Научная статья на тему 'Проблемы формирования избирательных округов при проведении муниципальных выборов в России'

Проблемы формирования избирательных округов при проведении муниципальных выборов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
848
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Верижникова Н. М.

В статье затрагиваются актуальные проблемы организации и проведения муниципальных выборов в России. Исследуются особенности формирования избирательных округов при проведении выборов на местах как сложной стадии в рамках всего муниципального избирательного процесса. Акцентируется внимание на правовое регулирование формирования избирательных округов в муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Верижникова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования избирательных округов при проведении муниципальных выборов в России»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РОССИИ

© Верижникова Н.М.*

Государственный университет - учебно--научно--производственный комплекс,

г. Орел

В статье затрагиваются актуальные проблемы организации и проведения муниципальных выборов в России. Исследуются особенности формирования избирательных округов при проведении выборов на местах как сложной стадии в рамках всего муниципального избирательного процесса. Акцентируется внимание на правовое регулирование формирования избирательных округов в муниципальных образованиях.

Ключевые слова муниципальные выборы, муниципальный избирательный процесс, избирательные округа, местное самоуправление.

Для проведения муниципальных выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и проведения муниципальных выборов и от которых непосредственно гражданами РФ избираются депутаты представительных органов местного самоуправления и главы муниципальных образований [1]. Как свидетельствует муниципальная практика, при организации и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления до недавнего времени чаще использовались одномандатные избирательные округа.

Осуществляемая сегодня реформа местного самоуправления, которая уже привела, по сути, к двукратному увеличению числа муниципальных образований (прежде всего за счет появления небольших по численности жителей сельских поселений), может изменить сложившуюся практику образования избирательных округов в муниципальных образованиях: более целесообразным и оправданным может оказаться практика образования многомандатных избирательных округов.

Кроме того, требуют решения проблемы, связанные с образованием избирательных округов на выборах представительного органа муниципального района. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» устанавливает, что если данный орган формируется путем муниципальных выборов, то число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного

* Старший преподаватель кафедры «Конституционное и муниципальное право».

органа муниципального района (ст. 35). В данном случае возможно сочетание одномандатных и многомандатных избирательных округов при организации выборов депутатов представительного органа, а также возможна организация выборов па основе пропорциональной избирательной системы.

Единый избирательный округ образуется по выборам главы муниципального образования; он включает в себя всю территорию соответствующего муниципального образования. Единый избирательный округ может быть образован и при проведении муниципальных выборов в представительный орган муниципального образования на основе пропорциональной избирательной системы.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории согласно требованиям данного Федерального закона.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает следующие требования к образованию одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов:

1. Соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 %, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 %.

При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат.

Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 % от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15 % от средней нормы представительства избирателей (перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, например, Закон Хабаровского края от 29 мая 2002 г. «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей Хабаровского края для проведения выборов и референдумов» определяет критерии для включения местностей в перечень труднодоступных и отдаленных и устанавливает данный перечень).

Вместе с тем, если применение указанных положений влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, а также в других случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования могут быть образованы с

допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 %.

Однако, обеспечить примерное равенство избирательных округов в России очень сложно, это объясняется неравномерностью плотности населения на ее территории [2]. Поэтому неравномерность расселения избирателей на территории избирательных округов представляет собой серьезную технологическую задачу для организаторов выборов.

2. При образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 %.

3. Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

Соблюдение данных требований ориентировано на обеспечение равных условий участия граждан в выборах [3]. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что при исполнении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, должно учитываться административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований. При этом надо иметь в виду, что административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации (представляющее собой систему административно-территориальных единиц, на которые подразделяется территория субъекта Российской Федерации для осуществления функций государстве иного управления) может совпадать или не совпадать с территориальной организацией местного самоуправления.

В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования и избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

В многомандатном округе избиратель может обладать как числом голосов, равным количеству распределяемых мандатов, так и меньшим количеством голосов. Количество голосов, которыми обладает избиратель в многомандатном округе, закрепляется законом субъекта Российской Федерации о выборах в органы местного самоуправления. К определению количества голосов у избирателя закон предъявляет особые требования в ситуациях, когда на одних и тех же выборах образуются многомандатные округа с разным числом мандатов [4].

При таком сочетании разных типов округов возникает проблема соблюдения принципа равного избирательного права. Данный вопрос рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23 марта 2000 г. № 4-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области». Конституционный Суд отметил, что использование такой избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что требует также - при соблюдении пропорциональности представительства - наделения каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов. При соблюдении этого условия одновременное проведение выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам не ведет к нарушению конституционного принципа равенства избирательных прав [5].

Таким образом, говоря о многомандатных округах, наблюдается определенная эволюция законодателя. Примерно 10 лет назад на местном уровне, когда вся территория муниципального образования была единым многомандатным избирательным округом, население избирало списком всех депутатов представительного органа местного самоуправления, в их число проходили те, кто набрал больше определенного числа голосов «за» и получил меньшее в сравнении с соперниками число голосов «против».

Оценивая институт многомандатных избирательных округов нельзя не признать, что расширение его использования при проведении муниципальных выборов позволяет оптимизировать решение целого ряда организационно-правовых вопросов (образование избирательных участков, формирование участковых и окружных избирательных комиссий, изготовление избирательных бюллетеней и т.д.). В особенности это касается выборов в небольших по численности избирателей муниципальных образованиях. Возможность использования многомандатных округов должна быть распространена не только на выборы депутатов законодательных (представительных) органов местного самоуправления, но и на членов иных выборных органов и, прежде всего, контрольных и иных органов муниципальных образований.

Список литературы:

1. Выдрин И.В. Муниципальное право. - М., 2006. - С. 149.

2. Еремин А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3.

3. Князев С.Д. Правовой режим проведения выборов по многомандатным избирательным округам: состояние и перспективы совершенствования // Журнал российского права. - 2006. - № 4. - С. 74.

4. Нудненко Л.А. Новеллы федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 ок-

тября 2003 г. о непосредственной демократии // Право и политика. - 2004. -№ 3.

5. Стрельцов Д.Ю. Правовое регулирование выборов в органы местного самоуправления: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 78.

К ВОПРОСУ О ПРОЗРАЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК (ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ)

© Титова Г.Г.*

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Положительные и отрицательные аспекты запуска единой площадки, призванной объединить всю информацию о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, реализующего принцип открытость государственных закупок.

Ключевые слова закупки для государственных и муниципальных нужд, публикация информации, официальный сайт.

В сфере закупок для государственных и муниципальных нужд расходуются огромные бюджетные средства. Поиску наиболее подходящего поставщика и, как следствие, заключению сделки с ним по минимально возможной цене призваны поправки, внесенные в основополагающий документ, регламентирующий гражданско-правовые и процедурные вопросы закупок.

До 1 января 2011 года информация о проводимых заказчиком закупках размещалась на федеральном сайте, сайтах субъектов РФ и сайтах муниципальных образований. С 1 января 2011 года согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - ФЗ № 94) [2] начал функционировать официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг -www.zakupki.gov.ru. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [3] вышеназванный сайт признан официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт). Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 662 «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридиче-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.