредственно рыночных отношений в развитых странах формировались и рыночно ориентированные общественные ценности. Эти ценности формировались на протяжении нескольких веков, поэтому в «старой» Европе не смотря на «материализм» рынка, общество создало и сохранило духовную культуру.
Переход с планово-экономических отношений в СССР и России на рыночные - это сложный, многополярный процесс, прецедентов которому не было в истории, требующий тщательной проработки всех процессов, протекающих в государстве и обществе. Данный переход подразумевает коренные изменения в обществе, полной перестройки всей инфраструктуры производственных и распределительных процессов.
В СССР была предпринята попытка постепенного, пошагового перехода к рыночным отношениям. В 1987 году на пленуме ЦК КПСС был принят пакет постановлений по реформированию экономики. К подготовке этих документов были подключены министерства, ведомства, научные учреждения. Планировалось расширение самостоятельности предприятий, перестройка централизованного руководства экономикой, реформирование систем планирования, ценообразования, кредитно-финансового механизма. Было необходимо создание законодательной базы, постепенная либерализация цен. Но совершить процесс перехода «в штатном режиме» не получилось в силу идеологических разногласий в политической элите страны. Несогласованность действий, а иногда и противодействие привели к социально-экономической катастрофе.
К концу 80-х годов ХХ века рубль был обесценен, золотовалютные резервы истощены, а разрыв экономических связей с республиками и странами из бывшего советского лагеря создал угрозу паралича промышленности.
В таких условиях Россия приступила к реализации либеральных реформ не плавно и при подготовленной базе, а резко, методом «шоковой терапии». Отметим, что переходной период трудно охарактеризовать как период проведения реформ. Он затронул не только экономический аспект, но глубоко проник в социальные отношения и нравственность населения. Как отмечает Парамонов П.Ф. «нравственность далеко не всегда
соотносится с экономической системой рыночного хозяйства». В переходной период большая часть населения страны оказалась за чертой бедности, и государство было не в состоянии обеспечить социальную защиту и компенсации.
Трансформация социально-экономической системы затронула и аграрный сектор экономики. При этом предполагалось, что реформирование АПК будет проходить с учётом следующих аспектов:
1. Формирование гражданского, демократичного общества, предполагающего экономическую свободу граждан и развитие различных форм собственности;
2. Прогресс в технико-технологическом базисе сельского хозяйства, применение энерго-, ресурсосберегающих и экологических технологий;
3. Расширение экономических и научно-технических связей;
4. Изменение методов государственного регулирования экономики, управления сельским хозяйством.
Начало аграрной реформы было положено в конце 80-х годов еще в рамках плановой экономики с целью повышения эффективности сельского
хозяйства. Первым был принят закон «О кооперации в СССР», который обеспечил условия для создания негосударственных сельхозпредприятий. В рамках закона населению предоставлялась возможность образовывать кооперативы. В марте 1989 года было принято решении о развитии различных форм хозяйствования на селе, и 28 февраля 1990 года закон СССР «Об основах земельного законодательства» установил основания для выхода работников из колхозов и совхозов для организации крестьянских хозяйств. Там же был введён новый вид землепользования -пожизненное наследуемое владение.
В декабре 90-го года на съезде народных депутатов был принят пакет законов по аграрной реформе, в который входили:
1. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
2. Земельный кодекс РСФСР;
3. Закон «Об аграрной реформе».
В данных документах были заложены правовые основы частного сельхоз производства и возможность выхода работников с земельной долей из хозяйств.
В 1991 году был принят Указ Президента РФ № 323 от 27.12.1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».
В период становления рынка предприятия практически перестали занимать планированием своей деятельности. Этому есть несколько причин:
1. В России не существовало методологии планирования,
отвечающей потребностям сельскохозяйственных
предприятий;
2. В условиях переходной экономики многие руководители считали, что ситуация на рынке на столько не предсказуемы, что нет смысла в составлении комплексных планов развития;
3. Западные модели бюджетирования были мало приспособлены к российским условиям хозяйствования.
К собственникам и руководителям предприятий постепенно пришло понимание необходимости планирования всей деятельности предприятия. Такая необходимость была вызвана желанием собственников интенсивного развития бизнеса, которое требовало чёткой постановки целей и задач, а, следовательно, и постоянного контроля деятельности предприятий.
