нений и дополнений недавно принятому закону, например возможность залог земли, внеся для этого соответствующие изменения в действующий закон об ипотеке.
Решив первоочередные задачи сельскохозяйственного производства, в том числе обеспечив продовольственную безопасность страны, придав ей динамизм лишь потом можно говорит о благополучии общество в целом.
Омаров Ю.М.
Особенности государственного регулирования АПК на этапе развития рыночных отношений
Для обеспечения устойчивого развития АПК Республики Дагестан необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведения сбалансированной ценовой и фи-нансово-кредитной политики.
Исходя из этого, следует внести существенные изменения в аграрную политику и, прежде всего, реализовать систему неотложных социально-экономических мер. Сейчас в стране нет главного документа, который бы определял аграрную политику государства на среднесрочную перспективу в условиях переходной экономики.
Основные направления изменения стратегии и тактики проведения аграрной реформы и перехода на рыночные отношения изложены в таких документах, разработанных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и учеными Россель-хозакадемии, как: "Концепция аграрной политики и продовольственного обеспечения РФ", "Программа стабилизации и развития агропромышленного производства РФ", проект Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства". Но в быстро меняющихся условиях эти документы в значительной мере утратили свое значение.
К мерам общеэкономического характера следует отнести:
- прекращение на 1-2 года роста цен на энергоносители, вызывающего прогрессивное удорожание и перекосы по всей цепи производства конечной продукции агропромышленного комплекса;
- постепенное, по мере роста производства и реального товарного обеспечения, восстановление платежеспособного спроса населения.
По расчетам Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства экономики АПК РД имеет большой потенциал.
На первом этапе преодоления депрессивного характера производства и потребления важнейшим фактором становится усиление государственного регулирования АПК, конечной целью которого должно быть стабильное производство товарной продукции, основанное на высокопроизводительных технологиях, реализация ее по экономически обоснованным ценам, обеспечивающим самоокупаемость производства. Следует учитывать, что решение вопросов эффективного экономического регулирования невозможно проводить в отдельно взятой Республике Дагестан, она
может только участвовать в едином комплексе реформ, проводимых в Российской Федерации.
К основным направлениям политики государственного регулирования агропромышленного производства следует отнести:
- государственное регулирование продовольственного рынка путем приобретения всей или квотируемой части предъявленной к реализации продукции, создания запасов продовольствия и маневрирования ими;
- финансово-кредитную поддержку сельскохозяйственных производителей, включающую обеспечение оплаты всей или квотируемой части реализуемой государству продукции по гарантированным залоговым ценам, индексирование гарантированных и залоговых цен с учетом инфляционных процессов в экономике;
- обеспечение села средствами производства и другими услугами предприятий перерабатывающей промышленности, заготовительных и торговых организаций;
- создание банка данных, включающего разделы конъюнктурной информации по изменениям цен, поставщикам, потребителям и т.п. и доведения этой информации до всех субъектов рынка через соответствующую региональную систему ее распространения;
- введение мер по разумной защите отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей при сохранении определенного уровня конкуренции со стороны мирового рынка производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
- развитие рыночной инфраструктуры и проведение мер по демонополизации аграрной сферы.
В итоге система государственного регулирования агропромышленного производства должна представлять единый комплекс мер, объединяющий ценовой, финан-сово-кредитный, налоговый рычаги воздействия, а также мер по инвестиционной поддержке товаропроизводителей, направленных на выполнение разработанных программ развития АПК. Эта система должна охватывать также службу маркетинга, изучающую спрос и предложение на сельскохозяйственном рынке и их изменения.
Система государственного регулирования в перспективе должна представлять целостный механизм. Она должна состоять, в основном, из трех блоков: прогнозирования, механизма обеспечения выполнения программ и системы защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одной из самых актуальных и острых проблем аграрной экономики по-прежнему остается проблема ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию сельскохозяйственного назначения. Опыт показывает, что в условиях рынка высокая эффективность производства возможна только при формировании экономически обоснованной системы ценообразования.
Для товаропроизводителей важно, чтобы цены реализации продукции позволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. Однако в настоящее время на значительную часть сельскохозяйственной продукции цены монопольно устанавливаются переработчиками, заготовительными организациями и другими субъектами рынка и не покрывают, как правило, затрат сельских товаропроизводителей. В
то же время промышленная продукция, потребляемая сельскохозяйственными предприятиями, реализуется по свободным ценам, установленным самими производителями. В результате образовался значительный диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию.
Решение задачи достижения ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями во многом зависит от реализации общих мер, направленных на стабилизацию экономического положения в Республике Дагестан и в целом по стране, на преодоление инфляции и монополизма. В этой связи в ходе проводимых экономических реформ надо быстрее вносить соответствующие коррективы по преодолению монополизма и созданию конкурентной среды, по снижению налогов и удешевлению кредитов для товаропроизводителей, по формированию эффективной рыночной инфраструктуры, по созданию адекватного механизма государственного регулирования цен на продукцию АПК.
При создании системы государственного регулирования цен в агропромышленном комплексе требуется:
- установить эквивалентные цены и ценовой баланс по основным видам сельскохозяйственной продукции, а также общие финансовые потери сельских товаропроизводителей от ценовой неэквивалентности;
- определить величину и источник компенсации финансовых потерь и корректировки территориально-отраслевой дифференциации ценовой поддержки;
- осуществлять переход на гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию и залоговые операции как форму льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Решение этих задач потребует напряженных совместных усилий государственных органов, включая прежде всего органы управления сельского хозяйства всех уровней (федерального и регионального), самих сельскохозяйственных предприятий и ученых-аграриев.
