Научная статья на тему 'Применение мажоритарной и смешанной избирательных систем на выборах в представительные органы местного самоуправления'

Применение мажоритарной и смешанной избирательных систем на выборах в представительные органы местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1225
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОТНОСИТЕЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА / СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / MAJORITY ELECTORAL SYSTEM OF RELATIVE MAJORITY / MIXED ELECTORAL SYSTEM / PROPORTIONAL ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов Макар Владимирович,

В данной статье рассматриваются виды избирательных систем, применяемые на муниципальных выборах в представительные органы. Отдельно приводятся избирательные системы, используемые на выборах в городские округа Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of majority and mixed electoral systems in elections to representative bodies of local self-government

This article discusses the types of electoral systems used in in elections to representative bodies of local self-government. Separately, the electoral systems used in the elections to urban districts of the Vologda region.

Текст научной работы на тему «Применение мажоритарной и смешанной избирательных систем на выборах в представительные органы местного самоуправления»

Применение мажоритарной и смешанной избирательных систем на выборах в представительные органы местного самоуправления

Application of majority and mixed electoral systems in elections to representative bodies of

local self-government

Соколов Макар Владимирович

Студент 1 курса

Факультет Юрист в органах государственной и муниципальной власти Северо-западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета им.

О. Е. Кутафина (МГЮА) г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 18 e-mail: makarsokolov35@gmail.com

Sokolov Makar Vladimirovich

Student 1 term

Faculty of Lawyer in state and municipal authorities Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 18 Marii Ul'yanovoy street, Vologda e-mail: makarsokolov35@gmail.com

Научный руководитель Павликов Сергей Герасимович

Доктор юридических наук

Профессор Финансового университета при Правительстве РФ, профессор Вологодского филиала

МГЮА им. Кутафина

г. Москва, Ленинградский проспект, д. 49, г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 18

e-mail: 89152499929@mail.ru

Scientific adviser Pavlikov Sergey Gerasimovich

Doctor of law

Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of the

Vologda branch of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 49 Leningradsky prospect, Moscow, 18 Marii Ul'yanovoy street, Vologda

e-mail: 89152499929@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются виды избирательных систем, применяемые на муниципальных выборах в представительные органы. Отдельно приводятся избирательные системы, используемые на выборах в городские округа Вологодской области.

Annotation.

This article discusses the types of electoral systems used in in elections to representative bodies of local self-government. Separately, the electoral systems used in the elections to urban districts of the Vologda region.

Ключевые слова: мажоритарная избирательная система относительного большинства, смешанная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

Key words: majority electoral system of relative majority, mixed electoral system, proportional electoral system.

В Конституции России закреплен принцип народовластия, как одна из основ конституционного строя. Высшей и непосредственной формой осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы. Граждане обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления [1].

Институт выборов является основной частью демократического общества. Он несет не только механизм реализации представительства граждан, но и создает основу признания политической власти обществом.

При проведении выборов в законодательные (представительные органы) субъектов Российской

Федерации и представительные органы местного самоуправления используется три вида избирательных систем: мажоритарная система относительного большинства, смешанная и пропорциональные системы. Первая предусматривает избрание зарегистрированного кандидата (кандидатов), получившего в округе большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Система может применяться в одномандатных и многомандатных избирательных округах. Пропорциональная система предусматривает зависимость количества отданных голосов избирателей с количеством получаемых избирательным объединением мандатов. При использовании мажоритарно-пропорциональной или смешанной системы избиратели голосуют как за список, выдвигаемый избирательными объединениями, в рамках пропорциональной системы, так и за кандидатов в одномандатных или многомандатных избирательных округах по мажоритарной системе.

Рассматривая вопрос о применении избирательных систем в и представительные органы муниципальных образований, необходимо учитывать влияние их на политические институты России. Как отмечает О.С. Морозова: «К достоинствам пропорциональной системы можно отнести то, что такая избирательная система обеспечивает избирателям возможность влиять на партийную систему путем голосования за определенную партию, создавая таким образом дополнительные преимущества в ее функционировании. Вторым преимуществом пропорциональной системы можно назвать то, что подобная система способствует лучшей институционализации, артикуляции групповых интересов в обществе. Пропорциональность обеспечивает интеграцию партийных разнонаправленных политических целей в единую политическую систему» [2].

Положительные стороны мажоритарной системы при проведении выборов в представительные органы власти по одномандатным округам находит Е.А. Кравцова. Она аргументирует это тем, что в таком случае население точно знает кандидатов в депутаты, которые будут представлять их интересы в избирательном округе, может с ними лично встретиться и сделать свой выбор более осознанно, чем при голосовании за списки, что обеспечивает столь востребованное персонифицированное представительство народа [3].

