Гражданское общество как приоритетная сфера педагогического взаимодействия правоохранительных структур является, прежде всего, сферой установления социального порядка путем наведения порядка правового. Правовой аспект социального порядка в том, что он создает гражданскую правоспособность, возможность иметь права и нести обязанности в сферах общественных отношений. При этом правовой порядок поддерживается не только юридическими санкциями, но и моральной обязанностью каждого человека, что превращает его в признанный, действенный порядок. Такая моральная обязанность возникает как результат воспитания, а значит, имеет педагогическое обоснование. Вместе с тем в работах по теории права и гражданского общества практически не упоминается категория «педагогика» и ее составляющие и основные понятия. Исключение делается лишь для понятия «воспитание», но и оно рассматривается без понимания и учета стоящей за ним педагогической реальности. Однако без учета педагогической специфики взаимодействия работников правоохранительных органов и граждан российского общества невозможно оценивать его результаты как эффективные.
Как объект педагогического взаимодействия, в отношении которого осуществляется ориентационное управление, гражданское общество обязано содействовать выполнению прав и обязанностей, а также должно использовать его результаты.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что проблема организации и осуществления педагогического взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур отличается комплексным характером, а значит, нуждается в комплексном решении. Это решение требует [2 - 4]:
Во-первых, соответствующего социально-психологического состояния населения, обеспечивающего благоприятный для взаимодействия климат: солидарность граждан с деятельностью правоохранительных структур, ее задачами и методами (согласованность ценностных ориентаций), готовность оказать помощь. Одной из необходимых предпосылок существования такого климата является достаточная осведомленность граждан о характере и результатах деятельности правоохранительных органов. При этом проблема благоприятствующего взаимодействию социально-психологического климата требует решения на различных уровнях: от страны в целом до зоны, обслуживаемой конкретным сотрудником.
Во-вторых, решение обозначенных задач требует также определенного психологического настроя оперативных и руководящих работников правоохранительных структур, их убежденности в необходимости взаимодействия с населением, понимание того факта, что время и средства, затраченные на работу с гражданами сегодня, а их активизацию и организацию, завтра принесут несоизмеримую пользу. Если от позиции граждан зависит их реакция на акции правоохранительных органов, то характер, направленности и интенсивность этих акций, преобладание тех или иных средств достижения целей в очень значительной степени зависит от ценностных и иных ориентаций должностных лиц.
В-третьих, негативное отношение отдельных работников правоохранительных органов к идее взаимодействия с членами гражданского общества в значительной степени объясняется недостаточной осведомленностью многих работников о возможностях взаимодействия и неумением реализовывать эти возможности. По совокупности неумение и непонимание могут привести к неприятию некоторыми работниками правоохранительных структур даже потенциальной возможности успешного взаимодействия с гражданским обществом.
В-четвертых, неотложного решения требует проблема осведомленности сотрудников правоохранительных органов о реальной позиции гражданского общества в целом (и его отдельных групп или членов, в частности), по основным проблемам, решаемым правоохранительными структурами. Такая осведомленность помогает в конкретных ситуациях ставить реальные достижимые задачи, избирать оптимальные средства для их решения. Подобная осведомленность может быть достигнута путем изучения общественного мнения в ходе повседневной деятельности правоохранительных органов и путем использования специальных методов.
В-пятых, необходима организация системы максимально полного получения информации, идущей от граждан и являющейся одним из элементов управленческих связей между гражданским обществом и правоохранительными структурами. Значимость этой информации достаточно велика, что требует направления её в максимально сжатые сроки и оптимальным путем именно той правоохранительной структуре или тому конкретному работнику, которому она необходима для выработки управленческого решения или коррекции уже принятого.
Библиографический список
1. Андреев А.Л. Правовой менталитет и отношение к милиции в российском обществе: социокультурные аспекты. Мониторинг общественного мнения. 2004; 4: 33 - 44.
2. Гуров Д.В. Правоохранительные структуры и гражданское общество в контексте новых вызовов времени. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 135 - 137.
3. Гуров Д.В. Проблемы становления правопорядка: гражданское общество как приоритетная сфера педагогического взаимодействия правоохранительных структур. Вестник СевКавГТИ. 2014; 19: 108 - 110.
4. Гуров Д.В. Формирование правовой активности как условия эффективного педагогического взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества. Инновации в образовании. 2012; 4: 117 - 124.
References
1. Andreev A.L. Pravovoj mentalitet i otnoshenie k milieu v rossijskom obschestve: sociokul'turnye aspekty. Monitoring obschestvennogo mneniya. 2004; 4: 33 - 44.
2. Gurov D.V. Pravoohranitel'nye struktury i grazhdanskoe obschestvo v kontekste novyh vyzovov vremeni. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 135 - 137.
