УДК 657:63(075.8) Г.В. Кочелорова
ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ
В статье рассматриваются аспекты формирования источников, предназначенных для поддержки аграрного сектора, как в России, так и за рубежом. В основу формирования источников финансирования цен и доходов сельхозтоваропроизводителей в России положены организационно-экономические модели, действующие в западных странах. Анализ зарубежного опыта показывает, что критерии субсидирования сельского хозяйства на отдельных этапах использовались разные, так как в разные периоды развития экономики отдельных стран менялись цели и задачи государственной поддержки. В настоящее время в бюджетной политике России пока не находят отражения стратегические вопросы развития сельского хозяйства с позиций продовольственной безопасности, сохранения сельской местности и сельских поселений.
С начала рыночных реформ в нашей стране идут дискуссии о соотношении рыночных и нерыночных источников развития аграрной сферы. Недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и методологическом планах находит отражение в несовершенстве законодательной базы, отсутствии четкой государственной политики в отношении села. В результате аграрный бюджет формируется зачастую на основе субъективных мнений и политических пристрастий [2, 11].
Официальная политика государства по этой проблеме была зафиксирована Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства", принятым в 1997 году [1].
В основу построения механизмов регулирования цен и доходов сельхозтоваропроизводителей в этом законе положены организационно-экономические модели, действующие в западных странах.
Однако предусмотренные законом механизмы поддержки цен и доходов до настоящего времени не созданы. На федеральном уровне прямые субсидии на производство продукции практически отсутствуют, на региональном уровне из года в год наблюдается их сокращение. Основными видами бюджетной поддержки товаропроизводителей являются субсидирование кредитов и лизинг техники. В целом уровень бюджетной поддержки остается крайне недостаточным для восстановления сельхозпроизводства.
В подготовленном Минсельхозом России проекте Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" предполагалось резко увеличить бюджетное финансирование по уже действующим направлениям поддержки. В то же время прямое субсидирование сельхозтоваропроизводителей на восстановление производства и обеспечение для этого необходимого уровня доходов в проекте закона не предусмотрено.
Анализ зарубежного опыта показывает, что критерии субсидирования сельского хозяйства на отдельных этапах использовались разные, так как в разные периоды развития экономики отдельных стран менялись цели и задачи государственной поддержки.
Во многих странах Европы в послевоенный период, 40-50-е годы XX столетия, ставилась задача обеспечения основными продуктами питания и увеличения сельскохозяйственного производства. Соответственно бюджетные средства стремились направлять в производство тех продуктов, по которым существовала наибольшая импортная зависимость, и в те отрасли сельского хозяйства, которые могли дать наибольшую отдачу.
По мере того, как одни задачи для стран Европы были решены и возникали другие, то одновременно менялась и система поддержки фермеров. Так, с созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС) его политика была направлена на поддержание рентабельности отдельных сельскохозяйственных продуктов на основе так называемых единых целевых цен. Вместе с тем в ЕЭС вступали страны с разным уровнем развития сельского хозяйства, разными природными условиями, поэтому выделялись специальные средства для поддержки фермеров на период адаптации к новым условиям рынка, а также для сохранения сельских поселений путем дополнительного субсидирования сельхозпроизводства в экстремальных условиях.
В последние годы в западных странах также идут острые дискуссии о соотношении рыночных и внерыночных форм поддержки сельского хозяйства. Результаты этих дискуссий находят отражение в изменениях направлений государственной поддержки, а также в правилах, устанавливаемых ВТО. В соответствии с этими изменениями разрабатываются новые модели государственной поддержки сельского хозяйства взамен действующих на протяжении последних десятков лет.
В настоящее время в странах Запада сложились две основные модели господдержки сельхозпроиз-водства: североамериканская и западно-европейская. Сущность первой сводится к тому, что государство устанавливает гарантированные цены на продукцию фермеров и обеспечивает, в случае необходимости, закупки продукции по этим ценам. В странах ЕЭС выплачивают дотации фермерам на производимую продукцию в пределах установленных квот, а на производство сверх квот дотации не выплачиваются.