Рассматривая муниципальный уровень выборов можно отметить, что Конституцией России предусмотрено осуществление местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - 131-ФЗ) дает определение избирательной системы как условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Правом устанавливать виды избирательных систем, применяемых на выборах в муниципальных образованиях наделены субъекты Российской Федерации. Муниципальные образования в своих уставах определяют избирательную систему, применяемую при проведении муниципальных выборов [4].

131-ФЗ также дает право субъектам самостоятельно выбирать способ формирования представительных органов муниципальных районов, они могут избираться на основе всеобщего прямого тайного голосования населением, либо формироваться из глав и депутатов сельских поселений, входящих в соответствующих муниципальный район, по определенной законодателем норме представительства.

В Вологодской области на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований применяются мажоритарная система относительного большинства и смешанная избирательные системы. На выборах в городских округах допускается образование одномандатных или многомандатных избирательных округов. В городских и сельских поселениях предусматриваются только многомандатные округа [5].

Первая применяется на основании закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года № 2643 -ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства" и регулирует выборы представительных органов городских округов, сельских и городских поселений [6]. Смешанная система допустима только для городского округа, имеющего 34 и более депутатов [7].

Анализируя муниципальные избирательные кампании в Вологодской области, можно сделать вывод о преимущественном использовании мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Только выборы депутатов Череповецкой городской Думы созыва 2012-2017 годов были проведены с использованием смешанной избирательной системы [8].

Ранее мы подчеркивали связь между избирательной системой и институтами политической системы. В дополнение к этому, можно привести позицию Конституционного суда Российской Федерации из постановления № 15-п от 7 июля 2011 года. Конституционный суд допускает участие федеральных политических партий в деятельности муниципальных районов и городских округов, обращая внимание на то, что именно этим муниципальным образованиям передаются отдельные государственные полномочия. Таким образом, применение на выборах представительных органов муниципальных районов и городских округов смешанной -мажоритарно-пропорциональной - избирательной системы способствует сбалансированному учету в их деятельности государственных и местных интересов [9].

Также можно отметить необходимость соблюдения баланса между связью избирателей с депутатами представительных органов и соблюдением конституционного принципа многопартийности. Законодательство предусматривает в случаях, если часть депутатских мандатов на выборах представительного органа муниципального образования распределяется между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей минимальный процент голосов для преодоления так называемого "проходного барьера" должен устанавливается с расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

По итогам избирательной кампании в Череповецкую городскую Думу созыва 2012-2017 годов, проводимой по смешанной системе, четыре политические партии преодолели необходимый барьер и были допущены к распределению мандатов [10]. В то время как в созыве 2017-2022 годов, выборы в который проходили по мажоритарной системе относительного большинства, оказалась представлена одна политическая партия [11]. Как видно по приведенным примерам, использование только мажоритарной системы отрицательно сказывается на представлении интересов избирателей, так как при победе одного кандидата, голоса, отданные за другого остаются неучтенными.

Законодательство о выборах, в том числе в органы субъектов и муниципальных образований, переживает постоянные изменения, что характеризует российскую избирательную систему как развивающуюся. Применение избирательных систем здесь не является исключением, несмотря на их ведущую роль в процессе легитимации народных избранников. При рассмотрении вопроса о применении той или иной избирательной системы, наряду с позицией Конституционного суда, по нашему мнению, необходимо учитывать количество населения в городских округах Вологодской области, а также их историческое и экономическое значение для региона. Результат применения оптимальной системы должен привести к повышению стабильности политической системы путем представления большего числа групп населения.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

2. Морозова, О.С. Влияние типа избирательной системы на функционирование политической системы общества / О.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №2. - С. 48.

3. Кравцова Е.А. Выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации: пропорциональная или мажоритарная система? // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 1. С. 28.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.

5. Об избирательных системах, применяемых при проведении муниципальных выборов на территории Вологодской области [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 08 июля 2011 года № 2571-ОЗ -Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/453105324

6. О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 15 ноября 2011 года № 2643-ОЗ. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/453120891

7. О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 16 сентября 2011 года № 2596-ОЗ. - Режим Доступа : http://docs.cntd.ru/document/453369352

8. Избирательная комиссия Вологодской области [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим

доступа:

http://www.vologod.vybory.izbirkom.ru/region/vologod?action=show&vrn=4354026153149&region=35&prver=0&pro

9. По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Федерации» [Электронный ресурс] : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 15-П - Режим доступа : https://rg.ru/2011/07/20/postanovlenie-dok.html

10. Восьмой созыв Череповецкой городской Думы 2012—2017 годов [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://duma.cherinfo.ru/1516

11. 10 сентября 2017 года в Череповце прошли выборы депутатов Череповецкой городской Думы [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://duma.cherinfo.ru/duma/90014-10-sentabra-2017-goda-v-cerepovce-prosli-vybory-deputatov-cerepoveckoj -gorodskoj ^ту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.