3. Gurov D.V. Problemy stanovleniya pravoporyadka: grazhdanskoe obschestvo kak prioritetnaya sfera pedagogicheskogo vzaimodejstviya pravoohranitel'nyh struktur. Vestnik SevKavGTI. 2014; 19: 108 - 110.
4. Gurov D.V. Formirovanie pravovoj aktivnosti kak usloviya 'effektivnogo pedagogicheskogo vzaimodejstviya pravoohranitel'nyh struktur i grazhdanskogo obschestva. Innovacii v obrazovanii. 2012; 4: 117 - 124.
Статья поступила в редакцию 23.07.18
УДК 37
Klebleev Sh.A., postgraduate, teacher, Department of Applied Informatics, Crimean Engineering Pedagogical University
(Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF COMPETENCE. The article presents an analysis of the competence approach and competence in the system of Russian education. One of the main problems shown by the scientists of that time is the education system in the Russian Federation. Considerable attention is paid to the research, which allows modern scientists to achieve the greatest efficiency in the formation of competence. In this article, the principles of successful modernization of the current system are analyzed. Two main concepts are compared, such as "competence" and "competency" with reasoned conclusions based on reliable sources. The article reveals the main reasons for the most successful application of the above concepts to the current education system.
Key words: competence, competence, competence approach, subject competence.
Ш.А. Клеблеев, преп. каф. прикладной информатики, аспирант, ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь, Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Статья посвящена пристальному анализу компетентностного подхода и компетенции в системе отечественного образования. Одной из главных проблем, освещаемых учёными того времени была система образования в РФ. Значительное внимание уделяется исследованиям, что даёт возможность современным учёным достичь наибольшей эффективности в формировании компетенции. В данной статье анализируются принципы успешной модернизации нынешней системы. Освещается сравнение двух главных понятий, таких, как «компетентность» и «компетенция» с аргументированными выводами на основании достоверных источников. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины наиболее успешного применения вышеуказанных понятий для нынешней системы образования.
Ключевые слова: компетенция, компетентности, компетентностный подход, предметная компетентность.
Система образования в РФ в XXI веке имеет несколько особенностей, которые связаны с национальными традициями и спецификой. Сейчас она является открытой для внесения западных инноваций и новых тенденций. Это подтверждает повышение интереса педагогического сообщества к тому, чтобы создать компетентный подход в системе отечественного образования. Данная проблема освещалась в трудах многих российских ученых, таких как: В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, В.В. Краевский, К.Г. Митрофанов, Дж. Равен, В.П. Симонов, А.И. Субетто и др. У всех вышеуказанных авторов была своя интерпретация данного понятия, что порождало множественные варианты моделей и подходов для поиска решений.
На протяжении последних нескольких десятилетий многие ученые работают над улучшением системы образования и повышением её качества. В особенности изучаются вопросы компетентности и компетенции. Это направление обусловлено переменами на рынке труда, которые появились в последние годы. Рыночные условия ставят повышенные требования к личностным качествам человека, его профессиональным навыкам и знаниям. Все это привело к тому, что за последние десятилетия наиболее действенным оказался компетентностный подход. Данное понятие зародилось в Соединенных Штатах Америки около 50 лет назад, его использовали тогда, когда вопрос касался определения качеств специалиста, который может достичь наибольшего успеха. Оно применялось преимущественно в области деловых отношений. Компетенция, в данном случае, отделялась от профессиональных умений, знаний в конкретной области и других понятий, так как позиционировалась в качестве самостоятельной составляющей, важной для достижения успеха [1].
Соответственно, можно задаться вопросом: есть ли какая-либо методика обучения компетенциям? Проблема данного понятия перешла в область образования и заняла там значительную позицию.
Компетентностный подход, как сама системная концепция и понятие, занимает одно из главных мест в системе современного образования. В конце прошлого века подход с использованием данных понятий стал очень активно развиваться. На это повлияли различные модели образования, которые действовали в Соединенных Штатах Америки и Европе. Это совпадает с началом Болонского процесса. Байденко отмечает существенное влияние европейского подхода на современное отечественное образование, причем он указывает, что в РФ применяется именно ком-петентностный подход, а не понятие компетенции. Галашкина показывает в своей работе, что само понятие компетенции дано неоднозначно, и это приводит к появлению различных его толкований [2]. Трактовка понятия может быть как достаточно широкой, так и слишком узкой. Это приводит к тому, что семантика слова ещё не устоялась.