На наш взгляд, в качестве концептуальной основы государственной политики цен во всех отраслях народного хозяйства, включая сельскохозяйственное производство, должен действовать единый принцип ценообразования, исключающий монополию отдельных субъектов рынка.
Реализуя политику государственного регулирования необходимо учитывать принцип взаимодополняемости механизмов регулирования, поскольку любой механизм имеет свои плюсы и минусы и может воздействовать на проблемы экономики разнонаправленно.
Однако, как известно, наиболее реальная возможность получить дополнительные средства для инвестиций в сельском хозяйстве - в максимальной степени оставить доходы производителей сельскохозяйственной продукции у них самих. Это позволит избежать лишнего бюрократического перераспределения доходов, приводящего к мощным встречным потокам финансовых ресурсов.
Стабилизация в агропромышленном комплексе республики требует существенных изменений и в кредитной политике. АПК Республики Дагестан находится в
тяжелейшем финансовом положении: с одной стороны устойчиво снижаются государственные инвестиции, с другой - вследствие нарушения ценового паритета, снижения покупательной способности населения, потери управляемости сельским хозяйством и других причин не хватает собственных источников для расширенного воспроизводства.
Система финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, как форма регулирования производства, должна включать различные формы государственной и муниципальной поддержки: ассигнования на целевые отраслевые и межотраслевые программы, финансирование капитальных вложений на строительство производственных и социально-бытовых объектов, дотации на сельскохозяйственную продукцию, компенсацию затрат на материально-технические ресурсы, поставляемые промышленностью, финансирование банков для снижения процентов ставок по ссудам, выделяемым сельским товаропроизводителям.
В обеспечении устойчивого развития агропромышленного производства большую роль должна играть кредитная система. В системе кредитования используется два вида кредитов: долгосрочный и краткосрочный. Долгосрочный - используется при недостатке средств у отдельных товаропроизводителей для единовременных крупных инвестиций.
В настоящее время объем долгосрочных кредитов резко сократился. Это связано с тем, что сроки пользования долгосрочными ссудами установлены в пределах 5-7 лет. Предприятия не имеют возможности возвращать кредит за столь короткий срок и выплачивать высокие проценты за его использование.
Небольшие сроки пользования кредитами, высокие ставки за кредит, которые вдвое увеличиваются за его просрочку, - все это приводит к тому, что сельским товаропроизводителям невыгодно пользование краткосрочными кредитами.
В этих условиях основными направлениями кредитной политики должны быть:
- доступность кредита на текущие нужды, обеспечение их возврата с использованием ипотечных механизмов. При этом следует восстановить льготные формы кредитования для неотложных нужд, связанных с проведением сезонных работ в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях промышленности;
- расширение практики использования бюджетных кредитов в виде авансов под закупаемую в государственные ресурсы сельскохозяйственную продукцию (залоговые операции, товарные кредиты);
- формирование новой системы кредитования инвестиций в агропромышленном производстве. Целесообразно принять решение о создании специальных фондов долгосрочного кредитования как на федеральном, так и на региональном уровнях, концентрируя в них средства из различных источников, включая внебюджетные, а также отчисления от части налога на добавленную стоимость, от выпуска ценных бумаг и др. Этот фонд следует использовать, главным образом, для реализации целевых программ;
- содействие организации новых кредитных структур, работающих на кооперативных принципах, учредителями которых выступали бы прежде всего сельские
товаропроизводители. Такие банки, кредитные товарищества не должны ставить своей целью получение максимальной прибыли, а должны обеспечивать наиболее доступное и своевременное обслуживание сельскохозяйственного производства и социальной сферы села.
Регулирование цен и кредитная политика должны дополняться государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей, без которой в нынешних условиях невозможно преодоление кризисной ситуации в АПК.
Курбанов К.К., Муртилов H.A. Методические аспекты формирования региональной специализации АПК РД
Для Республики Дагестан (РД) с ее значительным разнообразием природных и экономических условий важное значение в обеспечении продовольствием региона и конкурентоспособности отраслей АПК имеет их региональная специализация. Специфика решения этой проблемы в Дагестане определяется рядом объективных условий развития отраслей сельского хозяйства и реализации их конечной продукции. Среди них можно выделить два основных: степень благоприятности природных условий для возделывания сельскохозяйственных культур и землеобеспеченность, которая характеризуется площадью сельскохозяйственных угодий, и пашни в расчете на душу населения.
Относительно высокая обеспеченность Дагестана земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения в расчете на одного жителя в структурном разрезе выглядит не столь предпочтительно. Размер пашни в Дагестане на душу населения составляет всего 0,23 га. Тогда как в целом по России - 0,83 га, по ЮФО - 1,01 га, по Ставропольскому краю - 1,49 га, по КБР - 0,51 га, по РТ - 0,92 га, по РБ - 1,05 га. При этом на долю пастбищ и сенокосов в общем объеме сельхозугодий РД приходится 83,0%, на долю многолетних насаждений (сады, виноградники) -1,3%, пашни - 15,1%. Такая структура сельхозугодий республики обусловлена прежде всего местными природно-климатическими условиями (2/3 территории РД - горы, жаркий, засушливый климат, высокий удельный вес богарных земель и др.). Это в совокупности с исторически сложившимися трудовыми традициями, навыками местного населения и другими условиями хозяйствования сформировали на территории РД своеобразный по своей структуре АПК, в котором ведущее место занимают виногра-до-винодельческий, плодоовощной, овцепродуктовый подкомплексы. Соответственно республика занимает передовые позиции в РФ по производству винограда и ви-номатериалов (вина, коньяки, шампанское), шерсти, плодоовощеконсервной продукции1.
1 Петросянц В.З. Стратегия развития: региональные аспекты государственной политики //Даг.правда. 17 июня 2003 г.