В настоящее время происходят изменения в формах субсидирования фермеров. В соответствии с правилами ВТО меняются направления поддержки сельского хозяйства - сокращаются прямые выплаты на продукцию и увеличиваются государственные расходы на развитие сельских территорий. Изменение политики государственного регулирования в сельском хозяйстве заключается также в переходе от поддержки продукции к прямой поддержке фермеров и регионов. В США, например, начинают реализовывать политику поддержки, основанную на том, чтобы бюджетные выплаты дифференцировались в зависимости от доходов фермеров. В Европейском экономическом сообществе начали распределять бюджетные средства между фермерами исходя из площади земель с учетом природно-экономических условий.
Если раньше в США и Европе программы были построены по принципу поддержки производства, исходя из роли продовольствия в жизни людей, то теперь, когда физическая и экономическая доступность продовольствия стала нормой, выплаты фермерам становятся функцией дохода. Видимо, система бюджетного финансирования сельского хозяйства в России должна строиться исходя из необходимости восстановления продовольственной безопасности страны, производства соответствующих объемов сельхозпродукции и вывода сельхозтоваропроизводителей из финансового кризиса.
В настоящее время в бюджетной политике нашего государства пока не находят отражения стратегические вопросы развития сельского хозяйства с позиций продовольственной безопасности, сохранения сельской местности и сельских поселений. Без их решения нельзя ожидать экономического, социального и экологического развития страны. В концепции правительства России по развитию агропромышленного производства до 2010 года и других нормативных документах главное внимание уделяется проблемам регулирования рынков: продовольственного, земельного, ресурсного. Сама по себе необходимость регулирования этих рынков не вызывает сомнения. Для этого нужно поддерживать создание лизинговых компаний в АПК, развивать эффективную кредитную систему, прежде всего, сельскую кредитную кооперацию.
Однако само по себе регулирование рынков и поддержка приобретения ресурсов не могут в сложившихся условиях вывести сельское хозяйство из кризиса. К сожалению, главный постулат "рынок регулирует, государство корректирует" действует только в равновесной экономике, в нормальных условиях. Вот почему необходим новый механизм формирования и использования бюджетных средств.
В начале реформ бюджетные средства стремились распределять по хозяйствующим субъектам пропорционально их производственному потенциалу с тем, чтобы не допустить обвального спада производства в отдельных их группах. При таком распределении большая часть убыточных хозяйств оказалась неспособной погашать полученные государственные кредиты, рассчитываться по лизингу. Безвозмездные дотации и компенсации в силу их незначительности не могли оказать какого-либо влияния на финансовые результаты сельхозпредприятий.
В целях устранения негативных сторон "пропорционального распределения" в последние годы реализуется принцип " выделения бюджетных средств эффективно работающим хозяйствам". Средства льготного кредитования и лизингового фонда получают преимущественно сильные хозяйства, способные обеспечить их возврат. Дотации на животноводческую продукцию теперь дифференцируются в зависимости от уровня продуктивности животных, который, естественно, более высок в экономически сильных хозяйствах. Минеральные удобрения приобретали и пользовались компенсациями на них также наиболее крупные хозяйства. К настоящему времени насчитывается около 20% финансово устойчивых сельхозпредприятий. Они, как правило, и в дореформенный период имели мощную материально-техническую и социальную базу, быстрее адаптировались к рынку, сохранили во время аграрной реформы квалифицированные кадры, восстановили платежеспособность. И сейчас они получают свыше 70% бюджетных средств.
Анализ использования бюджетных средств в регионах показывает, что каждый регион руководствуется своими методическими подходами к распределению бюджетных средств. К сожалению, единой методологии их распределения нет, что, естественно, искажает действие рыночных механизмов конкуренции. В Иркутской области, например, бюджетная поддержка, оказывалась только прибыльным хозяйствам, что привело к тому, что как раз наиболее нуждающиеся вообще лишены поддержки. Многие регионы вводят стимулирующие субсидии за достижение частных показателей. Например, субсидии на молоко в Свердловской области предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в зависимости от удоя на корову при условии сохранения и роста маточного поголовья коров на начало отчетного периода по сравнению с
учтенным органами государственной статистики на начало текущего года поголовьем. Выплачиваются субсидии за реализацию молодняка крупного рогатого скота живой массой свыше 350 кг, за реализацию мяса свиней живой массой свыше 100 кг [2, 11]. В Красноярском крае на производство зерна также ежегодно выделяются бюджетные средства.