Переход к рыночной многоукладной экономике показал, что необходимо создание новой внутрихозяйственной системы отношений, способной учитывать не только внутренние изменения, но и внешнее воздействие. Внешние условия - это объективные предпосылки формирования экономического механизма хозяйствования, которые определяются конкретными мерами, принимаемыми на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне создаются условия и определяются концептуальные основы мероприятий, которые необходимо проводить в АПК. К таким условиям и мероприятиям можно отнести:
1. Обеспечение приоритетности развития агропромышленного производства;
2. Прогнозирование и выработка стратегии развития АПК и села;
3. Правовое регулирование реформ;
4. Преобразования, направленные на формирование новых, трансформацию или ликвидацию старых экономических и социальных институтов;
5. Административное регулирование.
При этом, наиболее значимыми инструментами регулирования со стороны государства, как на федеральном, так и на региональном уровнях,
являются ценообразование, налогообложение, финансирование и кредитование.
Цена - сконцентрированное выражение состояния экономики. Уровень цен и то, как они складываются, говорит о развитости рыночных отношений и вовлеченности всех участников рынка, в том числе и государства, в ценообразование. Сложившийся диспаритет цен в сельском хозяйстве и в промышленности говорит о бесконтрольности продовольственного рынка со стороны государства в России. Во многом ценообразование носит спекулятивный характер, а неразвитость инфраструктуры для хранения продукции сельского хозяйства ставит производителей в тяжелейшее положение и вынуждает продавать свою продукцию по низким ценам, которые устанавливают скупщики или перерабатывающие предприятия.
В настоящее время в ценовом механизме сельского хозяйства наблюдаются следующие тенденции:
1. Темпы роста цен на материально-технические ресурсы и услуги опережают темп роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
2. Монопольное положение перерабатывающих предприятий привело к смещению доходности не в пользу сельхозпроизводителей.
Низкий уровень доходности сельхоз предприятий приводит к невозможности воспроизводства, обновления основных фондов, а, следовательно, всё большему отставанию по технологическому уровню. Устаревание основных фондов предприятий приводит к росту издержек на их содержание, потерям продукции при производстве и хранении.
Таблица 1. Средние цены на основные виды промышленных товаров, приобретаемых сельскохозяйственными организациями в Краснодарском крае
Позиция 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Комбайны зерновые, за шт. 1 753,40 1 668,20 4 694,20 4 211,00 5 690,40 6 911,50 6 136,70
Тракторы, за шт. 549,50 633,60 1 003,00 1 387,60 1 824,40 2 253,90 2 599,30
Автомобили грузовые, за шт. 366,30 470,60 536,80 771,90 638,50 615,90 935,50
Минеральные удобрения, за т 4,00 5,50 6,00 11,50 15,10 27,10
ГСМ, за т 8,50 11,30 14,90 17,40 17,60
Комбикорма, за т 3,70 4,90 5,40 5,30 6,30 10,00 7,40
Электроэнергия на производственные нужды, за тыс. кВт-ч 1,10 1,30 1,80 2,10 2,30 2,60 3,10
В аграрном секторе ценовой механизм может формироваться как через свободные и договорные цены, так и через регулируемы (гарантированные) государством. При этом под свободными понимаются цены, установившиеся на рынке на основе законов спроса и предложения в момент реализации продукции.
Договорные цены устанавливаются по фьючерсным контрактам и опционам на покупку (продажу) продукции.
Гарантированные цены в настоящее время должны формироваться с учётом следующих положений:
1. Обеспечение условий для расширенного воспроизводства и
поступательного развития сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
2. Обеспечение равного уровня рентабельности во всех отраслях сельского хозяйства;
3. Отражать уровень общественно необходимых затрат на производство с учётом её качества.
Сложившийся в настоящее время ценовой механизм способствует перетеканию денежных средств из аграрной сферы. Гарантированные цены предусматривают непосредственный контроль государства за продовольственным рынком, и служат ограничителем спекулятивных настроений на продовольственном рынке.
Помимо гарантированных цен государство может осуществлять регулирование цен путём установки ценовых границ, дотаций, компенсаций, проведением интервенций на продовольственном рынке. При этом вмешательство в процесс образования свободной цены на рынке - это не нарушение рыночных законов спроса и предложение, а поддержание паритетности в обмене между производителями сельхозпродукции и переработчиками. Регулируемое ценообразование позволяет с одной стороны получать необходимый для воспроизводства уровень рентабельности для производителей, с другой не позволяет бесконтрольно расти инфляции на конечную продукцию.