Благодаря сочетанию всех этих компонентов, человек может выделить для себя цели и пути для их достижения, которые бы отличались наибольшей эффективностью. Это способствует профессиональному развитию во многих сферах деятельности. О.М. Бобиенко в качестве компетенции описывает готовность и способность человека к работе. Эта способность должна быть основана на опыте или теоретической информации, которая была получена во время обучения. При этом личность должна самостоятельно обучаться, а после этого, использовать полученные знания и опыт в практической деятельности [3, с. 3]. Исходя из вышеуказанной информации, компетенцию можно описать как знание и опыт, относящиеся к какой-либо сфере, готовность к работе и приспособленность к различным, в том числе и нестандартным, ситуациям. Все эти определения предполагают, что качества, которые определяют компетенцию, должны быть
получены во время обучения. Не стоит забывать, что это направление не является главным в образовании студентов, а также не использовалось при создании стандартов обучения, различных программ и прочего. Иначе говоря, на базе компетентностного подхода создана только концепция самостоятельного обучения, причем развитие она получила только сейчас.
По мнению О.Б. Ермаковой и А.А. Вербицкого, данный подход является путём улучшения качества образования. Авторы считают, что он должен стать одним из основных в методологии модернизации этой системы [4]. По мнению учёных, чтобы успешно осовременить нынешнюю систему образования, нужно провести ряд существенных изменений, которые коснутся всех частей педагогической системы, куда входят:
• изменить содержание и состав образования: требуется отказаться от отдельных определений, которые встречаются в различных источниках, и перейти к универсальным понятиям, способам воплощения приобретенных навыков;
• изменить подход к итогам, как достигнутым, так и запланированным, в сфере образования: начать с создания ЗУН и продолжить развитием их различных компетентностей и компетенций;
• сменить отношение студентов к образованию: сделать существенный скачок от обыкновенного усвоения предоставленных данных к созданию образа всего, что окружает человека (речь идёт о наполнении личности знаний об окружающем мире, процессах в нем и прочих важных вещах, необходимых для этого), при помощи духовной, общественной и интеллектуальной культуры;
• изменить ход работы преподавателя: ему необходимо начать больше беседовать с учащимися (стоит отойти от прошлой системы, в которой проводилось лишь изложении информации вместо диалога);
• изменить особенности среды вне учебного заведения: повлиять на СМИ, общественное окружение и прочее;
• внести изменения в технологическое снабжение: необходимо более активно использовать современные технологии, которые помогут в развитии студентов;
• увеличить обеспечение системы образование в материальной, кадровой, технической, организационной и финансовой сфере.
Исходя из всего этого, чтобы обеспечить нормальное функционирование компетентностного подхода, требуется внести изменение в систему образования, материального снабжения и содержания самой программы обучения.
Сейчас компетентностный подход в образовании предполагает, что во время учебы человек получает нужные знания, умения и навыки, которые обеспечивают эффективную деятельность в профессиональной, социальной и личной сфере.
Стоит заметить, что умениям отводится особая роль, так как именно они позволяют находить нужные решения во время проблемных ситуаций, которые не были запланированы заранее.
Компетентностный подход становится обязательным условием для того, чтобы достичь запланированных результатов в образовании: развитие личности студента, ее становление, об-ученность и прочее. Если рассматривать ситуацию с точки зрения системы образования, то здесь компетентностный подход призван для создания условий, которые подходят для развития личности студента. Согласно данной системе, учащиеся должны уметь накапливать знания, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, а также уметь воплощать их на практике. При таком подходе используются новые способы обучения, технологии и прочее, что не использовалось в данной сфере ранее. Если рассматривать опыт создания и применения рассматриваемого под-
хода к обучению в Европе, то можно сделать некоторые выводы. Одним из таких выводов становится то, что главным является действие, связанное с проблемой и ситуацией, с которой может столкнуться человек. То, что связано с объектом, отходит на второй план.
В данной ситуации все они приобретают новое значение. Объекты расцениваются не как явления, которые поддаются классификации, а как подтверждение, что человек овладел определенной компетенцией. Стоит заметить, что присутствуют некоторые совпадения определенных компонентов с ЗУН. Несмотря на это, понятия из отечественной педагогики, с данными терминами имеют ряд отличий.
Подводя итоги всей вышеуказанной информации, можно выделить мысль, что компетентность и компетенция в современном понимании отечественных педагогов представляют собой естественные явления, которые нужно обдумывать и объяснять. В западной европейской культуре данные понятия воспринимаются как не образцовые явления, задействованные в социальной и обучающей системе. Здесь все воспринимается в качестве отображение интересов общества, вузов и прочего.