Во все времена наращивание производства зерна и повышение его качества во всех государствах были и остаются главными условиями решения продовольственной проблемы. Низкие темпы увеличения валовых сборов, значительные колебания производства хлеба по годам лихорадят экономику страны. Испытывая значительные затруднения, государство вынуждено импортировать большое количество зерна, что приводит к истощению органических запасов золотой валюты. В таких сложных условиях, особенно в условиях перехода к рынку, первостепенное значение занимает проблема формирования рынка зерна как основы снабжения населения продуктами питания.
Особенности рынка определяются стратегическим характером зерна, как продукта, простотой длительного хранения и транспортировки, однородностью, что отвечает требованиям биржевой торговли, возможностью быть произведенным с достаточно высокой эффективностью, неэластичным спросом, большим количеством вовлеченных в его производство материальных ресурсов.
Рынок зерна и его формирование обусловлены наличием комплекса факторов, связанных с производством, потреблением, закупками, транспортировкой, хранением, переработкой, регулированием и использованием зерновой продукции. Поэтому структурно рынок зерна включает в себя подсистемы производителей, потребителей и посредников, находящихся в постоянном взаимодействии и развитии.
Для формирования рынка зерна и поддержки сельхозтоваропроизводителей в Красноярском крае, как указывалось выше, из бюджета ежегодно выделяются денежные средства.
Источниками финансирования аграрного сектора являются:
- средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной и безвозвратной основе;
- средства краевого бюджета, выделяемые сельхозтоваропроизводителям в соответствующем году;
- средства, полученные от перерабатывающих предприятий;
- возврат кредитов, выданных сельхозтоваропроизводителям, и процентов по ним;
- иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Бюджетные средства, выделяемые из регионального бюджета в соответствии с Законом Красноярского края "О краевом бюджете", предназначаются для оплаты по контрактам поставок зерна сельхозтоваропроизводителям. Из этих средств оплачиваются услуги хлебоприемным предприятиям за приемку, сушку, хранение и отгрузку зерна, выдаются фуражные ссуды птицефабрикам и дотации на производство продукции животноводства.
Финансирование поставок зерна предусматривает гарантированное обеспечение населения края продукцией хлебопечения по регулируемым ценам круглый год и обеспечивает создание необходимого запаса зерновых ресурсов на нужды края. Средства направляются сельским товаропроизводителям на возвратной основе.
Таким образом, наличие в доходах бюджета края наряду с денежными средствами и ресурсов зерна позволяет решить ряд сложных проблем, а именно:
- финансирование этапов сезонных полевых работ в крае;
- обеспечение востребованности зерна для сельских товаропроизводителей и его сохранность;
- поставка совместными действиями с уполномоченными предприятиями в край из других регионов необходимых запасных частей и комплектующих товарно-материальных ценностей для сельскохозяйственного производства;
- частичная выплата продукцией заработной платы бюджетным организациям и финансирование социальной сферы через возвратные средства от мукомольных предприятий;
- оказание помощи отрасли животноводства выдачей фуражных ссуд и дотаций;
- оформление централизованных кредитов в банке для сельских товаропроизводителей под залог зерновых ресурсов.
Литература
1. Федеральный закон от 17.07.97г. №100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства".
2. Ахметов, Р. Совершенствование государственного регулирования развития аграрной сферы АПК / Р. Ахметов // Междунар. с.-х. журн. - 2002. - № 6. - С. 20-25.
3. Беспахотный, Г.В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства / Г.В. Беспахотный // Экономика перераб. и с.-х. предприятий. - 2005. - №1. - С. 11-13.