В зарубежных странах существует практика поддержание цен на сельхозпродукцию со стороны государства, и такая практика является постоянной. Так в странах ЕС 91% бюджетных средств, выделенных на финансирование сельского хозяйства приходится на ценообразование. В США и Канаде эта цифра составляет 48% и 53% соответственно.
Примечательно, что в ЕС устанавливается несколько категорий цен -индикативные цены, определяемые сообществами, как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера
сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.
Рассматривая особенности ценообразования отдельных стран, отмети следующие, что в США в рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать, по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожаи государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет "справедливый" уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.
Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет в настоящее время 75-85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке. При этом государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом, контроль за ценами
осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.
Во Франции государство напрямую регулирует цена сельскохозяйственную продукцию.
В Дании существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая, в частности, предоставление государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих систем. Оказывается также помощь в виде льготных кредитов молодым фермерам, купившим собственное хозяйство.
Следует отметить, что с 2003 года цена на используемые в сельском хозяйстве основные средства, такие как зерноуборочные комбайны, трактора автомобили выросли на 250%, 373% и 155% соответственно (Таблица 1).
Стоимость оборотных активов также возросла более чем в два раза:
1. ГСМ - 135%;
2. Электроэнергия - 182%;
3. Минеральные удобрения - 578%.
В тоже время цены реализации сельскохозяйственной продукции изменялись не так стремительно:
1. Цена реализации пшеница с 2003 года приросла на 65%;
2. Подсолнечник - 71%;
3. Сахарная свекла - 80%.
Из приведённых статистических данных можно сделать вывод, что диспаритет цен на потребляемые сельскохозяйственными организациями активы и реализуемую продукцию возрастает. Разница в ценах ложиться дополнительными издержками на производителей, что сокращает их эффективность, замедляет или даже замораживает развитие.
Другим не менее важным направлением государственного регулирования экономических отношений в сельском хозяйстве является налоговая система, которая призвана выполнять три основные функции:
1. Фискальную - изъятие средств для пополнения бюджета.
2. Стимулирующую - создание благоприятных условий для развития производства.
3. Регулирующую - подавление спекулятивной активности и сдерживание нежелательных направлений хозяйствования.
Также налоги классифицируют на три группы:
1. Прямые - налоги, непосредственно связанные с уровнем организации производства и эффективностью.
2. Косвенные - налог на добавленную стоимость.
3. Специальные - отчисления во внебюджетные фонды.
Регулирующую функцию, как правило, выполняют прямые налоги,
фискальную - косвенные и специальные.
Действующая система налогообложения является не эффективной и приводит к стагнации производства. В науке обозначен верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский интерес. Таким образом, или падает деловая активность, или бизнес уходит в «тень». Эта граница называется кривой Лафера и составляет 30-35% предпринимательского дохода. Наиболее ощутимыми является НДС и отчисления в Пенсионный фонд.
Налог на добавленную стоимость учитывается в цене товара, и, таким образом, провоцирует рост розничной цены. В условиях кризиса это приводит к низкой конкурентоспособности отечественных товаров, сокращению товарооборота. Падение доходов сельскохозяйственных организаций приводит к острым социальным последствиям, так как в сельских районах, это единственные работодатели.
Проведённый анализ показывает, что уровень развития предприятий сельского хозяйства при плановой экономике зависел и в настоящее время продолжает зависеть от уровня концентрации и специализации производства, уровня развития хранения и переработки продукции сельского хозяйства, а так же от уровня организации розничной и мелкооптовой торговли предприятиями производителями. Одним из важнейших факторов динамичного развития отрасли в целом является поддержка сельского хозяйства государством, а именно применение упрощённых и льготных систем налогообложения, выделение субсидий на развитие производства и хранения, разработка совместных льготных систем кредитования для сельскохозяйственных производителей.
Список литературы
1. Парамонов П.Ф. Организационно-экономические проблемы адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования. Краснодар: КГАУ, 2002. 458 с.
2. Емельянов А.М. Корректировка экономической реформы: необходимость и основные направления. Вопросы экономики. 1993. №2. С 17-27
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости. Вопросы экономики. 1997. №5. С 102-113