Компетентностный подход в наше время в системе образования рассматривается в виде двух основных понятий: компетентности и компетенции. Каждое из них нужно рассмотреть более тщательно. Компетенция является набором качеств человека, которые связаны между собой, и задаются относительно некоторого круга процессов и вещей. Компетентность является владением определенной компетенцией, в которую входит отношение человека к объекту деятельности. Таким образом, ясно видно, что оба данных понятия очень тесно связаны между собой. Предметная компетенция рассматривается, как понятие с
Библиографический список
четким описанием, а также с вероятностью образования в границах предметов обучения. По мнению А.В. Хуторского, здесь активно используются обе системы, отечественная классификация и европейская. Сюда входит коммуникативная, информационная, культурная, учебная и ценностно-смысловая компетенция. Если проанализировать имеющиеся литературные источники, которые касаются данной тематики, то можно сделать такой вывод, что в ныне действующих понятий компетенции необходимо выделить несколько главных компонентов:
• набор ЗУН, которые были получены человеком во время конкретной деятельности;
• степень подготовленности человека к воплощению полученных знаний в его будущей деятельности;
• область вопросов, в которой человек наиболее осведомлен и получил необходимый багаж знания, опыта, умений;
• набор определённых личностных и профессиональных качеств.
В результате можно сделать вывод, что наиболее успешное применение компетентностного подхода в нынешней отечественной системе образования помогает улучшить всесторонне развитие человека. Соответственно, учитывая все высказанные точки зрения касательно этой темы, можно выделить обобщенное определение понятия компетенции. Ее следует представить в качестве способности человека находить решение для различных задач, совокупности ЗУН и опыта, без которых невозможно вести определенную деятельность. Благодаря взаимодействию большого количества факторов, можно сделать вывод о том, что компетенцию следует понимать комплексно. Ведь она проявляется не самостоятельно, а с учетом определенных требований и условий, которые относятся к внутренней и внешней сфере.
1. Дохоян А.М. К вопросу о «компетенции» и « компетентности». Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 26; 11 - 15. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95287.htm
2. Галашкина Ю.М. Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции. Формирование компетенции как фактора конкурентоспособности работника. Вопросы экономики и управления. 2016; 5; 138 - 142. Available at: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1525/
3. Маршуба О.А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетенции. Концепт. 2014. Спецвыпуск № 08. Available at: https://e-koncept.ru/2014/14599.htm
4. Высшая школа: проблемы и перспективы: 12-я Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 22 - 23 окт. 2015 г. В 2 ч. Минск, 2015; Ч. 1: 116 - 125. Available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/149299
References
1. Dohoyan A.M. K voprosu o «kompetencii» i « kompetentnosti». Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2015; T. 26; 11 - 15. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95287.htm
2. Galashkina Yu.M. Teoreticheskij aspekt kompetentnosti. Vidy kompetencii. Formirovanie kompetencii kak faktora konkurentosposobnosti rabotnika. Voprosy 'ekonomiki i upravleniya. 2016; 5; 138 - 142. Available at: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1525/
3. Marshuba O.A. Klyuchevye kompetencii kak sostavlyayuschie professional'noj kompetencii. Koncept. 2014. Specvypusk № 08. Available at: https://e-koncept.ru/2014/14599.htm
4. Vysshaya shkola: problemy i perspektivy 12-ya Mezhdunar. nauch.-metod. konf., Minsk, 22 - 23 okt. 2015 g. V 2 ch. Minsk, 2015; Ch. 1: 116 - 125. Available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/149299
Статья поступила в редакцию 17.07.18
УДК 378
Lin Ying, postgraduate, Moscow State University of Education (Moscow, Russia), Head of Musical Department at High School of Arts of the Silk Road; teacher, Moscow University of Fine Arts of Weinan Pedagogical University (Weinan, China), E-mail: [email protected]
Goloshumova G.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Musicology and Music Education, Moscow State University of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF THE BASICS AND STRUCTURE OF THE CONCEPT OF "READINESS FOR INTERNATIONAL COOPERATION". The theoretical issues of personnel training for international cooperation are considered. The basics of such concepts as "readiness", "cooperation", "international cooperation", "readiness for international cooperation" have been analyzed on the basis of views of Russian and foreign scientists. The main components of "readiness" have been found out, with the most significant being the following: motivational, orientation and value-based, and pragmatist. The importance of vocational education in personnel training for international cooperation has been defined. The directions of personnel training for international cooperation in modern educational establishments have been set. The structure of readiness for international cooperation is presented by integrative unity of the following components: "self-concept", socio-pragmatist conscious, informational-instrumental readiness.
Key words: readiness, cooperation, international cooperation, readiness for international cooperation.
Линь Ин, аспирант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; заведующий музыкальным отделом Института искусств Шелкового пути, преподаватель Московского института искусств Вэйнаньского педагогического университета, г. Вэйнань, Китай, E-mail: [email protected]
Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, проф., Институт изящных искусств, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; г. Москва; E-mail: [email protected]